Роботы на каждом шагу


Роботы на каждом шагу

РОБОТЫ НА КАЖДОМ ШАГУ

«Главки из повести «Роботы путешествуют»

В летние каникулы школьные роботы Знайка и Помошник взяли да и отправились в деревню. Произошло это не просто и не ради одной только прогулки, и мы об этом «не просто» расскажем.

Помощник

Школьный робот Помощник был придуман для оказания всяческогго рода помощи. Он пришивал оторванные пуговицы, прикреплял оторванные ручки к портфелям, разнимал драчунов, помогал сгружать школьную мебель, таскал тяжелые бидоны с краской, на спортивных соревнованиях болел за слабого. Он бы даже, наверно, одалживал деньги на булочку, если б они у него водились.
Зная его добродушный характер, ребята над ним подшучивали:
-Помощник! Там Леньке Дроботу ухо отогнули, никак не выпрямить, — говорил кто-то из ребят.
Робот к Леньке. Но по дороге все-таки поймет, что над ним подшутили, остановится.
-Ухо нельзя отогнуть, — прогудит укоризненно. – Ведь Леонид Дробот не робот. Ухо у него не железное.
-Помощник! Смотри – окна горят! – бросит ему на бегу шутник.
Окна на закате в самом деле пылают – будто докрасна раскалились. Робот обеспокоенно смотрит на окна. Надо спасать – а как, если их вон сколько! Внутри робота усиливается гудение, а в голове начинает что-то потрескивать – это Помощник так размышляет. Потом он принимает решение. Взбирается по пожарной лестнице на высоту третьего этажа и трогает спецальным пальцем-градусником стекло. Стекло холодное.
-Это обман зрения, — сообщает он, спустившись вниз. И успокаивает ребят: — Они не горят, Это только так кажется.

Знайка

Ученые подсчитали: один ребенок может задать взрослому 432 вопроса в день. И попробуй-ка ответить на все 432, если половина из них выглядит так: из чего состоит тень? Почему деревья растут вверх, а не вниз? Можно ли есть песок, если он не сахарный? Почему кошки ходят лёжа? Сколько на свете толстых и сколько худых?
Школьный робот Знайка… Знайкой, кстати, его назвали сами школьники во время опроса – как поименовать робота-энциклопедиста РШЭ-З… ну так вот, школьный робот Знайка знал все и мог ответить на самый мудреный вопрос, который способен задать только первоклашка.
На вопрос, например, из чего состоит тень, он отвечал: из вечера.
К обеду ребята так уставали от собственных вопросов, что не могли вымолвить ни слова. Зато учителя и родители были спасены.
Вот и еще один удачный ответ нашего энциклопедиста. Как-то один настырный первоклашка, Гоша Колотун, не в силах придумать хоть еще один вопрос, спросил у робота:
-А… о чем тебя еще можно спросить?
Знайка на это ответил не сразу. Он что-то обдумывал.
-Спроси, — сказал он наконец, — не устал ли я.
-Знайка, — обрадовался Вова, — а ты не устал?
-Большое спасибо, Вова, – раздельно сказал энциклопедист. – Я не устал, но знаешь, как приятно, когда и к роботу относятся по-человечески!

ГДЕ ВОЗ?

Это всё предисловие, а история наша только-только начинается. Она приключилась во время весенне-летних экзаменов, в последние ее дни.
Для роботов экзамены тоже были трудным делом, но совсем по другим причинам, чем у школьников. Знайка, ясно, был нарасхват. Его спрашивали одновремено с девяти сторон. И про характер пушкинской героини Татьяны Лариной, и про второй закон Ньютона, и про год рождения короля Пипина Короткого. Подзаряжать аакумуляторы робота-энциклопедиста нужно было каждый день, но об этом в суете забывали, и Знайка начинал заикаться. Заикаться и говорить, что в год, когда родился Пипин Короткий, Татьяна Ларина сильно изменилась согласно второму закону Ньютона.
Кто-то из спрашивающих догадывался, что аккумуляторы энциклопедиста разрядились, и Знайку тащили к ближайшей розетке. Тащили – потому что колени робота подгибались, руки висели, голова поникла, а язык заплетался.
Надо было видеть, как оживал робот. Первой поднималась его тяжелая, круглая, как глобус, голова. Взгляд яснел. Руки переставали болтаться, и Знайка проверял, на месте ли его голова. Выпрямлялись колени. Робот встряхивал головой, словно приводя ее в окончательный порядок (расставляя все по своим местам), и точно отвечал на заданный вопрос.
С Помощником же все было наоборот. Этот во время экзаменов шатался по школе без дела. Без дела в то время, когда десятки человек нуждались в помощи! То тут, то там слышалось:
-Люди, тону!
-Ничего не секу, хоть меня убей!
-Зубрю, зубрю, а с места не сдвинусь!
Помощник подходил и робко предлагал:
-Может, я тебе как-то помогу? Может, тебя нужно подтолкнуть?
-Иди ты! – отвечали роботу. – Что я тебе – тележка?
В это время кто-то кричал:
-В одно ухо влетает, а в другое вылетает!
Тяжеловесный робот спешил на помощь.
-Давай я заткну ухо, из которого улетучиваются знания!
А тут слышалось совсем уж отчаянное:
-Алексей Петрович с меня живого шкуру спустит! – вспомнит мне кое-что!
Рассказывали, что робот Помощник одной из первых серий не выдержал призывов о помощи и жалоб, ворвался в класс, где экзамен принимал слишком строгий учитель, сгреб его в охапку, из класса вынес и из школы тоже, во дворе отпустил, но встал на пороге и, скрестив руки на железной груди, сказал учителю, что тот больше в класс не войдет. Так робот понял задачу помогать…
Помощники следующих серий этого уже не делали, им строго-настрого запретили входить в класс во время урока, а тем более экзамена и выносить оттуда преподавателей.
И вот когда наш Помощник шатался без дела по коридорам, слыша отовсюду призывы о помощи, с ним происходило то, с чем пока не сумели сладить конструкторы. В роботе, созданном для помощи, призванном помогать, накапливался заряд услуги. Робот, если сказать о нем, как о человеке, изнемогал от желания помочь, что-то для кого-то сделать. Об этом наапливающемся заряде услуги предупреждала инструкция. Предупреждала и предписывала Помощника своевременно разряжать, давая то или иное поручение. Но в суете экзаменов об этом пункте инструкции тоже забывали, и Помощник ходил по школе, готовый, что называется, лоб расшибить, лишь бы услужить кому-либо.
Ну и вот, шагает Помощник мимо класса, где идет экзамен, а там кто-то читает стихотворение, а последнюю строчку произносит с такой печалью, что робот останавливается:
-Да только воз и ныне там!
Помощник застывает около этой двери, как часовой. Он еле дожидается ученика, что читал стихотворение (робот узнал его по голосу), и спрашивает:
-Славик, где воз?
Этот разговор мы приводим как можно точнее.
Итак:
-Славик, где воз?
Славик, естественно, вытаращивает глаза.
-Какой воз?
-Который не смогли вытащить. Ты говорил о нем пять минут назад.
-А-а… Так он же из басни! — И Славик снова идет к двери, из которой только что вышел: в классе, у доски стоит сейчас его друг.
Помощник за ним.
-Но он все еще там?
-Кто?
-Не кто, а что, — поправляет его Помощник, вспоминая Знайкины уроки. – Я спрашиваю про воз.
-Так я же тебе говорю – он из басни!! – Славик прилипает ухом к двери.
Помощник задумывается. Но через минуту снова гудит:
-Ты, наверно, хочешь надо мной посмеяться. Воз не может находиться в басне. Басня – это то, что учат наизусть, а воз – это то, на чем возят грузы. Скажи мне честно – где воз?
Славик не выдерживает и кричит:
-Там он и стоит, где его оставили! Иди, — и тут он невзаначай произносит магическое для робота слово: — Иди и помоги вытащить!
-Так, — говорит робот, что-то соображая или вычисляя, — так, так…
Сказав еще раз «так», Помощник повернулся и пошел по коридору. И чем дальше он уходил от класса, тем решительнее становился его шаг. Через три минуты он вышел из школы и исчез.
Электронный мозг робота получил сигнал о беде. Где-то стоит воз, он застрял, люди говорят об этом с печалью. Люди от этого страдают! Он, робот, призванный помогать, должен вытащить воз! Но сначала он должен его найти.
Найти воз из басни Крылова «Лебедь, рак и щука»…

То ли Костя, то ли Сеня

Знайка догнал Помощника только у выхода из города – когда на обочинах шоссе появились чертополох, лебеда, сурепка и даже цветущий козлобородник.
Помощник, шагая, смотрел только вперед, трава его не интересовала..
-Смотри, Знайка, что-то тарахтит нам навстречу.
-Кажется, это комбайн. Мы можем спросить у комбайнера, далеко ли до деревни.
Роботы спутились с дороги на луг с высокой травой и пошли навстречу комбайну-сенокосилке.
Помощник поднял руку, и агрегат остановился в трех метрах от них. Комбайнера на нем не оказалось. На месте кабины был металлический ящик величиной с хлебницу. Но кто же остановил комбайн?
-Вы роботы? – раздался голос. Приятели посмотрели друг на друга, потом по сторонам, даже оглянулись: никого. – Вы сюда смотрите, на комбайн. Ведь я тоже робот.
-Ты робот? – первым опомнился Знайка.
-Конечно. А что тут удивительного? Я робот-сенокос. Зовут меня кто Сеней, кто Костей. – Из комбайна высунулась длинная суставчатая рука, и наши роботы пожали ее. – Она у меня для ремонта, — объяснил Комбайн (будем называть его так), — достаю на себе любое место. Вы, наверно, городские, да?
-Городские, — ответил Знайка.
Помощник молчал, разглядывая робота, который был больше его раз в десять.
-Потому-то вы обо мне и не знаете. Правда, я всего лишь вторая модель. А как вы сюда попали?
-Мы ищем воз, — наконец-то вымолвил Помощник первую, и, признаться, не самую удачную фразу. – Ты случайно не знаешь, где он? Мой приятель, хоть и Знайка, а не слыхал о нем.
-Воз? – удивился Комбайн. – У нас в деревне, кажется, остались одна или две телеги. А зачем вам воз?
Знайка незаметно толкнул Помщника в бок и быстро ответил сам:
-Нам приказано снять с него точный чертеж, чтобы можно было построить телегу. Она нам нужна для музея истории.
-Телега – это, конечно, старина, — согласился Комбайн. – Между прочим, она моя дальняя родственница – ведь у нее, как и у меня, четыре колеса. Но телега никогда не умела ни ездить сама, ни убирать урожай, ни говорить, ни думать.
-Так ты тоже умеешь думать? – брякнул Помощник.
-А как же! – Голос у Комбайна был, как и у Помощника, без окраски, только громче или тише. Сейчас он сказал громче: – Ясно, умею! Может, не хуже тебя, хоть ты и на двух ногах, а я на четырех колесах. Но это еще не все: я и стихи сочиняю. Если луг ровный и если все у меня в порядке, другими словами, если работа ладится, они получаются у меня сами собой.
-Прочитай хоть одно, — попросил Знайка.
-Пожалуйста. – Комбайн поднял свои подвижные глаза-фары к небу и загудел, размахивая ремонтной рукой:
Коси, коса, пока роса!
Спешите, тыре колеса!
Смотрите вни, мои глаза,
Чтоб не скосить случайно за!
-Очень хорошие стихи, — одобрил Помощник, — мне нравятся.
-Хорошие, — похвалил и Знайка. – Но объясни мне, Костя, что такое «тыре», «вни» и «за»?
-Ну, это понятно каждому, кто хоть раз косил! – воскликнул Комбайн. – «Тыре» это, разумеется, «четыре», «вни» — это «внимательно», а «за» — это, конечно, «заяц». И даже не заяц, а зайчонок, потому что взрослый заяц вовремя убегает. Но эти слова, особенно «внимательно» и «зайчонок» такие длинные, что никак не помещались в строчку, и мне пришлось их укоротить, чтобы не сбиться с рабочего ритма. Я же говорил, что сочиняю стихи на ходу.
-Я должен был сам об этом догадаться, — сказал Знайка. – Моя беда в том, что я никогда не косил.
-Я тоже знаю одно стихотворение, — сказал в свою очередь Помощник.- Вот послушай… – И он прочел известную нам басню. Последнюю строчку «А воз и ныне там» он произнес громче и уставился на Комбайн, ожидая оценки.
-Это ты сочинил? – позавидовал Комбайн. – Я бы так не смог.
-Нет, это не я. Один человек. Его зовут Крылов. Что ты думаешь об этом стихотворении? Тебе не кажется, что…
-Кажется, кажется! Там ни слова не сказано про того, кто поставил лебедя, рака и щуку в одну упряжку. Ты это имел в виду? Кто так делает?! – В Комбайне что-то грохнуло. – Вот о ком нужно было сказать веские слова! К тому же видно, — добавил Комбайн, — что ваш Крылов сочинял стихотворение не на ходу. За столом небось рассиживал. Недосказать кое-что, чтобы читатель хорошенько пошевелил мозгами, — вот, по-моему, задача поэта!
Начался разговор на тему, в которой Помощник чувствовал себя неуверенно.
-Нам не пора? – тихонько спросил он у Знайки.
-Подожди, — ответил тот. – И снова обратился к Комбайну: — Уж коль ты заговорил о недосказанном, не расшифруешь ли мне, что такое «ко-ко-ко» и «га-га-га»? Ни в одном словаре этих слов нет, а ребята смеются, когда я говорю им, что не знаю.
Внутри Комбайна что-то негромко застучало.
-Горожане и есть горожане. Не знать таких простых вещей! «Ко-ко-ко» — это про курицу, а «га-га-га» – про гуся!
-Я догадывался, — Знайка покачал головой, – но уверенности у меня не было, а я все должен знать наверняка. А что ты скажешь про «ни гугу»?
-«Ни гугу»? – Комбайн потер ремонтной рукой ящичек, похожий, как мы сказали, на хлебницу. – «Гу» не говорит ни одно из известных мне животных… А-а! «Ни гугу» — это когда кто-нибудь не подает гудка! Едет прямо на тебя и почему-то не гудит. Ты бы и сам мог дотумкать, — а еще Знайка!
-Слово «дотумкать» мне как-то объяснили… — задумчиво сказал Знайка. – А вот как ты растолкуешь мне выражение «ни бум-бум»? – Энциклопедиста, видимо, задели последние слова Комбайна.
Новый знакомый наших путешественников погрузился в молчание, столь долгое, что стал напоминать обычную сенокосилку.
-«Ни бум-бум», «ни бум-бум»… – подал он наконец голос. – Я, понятно, слышал эти слова и не раз, но как-то не задумывался над ними… – И вдруг Комбайн встряхнулся. – А не кажется ли вам, друзья мои, что это свежее выражение из словаря роботов? «Ни бум-бум», по-моему, говорят, когда никто не идет к тебе с молотком и отверткой! Честное слово, с этого дня я буду использовать это выражение! Видите, как полезно общаться? Не приди вы, разве узнал бы я новое словечко? — Комбайн не давал своим собеседникам раскрыть рта. – Но и у меня к вам есть вопрос. Дело в том, что во мне, — робот-громадина показал ремонтной рукой куда-то назад, — свила гнездо птица и высиживает яйца. И я не знаю, кем я прихожусь будущим птенцам. Иногда я чувствую себя отцом, иногда же – просто домом.
Знайка хотел было сказать, что он об этом думает, но Помощник опередил его.
-Кто ты – отец или дом, — важно произнес он, — скоро узнаешь сам. Если в гнезде появятся маленькие комбайнята, ясно, что ты отец, но если птенцы – ты только дом.
Комбайн снова потер рукой ящичек.
-Смотрите, как все просто. А я мучился три дня… – И тут он спохватился. – Что я делаю?! Сам себе говорю: «Коси, коса, пока роса!», а вместо этого болтаю!.. Очень рад был с вами познакомиться, — скороговоркой закончил он беседу, — приходите как-нибудь еще. Пока! – Мотор его взревел и Комбайн двинулся по лугу.
Знайка что-то вспомнил и побежал за ним.
-Постой! – крикнул он. – Постой!
Комбайн остановился и приглушил мотор.
-Как называется эта деревня? – Знайка показал на селение в трех километрах от луга.
-Болотино, — ответил Комбайн.

Добавить комментарий