Анализ творчества слушателей МК НАТАЛЬЯ РАДУГА


Анализ творчества слушателей МК НАТАЛЬЯ РАДУГА

Представленные для анализа стихи Натальи Радуги одушевлены силой мягкой эротики. Это именно эротика, хотя во втором стихотворении, казалось бы, идет речь о любви.
История любовно-эротической поэзии насчитывает не менее двух тысячелетий. Даже в древней поэме «Песнь Песней» исследователи находят отзвуки еще более древних произведений. И это не случайно. Энергетика Эроса, переданная словом, несет в себе необычайную силу и притягательность. Жар чувств, который охватывает двоих влюбленных на ложе страсти, если его передать словом, драгоценен для тех, кто хотел бы сделать свою страсть более утонченной и яркой. Однако многовековая традиция, осуждавшая плотские радости, вызвала к жизни и грубую порнографию, превращающую самое естественное человеческое наслаждение в нечто совершенно гадкое.
Поэтому эротические стихи писать и легко, и трудно. Легко — потому, что волна энергии искрится в самых затертых словах и образах. Трудно – потому что нужно пройти узкому гребню, не свалившись в сладкое «У-тю-тю» с одной стороны, и в грязную безвкусицу – с другой.
Наталье Радуге удается удержаться на этом гребне. Правда, во втором стихотворении я бы выбросила морализаторские строчки, начиная с «Не можешь… Для тебя любовь порочна…».
А вот некоторая неряшливость, недоработанность стиха присутствует. Это избалованность поэта даровой энергетикой Эроса и собственным талантом в ее передаче.
И слабые рифмы, и неточные эпитеты, и невнятные метафоры «раскаты далекого эха бьют отголосками мощного взрыва в ушах» — ведь можно прочитать так, что взрыв был в ушах и раскатился эхом! И, конечно, томления, касания, огонь… Набор достаточно общих слов…
Я когда-то попробовала себя в эротике: получится ли, если не повторяться в единообразии эпитетов горячих любовных ласк.

Этого у нас не было –
чтоб накренилось небо,
… лоб уперев в плечо,
жарко шептать: «Еще!»,

чтобы с нежданной силой:
«Любый! Желанный! Милый!», —
вился над головой
лебедем крик горловой…

…Через оплоты плоти,
сердце и мир – в лохмотья,
эго последний щит
взламывая навзрыд…

Может, душа забыла —
в темени вечной стылой,
до сотворенья звезд —
было. Да взорван мост.

И на собственном опыте убедилась, что создавать стихи на волне Эроса не так легко, как это кажется. Кроме того, есть опасность — когда такой источник иссякает, то в душе остается пустота. И надо долго выходить из плена этой энергетики.. Надо искать новые темы, новое вдохновение, то, что даст крылья. А это очень сложно.

Написав анализ, я заглянула на страницу Натальи Радуги и нашла там замечательное подтверждение своим словам и подсказку для других поэтов, попавших в ловушку медовой энергии эротических стихов. Для Натальи, мне кажется, нашелся выход в виде работы над переводами.
Очень хороший выход. Увидеть близкое тебе в стихах на чужом языке, понять, приблизить, пересказать… А может быть, высказать заново… http://www.stihi.ru/poems/2006/02/21-1534.html
Замечательное получилось произведение. А заодно школа мастерства для поэта.
Браво, Наташа!!!

0 комментариев

  1. nikita_agin

    Совершенно согласен с Вашим выводом о трудностях и «подводных камнях» эротики, да и вообще любовной поэзии. На мой взгляд, это труднейший из жанров лирики, хотя и самый популярный. Но вдумаемся. О любви написать надо так, чтобы слова эти были живыми и воспринимаемыми как реальные слова любви — задача, кажущаяся при внимательном рассмотрении невозможной. Указанная Вами грань между слащавостью и пошлостью — еще одна проблема, на которой-то спотыкаются все, или почти все.
    Где выход? Для меня он в многоликости самой любви как явления — ведь она проявляется так полноценно и разнообразно, что плен Эроса скорее иллюзорен, создан собственным воображением, нежели реален. Если любовь — основа мира, движитель его, то сама узко-любовная тематика открывает массу путей философского характера. Это лишь один из множества выходов, суть которых — синтез тем и достижение многогранности лирических стихотворений.

  2. gneyman

    Надежда, простите великодушно, я понимаю, что с учителями не спорят:), но!
    Наталья Радуга, хотя и записана в слушатели МК, до сих пор не соизволила принять участия в его работе — не предложила к обсуждению своих стихов, не приняла участия в работе ни по Вашему заданию, ни по заданию Игоря Царева.
    Корректно ли обсуждать произведения тех авторов, которые игнорируют работу МК, хотя записались в слушатели семинаров?

  3. nadejda_kogan

    Гена, Вы абсолютно правы, мы так с Игорем Царевым и решили, что будем работать только со слушателями, принимающими активное участие в занятиях. Но первый анализ-то был сделан без учета активности. Жалко потерять материал, тем более, что он действительно попал в точку!
    В дальнейшем — исправлюсь)))

  4. nadejda_kogan

    Никита, рада Вашему отклику! И очень рада именно этому — многоликости любви, и отсюда многоликости ее поэтического отражения. Другая беда в том, что эротические стихи привлекают массового читателя. И поэт в погоне за популярностью может «подсесть на иглу» Эроса…

  5. leonid_raev

    А по мне, так понятие эротика в любовной лирике — нонсенс. Не знаю, прав ли я, но есть просто разная степень вербального проникновения в чувство, все определяет поэтика. В частности, пример тому — стих Н. Радуги.

  6. piituh

    … дело, видите ли, в том, что любовная лирика отнюдь не обязательно эротична , как и эротическая поэзия — отнюдь не обязательно любовная лирика … Никита совершенно прав, говоря о многоликости любви … оставим в покое житейский триггер пушкинского «Я помню чудное мгновенье», но где в нём эротика? … не помню автора трепетно-поэтичного стихотворения «О, как прекрасно издали любить», которое вне сомнений – любовная лирика, но без капли эротики … с другой стороны, есть много замечательных примеров эротической поэзии, которые едва ли отнесёшь к любовной лирике … греки недаром различали Эрос и Агапе … поэтика – тут я согласен с Вами – решает всё, без неё «всё стихи, стихи, а где же поэзия?» … но она не уравнивает Эрос и Агапе, не растворяет их друг в друге – не в этом призвание поэтики… сравните у Ронсара «Любовь — волшебница. …» и «Амуретта» …

Добавить комментарий