“Плохой-хороший” Дика Сваровского. Попытка анализа одного текста


“Плохой-хороший” Дика Сваровского. Попытка анализа одного текста

Рассказ Дика Сваровского “Плохой-хороший. Моя нормальная жизнь” вызвал довольно бурные дебаты на конкурсе “Точка разлома” – как среди членов жюри, так и среди читателей.
Извечный вопрос – имеет ли право литератор описывать мрачные и неприглядные стороны нашей жизни, при этом не сглаживая страшное впечатление от ситуации каким-либо позитивом. Другими словами – всегда ли должен быть свет в конце тоннеля?

История жизни человека, рассказанная Диком Сваровским, мрачна и безрадостна. В одиннадцать лет он принимает участие в зверском изнасиловании, закончившимся смертью жертвы. Затем попадает в бродячий цирк, где сам становится жертвой насилия. В течение тридцати с лишним лет он работает в цирке клоуном, параллельно являясь любовником хозяина. В сорок пять лет герой решает изменить свою жизнь ценой преступления. Таков, вкратце, сюжет рассказа.

Без сомнения, некоторые сцены описаны Диком Сваровским очень натуралистично, именно они могут вызвать у читателя реакцию отторжения. Могут вызвать, если читатель не задумается – а кто он есть, герой рассказа – преступник или жертва. В чем истоки преступления, которое он совершает?

“Я не был зачинщиком – я то есть вообще никогда не лез вперёд. Просто так получалось что я шёл сзади и повторял всё за теми кто вёл толпу. Я получал крохи, но проглатывая остатки я ощущал себя частью этой толпы и мне этого вполне хватало.”

Итак, с самого начала автор дает нам понять – герой не привык выделять себя из толпы, он ощущает себя ее частью, он плывет по течению и вполне доволен такой ситуацией. Именно неумение принимать самостоятельные решения приводит героя рассказа к первому преступлению – групповому изнасилованию девушки. Одиннадцатилетний мальчик всего лишь делает то, что от него хотят его более старшие приятели. Но незаметность на этот раз его выручает – когда приходит время расплаты, о нем просто забывают – он часть безликой толпы, а на скамье подсудимых оказываются вполне конкретные виновники. Кривая вывозит, но она же определяет всю дальнейшую судьбу героя.

Волей случая герой попадает в бродячий цирк, где его спаивает и насилует гардеробщик. Когда после попойки мальчик приходит в себя – цирк уже находится далеко от города, и деваться герою просто некуда.

“Так закончилось моё детство. Когда я проснулся, мы были уже далеко от города и прощаться с матерью было поздно.”

На этом моменте мне тоже хотелось бы остановиться. Буквально одной фразой Дик Сваровский доносит до читателя очень и очень многое. Во-первых, у героя рассказа нет отца, только мать. Ребенок из неполной семьи, безотцовщина, предоставленный самому себе. Да и связи с матерью очень и очень непрочны – мальчик не делает никакой попытки сбежать или дать о себе знать, и, похоже, уверен, что искать его не будут. Это уже не просто безотцовщина – это абсолютная заброшенность и одиночество. Ведь и гардеробщик его находит в тот момент, когда герой играет с собакой – а не с другими мальчишками. Несколько фраз – и перед нами портрет почти бездомного ребенка, которому некуда идти и некому жаловаться. Именно такие мальчишки и, замечу, девочки, чаще всего становятся жертвами взрослых. Хотя в рассказе никак не обозначено место и время действия, сразу вспоминаются сотни тысяч беспризорных детей, кочующих по городам и весям, этот бич современной цивилизации.

Итак, герой смиряется с ролью жертвы. Он остается в цирке, на долгие годы вперед определяя свой путь.
Мальчика приставляют “к делу”, поручая убирать арену и кормить животных. Сосуществование с циркачами для него отнюдь не праздник – обитатели бродячего цирка безжалостны по отношению к беззащитным. Когда ребенок позволяет себе посмеяться над беззубой “тетей Осей”, его быстро вразумляют, в отместку выбив четыре зуба шваброй. Герой и это насилие воспринимает как урок – нельзя смеяться над чужим горем. Но это еще и другой урок – нельзя быть слабее кого-то, нельзя давать волю своим эмоциям, все всегда надо держать в себе – до тех пор, пока ты бессилен и не можешь свести счеты.
В этом эпизоде есть очень интересные “кольцевые” ситуации. Сначала гардеробщик Ваныч показывает мальчику беззубого тигра, которому цыган вырвал зубы еще в детстве, “чтобы не рыпался”. Затем следует знакомство с беззубой, как и тигр, “тетей Осей”. Затем мальчика слегка калечат – видимо, тоже “чтобы не рыпался”. Можно предположить, что и тетя Ося в детстве или юности была такой же жертвой, как и герой рассказа. Она не жестока, она даже жалеет бездомного мальчишку – но при всем при том следует примитивному понятию “справедливости” – раз я такая, то и ты будешь таким же.

Взаимоотношения героя рассказа с фокусником и хозяином цирка Зурабом составляют вторую часть рассказа. Став любовником хозяина, подросток получает возможность свести кое-какие счеты. Нельзя сказать, что он делает это специально – привычка плыть по течению и в этом случае срабатывает. Герой просто рассказывает хозяину, кто его изнасиловал – и избитый гардеробщик исчезает из цирка. Более того, близость “к верхам” избавляет подростка и от уборки арены, и от обязанность пить водку с карликом, который на пару с тетей Осей выбил ему зубы. За такую защиту надо платить – и герой расплачивается своим телом, продолжая играть роль щепки, ему “все равно”, что с ним делают. Со временем он становится цирковым клоуном и смешит публику в течение целых тридцати трех лет, пока не приходит к мысли о том, что пора изменить свою жизнь любой ценой.
Хозяин цирка Зураб – самый объемный персонаж рассказа, если не считать героя, от имени которого идет повествование. Бывший цыганский барон, обладатель таинственного “сундука с сокровищами”, талантливый фокусник, но при этом – палач и преступник. Ради наследства он фактически убивает своего отца, который умирает от сердечного приступа, застав сына в постели со свиньей. Вероятно, никаким зоофилом Зураб не был – судя по хладнокровию, с которым он отреагировал на смерть отца, “постельная сцена” была им подстроена. Зураб довольно долго лжет матери и деду, подстраиваясь под их желания – но все это он делает ради сундука с наследством, получив который, пускается во все тяжкие.

“За два года жизни он превратил себя в дым, раздражающий ноздри, за этот разнузданный год его кожа покрылась болезненными струпьями, он высох, как высыхает на ветру впитавшая влагу промокашка, в нём осталась всего одна живая капля – и именно она дала возможность прорасти в его гниющем теле зерну праведности. Как-то утром в его раскалывающийся от боли череп постучался отец – конечно, Зураб понимал, что это всего лишь видение рождённое замутнённым сознанием, но то видение рассуждало очень логично и убедительно и оно каким-то непостижимым образом заставило Зураба остановиться.”

У фокусника Зураба на всем свете никого нет, он тоже, по большому счету, безотцовщина и беспризорщина, поэтому герой рассказа становится для него единственным светлым лучиком, единственной привязанностью, последней любовью, наследником, поверенным всех тайн. Да, эта любовь эгоистична и жестока, это любовь собственника к ценной вещи – но это любовь. И недаром Зураб называет своего любовника “мой Пьерро”. Это еще один намек автора, еще одно указание на то, что герой более жертва, чем виновник. Ведь Пьерро в комедии дель арте всегда персонаж страдающий и несчастный, униженный и слабый. Именно таким и воспринимается герой Сваровского до того момента, когда решает отомстить всем и за все сразу.

Психологи считают, что дети, подвергшиеся насилию в раннем возрасте, дети, чье детство было грубо оборвано, перестают взрослеть. Их сознание как бы затормаживается, их развитие останавливается или идет слишком медленно. Герой “достигает совершеннолетия” к сорока пяти годам. Точнее говоря, он достигает “точки разлома” – он устает ждать свободы, он устает ждать другой жизни, он устает ждать обещанного Зурабом наследства, он вдруг начинает чувствовать, что костюм “маленького Пьерро” стал невыносимо тесен.
Так иногда бывает – плывущую по течению щепку затягивает водоворот, из которого нет возможности вырваться. Ожидание закончилось, достигнут предел сжатия, пружина стремительно распрямляется – в предательство, в преступление.
Зураба настигает кара за совершенное некогда убийство отца – герой подстраивает такую же ситуацию, только вместо свиньи в его объятиях оказывается юноша. Удар слишком силен для старого фокусника, сердце не выдерживает и останавливается. Герой свободен.

Но свободен ли?

Последние строки рассказа, наверное, самые сильные и мощные по энергетике – и это неудивительно. Долгие годы в герое копилась боль, долгие годы он ощущал себя жертвой, вещью, неодушевленным предметом, которым пользовались другие. Ему некому мстить за сломанную и искалеченную жизнь, поэтому он выбирает объектом своей мести единственного человека, который был к нему искренне привязан.

“Подходя к «КАБИНЕТУ» он уже слышит мой хрип – ещё не открыв двери он уже видит всё – он распахивает дверь и его лицо отражается в зеркале рядом с нашими – сразу в глаза бросается его старость – все его мятые морщины рядом с прекрасным лицом юного создания – вот он выстрел – я не останавливаюсь – я извергаю всю свою многолетнюю боль в своего купленного на улице ангела.
— тик — так —
Старый барон рухнул на пол – пульса нет.
— Он умер?
— Да. Он был очень стар. Ты даже не представляешь насколько.
— Ну, тогда это нормально.
— Да. Это нормально. Ты можешь идти.
— Ты знаешь, где меня найти.

***

Я провожу рукой по запотевшему зеркалу и долго смотрю в свои мутные премутные глаза.
— Да, это нормально.”

И вновь закольцованность ситуации. Зураб убил отца ради наследства – герой убивает Зураба ради наследства (а это не только сундук, но и цирк). Зураб в свое время купил героя за стол и кров, герой тоже покупает себе любовника. Замкнутый круг, из которого нет выхода, цирковая арена, по которой плетется старый конь, чья участь – стать запасом мяса для циркового медведя. Убийство рождает убийство, предательство тянет за собой предательство.
Но есть одна – крохотная — надежда.

Весь рассказ представляет собой воспоминания героя перед самым убийством. В самом начале есть одна фраза:

“Впервые, я осознал себя гадом в одиннадцать лет”

Последующая жизнь героя тоже была наполнена “гадством”, но это гадство совершали в отношении героя другие люди.
И мне кажется, что в этой фразе из начала рассказа Дика Сваровского тоже есть определенная закольцованность, ибо сейчас, когда история подошла к концу, герой ощущает себя гадом вторично. И в этом моя надежда как читателя этого страшного, откровенного в своей жестокости рассказа. Годы боли и страданий не убили в герое того, что мы называем совестью. А значит, остается надежда на осознание и очищение.

Остается надежда.

Добавить комментарий

“Плохой-хороший” Дика Сваровского. Попытка анализа одного текста.

Рассказ Дика Сваровского “Плохой-хороший. Моя нормальная жизнь” вызвал довольно бурные дебаты на конкурсе “Точка разлома” – как среди членов жюри, так и среди читателей.
Извечный вопрос – имеет ли право литератор описывать мрачные и неприглядные стороны нашей жизни, при этом не сглаживая страшное впечатление от ситуации каким-либо позитивом. Другими словами – всегда ли должен быть свет в конце тоннеля?

История жизни человека, рассказанная Диком Сваровским, мрачна и безрадостна. В одиннадцать лет он принимает участие в зверском изнасиловании, закончившимся смертью жертвы. Затем попадает в бродячий цирк, где сам становится жертвой насилия. В течение тридцати с лишним лет он работает в цирке клоуном, параллельно являясь любовником хозяина. В сорок пять лет герой решает изменить свою жизнь ценой преступления. Таков, вкратце, сюжет рассказа.

Без сомнения, некоторые сцены описаны Диком Сваровским очень натуралистично, именно они могут вызвать у читателя реакцию отторжения. Могут вызвать, если читатель не задумается – а кто он есть, герой рассказа – преступник или жертва. В чем истоки преступления, которое он совершает?

“Я не был зачинщиком – я то есть вообще никогда не лез вперёд. Просто так получалось что я шёл сзади и повторял всё за теми кто вёл толпу. Я получал крохи, но проглатывая остатки я ощущал себя частью этой толпы и мне этого вполне хватало.”

Итак, с самого начала автор дает нам понять – герой не привык выделять себя из толпы, он ощущает себя ее частью, он плывет по течению и вполне доволен такой ситуацией. Именно неумение принимать самостоятельные решения приводит героя рассказа к первому преступлению – групповому изнасилованию девушки. Одиннадцатилетний мальчик всего лишь делает то, что от него хотят его более старшие приятели. Но незаметность на этот раз его выручает – когда приходит время расплаты, о нем просто забывают – он часть безликой толпы, а на скамье подсудимых оказываются вполне конкретные виновники. Кривая вывозит, но она же определяет всю дальнейшую судьбу героя.

Волей случая герой попадает в бродячий цирк, где его спаивает и насилует гардеробщик. Когда после попойки мальчик приходит в себя – цирк уже находится далеко от города, и деваться герою просто некуда.

“Так закончилось моё детство. Когда я проснулся, мы были уже далеко от города и прощаться с матерью было поздно.”

На этом моменте мне тоже хотелось бы остановиться. Буквально одной фразой Дик Сваровский доносит до читателя очень и очень многое. Во-первых, у героя рассказа нет отца, только мать. Ребенок из неполной семьи, безотцовщина, предоставленный самому себе. Да и связи с матерью очень и очень непрочны – мальчик не делает никакой попытки сбежать или дать о себе знать, и, похоже, уверен, что искать его не будут. Это уже не просто безотцовщина – это абсолютная заброшенность и одиночество. Ведь и гардеробщик его находит в тот момент, когда герой играет с собакой – а не с другими мальчишками. Несколько фраз – и перед нами портрет почти бездомного ребенка, которому некуда идти и некому жаловаться. Именно такие мальчишки и, замечу, девочки, чаще всего становятся жертвами взрослых. Хотя в рассказе никак не обозначено место и время действия, сразу вспоминаются сотни тысяч беспризорных детей, кочующих по городам и весям, этот бич современной цивилизации.

Итак, герой смиряется с ролью жертвы. Он остается в цирке, на долгие годы вперед определяя свой путь.
Мальчика приставляют “к делу”, поручая убирать арену и кормить животных. Сосуществование с циркачами для него отнюдь не праздник – обитатели бродячего цирка безжалостны по отношению к беззащитным. Когда ребенок позволяет себе посмеяться над беззубой “тетей Осей”, его быстро вразумляют, в отместку выбив четыре зуба шваброй. Герой и это насилие воспринимает как урок – нельзя смеяться над чужим горем. Но это еще и другой урок – нельзя быть слабее кого-то, нельзя давать волю своим эмоциям, все всегда надо держать в себе – до тех пор, пока ты бессилен и не можешь свести счеты.
В этом эпизоде есть очень интересные “кольцевые” ситуации. Сначала гардеробщик Ваныч показывает мальчику беззубого тигра, которому цыган вырвал зубы еще в детстве, “чтобы не рыпался”. Затем следует знакомство с беззубой, как и тигр, “тетей Осей”. Затем мальчика слегка калечат – видимо, тоже “чтобы не рыпался”. Можно предположить, что и тетя Ося в детстве или юности была такой же жертвой, как и герой рассказа. Она не жестока, она даже жалеет бездомного мальчишку – но при всем при том следует примитивному понятию “справедливости” – раз я такая, то и ты будешь таким же.

Взаимоотношения героя рассказа с фокусником и хозяином цирка Зурабом составляют вторую часть рассказа. Став любовником хозяина, подросток получает возможность свести кое-какие счеты. Нельзя сказать, что он делает это специально – привычка плыть по течению и в этом случае срабатывает. Герой просто рассказывает хозяину, кто его изнасиловал – и избитый гардеробщик исчезает из цирка. Более того, близость “к верхам” избавляет подростка и от уборки арены, и от обязанность пить водку с карликом, который на пару с тетей Осей выбил ему зубы. За такую защиту надо платить – и герой расплачивается своим телом, продолжая играть роль щепки, ему “все равно”, что с ним делают. Со временем он становится цирковым клоуном и смешит публику в течение целых тридцати трех лет, пока не приходит к мысли о том, что пора изменить свою жизнь любой ценой.
Хозяин цирка Зураб – самый объемный персонаж рассказа, если не считать героя, от имени которого идет повествование. Бывший цыганский барон, обладатель таинственного “сундука с сокровищами”, талантливый фокусник, но при этом – палач и преступник. Ради наследства он фактически убивает своего отца, который умирает от сердечного приступа, застав сына в постели со свиньей. Вероятно, никаким зоофилом Зураб не был – судя по хладнокровию, с которым он отреагировал на смерть отца, “постельная сцена” была им подстроена. Зураб довольно долго лжет матери и деду, подстраиваясь под их желания – но все это он делает ради сундука с наследством, получив который, пускается во все тяжкие.

“За два года жизни он превратил себя в дым, раздражающий ноздри, за этот разнузданный год его кожа покрылась болезненными струпьями, он высох, как высыхает на ветру впитавшая влагу промокашка, в нём осталась всего одна живая капля – и именно она дала возможность прорасти в его гниющем теле зерну праведности. Как-то утром в его раскалывающийся от боли череп постучался отец – конечно, Зураб понимал, что это всего лишь видение рождённое замутнённым сознанием, но то видение рассуждало очень логично и убедительно и оно каким-то непостижимым образом заставило Зураба остановиться.”

У фокусника Зураба на всем свете никого нет, он тоже, по большому счету, безотцовщина и беспризорщина, поэтому герой рассказа становится для него единственным светлым лучиком, единственной привязанностью, последней любовью, наследником, поверенным всех тайн. Да, эта любовь эгоистична и жестока, это любовь собственника к ценной вещи – но это любовь. И недаром Зураб называет своего любовника “мой Пьерро”. Это еще один намек автора, еще одно указание на то, что герой более жертва, чем виновник. Ведь Пьерро в комедии дель арте всегда персонаж страдающий и несчастный, униженный и слабый. Именно таким и воспринимается герой Сваровского до того момента, когда решает отомстить всем и за все сразу.

Психологи считают, что дети, подвергшиеся насилию в раннем возрасте, дети, чье детство было грубо оборвано, перестают взрослеть. Их сознание как бы затормаживается, их развитие останавливается или идет слишком медленно. Герой “достигает совершеннолетия” к сорока пяти годам. Точнее говоря, он достигает “точки разлома” – он устает ждать свободы, он устает ждать другой жизни, он устает ждать обещанного Зурабом наследства, он вдруг начинает чувствовать, что костюм “маленького Пьерро” стал невыносимо тесен.
Так иногда бывает – плывущую по течению щепку затягивает водоворот, из которого нет возможности вырваться. Ожидание закончилось, достигнут предел сжатия, пружина стремительно распрямляется – в предательство, в преступление.
Зураба настигает кара за совершенное некогда убийство отца – герой подстраивает такую же ситуацию, только вместо свиньи в его объятиях оказывается юноша. Удар слишком силен для старого фокусника, сердце не выдерживает и останавливается. Герой свободен.

Но свободен ли?

Последние строки рассказа, наверное, самые сильные и мощные по энергетике – и это неудивительно. Долгие годы в герое копилась боль, долгие годы он ощущал себя жертвой, вещью, неодушевленным предметом, которым пользовались другие. Ему некому мстить за сломанную и искалеченную жизнь, поэтому он выбирает объектом своей мести единственного человека, который был к нему искренне привязан.

“Подходя к «КАБИНЕТУ» он уже слышит мой хрип – ещё не открыв двери он уже видит всё – он распахивает дверь и его лицо отражается в зеркале рядом с нашими – сразу в глаза бросается его старость – все его мятые морщины рядом с прекрасным лицом юного создания – вот он выстрел – я не останавливаюсь – я извергаю всю свою многолетнюю боль в своего купленного на улице ангела.
— тик — так —
Старый барон рухнул на пол – пульса нет.
— Он умер?
— Да. Он был очень стар. Ты даже не представляешь насколько.
— Ну, тогда это нормально.
— Да. Это нормально. Ты можешь идти.
— Ты знаешь, где меня найти.

***

Я провожу рукой по запотевшему зеркалу и долго смотрю в свои мутные премутные глаза.
— Да, это нормально.”

И вновь закольцованность ситуации. Зураб убил отца ради наследства – герой убивает Зураба ради наследства (а это не только сундук, но и цирк). Зураб в свое время купил героя за стол и кров, герой тоже покупает себе любовника. Замкнутый круг, из которого нет выхода, цирковая арена, по которой плетется старый конь, чья участь – стать запасом мяса для циркового медведя. Убийство рождает убийство, предательство тянет за собой предательство.
Но есть одна – крохотная — надежда.

Весь рассказ представляет собой воспоминания героя перед самым убийством. В самом начале есть одна фраза:

“Впервые, я осознал себя гадом в одиннадцать лет”

Последующая жизнь героя тоже была наполнена “гадством”, но это гадство совершали в отношении героя другие люди.
И мне кажется, что в этой фразе из начала рассказа Дика Сваровского тоже есть определенная закольцованность, ибо сейчас, когда история подошла к концу, герой ощущает себя гадом вторично. И в этом моя надежда как читателя этого страшного, откровенного в своей жестокости рассказа. Годы боли и страданий не убили в герое того, что мы называем совестью. А значит, остается надежда на осознание и очищение.

Остается надежда.

Добавить комментарий