Картина


Картина

I

В конце мая в Национальном Музее Изобразительного Искусства состоялась презентация новой Арт-галереи, обширно представляющей философию постмодернизма в живописи конца ХХ- начала ХХI века.
Вниманию посетителей предлагались 126 авторских работ, часть из которых впоследствие, по выбору жюри и публики, должна была
войти в постоянную экспозицию музея. Интерес к выставке и ее успех превзошли все ожидания организаторов. Были учреждены премии и награды, изданы официальные каталоги и буклеты, написаны обзорные статьи и проведены конференциии.
В левом крыле центрального зала под условным названием «Море и птица», экспонировалась картина, получившая в прессе наибольшее число откликов и симпатий и взволновавшая даже самых закоренелых скептиков.
Эстетизм посетителей взбудораживался издалека — столько иссупленной страсти, свободы и желания было в художественной композиции: ярко-мохнатое фантаcмагорическое существо, безрассудно ныряющее в шторме реалистически выписанных
морских волн, заставляло сначала содрогнуться от увиденного,
а потом, после резкого шокового состояния, при более близком рассмотрении просветлеть и сердцем и мыслями.
В каталоге выставки корифеи искусства сдержанно отмечали экстравагантную утонченность кисти и импрессионизм мышления художника. Молоденькая экскурсовод, упиваясь своей осведомленностью, каждый день туманно и обманно рассказывала
о творческих замыслах и обстоятельствах, родивших картину.
На табличке внизу значилось: автор неизвестен.

II

… Она никогда не уставала смотреть на море.
Оно было такое живое, такое чувственное, такое понятное и родное; оно так соответствовало ее душе, жаждущей романтики, простора и необычности; оно так впитывало ее страхи, сомнения и печали, что это единение непокорного и непонятного для многих женского существа с природной стихийностью вылилось в совершенно особую страсть и привязанность.
Как любая хулиганская девчонка, она грезила о дерзновенных приключениях, мечтала совершить необыкновенно-романтическое кругосветное путешествие и конфликтно огорчалась, когда ей
по-доброму советовали бросить эту несусветную чушь и,
наконец-то, серьезно подумать о жизни.
Но – сбылось.
Пусть не в том ракурсе, о котором мечталось, пусть совсем не при романтических обстоятельствах, но она сама, живая, из плоти и
крови, однажды стояла на борту океанского лайнера,
пересекающего экватор, и, закрыв глаза, с жадностью впитывала
в себя происходящие с ней метаморфозы. Обласканная атлантическими ветрами, пронизанная солнечным светом, отражающимся в серебряных волнах, она застывала в невесомом арабеске на носу корабля в той самой его точке, где теряются
любые физические ощущения, где не существует ничего материального, где магически сливаются воедино воображаемые
миры и земные представления. Раскрывая руки широко и вольно, как большие крылья свободно летящей птицы, она поднималась на
высоких носках, и, отрываясь от палубы корабля, невесомо парила
над ней, стремясь туда – вперед и вперед, словно обгоняя свой быстрокрылый корабль и указывая ему в ошеломляюще-бесконечных просторах воды и неба тайные звездные ориентиры.
Это ощущение полета, полной духовной раскрепощенности и душевного единства с природным миром было неповторимым и незабываемым.
Море пришло и осталось навсегда в ее жизни. Оно стало ее внутренним «я», символом ее надежд и мечтаний, мерилом ее ценностей, движений и волнений, поверенным ее тайных мыслей
и желаний; она обращалась к нему в минуты огорчения и радости, вспоминала о нем с любовью и слезами, писала о нем стихи и пела песни, восторженно рассказывала всевозможные легенды и
правдивые истории; и, конечно, очень хотела вернуться к нему.
И когда первый раз в жизни, много лет спустя, она взяла в руки
кисть, ее первые художественные мазки превратились в море,
в то далекое и шумное море, которое ее когда-то очаровало
дикой красотой неукротимости.
И странное существо посередине картины, созданное не красками,
но из летящих ворсинок пушистого песцового меха: то ли рыба,
то ли птица, которое – непонятно – пряталось ли в волнах от надвигающихся грозовых туч и искало защиты, или, наоборот,
мечтало улететь – вырваться на волю, – а море не пускало, – эта абстракция – колючая, блестящая и беззащитная, – плод ее возбужденной фантазии, вольнодумно инкрустированный ею в полотно, – это была она, она сама, мечущаяся и рвущаяся к далям.
«Потряс!» — оценил профессионал; и ей захотелось писать, писать
и писать картины – одна за другой, одна за другой.. .В ее голове рождалось великое множество идей, и все они были связаны
с морем, с его характером, настроением и разноцветьем.
Море кипящее, черное, как людская злоба, приносящее горькие
беды и не управляемое в своей ненависти; море торжественно-молчаливое и благосклонное, коварно сдерживающее свои вулканические страсти и волнения; море нежное и тихое,
интимно приносящее к берегу свои скромность, ласку и миролюбие; море игривое и бирюзово-кокетливое, заставляющее безумно влюбляться в извивающуюся красоту каждой его волны; море
сильное-сильное, синее-синее, дающее оттенок волевой фиолетовости, запах подводных водорослей и запас могучей бодрости – таким она представляла море в своих картинах.

III

Она прекрасно осознавала всю ненормальность своего мышления и
бытия и знала, что в жизни есть другие – истинные – женщины,
у которых все блестит в доме, по углам не скапливается пыль,
а зимние вещи старательно пахнут нафталином; что есть
женщины, всецело растворенные в семье, детях, с любовью стирающие носки сыновьям и трусики дочкам до их
тридцатилетия и преданно смотрящие в глаза мужу – неважно
какому; что есть женщины, умирающие от любви к самим
себе и берегущие каждую нервную клеточку и морщинку,
замазывая старательно вновь появившийся знак возраста или
нервов солидным слоем косметики.
Она знала это, но никогда не могла быть такой.
Она расточала себя всегда безумно и бездумно: так много было в ней всего от Бога.
И никогда ее не покидало чувство какой-то особенности, отдаленности от всех, какой-то солнечной воспаренности, не подвластной ни родительскому ремню, ни занудным причитаниям свекрови, ни скверным похождениям мужа.
Для нее жизнь всегда была чем-то гораздо большим, чем каждодневная рутина: вдохновением, горением,
бесстрашным взлетом и падением, но всегда — на пределе дыхания,
сил и возможностей, будто в ней единственной сосредоточились все энергии и силы Космоса. Ей хотелось охватить своей любовью всю Вселенную, обнять ее и принести в дар весь свой дух, талант,
счастье и красоту, которые с силой вырывались из ее души на свет.
И удивительно, что именно сейчас, в один из самых беспросветных моментов, когда все разбилось и нет больше перспектив: только нездоровье, старость и неустроенность, – ее охватило это адское вдохновение; такой пыл творчества и созидания, что, если бы под рукой у нее были собственные инструменты и материалы,
немедленно схватилась бы за них и, забыв обо всем на свете,
писала и писала бы картины, которые глубиной чувств и красок, выраженных на холсте, облагораживали бы любого смотрящего на них. И это не было чванливым хвастовством дилетанта – именно
так чувствовало ее сердце, и именно так это должно было бы быть.
Но, увы, красок и кистей не было; оставались копейки на хлеб,
молоко и транспорт. И сидя на старом дырявом матраце в квартире
без общепринятых удобств, за которую ей совершенно нечем было платить, и которую за долги через судебные органы ее просили немедленно освободить, «любезно» угрожая тюремным
заключением, она напряженно думала, что ей делать и куда идти,
где искать поддержку и помощь.
Тут было не до искусства, и все творчество необходимо было направить на поиски выхода из ситуации, грозившей обернуться трагедией. Старые преданные друзья и родственники вдруг
исчезли, новых знакомств заводить не было ни времени
ни желания – они так же могли оказаться фальшиво-участливы,
как и прежние. И упираясь в проблему почти не разрешимую, ей приходилось рассчитывать только на свою стальную волю, скорпионскую живучесть и славянский дух.

IV

В спешном ажиотаже она бросала свои вещи в грузовик, нанятый для переезда.
Большая и неудобная картина в машину не входила: она так и осталась одиноко висеть на стене …

0 комментариев

  1. yaroslava_anisimova_

    Вы настолько… сильно это все описали, что мне даже показалось, что я слышу Ваш голос. Словно не читаю, а именно слышу.
    Дальше мысли понеслись в разнобой:) От — как бы я хотела попасть на эту презентацию, и до — кажется я нашла работу на первое место в своей пятерке.
    Спасибо:)

  2. atusheva_viktoriya

    Превосходное описание творческой жизни женшины.
    Как странно, буря чувств, желание действовать — творить, как точно описан быт. Именно так выглядит большинство «истинных» замужних женщин. Только, ошеломительно плохоая концовка — нищета. Разве творчетво приводит к полной бытовой нищете?
    Замечание по тексту — непонятно, как Вы переносили предложения и нет единого расстояния между строк.
    Удачи и дальнейших творческих успехов.

  3. Gala_Edvid

    Спасибо за такую высокую оценку, Виктория.
    Честно говоря, я замучилась с размещением эссе на конкурс — никак ни удавалось расположить строки по-человечески. Такая получилась неэстетическая ерунда, что стыдно, но программа почему-то мне не разрешила корректировку. Я даже думала снять эссе с конкурса, может и надо было…
    Еще одна мысль. Мне кажется, что бытовая нищета не так страшна, как нищета духа.
    Эта женщина не погибнет от беды и нищенского состояния, в которые была вовлечена судьбой, и свидетельство тому- ее картина, случайно обнаруженная Музеем и принятая в экспозицию. С уважением Gala Edvid

  4. igor_togunov

    Думается, что море здесь нет.
    К тому же портят впечатления безграмотные слова: «впоследствие» (в последствие), «иссупленной» (искупленной) и некоторые штампы: «Обласканная атлантическими ветрами, пронизанная солнечным светом», «Раскрывая руки широко и вольно, как большие крылья свободно летящей птицы».
    Произведение пронизано некой назидательностью, неким надрывом героини.

  5. shuhaeva_irina

    Вторая, морская часть была интересной, а вот всего остального не по теме как-то многовато.
    «она никогда не уставала смотреть на море» — это да! И море, «кипящее, черное, как людска злоба». Такого хотелось бы побольше, о храрктере моря, его настроении.

  6. Gala_Edvid

    Срасибо вам за рецензию. Считаю нужным ответить по указанным пунктам.
    1.»Думается, что море здесь нет.» Автор рецензии так предполагает или, действительно, в эссе тема моря отсутствует? Здесь наблюдается явное несоответствие мыслей рецензента и реального факта присутствия в данной работе именно этой темы.
    2. «безграмотные слова: «впоследствие» (в последствие), «иссупленной» (искупленной).
    Очень грустно, когда творческая работа грешит безграмотностью, это портит впечатление, совершенно с вами согласна. Но безграмотный автор имеет полное авторское право рассчитывать, если не на доброжелательного рецензента, то, по крайней мере, на грамотного. Увы, мне не повезло в этом случае. Ваши вариатны исправлений- орфографиического «в первом слове» и стилистического «во втором слове» — не правильны и не имеют никакого морфологического основания: правописание наречий, образованных из предложно-падежных форм существительных, у вас явно страдало (больше, чем у меня) и в школе и в последних научно-медицинско- литературных трудах; непонимание же разницы в значении слов «иссупленная» и «искупленная», подтверждает скромность вашего словарного запаса.
    3.» Некоторые штампы». Сердечно благодарна, что обраружили только «некоторые». Буду работать над совершенствованием языка..
    4. «Некая назидательность» некий надрыв героини.» Что вы имели ввиду под «назидательностью», понимаете ли вы сами значение этого слова?
    5. «Некий надрыв героини.» Не надрыв, да еще, некий, а настоящее горе и беда случились у этой женщины. Только вы не захотели увидеть это, потому что рецензию набросали поспешно и по нужде.
    Жаль. Благожелательная и умная рецензия всегда нужна и полезна автору, но не такая, как ваша, уважаемый Игорь Тогунов.

  7. Gala_Edvid

    Я рада, Ирина, что Вам понравилась вторая часть эссе — Ваше мнение очень ценно для меня.
    Несогласна насчет определения размеров «всего остального». Я подумаю над замечанием.
    Еще раз спасибо. И за деликатность тоже. Gala Edvid

Добавить комментарий