ЭЗОПОВ ЯЗЫК — ГОВОРИМ И ПЕРЕВОДИМ БЕЗ СЛОВАРЯ (Игорь Царев)


ЭЗОПОВ ЯЗЫК — ГОВОРИМ И ПЕРЕВОДИМ БЕЗ СЛОВАРЯ (Игорь Царев)

Браво, браво, господа ученики. Я очень доволен «Парадом парадоксов». Все успешно справились с заданием. Я не буду сейчас говорить о художественных достоинствах получившихся стихотворенеий, хотя некоторые на хорошем уровне!

Упомяну Г.Неймана с катреном:
В наш век сенсации нередки,
в печать идет туфта любая…
Но любят желтые газетки
клубничку с грифом «голубая».

ОБРАЩЕНИЕ К НОВОБРАНЦАМ (dnp)
Победам славным открывая счет,
не посрамите командиров, братцы!
Награды ждут нас! С Богом… и ещё —
на поле брани матом не ругаться!

Леонид Раев с каитреном:
Зря ревнует жена меня. Глупо!
В дом – зарплата, не пью и не груб,
Из любовниц – одна только Люба…
Я вообще, господа, однолюб.

Вера Хамидуллина
с катреном:
Я работу люблю как еду — питьё.
Я пишу её буквой заглавною.
Я б могла с головою нырнуть в неё,
Но опомнилась — мелко плаваю!

Впрочем, еще не время раздавать награды и пряники. Задача нашего «Парада парадоксов» была в другом — почувствовать, что буквально одна строка может наполнить стихотворение глубоким смыслом. Безусловно, прием с использованием парадоксальных построений нельзя использовать часто. Но иногда он позволяет точнее папость в цель. Хотя, как говорят врачи, лучше на себе не показывать. Приведу здесь свое стихотворение.

Большому ПОЭТУ

Грустный взгляд бровями взят в кавычки.
Прожигая время папироской,
Ты молчишь, сутулясь по привычке,
Чтобы показаться ниже ростом.
Каждым шагом в зыбкой почве тонешь,
Сея звезды, словно зерна гречки,
Смотришь, как клюют с твоей ладони
Маленькие злые человечки.
Тлеющий огонь душевной смуты
Не погасишь чаем из стакана.
Смех высокомерных лилипутов
Унижает даже великанов.
Но строка — чернильная, святая
В небо колокольное стучится.
И над ней перо твое летает,
Так и не привыкнув мелочиться.

Думаю, что вы легко уже можете найти здесь приемы, которые мы отрабатывали в «Параде парадоксов».

А теперь, пойдем дальше. Поговорим о том, что принято называть «Эзоповым языком». Словари говорят, что это —
иносказательный язык, полный умолчаний, намеков, аллегорий. Выражение происходит от имени легендарного греческого баснописца Эзопа, который, как известно, был рабом и чтобы свободно выражать свои мысли использовал язык иносказаний.

Почему-то многие считают. Что эзопов язык имспользуется только в баснях. Спору нет. Крылов и многие другие неплохо использовали технику Эзопа. Простой пример:

«О, други! — начал Лев,— по множеству грехов
Подпали мы под сильный гнев богов;
Так тот из нас, кто всех виновен боле,
Пускай по доброй воле
Отдаст себя на жертву им!
Быть может, что богам мы этим угодим…»
Приговорили —
И на костер Вола взвалили.
И в людях так же говорят:
Кто посмирней, так тот и виноват.

Написано давно, а актуально и сегодня 🙂 И всем понятно, что не о волке речь. В эзопове языке важен «эзотерический», тайный смысл, потдекст. А это, с моей точки зрения, одна из важнейших составляющих поэзии. Кстати, многие восточные культуры не отделяють понятие подтекстов от ткани поэзии. Так, для китайцев в произведении истинной поэзии почти всегда есть подтекст. Японцы тоже настаивают на том, что поэзия не может говорить прямо; образы должны воссоздаваться не в произведении, а в самом сердце читателя, повинуясь закону созвучия подобного; только тогда они не останутся чем-то внешним, посторонним для читателя, только тогда будут для него истинно живыми. Приемы скрытой ассоциации, внутреннего параллелизма всегда почитались в Стране восходящего солнца наивысшей ступенью поэтичности.

В Советском Союзе эзопов язык часто использовался многими поэтами и бардами. Вспомним Высоцкого, скажем, его песню о волках. Ведь никто не сомневается, что речь то в песне вовсе не о серых хищниках!.. И примеров из Советских времен множестиво. Не буду приводить. Ведь и не это сегодня наша цель.
Я хочу сказать вам, что эзопов язык — это не только аналогии. Мол, пишем об осле — понимай о глупце, о льве — о начальнике… Искусство эзопова языка шагнуло много дальше. Игра в двусмысленность, неоднозначность смысла может вестись не только на уровне сюжета, а на уровне отдельных строк и даже слов. Ведь, не секрет, что некоторые слова обладают сразу несколькими смыслами. И, умело используя это, можно вложить в стихотворение очень многое.

Например, Мария Даценко (Сударушка) в параде парадоксов предложила следующий катрен
Несусь, когда хочу остановиться,
Стою, когда колотится внутри.
Во сне мне явь садится на ресницы,
А в яви сон со мною говорит.

В нем она невольно использовала одно из таких слов с двойным смыслом. И я вынужден был поправить ее, попросив заменить слово «несусь» на какое-нибудь другое, чтобы не возникало куриных ассоциаций.

Такие слова с «двойным дном» надо чувствовать, и всегда замечать. А при сознательном и умелом их использовании второй «тайный» смысл может придать строкам дополнительные краски.
Хотя… Иногда именно этот прием встречает непонимание. Желающие могут заглянуть по этой ссылке и увидеть, как меня раскритиковали за использование в одном из текстов такого
слова с секретом.

http://www.stihi.ru/poems/2006/05/13-489.html

Но, думаю, что это не должно нас останавливать.
Предлагаю вам следующее задание — предложить на обсуждение класса слова, сочетание слов, фразы, предполагающие неоднозначное проочтение, содержащие элементы эзопова, тайного языка.

Для экономии времени, чтобы не обшаривать Интеренект в поисках примеров из классиков, опять процитирую себя.

Хорошее слово пытливый. Есть в нем подтекст. Я использовал его однажды для эпиграммы

Врач пациента изучал
пытливым взглядом палача.

или слово «полный, полная».

Вы дама очень не простая,
Я не пытаюсь вас пронять.
Вы полная, хотя пустая,
Умом такое не объять.

или

Впрочем, не буду отбивать у вас хлеб. Жду ваших предложений.
И, приношу извинения за возможные грамматические ошибки. Устал на работе, и пишу прямо в крохотное окошко «для размещения заданий». Надо бы перепроверить, но очень хочу скорее дать вам следующее задание.
Итак, вперед!

бра

Добавить комментарий