ЭЗОПОВ ЯЗЫК – ГОВОРИМ И ПЕРЕВОДИМ БЕЗ СЛОВАРЯ (Игорь Царев)

Браво, браво, господа ученики. Я очень доволен “Парадом парадоксов”. Все успешно справились с заданием. Я не буду сейчас говорить о художественных достоинствах получившихся стихотворенеий, хотя некоторые на хорошем уровне!

Упомяну Г.Неймана с катреном:
В наш век сенсации нередки,
в печать идет туфта любая…
Но любят желтые газетки
клубничку с грифом “голубая”.

ОБРАЩЕНИЕ К НОВОБРАНЦАМ (dnp)
Победам славным открывая счет,
не посрамите командиров, братцы!
Награды ждут нас! С Богом… и ещё –
на поле брани матом не ругаться!

Леонид Раев с каитреном:
Зря ревнует жена меня. Глупо!
В дом – зарплата, не пью и не груб,
Из любовниц – одна только Люба…
Я вообще, господа, однолюб.

Вера Хамидуллина
с катреном:
Я работу люблю как еду – питьё.
Я пишу её буквой заглавною.
Я б могла с головою нырнуть в неё,
Но опомнилась – мелко плаваю!

Впрочем, еще не время раздавать награды и пряники. Задача нашего “Парада парадоксов” была в другом – почувствовать, что буквально одна строка может наполнить стихотворение глубоким смыслом. Безусловно, прием с использованием парадоксальных построений нельзя использовать часто. Но иногда он позволяет точнее папость в цель. Хотя, как говорят врачи, лучше на себе не показывать. Приведу здесь свое стихотворение.

Большому ПОЭТУ

Грустный взгляд бровями взят в кавычки.
Прожигая время папироской,
Ты молчишь, сутулясь по привычке,
Чтобы показаться ниже ростом.
Каждым шагом в зыбкой почве тонешь,
Сея звезды, словно зерна гречки,
Смотришь, как клюют с твоей ладони
Маленькие злые человечки.
Тлеющий огонь душевной смуты
Не погасишь чаем из стакана.
Смех высокомерных лилипутов
Унижает даже великанов.
Но строка – чернильная, святая
В небо колокольное стучится.
И над ней перо твое летает,
Так и не привыкнув мелочиться.

Думаю, что вы легко уже можете найти здесь приемы, которые мы отрабатывали в “Параде парадоксов”.

А теперь, пойдем дальше. Поговорим о том, что принято называть “Эзоповым языком”. Словари говорят, что это –
иносказательный язык, полный умолчаний, намеков, аллегорий. Выражение происходит от имени легендарного греческого баснописца Эзопа, который, как известно, был рабом и чтобы свободно выражать свои мысли использовал язык иносказаний.

Почему-то многие считают. Что эзопов язык имспользуется только в баснях. Спору нет. Крылов и многие другие неплохо использовали технику Эзопа. Простой пример:

«О, други! — начал Лев,— по множеству грехов
Подпали мы под сильный гнев богов;
Так тот из нас, кто всех виновен боле,
Пускай по доброй воле
Отдаст себя на жертву им!
Быть может, что богам мы этим угодим…»
Приговорили —
И на костер Вола взвалили.
И в людях так же говорят:
Кто посмирней, так тот и виноват.

Написано давно, а актуально и сегодня 🙂 И всем понятно, что не о волке речь. В эзопове языке важен “эзотерический”, тайный смысл, потдекст. А это, с моей точки зрения, одна из важнейших составляющих поэзии. Кстати, многие восточные культуры не отделяють понятие подтекстов от ткани поэзии. Так, для китайцев в произведении истинной поэзии почти всегда есть подтекст. Японцы тоже настаивают на том, что поэзия не может говорить прямо; образы должны воссоздаваться не в произведении, а в самом сердце читателя, повинуясь закону созвучия подобного; только тогда они не останутся чем-то внешним, посторонним для читателя, только тогда будут для него истинно живыми. Приемы скрытой ассоциации, внутреннего параллелизма всегда почитались в Стране восходящего солнца наивысшей ступенью поэтичности.

В Советском Союзе эзопов язык часто использовался многими поэтами и бардами. Вспомним Высоцкого, скажем, его песню о волках. Ведь никто не сомневается, что речь то в песне вовсе не о серых хищниках!.. И примеров из Советских времен множестиво. Не буду приводить. Ведь и не это сегодня наша цель.
Я хочу сказать вам, что эзопов язык – это не только аналогии. Мол, пишем об осле – понимай о глупце, о льве – о начальнике… Искусство эзопова языка шагнуло много дальше. Игра в двусмысленность, неоднозначность смысла может вестись не только на уровне сюжета, а на уровне отдельных строк и даже слов. Ведь, не секрет, что некоторые слова обладают сразу несколькими смыслами. И, умело используя это, можно вложить в стихотворение очень многое.

Например, Мария Даценко (Сударушка) в параде парадоксов предложила следующий катрен
Несусь, когда хочу остановиться,
Стою, когда колотится внутри.
Во сне мне явь садится на ресницы,
А в яви сон со мною говорит.

В нем она невольно использовала одно из таких слов с двойным смыслом. И я вынужден был поправить ее, попросив заменить слово “несусь” на какое-нибудь другое, чтобы не возникало куриных ассоциаций.

Такие слова с “двойным дном” надо чувствовать, и всегда замечать. А при сознательном и умелом их использовании второй “тайный” смысл может придать строкам дополнительные краски.
Хотя… Иногда именно этот прием встречает непонимание. Желающие могут заглянуть по этой ссылке и увидеть, как меня раскритиковали за использование в одном из текстов такого
слова с секретом.

http://www.stihi.ru/poems/2006/05/13-489.html

Но, думаю, что это не должно нас останавливать.
Предлагаю вам следующее задание – предложить на обсуждение класса слова, сочетание слов, фразы, предполагающие неоднозначное проочтение, содержащие элементы эзопова, тайного языка.

Для экономии времени, чтобы не обшаривать Интеренект в поисках примеров из классиков, опять процитирую себя.

Хорошее слово пытливый. Есть в нем подтекст. Я использовал его однажды для эпиграммы

Врач пациента изучал
пытливым взглядом палача.

или слово “полный, полная”.

Вы дама очень не простая,
Я не пытаюсь вас пронять.
Вы полная, хотя пустая,
Умом такое не объять.

или

Впрочем, не буду отбивать у вас хлеб. Жду ваших предложений.
И, приношу извинения за возможные грамматические ошибки. Устал на работе, и пишу прямо в крохотное окошко “для размещения заданий”. Надо бы перепроверить, но очень хочу скорее дать вам следующее задание.
Итак, вперед!

бра

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.