Приходит Весна

В тихих улицах древнего города,
Переживших немало дождей,
Не Весна проходила гордо,
А Ветра проходились по ней,
Обвиняли Весну в опоздании
И срывали вуаль облаков,
И дрожали каменья зданий,
Не хватало в каминах дров…
И устало ютились около
Закупоренных (от Зимы)
Совершенно беспомощных стёкол
Невесёлые, бледные – мы.

Но когда за последним зонтиком,
Одинокий прохожий промок,
Облака растолкало Солнце,
Как огромный лохматый цветок.
И притихли Ветра испуганно –
Верно, ветром сдуло Ветра!
Осветилась лучами округа,
Посветлела моя конура…

А внизу, у подножия здания,
Далеко, в акварели двора,
Улыбнулась девушка Анна,
Словно солнечная сестра.
На ходу палантин развевается,
Шелковистые щёки – горят,
А уста её дышат маем,
Несмотря на холодный март.

И, отбросив задумчивость долгую,
Я скатился по лестнице вниз,
Близоруко застыл на пороге
И дышал щебетанием птиц.

0 Comments

  1. nadejda_kogan

    “Приходит Весна”
    Эти стихи вообще-то можно пересказать в нескольких не стихотворных фразах – весна запаздывала, разбойничали холодные ветра, не хватало дров, а потом появилось Солнце. И вот только с этих строк:
    «Облака растолкало Солнце,
    Как огромный лохматый цветок», – стихотворение становится стихотворением, то есть поэтическим произведением, которое больше любого прозаического пересказа. И девушка Анна с улыбкой солнечной сестры, и акварель двора, и шелковистые щеки… И, конечно, прелестная строчка: «дышал щебетанием птиц».
    «На ходу палантин развевается,
    Шелковистые щёки – горят,
    А уста её дышат маем,
    Несмотря на холодный март»
    Прочитав эти строки, сразу вспоминаешь Илью Сельвинского:
    «Жена моя, красавица,
    Мечтая за рулем,
    По всей Москве катается
    Сквозь штрафы напролом.
    На ней манто атласное –
    Весь заработок мой,
    На ней перчатки красные,
    Пуховые, с каймой»

    Заметили сходство?

    И ведь не только этими горячими строчками похожи поэт-конструктивист ХХ века Илья Сельвинский и поэт-киевлянин ХХ1 века Сергей Колоусов. Они родственны своим стремлением к схеме, конструкции, организации образа, пространства, сюжета. Благодаря этому умению Сергей пишет увлекательную фантастику. А вот в стихах схема, костяк, увы, очень часто остаются схемой и костяком.
    Поэтому он и не увидел второго плана в стихах Людмилы Владимировой. Он почувствовал внутреннюю напряженность стиха, уловил эмоцию, но душа конструктивиста не нашла любимого каркаса.
    Стихотворение «Ты подходишь» – просто образец такого спрограммированного произведения. Оно написано с легкой самоиронией, автор посмеивается над своим героем, таким расчетливым, таким все учитывающим… Даже слово «влюбленный» здесь как-то не к месту, хотя лирический герой явно нашел свою единственную. В общем-то замысел ясен. И не хватает в этом замысле того, чего очень часто не хватало Сельвинскому – одной-двух строк, вырывающих стихи из схемы, помните, у Пастернака «Как будто бы железом, обмакнутым в сурьму, тебя вели нарезом по сердцу моему».
    Трудно требовать от автора – вот возьми свои стихи о любви и жизни, да допиши туда пару-другую гениальных строк.

    Наверное, Сергею надо своей конструкции попробовать добавить пластики – не неуклюжие сравнения «будто рождена мечтой», а вот такие живые строки, как те, что отмечены мной в стихотворении о весне.

    А еще, Сережа, давайте мы с Вами попробуем сделать на литературный лад этюды, какие готовят студенты театральных училищ.
    Опишите мне, пожалуйста, закипающий чайник, но не как жестяной сосуд, наполненный водой и поставленный на огонь, а как живое существо, с его пластикой, эмоциями, внешностью

    И еще – ветра, которые терроризировали Ваш древний город в стихотворении «Приходит весна» тоже попробуйте представить себе в виде живых существ, с походкой, внешностью, описанием их движений и взглядов. Не обязательно выполнять эти мои два задания в стихах, просто попробуйте оживить схему, предстающую в Вашем сознании.

    И еще – Вам надо и к слову подходить, как к живому. Сейчас Вы слова заталкиваете в клетку ритма и смысла безжалостно. Рифма в этом случае приблизительна, стихотворение теряет свежесть, упругость, становится мертвенно сухим.

    Поэтому попробуйте написать пейзажные стихи белым стихом или верлибром, чтобы дать свободу собственной фантазии.

    Буду очень рада, если к выполнению этих заданий присоединятся и остальные слушатели.

  2. sergey_kolousov

    Спасибо, Надежда!
    Вы и правда вчитались. Не ожидал прямо! Некоторые мои чёрточки действительно точно подмечены.
    Согласен ли я с ними или нет – вопросы другие (со многим в основном – да), но прямо такое чувство будто Вы подсмотрели мою личную переписку.)))) И учесть замечания постараюсь.
    И действительно – здорово читаете!
    Утром прочитал отзыв, порадовался, потом целый день я был очень занят (бездельем 🙂 ), но всё же нашёл в себе силы начать выполнять задание.
    Начал, начал, а там посмотрим, разойдёмся и подкорректируем.
    Пока такое наделал:

    Этюд №1 Характер Чайника.

    А. детский стих

    Чайник, выглянув в окошко
    Говорил подруге кошке:
    “Ох, давно меня не грели,
    Мне б напиться поскорее –
    В пузе пусто. Как утешиться?
    Слышишь, Мурка? а? не плещется…”

    Тускл, меден и невесел
    С подоконника глядит
    Чайник, носик свой повесив…
    За окошком моростит.

    Важно Мурка отвечала:
    “Потерррпи, немножко, Чайник –
    Вот пррридут с ррработы люди
    В прррофилактике пррростуды
    Чай незаменим. Поверррь уж мне –
    Вскипятишься и согреешься.”

    Кошка к Чайнику прижалась,
    Полируя гладкий бок.
    Так вдвоем они мечтали
    О тепле… А дождик тёк.

    Б. прозаический

    Во вторник Чайник проснулся в плохом настроении. Голова его была тяжёлой и пустой, в ней как будто стоял сырой туман. И голова эта совершенно не варила, а в горле пересохло, и тяжёлый густой налёт покрывал его. “Странно, будто ведь и не много выпил вчера” – подумал Чайник и тихонько звякнул, когда Хозяин снял его со стола.
    Устало, кое-как, дотащился Чайник до плиты и тяжело опустился на неё. В животе бурчало, пока он жадно пил из крана сырую воду. Не было ни одной мысли. Впрочем, нет – одна всё же была. “Ты настоящий чайник, – сказал Чайник самому себе, –
    тупой, тяжёлый и будущего у тебя нет”. Чайник посмотрел на горы немытой посуды вокруг и почувствовал, что начинает понемногу закипать.
    “И как можно жить с такими людьми? Никакого ухода, ладно, я переживу, не впервой, но довести до такого состояния место, где живёшь?! И нужно смотреть на это. И предстоящий день от этого кажется длинным, тяжёлым… Всё начинается с немытой посуды. Каждый тяжёлый день начинается с этих раздражающих мелочей!”
    Он заклокотал, не находя нужных слов для возмущения. “Всё такая же серость за окном, туман… каждое утро. И всю жизнь нужно делать одно и то же. Один и тот же круг – стол, плита, стол, плита… Беспросветность. Только и остаётся пузыри пускать…”
    Он в самом деле пустил пузырь. И вдруг подумал о Хозяйке. Ему сделалось вдруг жарко. Голова кружилась и крышка на ней постукивала.
    И тут на кухню в самом деле вошла Хозяйка с банкой молотого кофе в руке. Заспанная, в одном ночном халате, она, тем не менее, была чудо как хороша, мягка и женственна. Ярко золотистые искорки рассвета путались и спотыкались у неё в волосах.
    Чайник даже присвистнул, увидев её. (Как делал это каждое утро, каждый раз с новым чувством умиления, обожания и восхищения.) Выпустил пар и смущённо замолчал.
    А когда по кухне разлился аромат заваренного кофе и вылетел через раскрытую Хозяйкой форточку навстречу свежему утреннему свету и весне, Чайник позабыл все свои мелкие досады и почувствовал, что жизнь в общем-то легка, стабильна и приятна этим.
    Хозяин с Хозяйкой сидели за столом. Совсем близко шелестели Каштаны, вдыхая пар с кофейным запахом, выплывавший к ним из раскрытого окна.

    Дальше. Ветра, как личности, хорошо описаны в Гайавате и в греческих мифах. 🙂 Ну, этюд есть этюд… А задание – есть задание… Беспрекословно и безмолвно беру и делаю :))) По-своему 🙂
    ______

    Этюд №2 Неспокойные ветра

    А. стих

    (не то, чтобы белый, но с “экспериментальными” рифмами. Тем более, что опять отвлекаюсь… ладно, поехали)

    Южный Ветер – беспечный и бодрый
    Очень знойный и очень гордый.
    Мог казаться, он ласковым, добрым,
    Но на деле – пронырлив как кобра.
    Он несдержан, развратен, похабен,
    Видно плохо его воспитали,
    Забираться под юбки дамам
    Он считал за невинную шалость
    И со свойственным ветру размахом
    Совершал эту шалость масштабно.

    Ветер Северный – тихий и мрачный.
    Он болезненный, хрупкий, прозрачный
    Он под окнами воет и плачет…
    Он такой, он не может иначе.

    А Восточный – хитрец и проныра.
    Навидался диковинок в мире
    Был в Гонконге, в Бомбее, в Алжире…
    Вот – встречается с братьями ныне
    В Украине.
    Только смотрит – какие-то сильно
    Чудные.

    Рассудительный Западный ветер
    Обьяснил ему, в чём здесь дела:
    “Это братец, Весна, Весна!
    Закружила в безумном балете
    Наших братьев. С ума свела
    В том она виновата одна.

    Утопающий в зелени Киев
    Навестила, цветочная фея.
    А они – мужики холостые.
    И – неровно отныне веют.”

    Б. проза (детектив)

    Северный Ветер притаился за углом, низко надвинув фетровую шляпу на лицо. Он ликовал! Наконец, он выследил её!
    Это она! Весна! Сегодня она наконец прибыла в Киев. И конечно, сразу пошла в гостиницу. “Как мы и думали.”
    Ветер холодными пальцами дотронулся до рукояти пистолета сквозь одежду.
    Это ее последний день в этом городе… А если по хорошему не выйдет, то…
    Северный ветер мрачно улыбнулся.
    Весне следовало быть осторожнее. Уж больно она смело высказывалась.
    “Тепло. Солнце. Любовь…” Ха!
    Носком ботинка Ветер подбросил окурок с асфальта и запустил в ближайшего голубя. Голубь почему-то каркнул, поёжился и улетел.
    Потом поймаю! – погрозил ему мысленно Северный ветер, хотя знал, что на такую мелочь не будет размениваться.
    Он сплюнул, вышел из-за угла и двинулся навстречу Весне.
    И замер.
    Наперерез ему и не замечая его, также навстречу Весне, вдруг выбежал Южный. Он размахивал руками, радостно смеялся, подбежал к Весне и вдруг обнял её.
    Весна улыбалась ему в ответ.
    Северный хмуро стоял и смотрел, как они входили в двери гостиницы.
    Пойти против брата он не мог.
    “Эх, всё, хватит с меня этой тёплой Украины. Скажу Зиме пусть успокоится и захватит свои упреки, сама знает куда, с собой. Довольно с меня её капризов. Мужчина я или нет, в конце концов? Вот вернёмся домой и я ей всё это выскажу. Все равно мы здесь проездом. Да… Пора домой.”
    Северный ветер повернулся к гостинице спиной и побрёл, утешаясь мечтами, как погонит недавнего жирного голубя со скоростью звука до са-амой Нормандии. Если, конечно, украинская виза не кончится раньше, чем он сумеет выгнать этого голубя из тёплого гнезда.

  3. March95

    Сергей, ты – мо-ло-дец! Всё, что написал – очень “живое”, яркое и свежее. Т.е. все до единого образы живые по-настоящему и какие-то молодые, что ли, светлые. А текст всегда успеешь подкорректировать. Искренне радуюсь за тебя! Это – моё мнение, как читателя.

  4. sergey_kolousov

    Пасип. Сейчас перечитал и смотрю, что немножко увлёкся. Этюды этюдами, но такое чувство, что чего-то не выполнил и недопонял из заданий Надежды.
    “надо и к слову подходить, как к живому”
    а я опять сюжетностью 🙁 … 🙂
    …и Пастернак – гениальностью своих строчек задал дела… то есть, гениальные строчки хотелось написать всегда, конечно 🙂 но сейчас поневоле несколько дней поиски в то же настроение заводят… ну, понятно и знакомо, что я в виду имею, да?

  5. nadejda_kogan

    Сережа, может Вы что-то и недопоняли, но Боже мой, с каким удовольствием я читала все ваши этюды! Это лучше практически всего, что я читала на Вашей страничке!!! Здесь и вправду живой язык, живые образы, масса выдумки, веселья и фантазии!! И где Вы их прятали до сегодняшнего дня?
    Считаем, что задания выполнены, а в закрепление успеха вот Вам еще закорючка: Вы идете по Вашему любимому городу и вдруг видите расклеенные афиши, что всемирно известный дрессировшик рептилий Сергей Колоусов завтра на манеже положит свою голову в пасть крокодилу! И Ваш портрет! Опишите, пожалуйста, Ваши чувства и действия.

  6. sergey_kolousov

    Ну, я же не просто так – как-то ведь поступил в наш “театральный” :))) Да и задания были лёгкие. (Нефиксированные.)
    Но вот на этот раз подловили! 🙂 Даже не представляю свои чувства.
    Тут и правда нужно чувствами брать))) Завалю экзамен 🙁 Ну ладно. Сейчас попробую…
    В момент, когда я такое читаю? не знаю. Наверное, прикинул бы вероятность такого дела. Или того, что крокодил пасть захлопнет.
    И подумал бы, что все будет хорошо. Испугался бы только в самой пасти :))) Ну, ноги дрожали бы. А так даже в пасти думал бы “насколько вероятно, что крокодил её закроет? или всё шоу хорошо спланировано?”
    (Я вообще гораздо больше боюсь обычно, что мне откусят руку, чем голову :)) )
    А потом проснулся бы.
    Короче, целый день опять думал, как к этому приступить. Задание показалось сложным. Но вечером пришёл ритм – кажется, неплохой. Так и написал. Сделал отступление от условий:
    шоу прямо сегодня, а не завтра. И написал длинно, т.к. кратко изложить такую ситуацию… прозой разве что. А хотелось стихами.
    Вот так:

    Этюд №3. В пасть крокодила.

    Мороз по коже. Я смотрю
    На пёстрое пятно афиши.
    “Сегодня в Цирке!.. Сложный трюк…”
    Мне в спину солнце зноем дышит,
    Но пот – холодный. Липкий. Пот.
    Стекает медленно с лопаток…
    Не может быть! Афиша врёт –
    Читаю:

    (Нет, н-невероятно!)

    “Сегодня в Цирке – гастролёр.
    Один лишь раз!
    Спешите видеть!
    Его не заменИт дублёр!
    К рептилиям он лично выйдет…”
    Верней (в глазах туман) –
    “…войдёт (!) и на очах у вас, мадамы,..”
    Мусье,.. элита,.. прочий сброд, –
    “…меж крокодильими зубами просунет голову свою!
    Положит (т-скзть) на алтарь искусства…”
    (Ага! а после – отпоют…)

    “Смельчак – Серёга Колоусов” !
    …!…!!?
    Перечитал в десятый раз –
    По буквам,.. по слогам,.. всю строчку:
    “Се”-“рё”-“га”-“Ко”-“ло”-“у”-“сов”…
    Здрасссь..!
    Приехали, ребяты! Точка!
    Всё б ничего. ФамилиЯ
    Моя – отнюдь не эксклюзивна,
    Но там… ведь нарисован – я!
    В зубах зелёной образины.
    Протёр глаза. Да нет. Смешно!
    Ведь это, черт возьми, нелепо!
    В конце концов… Я шёл в кино!
    Себе и Ленке – по билету
    (И по мороженому) взял…
    И тут вдруг – чёртова афиша!
    Да это розыгрыш. Друзья.
    Смешно. Ха-ха! Попался. Вышло.

    Ну-да! всё так и есть. Балбес.
    Елена ждёт… я разворачиваюсь…
    В глазах прохожих – интерес.
    Косятся. Даже оборачиваются!

    Иду от Цирка.
    Только вдруг
    Глядь – боковая дверь распахивается…
    Администрация – вокруг.
    “Куда же вы?”
    Галдят. Размахивают.
    “Начало в столько-то ноль-ноль…”,
    “Вам на манеж…”, “Пора.”, Опаздываем!”
    Да что ж вы братцы!! а? Я же свой!!!
    Точней… не ваш! Отстаньте. Сказано вам!
    В джинсу вцепились.
    Тащат внутрь.

    (А на щеках у Ленки ямочки…
    А жить-то хочется… Аж жуть…)

    Да там же – крокодилы ведь! Мамочки!!

  7. leonid_raev

    Ну что ж, обсуждать, так обсуждать. Мы часто придумываем за автора замыслы и идеи, присобачиваем ему приемы, методы, стили… Находим общее с великими (не по маштабу, разумеется, а по манере) и т.д. Чаще всего, это не реальные характеристики его текстов, а наше воображение.
    В частности, судя по этому и другим стихам, Сергей находится на весьма начальной версификационной стадии(слово “поэзия” здесь пока неуместно), и поэтому натужно и искусственно наполнять его пока еще неумелые тексты ложными многозначительными дискурсами – вряд ли благотворно. Для начала ему нужно читать, читать и читать лучшие образцы русской поэзии, смаковать их и проникаться ими, узнавать, что такое рифма. интонация, тональность и еще многие-многие составляющие поэтического звучания и смысла.

  8. leonid_raev

    Мы часто придумываем за автора замыслы и идеи, присобачиваем ему приемы, методы, стили… Находим общее с великими (не по маштабу, разумеется, а по манере) и т.д. Чаще всего, это не реальные характеристики его текстов, а наше воображение.
    В частности, судя по этому и другим стихам, Сергей находится на весьма начальной версификационной стадии(слово “поэзия” здесь пока неуместно), и поэтому и искусственно наполнять его тексты многозначительными дискурсами – вряд ли благотворно. Есть закон в любой профессии: перед тем, как начать что-то делать, освой инструмент: художник – кисточку, слесарь – молоток и напильник, секретарь – клавиатуру. А потом проявляй талант. Сергею нужно начать с рифмы, я думаю. Продолжить размером, а потом осваивать тропы. Зря он проигнорировал класс Игоря Царева.

  9. nadejda_kogan

    Леонид, удивляюсь я Вашему полемическому запалу. Здесь ведь Мастер-Класс, а не раздача слонов и корон))) И сходство со стихами Ильи Сельвинского я упомянула не для того, чтобы вознести Сергея на вершину Парнаса. Метод аналогии очень часто помогает изучить явление и найти другой, неожиданный выход. Если Вы не сумели почувствовать родство во взгляде на мир мэтра и не очень опытного поэта, но это не значит, что его нет.
    И, Вы знаете, я не очень ценю мастерство версификации, может быть, потому что достаточно им владею – в принципе могу достаточно грамотно зарифмовать любую идею. На мой взгляд, версификация – вторична, хотя и необходима. Но сначала все же нужно освободить душу от внутренних оков. А уж когда придет великолепная легкость вдохновения, тогда можно и отделкой заниматься. Вы, наверное, не посмотрели, как Сергей выполнил упражнения. Понимаете, один тренируется, делая сто прыжков у себя в квартире, другой эти же сто прыжков делает во время игры на теннисной площадке. Кто первым обучится играть в теннис?))

  10. nadejda_kogan

    Сережа, а вот там где Вы решили изложить свои чувства, получилось хуже. Попробуйте вспомнить ту легкость, с которой Вы писали о чайнике. Я не зря дала Вам такое задание. Вы тут же попали под власть готового сюжета, не попытавшись сдвинуть ситуацию в другую, неожиданную сторону. Не буду подсказывать, подумайте еще)))

  11. sergey_kolousov

    Леонид –
    Спасибо!
    Сергею хватает хладнокровия признать, что Леонид во многом прав. Работать нужно. Если, конечно, ещё есть надежда…)))

    Одно недоразумение:
    Мастер класс Игоря Сергей не игнорировал!
    а просто ещё не добрался до него, т.к. человек он мятущийся, а во-вторых (еще!) не заставил себя взяться за… как их? панторифмы, да?
    За это Сергею искренне неудобно, обещать Сергей ничего не будет, но постарается в ближайшем времени…

    Надежда –
    про теннис это Вы ловко! :)))
    знаете, порой в минуты печали, мысленному взору представляются такие качели: на одной стороне Вдохновение, светлые порывы, на другой – мастерство техническое. Их постоянно ведёт в перекос, и как их уравновесить? Притом уравновесить лучше бы – только добавляя на каждую сторону, а не снимая 🙂 Вот и нужно работать, и обратного я о себе ещё не утверждал (по крайней мере, всерьёз). Только вот сомнения в себе мучают,.. как наверное, мучают каждого из нас. И тут ничьи утешалки не помогут. Поэтому остаётся-таки – работать 🙂
    А здесь, мне кажется, помогаете пока что Вы, а не Леонид. Конструктивностью. За это Вам огромное спасибо!
    Леонид высказал мнение по прочитанному. Это хорошо и тоже спасибо) Совет – “читать”… читаю почти по 10-15 часов в сутки. Так как хочется – ВСЕХ! и сразу. Наверное, даже чересчур много читаю, т. к. надо ещё и “проникаться”, а не только “проглатывать”. Хорошая мысль. Подумаю над этим)))

  12. sergey_kolousov

    Надежда,
    Это так у нас под крышечками с “Фантой” пишут 🙂 Где розыгрыш призов всяких: “Спробуй ще!” (перевод – рус. “Попробуй ещё раз!”, англ. “Try again!”)

    🙁 а я так старался))) Никто не предупреждал, что поощряются отступления от сюжета. А можно прозой? Своей любимой “фантастикой” я это за 20 минут с места сдвину. 🙂 А вот “чувствами”… ой…
    Думаю…

  13. sergey_kolousov

    Ок. Постарался как можно быстрее сделать.
    Значит, прозой:

    Этюд 3.2 Рассказ. шуточный.

    … нет, Таня, ты не смейся, ты слушай, слушай дальше.
    Значит, как говорил, стою я у Цирка, читаю эту проклятую афишу.
    “Послезавтра на манеже цирка известный укротитель змей положит голову в пасть крокодила.”
    И моя фотка. Улыбаюсь… крокодил слева внизу… Ага, Тань, тоже улыбается!
    Тише ты, не смейся так громко в трубку. Ухо заложило. Дай поменяю…
    Так. Так лучше.
    Итак…
    “Что за фигня?” – думаю, – “Какого фига там делает моя фотография? Да ещё такая фиговая. У меня ведь есть и получше фотки, между прочим”
    Потом потихоньку начинает доходить. Это что же, получается, я завтра буду в цирке крокодилу в пасть голову ложить?
    Ни фига себе, думаю. Фигово…
    Оборачиваюсь, гляжу – окружающие пальцами тыкают. Ржут, гады. Автографы просят.
    Фиг вам, а не автографы! Стихи пишешь днями и ночами – так фига кто спасибо скажет. А фокус покажи – радуются.
    Короче, вхожу через чёрный ход с намерением разобраться как следует в этом.
    Стою в вестибюле, думаю, где, блин, в этом здании администрацию искать.
    Тут подбегает огромная толпа. Уже за полсотни метров от меня они на ходу достают микрофоны, фотоаппараты, начинают галдеть и щёлкать затворами.
    Когда до них осталось метров десять, я понял, что сейчас меня затопчут и мне здесь опасно. Разворачиваюсь, даю дёру.
    Вот значит, бежим мы по корридорам, причём Тань, с ужасом понимаю, что со всей своей аппаратурой, почему-то бегут быстрее. А один известный журналист…
    ну, ты его знаешь, по СТБ видела, такой длинноносый и длинноногий… да знаешь… да точно тебе говорю… уши у него ещё торчат… а! ага? да-да этот самый…
    так вот – оглядываюсь, вижу, что Длинноногий догоняет. Вот фигня какая.
    Тут из бокового корридора выскакивает толстячок в кепке и тоже давай рядом со мной бежать.
    Звонко кричит на ходу:
    – Сейчас будет поворот направо, а там отсчитаем три двери… и снова направо! Там открыто! Там наши!
    Ура, думаю, здесь тоже есть наши.
    Добегаем, вламываемся в двери и еле успеваем захлопнуть их перед лицом у журналюг. Длинный только ногу попытался просунуть, но толстяк его какой-то шваброй ударил.
    Длинный взвыл, ногу убрал и стихло, кажется.
    Оглядываюсь. Подсобка какая-то. Швабры, тряпки… гири, обручи и попоны слоновые. Вокруг стоят двое “наших” и подмигивают по-бульдожьи.
    Говорю:
    – Чё тут за фигня происходит?
    Толстяк мне:
    – Не волнуйтесь, мосье Серж, здесь есть запасной выход. До того как двери ломать начнут – выберемся.
    Тут в самом деле начали трещать двери. Толстый деловито говорит:
    – Отходим, ребята.
    “Наши” меня подхватывают и радостно проталкивают в узкую дверцу.
    Оказались мы в кабинете Толстяка, кажется.
    – Ну вот, – говорит, – теперь пойдемьте к вашим крокодильчикам.
    – Не хочу я ни к каким крокодильчикам! Вы в своём уме? Что за фигня.
    Смотрю, бульдоги глазки сузили и насторожились.
    Толстяк недобро так говорит:
    – А кто меня просил с утра провести его из гостиницы к дорогим крокодилам? Вы же должны порепетировать!
    У меня истерика.
    – Порепетировать что?! Да Вы… да я… я инженером работаю! я никому никакую голову ложить в пасть не собираюсь!
    – Контракт разорвать хочешшшь?.. – шипит Толстый. И кивает “Нашим”: А ну пошли!
    Те хватают меня под руки и волокут куда-то. Там темно, ни фига не видно, но вот в темноте появляется полоска света, распахивается дверь… и меня вталкивают в террариум.
    Я прижимаюсь к стенке и дико гляжу по сторонам.
    На полу лежат огромные зелёные крокодилы. Холодные, скользкие… Смотрят на меня. Я на них.
    И вдруг один из крокодилов открывает пасть и говорит:
    – Злравствуй Сергей. Вот наши условия: я небу тебя есть, если с завтрашнего дня а потом каждую неделю ты будешь приносить в цирк по палке копчёной колбасы…
    – Согласен! – кричу я.
    – Заткнись, я не закончил. И второе условие – Ты женишься на Татьяне Ивановне Ивановой в течение месяца…

    Вот меня выпустили, я вернулся домой, и звоню… Знаешь, нелегко было решиться такой рассказ написать. Но против крокодильей воли не попрёшь…
    Ну чего молчишь, Тань? Тань… выходи за меня, а?

    Этюд 3.3 Пьеса. (сюр)

    Сцена первая. Лето. Июль. Парадный вход цирка. На стене висит объявление: “Послезавтра… ну и т. д.”
    У объявления стоит СЛУЧАЙНЫЙ ПРОХОЖИЙ. Ко входу в цирк приближаются двое молодых людей.
    ДЕВУШКА (брюнетка, ноги длинные, глаза красивые, улыбка весёлая) и
    СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ (мрачного вида студент в очках, прыщах и в плохо заправленной рубахе).

    ДЕВУШКА (весело) Сережкаа! а пошли в цирк, а?
    СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ (мрачно) Фига я в цирк пойду? у меня экзамен завтра… и вообще жизнь хреновая…
    ДЕВУШКА Серёг, перестань. Ты у меня такой умный. Кто на пятом курсе учится. Сдашь.
    СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ (мрачно) Ага, я стипендию хочу. Кто тебе мороженое покупать будет? И вообще жизнь такая хреновая…

    У ДЕВУШКИ в руках мороженое и СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ откусывает кусок. Она смеётся.

    ДЕВУШКА Да ну! если что, я у мамы возьму…
    СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ (как туча) Вот ещё! чтобы я девушку мороженым не мог угостить? И вообще жизнь как детская рубашка – короткая, зас*анная….

    ДЕВУШКА подходит к афише. Читает.

    ДЕВУШКА (возбуждённо) Глянь!
    СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ Чего ещё?
    (подходит)
    ПРОХОЖИЙ (К Сергею) О! Где-то я Вас видел…
    СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ Да? На Рифме.Ру фотка висит… Ну и как Вам стихи?
    ПРОХОЖИЙ (озадаченно) стихи?
    СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ (нетерпеливо) Ну да, в инете!
    ПРОХОЖИЙ У меня нет интернета.
    СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ (мрачно) не читал?
    ПРОХОЖИЙ (искренне) неа… но Ваше фото я где-то видел…
    СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ (еще мрачнее) Завтра в некрологе увидишь!
    ПРОХОЖИЙ (оглядываясь на афишу) Может быть…

    Уходит.

    ДЕВУШКА Нет ты глянь!

    читает вслух афишу “Послезавтра… и т.д.” (извините, Надежда, спешу :))) )

    ДЕВУШКА Ни фига себе!
    СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ (обрадованно) Да, да, это лучше чем стреляться! Положу голову в пасть крокодила! Это такой поэтический уход из жизни… лучше, чем Маяковский… лучше чем Есе…
    ДЕВУШКА Ты чё, сдурел?

    Спорят. Возбуждённый СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ доказывает свое желание покончить счёты с жизнью таким образом.

    (занавес)

    Сцена вторая. Зрительный зал. На арене СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ под бодрые крики ведущего просовывает голову в пасть огромного зелёного крокодила.
    В темном зале сидят ДЕВУШКА и СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ. Вид у них ошеломлённый. У девушки даже испуганный. У него – озадаченный. Под ахи толпы крокодил съедает СЕРГЕЯ КОЛОУСОВА на арене и выплёвывает только скомканную обложку от записной книжки.

    СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ Ни фига се!

    (занавес)

    Сцена третья. Дополнительная.
    0 часов 12 минут. Закулисье цирка. СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ пробирается по тёмному застенку. Открывает скрипучую дверь.

    СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ (тихо) Я должен узнать в чем тут дело!

    За дверью его глазам предстаёт такая картина: Из огромной печи выходит лента конвеера. На ней стоят СЕРГЕИ КОЛОУСОВЫ. Когда конвейер доходит до конца, Очередной КОЛОУСОВ сходит с неё и присоединяется к остальным. Процесс медленный, но в комнате уже человек восемь КОЛОУСОВЫХ. Все они смотрят на вновь вошедшего.

    СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ №1(соседу) Опа! Вот этого нашему Кроко первым скормим!
    СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ №2 Ага! Какой-то он хиленький…
    СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ №1 …и бледный
    СЕРГЕЙ КОЛОУСОВ №4 Ну, может, хоть он мои стихи послушает?

    1 часов 22 минуты

    ДЕВУШКА несмело открывает скрипучую дверь в комнату. Видит десятерых СЕРГЕЕВ КОЛОУСОВЫХ, печально читающих друг другу вслух стихи. Замирает на пороге.

    ДЕВУШКА Ни фига себе…

    (занавес)

  14. nadejda_kogan

    Сережа, все срочный перерыв!))) Очень хороший поворот сюжета в рассказе!!! “Фигов” многовато, но подчистить – и прелестная получится вещица! Пьеса получилась в стиле “сюр”. Ну, опять-таки, ежели довести до ума, авангардисты будут счастливы!
    Что я хочу у Вас спросить – поймали ощущение власти над сюжетом? Вот когда Вы уходите от схемы? Когда сами радуетесь неожиданному выходу? Ведь то же самое и в стихах. Чем шире, многообразнее Ваш мир, тем глубже и многограннее творчество. Согласны?
    Ну, и все-таки ворчливый Леонид Раев кое в чем прав. Не забывайте о власти над словом. Пусть филигранная доработка рифмы, эпитета, парадокса станет для Вас наслаждением.
    Так что следующее задание – дорабатывайте Ваши этюды. Я думаю, что стоит посмотреть через день-два холодными глазами – огрехи сами увидите. Если нет – поможем)))

  15. sergey_kolousov

    Надежда, да. Небольшой перерыв 🙂 на выходные и отоспаться.

    Такой вопрос… Вчера эти расказы я набрал сходу, без правок, почти не останавливаясь. Когда я их сегодня перечитал, у меня возникла мысль, что написать их так же может кто угодно. Это эксплуатация уже найденного просто. Прочитав достаточно книжек любой может и с сюжетом поиграться… и через день над техникой подумать (на крайний случай – справочник по редактированию найдёт)… Так где грань? Здесь в инете тысячи авторов, большинство из них трудолюбивы, некоторые даже имеют много свободного времени… Чем тогда будет отличаться Сергей Колоусов от любого из них? неужели только он способен на такие этюды? маловероятно. Итак, если достаточно потрудиться, можно написать хороший сюжет на хорошем техническом уровне. И даже ярко. Так что – дело только в количестве попыток – разных всевозможных сюжетов – и тоннах переведенной словесной руды? Такая же руда есть словесная, есть сюжетная, есть жанровая… Я считаю себя писателем, только потому, что занимаюсь этим? Или – как написать что-то, что способен написать ТОЛЬКО я? Что Вы по этому поводу думаете? 🙂

  16. nadejda_kogan

    Нет, Сережа, Вы не правы! Для того, чтобы написать такие этюды, надо быть Сергеем Колоусовым, который писал стихи и прозу, буксовал и злился, сам понимал – что-то где-то не то, варился в собственном соку. Вам кажется, что это легко писать, потому что вот так легко написалось. А кто мешал другим авторам взять тот же сюжет? Театральные этюды с тем же чайником сейчас штроко тиражируются по телевидению. Но в Ваших рассказах присутствуете Вы, с Вашим взглядом на мир, с Вашей манерой, с Вашим стилем. А я просто сумела понять, чего Вам не хватает и дала легкий толчок в нужную сторону.

  17. nikita_agin

    Читая эти стихи, я первым делом обратил внимание на то, что и Ветра, и Весна, и Зима – с заглавных букв. Приме достаточно обычен для английской (и американской по-совместительству) поэзии, в русской он встречается реже, но вполне приемлем. Когда так пишут – обычно персонифицируют (одушевляют) предметы или стихии, что вообще свойственно английскому миропониманию.
    Здесь и надо было бы оживить их. Это задача очень сложная.

    Образы могут быть приняты, но могут и быть оспорены. Здест все очень индивидуально. Мне “солнце – лохматый цветок”, ну, не то, чтобы не нравится, а просто безразлично, а Надежде понравилось. Я на своем мнении не настаиваю. Посмотрите один момент:

    “А уста ее дышат маем” – и, через четыре строки –
    “И дышал щебетанием птиц”.

    Лучше не повторять один прием в одном стихотворении, тем более. что у Вас бездна возможностей. Сейчас, в качестве разминки, попробую “поработать” визажистом ее уст.

    “А уста пламенеют маем”. Звучно, но почему “пламенеют”? Слишком яркая помада 🙂

    “А уста расцветают маем”. Получше? Наверное, да. Глагол мягче, не такой навязчивый. Макияж хорошей девушки не должен быть криклив.

    Так, посмотрим еще. Почему “словно солнечная сестра”? Если бы Вы сделали Анну “сестрой солнца” по-астоящему, обратились бы к ней так – было бы интереснее. “Словно” обычно снижает образ.
    Да, много перечислений (внизу, у подножия здания, далеко). Напишите хотя бы – “в золотой акварели двора” – уже интереснее.
    Удачи, Сергей!

  18. sergey_kolousov

    Спасибо, Никита!

    Думаю над вашими комментариями, еще не закончил думать :))) чего-то в последнее время из лямок рвусь – толком не выходит разобраться. всем наспех отвечаю, чтоб только не молчать… Вам тоже. Кончится мастер-класс, возьму, наверное, тайм аут. (Сейчас такая классная проза рвётся быть написанной мною…. Только б найти время и силы ВЫПИСАТЬ её из себя!… )

    Значит, прежде всего – спасибо за разбор. Особенно мне понравилось Ваше замечание “…и надо было бы оживить их. Это задача очень сложная”, я правда не понял, справился ли с ней, но иллюзий уже мало))) Короче – верно!
    Дальше – лохматый цветок вышел не сразу, но сейчас мне нравится.
    “Уста её дышат маем” мне совершенно не нравится затёртостью и еще дышат-дышат два раза теперь вижу. Это плохо. Но ваши предложенные фразы тоже не понравились – т. к. все таки это стандарт. Пустота. Не обижайтесь, думаю, Вы понимаете. Их можно выкинуть и ничего не изменится. Как и мою фразу. Бум искать! Найду – покажу :)))
    “Словно солнечная сестра” – потому что “слвн слнч” , а во вторых , она всё таки реальна, а не всамделишная сестра солнца. Меня устраивает этот смысл.
    “Далеко” – чтоб точно указать, почему “акварель” двора: потому что размыто издалека. У подножия здания – четко обозначить. Внизу – показать, что я из окна смотрю. Слова выстроились хорошо, кажется, не хочу их менять. “Золотую” акварель не представляю. (Сизую – представляю, пастельную – да, но золотую – неа :(( ) И, опять же, – моя фраза построением менее стандартна, хотя может сойти за перегруженную. Риск такой себе0), но я оставлю.
    Итого – ищу замену фразе “А уста ее дышат маем” и думаю над большей персонализацией Весны и Ветров.
    Кстати – разбор фразы (пламенеют-расцветают и т. д.) классно провели! Точно на мастер-классе! 🙂 как на уроке. В хорошем смысле – урок то любимый))) Понравилось! Примерно так. Но в итоге “расцветают” – получилась такая себе “Мадонна Рембранда”)) цветущая и пышная. Моя же Анна – прозрачная и акварельная. (воздух – дышать… пространство…) Слово “расцветают” – слишком …м-мм… плотское, ну, Вы понимаете?… Это тяжелое налитое соком яблоко вместо фиалки.
    Большое спасибо еще раз. Вам тоже удачи!

    Принимаю. Думаю.

  19. valentina_chernyaeva

    Надежда, я выполнила задание про чайник, разместила его под своим стихом, но Вы не видели. Помещаю здесь.

    . Шнур и Чайник

    Задрав самодовольно нос,
    Как-будто он – большой начальник,
    Директор кипяточный, босс,
    Сидел на печке старый чайник.

    Он вширь кофейник перерос.
    И глядя сверху вниз на чашки,
    Доволен, что на воду спрос,
    Им говорил: «Плеснуть, бедняжки?»

    Он полон был водой… и грёз.
    Мечту лелеял не одну:
    Не лить из конденсата слёз,
    Чтоб не лизал огонь по дну,

    А чтобы нёс электрошнур
    В спираль-обновку теплоту.
    О, Шнур! С ним будет жизнь — ажур!
    И Бог осуществил мечту.

    От счастья ручкою качая,
    На Шнур глядит. Шнур, словно хвост.
    Шнур вскипятить воды для чая
    Решил — в розетку влез, прохвост.

    Сам! Не спросив об этом Чайник!
    Пузатый возмущён Шнуром:
    «Теперь не Я, а Шнур – начальник?»
    И злость почувствовал нутром.

    «Ты – выскочка! Не Шнур! Шнурок! –
    Свистел он, негодуя, паром.
    Забулькал в брюхе кипяток.
    Всё тело исходило жаром.

    Был кипяток итогом грёз.
    Мечты закончились кошмаром —
    Потоком конденсатных слёз.
    Он кипяток хотел… Но даром!

  20. sergey_kolousov

    :))) Здорово! )))

    По мне – такие шероховатости:

    Он полон был водой… и грёз.
    (смыслово… то ли несогласовано, то ли это переход на следующ. строку)

    На Шнур глядит. Шнур, словно хвост
    (“шнур” – сильно “ударное” слово… лучше “он”, но тогда неясно, кто из них)

    Он кипяток хотел… Но даром!
    (“Хотел”… что? или в каком смысле хотел? в смысле I wont you tonight? :))) да? Вообще-то я не въехал в последнюю строчку…)

    сюжет классно придуман!
    Ах Чайник-босс, Шнура невольник….))))

  21. valentina_chernyaeva

    Серёженька, спасибо за реакцию на мой стишок.

    Он полон был водой… и грёз.
    Да, согласна. Вы правы. Безусловно, лучше ВОДЫ И ГРЁЗ

    На Шнур глядит. Шнур, словно хвост
    Серёжа, может, так будет лучше (?): На Шнур глядит, а тот, как хвост!

    Был кипяток итогом грёз.
    Мечты закончились кошмаром —
    Потоком конденсатных слёз.
    Он кипяток хотел… Но даром!

    Серёженька, высшим блаженством для Чайника был кипяток, итог грёз. Он хотел быть обладателем кипятка, и лично разливать кипяток по чашкам, но при этом не хотел паровать, проливать конденсатные слёзы. Он не предполагал, что, став электрочайником, слёз не будет. Конденсат – следствие, а причина в нагреве, а не в способе нагрева. Пар и конденсат на крышке неизбежен, как результат кипения. Не знаю, как ещё объяснить. Может, такое сравнение: не трогая струну, звук не извлечёшь.

  22. valentina_chernyaeva

    Вдогонку:
    Чайник хотел распоряжаться кипятком лично. Кипяток – хорошо, а слёзы – плохо. Чайник не хотел, чтобы лизал Огонь по дну. В нём, видимом Огне, он увидел (извините за каламбур) причину своих конденсатных слёз. А Шнур принёс ему невидимое тепло. Но результат тот же – кипяток + конденсат. Он хотел, чтобы вода была горячей, но НЕ ХОТЕЛ КИПЕТЬ до слёз. А дармового кипятка не бывает! Надо потрудиться, покипеть и при этом пролиться конденсатом, а не бубнеть всю жизнь на Огонь, который, собственно, и помогает «делать» кипяток.

  23. sergey_kolousov

    Да,
    на шнур глядит, а тот как хвост
    лучше, мне кажется. Но решать, конечно Вам…
    с помощью “а” вы сместили сильное место. При таком раскладе можно даже “а Шнур как хвост”…
    может “а Шнур – что хвост”… (потому что, заметил, поэты почему-то избегают слова “как” 🙂 )

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.