Еще одна шпала по дороге ведущей в ад.


Еще одна шпала по дороге ведущей в ад.

Подземка. Поезд метро. Час пик.
Разве могли люди прошлых веков предположить, что в воображаемом подземном царстве с загнанным ими туда мифологическим адом, когда-нибудь будут одновременно находиться сотни, тысячи еще не умерших, живых людей?
Впрочем, иногда нахождение в замкнутом пространстве глубоко под земной твердью и действительно походит на преисподнюю.
Жара. Наверху лето и городское пыльное пекло. Внизу более комфортно, пока не втиснешь себя измученного и мокрого от пота между пресс-форм таких же, как ты не чистых извергающих запахи тел, пока не выбьешь себе место под солнцем-электролампой в электропоезде.
Двери закрылись, мертвый голос из динамиков объявил об отправление и уже через считанные мгновения, из открытых форточек вагона влетают внутрь: черный не живой ветер и бешенный убийственный грохот. Едем. Куда? Кто – куда…
Так и перемещаемся, так и сливаемся в однородную человекомассу с выплывающими то там, то тут глазами-поплавками, с зияющими бесчисленными черными отверстиями, различного диаметра и глубины: ушными, носовыми, ротовыми. Но стоит движению прекратиться, а дверям вновь открыться, как пассажиросгусток превращается в пассажиропоток, а тот в свою очередь распадается на пассажирокапли. Все переходят в единственное число, все превращаются индивидуумов, не смотря на то, что совсем недавно были так близки…

Остановка. Всю дорогу охающий пожилой мужчина поспешно выходит из вагона. Его ноги подкашиваются, и он оседает, заваливается под колонной поддерживающей небесно-голубой свод потолка красивой, как дворец станции метрополитена. Если б это произошло с женщиной примерно такого же возраста, вокруг неё тут же образовалась бы группка озабоченных прохожих, сразу догадавшихся, что человеку плохо. Но с мужчинами всё иначе. Мужик часто бывает пьян, мужик часто обликом своим напоминает свинью или сброшенную в шторм с какого-нибудь корабля бочку… с пивом – например. Поэтому на калачиком прилегшего в уголок мужичка прохожие не обращают никакого внимания – все спешат из душного подземелья на раскаленную поверхность. Тем же из быстро шагающих, чуть ли не перешагивающих, кому предательски в мозг заползают крамольные вопросы: Что это с человеком такое случилось? Может сердце? – отгоняют их, захлопывают пред ними двери в сердце своём: Не мое дело! Некогда! Без меня разберутся! – сплошные отрицания…
«Слепые» люди идут мимо. Здоровые организмы на сильных ногах уходят. Человек человеку – никто…

Я стою в вагоне метро у самого выхода. Мне ехать еще три остановки. Я целый день работал. Я устал. Дома меня ждет моя семья. Дома меня ждет вкусный ужин, телевизор и кровать…
Моя душа, мой фантом, выпрыгнув из моего окаменевшего тела, несется к упавшему мужчине. Помочь! Ему надо помочь! Позвать на помощь! Позвонить в «скорую»! Сделать что-нибудь!..
Нерешительность.
Страх… неосознанный страх быть смешным, непонятым, одиноким в теченье равнодушных лиц. Сомненье – в себе, ведь ты не знаешь – что делать?! Отсутствие веры: вдруг ошибся и мужик-то пьян – хотя всё очевидно, ты ехал с ним в одном вагоне.
Боязнь искренности…
Двери закрываются, мой призрак остается на перроне один не в силах исправить произошедшее. Поезд уносит меня в черный туннель…

0 комментариев

  1. pioner1957

    Слышите ли Вы меня сейчас, Василий? На содержание и главную мысль Вашего рассказа спокойно отвечаю троекратным: «Ха!Ха!Ха!»

    Итак, о чём рассказ? Какому-то пожилому мужчине в метро стало плохо. Герой это наблюдает из вагона, хочет помочь, но… нерешительно как-то… Пока он колеблется, вагон трогается и увозит его от мужчины.»Поезд уносит меня в черный туннель…» — хлюпает носом не совсем довольный своей пассивностью персонаж.

    Эх, наша интеллигенция!.. Вначале — делают, затем — мучаются и рефлексируют от раскаяния… Так не делайте так, коль уж настолько совестливые… Нет, ему и согрешить обязательно надо, и раскаяться!..

    Мне бы Ваши проблемы, коллега… Впрочем, понимаю: не будь таких глубокомыслий вокруг зияющих пустот бытия — о чём бы Вы тогда писали?

  2. olga_urvantseva

    Призрачно…
    А я, вот, иногда думаю о работе смотрильщиц(ков) при эскалаторах — мне, кажется, что это такой транс :))))никаких допингов не надо :)))сиди и смотри :))) еще и деньги за энто плотют 🙂
    Чё-то тут голосовать негде, но я голосую абстрактно за Вашу работу, примите, невидимым образом. 🙂
    С уважением,
    Ольга

  3. vasiliy_blajevich

    Дорогой Пионэр! Вы совершаете главную ошибку смущенного критика… Мне бы Ваши проблемы? — ехидно машите Вы рукой. А зачем Вам мои проблемы?! Тем более, что рассказик-то и не о моих проблемах, а об общечеловеческих (не побоюсь высокопарности). И на мой взгляд он как нельзя лучше отражает то состояние, которое испытывает не только хлюпающая носом интеллигенция, но и любой человек живущий в большом городе. В наше время я постоянно вижу нарочито равнодушные глаза, что люди отводят в сторону от НЕ ИХ проблем… Им правда потом за это воздается, но они не понимают почему?..
    Да, и еще разок хочу Вас предостереч от МОИХ проблем — не дай Вам Бог!
    Что-то я уж слишком разошелся…

  4. vasiliy_blajevich

    Благодарствую, Ольга!
    Сидячей работе смотрителей да вахтеров… — пардон! — секьюрити там разных, не завидуйте… Я воаще считаю эту деятельность подходящей под статью 105 УК РФ — убийство. Что может быть страшнее убийства?! Пусть даже и Времени! время-то не абстрактно — оно течет сквозь нас, оно и есть жизнь…

  5. vasiliy_blajevich

    Дорогой Пионэр! Вы совершаете главную ошибку смущенного критика… Мне бы Ваши проблемы? — ехидно машите Вы рукой. А зачем Вам мои проблемы?! Тем более, что рассказик-то и не о моих проблемах, а об общечеловеческих (не побоюсь высокопарности). И на мой взгляд он как нельзя лучше отражает то состояние, которое испытывает не только хлюпающая носом интеллигенция, но и любой человек живущий в большом городе. В наше время я постоянно вижу нарочито равнодушные глаза, что люди отводят в сторону от НЕ ИХ проблем… Им правда потом за это воздается, но они не понимают почему?..
    Да, и еще разок хочу Вас предостеречь от МОИХ проблем — не дай Вам Бог!
    Что-то я уж слишком разошелся…

  6. pioner1957

    Заметки на полях отклика на мою рецензию и рецензий других на произведенние.

    Василию Блажевичу.

    Говоря о Ваших проблемах, я имел в виду не Ваши личные проблемы, которых я не знаю, (как и Вы не знаете моих личных проблем), а о том взгляде на общечеловеческие проблемы, которые выражает в рассказе Ваш главный герой. А этом взгляд — мелковат, и веет от него бессильным инфантилизмом.
    Вы говорите о равнодушии людей друг к другу в большом городе. А я скажу Вам о большем — о равнодушии человека прежде всего к самому себе, и о равнодушии всего ко всему в этой Вселенной!.. Глубже копайте, глубже…
    Если же говорить на Вашем уровне, то людское равнодушие — рационально. В м ире вокруг нас ежедневно и ежечасно столько трагедий, что жить по — иному — не получится.

    Ольге Урванцевой,

    У смотрящих на эскалаторе, полагаю, вырабатывается ум ен ие смотреть — не видя, так что — никаких сверхперегрузок.

    Супису.

    Вы неправильно ставите вопрос. Не «кто сделал выбор?», а — «был ли выбор вообще?» Выбора — нет, поведение отдельных особей предопределенно общими законами функционирования коллектива.Оно — рационально и, следовательно, разумно, хот ь и аморально с точки зрения отдельных хлюпающих носом интеллигентов. Общество, Жизнь, Природа, Бог — глубоко безразличны к людям, и человек безразличен в первую очередь к самому себе, хоть ему и кажется, что уж себя-то он любит!.. Выбираться из этого замкнутого круга не надо, потому что такова Вселенная, а не только наш Мир. Всё намного глубже и трагичней, чем кажется Блажевичу. Он увидел лишь крошечный краешек проблемы — и уже пытается что-то решать.

    Мы — ничто перед тем, что предопределяет и наши дела, и наши мысли, и наши чувства.

    Владимир Куземко.

  7. vasiliy_blajevich

    Дорогой Владимир (как я понял – Вас так зовут), ну куда уж еще глубже копать? У нас в Питере метро на та-акой глубине, что глубже и взаправду в царство Аида попадешь.
    Ну а если серьезно: то, на мой взгляд, из маленьких трагедий, из маленьких каждодневных преступлений, из маленьких наблюдений за всем этим и с переносом всего этого сквозь себя, с преобразованием в текст = получается литература… До общемировых проблем таков путь самый прямой! Иного не вижу. Другой путь это писать занудные статьи про то, Что такое хорошо и что такое плохо.
    Впрочем, полемика с Вами и Ваше внимание к моей персоне льстит. Если ругают (пардон – критикуют) – значит написал не совсем муру… На муру я, например, не обращаю воАще никакого внимания. Не умею и не хочу заставлять себя читать то, что не читается. Надеюсь и у Вас на этот счет такое же мнение. Произведение должно увлекать. А в Интернете оно еще и должно быть кратким, чуть длиннее японского стихотворения – тогда, возможно, тебя прочтут…

  8. Avalone

    Очень хорошее произведение.Оно заставляет задуматься над тем,правильно ли мы поступаем в каких-либо ситуациях.Наша жизнь состоит из маленьких поступков и решений.Человечность отодвинута насилием,сексом и всеобщим стремлением разбогатеть любыми путями.
    Здравомыслящие люди понимают,что это ведет к пропасти.На то мы и люди,чтобы протягивать руку помощи,нуждающимся в ней.
    С уважением,Avalone.

  9. vasiliy_blajevich

    Спасибо за отзыв. Добавить хочу, что здравомыслящие-то всё понимают, но не всегда предпринимают… Не бояться душевности, не бояться совершить поступок вот, чего, пожалуй, не хватает в нашей Цивилизованной Повседневности…
    С уважением и всё такое…

Добавить комментарий