Когда с небес, нависших волглой мглой,
Чего-то там такое упадает
Пред вечером, и тихо улетает
Мой дух пошевелить печной золой,
Что в старой печке нагорела за день
В избе на курьих ножках… Когда складень
Свой развернув, и ночь вот-вот найдет
(Молилась ли ты на ночь, Дездемона?)
Тогда, смиривши дня неугомонность,
«Ну что, мой друг, могли бы Вы сказать?» —
спрошу с себя — и, Господи, опять,
Опять взмолюсь при звуке камертона…
…Когда с небес
0 комментариев
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Зачем Вы пришли, фрейлина, в этот танц-класс? Ведь я учу лишь элементарным прыжкам и поворотам, а Вы умеете летать. Правда, Вы никому не сможете поведать свою тайну: как надо встать на цыпочки, что нужно сказать лучу солнца и восточному ветру. Вы иногда сами забываете последовательность магических действий и ахаете: «Все, больше никогда не взлечу! Я забыла, честное слово, забыла, как это делается! Я буду сидеть, поджав ноги, на подоконнике и с тоской смотреть, как молодые птицы ловят крылом восходящий вихрь теплого воздуха…»
И ничего Вы не забыли, Ваше Магичество, Ваше Светлейшество, Ваша Волшебность. Давайте я Вам расскажу, какова на цвет и вкус Ваша хрупкая Вселенная. Она – словно переливчатый кокон из чужих сказок, чужих слов, чужих гениальных находок. Вы бродите в ее хрустальном лесу, отыскиваете свободный пятачок и выращиваете цветок. Цветок умеет летать. Он – ребенок, бабочка, пятистишие танка. Но вы смотрите на него сквозь слезы и идете дальше, замирая от великой музыки и опять уверяя себя, что все сказано, остались только крохотные штрихи тонкой кисточкой – здесь нарисовать ветку, там иероглиф. Они прекрасны, но это ваши следы в ЧУЖОЙ Вселенной.
Стройте свою! Не бойтесь казаться смешной – в своей Вселенной Вы можете быть любого роста и самой необычайной внешности.. Вы в ней – тигр и ягненок, ядовитая трава и целебный корень. И плюньте на воображаемого читателя, смакующего Ваши филигранные строчки. Покажите ему фигу. Ну, если уж хотите, эта фига может быть украшена резедой и пахнуть домашними плюшками.
В этой Вселенной Ваша мама жива. Не бойтесь страдания – идите навстречу ему, потому что наши ушедшие слушают нас. И радуются, когда мы смеемся.
В этой Вселенной нет не рожденных детей. Все они родились, у каждого есть облик, имя и королевство.
В этой Вселенной – Вы хозяйка природных катаклизмов и всех духов четырех стихий – огня, воды, воздуха и земли. И учтите, в этой Вселенной Вы – самый первый поэт! И Ваша задача – увидеть, понять, дать имена и научить летать. Потому что личные Вселенные выдаются только тем, кто это умеет.
Так что, милая фрейлина, Мадочка Бейлина, будьте добры, распишитесь вот здесь, в уголке, за полученную Вселенную.
И принимайтесь за дело.
Рассудите спор халцедонного вертопраха с десятью Гармониками Темной Воды. Они никак не могут поделить грот под водопадом.
Урезоньте трех котов с вывески ТРИКОТАЖ. Они вконец защекотали усами букву Ж.
И вообще правьте и володейте!
.
Точно ведь! Дать имя — очень важно, тогда образ оживет, тема покорится. Но здесь так сильно расшатан синтаксис, что трудно анализировать — приходится лезть в словарь. Складень? с ударением на втором слоге? да это вовсе не складная икона, или сборная гривна на цепочках, или чашки хохломские, друг в друга вкладываемые, нет, это, оказывается, складной нож, да еще и ярославский диалектизм (В.И.Даль). Однако, Вы совсем заворожили бедного читателя, явно плутающего в дремучем лесу…
О, Господи! Я чувствую себя, как мамонт в посудной лавке, как неотесанный мужлан-простолюдин, заглянувший в щелочку двери, за которой идет урок изысканного минуэта. Здесь некий свой особый возвышенный дух и штиль. А с другой стороны — вездесущий Моисей со своими метафизическими зияющими высотами. Моисей призван, вероятно, высшими силами в сей танц-класс для равновесия. А я, потерявший слегка ощущение реальности в столь насыщенной возвышенной поэтикой атмосфере, тихонько, пока никто меня не заметил, удаляюсь, изрядно сконфуженный.
Не, правильно — «зА день — склАдень».
Я за Вами!!! 🙂 Мне понятнее и ближе осязаемая простота. Может быть кто-то со мной поспорит, но описать точными фразами обычную картинку, гораздо сложнее. Читатель, пропуская наши слова через себя создает свои не зеркальные отражения сюжета. Мне даже кажется, что гениальность Пушкина и заключается в простоте: его читаешь и кажется, что и сам так же точно, именно этими же словами смог бы написать и сказать » Белеет парус одинокий в тумане моря голубом…», «Я вас любил. Любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем…»
( Оригинала под рукой нет, — могу ошибиться, цитируя классика)
Красотищща!!!:)
А когда сложные образы, мои мозги всегда стоят в неудобном положении, глаза вращаются… Картинка очень неприглядная!
Леня, ну не стоит уж так конфузиться! Я выбрала вот такой возвышенный, как Вы считаете «штиль», потому что поэт, который скрывается под ником Malka мне давно и хорошо знаком. То есть знакома. И мне захотелось поговорить с ней в пространстве сказки. Помните «Золушку», когда волшебник всех окуривает дымом своей волшебной трубки. Помните «Обыкновенное чудо», когда принцесса говорит о «вчерашних» лицах. У каждого из нас есть свои уголки сознания, где живут джинны, выполняющие желания. А у поэтов — самое главное желание — писать. И семинар «Развитие поэтического творчества» по-простому можно истолковать так — раскрытие внутреннего потенциала личности.
Вы же сами понимаете, что беда для нас состоит вовсе не в том, что мы плохо умеем рифмовать. Этому можно научиться. Или очень нахально писать белые стихи и верлибры. Беда в том, что мы все создаем для себя клеть, ограничиваем ее стенами, на которых написано «Так нужно писать!» «Так создавать стихи нельзя». «Это талантливо», «Это кич». И пока кто-то со стороны нам не скажет, что стены-то бумажные, словно в японских домиках, мы так и будем дрожать перед собственными запретами и переживать — почему не пишется. А без внутренней свободы ни черта не напишешь.
Кстати, вот это стихотворение Мады Бейлиной именно об этом и говорит. Оставим разбор Моисея пока за кадром, откинем мой сказочный возвышенный «штиль», просто вслушаемся в негромкий голос автора.
Осень. Волглая мгла. «Чего-то там такое упадает», — отсылка к морю стихов об осени, написанных до этого момента, чуть ироническая отсылка, от Никитина и Случевского до современных авторов, применяющих эту форму для высокой поэтичности….А вслед за этой теплой иронией — проблеск лукавой фантазии. Ну да, а вы думали? Конечно, Баба-Яга. И пока отвлеклись заказчики, пока выключен компьютер, надо слетать, золу в печке пошевелить, а то изба на кульих ногах по хозяйке соскучилась… Не нравится Баба-Яга — взмахнем платочком, развернем икону, испуганно оглянемся на догоняющую ночь. Сумерки — время самое волшебное, а ночь черна, как мавр, ишь нависла с вопросом разгневанного Отелло. Высокий миг, миг вдохновения, когда душа настроена, словно камертон на музыку сфер… И так высока, так сладка эта музыка, что не хватает слов, остается лишь мольба.
Потому и невнятен слог, обрывочен, нелогичен синтаксис, (Именно это так возмутило нашего Моисея!). Существуют слова высказанные, гладкие, готовые к тому, что их запишут, как формулы. Есть слова, отлитые, как формы, их многовековым употреблением. А есть внутренняя, почти младенческая речь, пытающаяся перевести на свой язык непереводимые чувства.
Иногда это удается.
Верочка, очень Вам рада!! И особенно Вашей очень непростой позиции. Она только на первый взгляд имеет точное и однозначное истолкование. И споры о простых и сложных стихах рождаются не только в борьбе поэтических школ, но иногда и внутри творческой личности. Что далеко ходить, знаете, наверное, что Борис Леонидович Пастернак, в ранней своей лирике использовал очень непростые образы, зато поздняя — по-пушкински прозрачна. Или мой любимый поэт Николай Заболоцкий от очень сложных конструкций юности пришел к стихам, которые, как кажется, понимаются сходу, цитируются и тиражируются:
«Любите живопись, поэты…» «И что под красотою понимают люди?», ну и так далее.
Но, Верочка, прозрачно еще не есть просто. «Белеет парус одинокий», — написал Лермонтов. И там не только красота. В это стихотворение надо вчувствоваться и впадать — как приток впадает в реку. Вот смотрите, картина — парус в голубом тумане моря. Покой, лазурь, растворение в сиящем дне. Жизнь, незамутненная вера в Бога…
Нет. Никакого покоя. Есть вопросы: что бросил? Что ищет?
Внутреннее напряжение стиха нарастает. И уже не голубой туман, а волны играют, ветер свищет. Моисей бы точно обвинил Михаила Юрьевича в непоследовательности. Тем более, что в третьей строфе опять «струя светлей лазури» и «луч солнца золотой». На первый взгляд стихи оборачиваются этакой внутренней вздыбленностью, что простыми их можно назвать только по привычке, не вчитываясь)))
Какой конфуз!!! Мне стыдно! Я спутала «Ветер по морю гуляет…»
Я с Вами согласна. Каждый автор в кажущуюся простоту вносит свои мироощущения, ассоциации, краски. В свою очередь, читатель воспринимает текст, базируясь на своих знаниях.
Умение писать стихи и просто и замысловато, и философски мудро и по детски непосредственно (чему Вы нас всех здесь и учите!!!) огромный плюс любому автору.
Например: готовлю к печати сборник и включаю все, что написала ( даже то, что мне самой кажется глупым примитивом), народ читает. Отзывы самые разные, но всем что-то понравилось, общее впечатление — восторг.
Я думаю, каждый снял свой и только свой пласт. Это я не хвалюсь, скорее наоборот. Упрямство, чутье (хитрость называется), знание психологии ( пед. институтский курс), сознание того, что следующей книги может не быть…
Надя, мой комментарий вызван простым обстоятельством. Я не говорил о достоинствах или недостоинствах обсуждаемого в мастер-классе произведения. И вообще о нем. Желая подключится к разговору, я вместо ожидаемого традиционного анализа, увидел впечатления, навеянные базовым стихотворением, высказанные в романтично-восторженной поэтической манере и являющиеся в принципе самостоятельным произведением по мотивам… Любое приземленное обсуждение будет являться на этом фоне скежещущим диссонансом. Больше ничего не имел в виду, хотя я согласен с Верой. Я воспитан на «прозрачной» поэзии, на той где ярко (не перепутаешь) обозначен голос поэта. На этом построено все лучшее в литературе. И первый критерий в моей оценке — этот. И вообще в русской поэтике, и на нашем сайте, в частности, есть масса совершенно замечательно, эфектно, изысканно скроенных стихотворений, в которых все на высочайшем уровне — и техника, и второй смысл, и метафоричность — короче говоря, профессионализм. Нету только одного, таланта, поскольку в подобной манере, мало отличимой друг от друга, хоть с красивым и одухотворенным, но с «общим» выражением лица, написано много. И чаще всего под усложненностью, затуманенностью, утяжеленностью, прячется отсутствие «своего». Как у Пастернака — «но сложное понятней им». А настоящие сложное содержание и многослойность мысли — всегда в прозрачной оболочке, которая не мешает, а помогает разглядеть чувство и мысль. Давайте возьмем и посмотрим с такой точки зрения на все наше гениальное — от Пушкина до Пастернака (а можно сюда Соснору, Вознесенского, Гандельсмана, Бродского — на вкус). Можно сказать: поэту важно показать настроение. Но поэзия — вербальное искусство. В нем две основные составляющие — смысловая и музыкальная. Понимаю, что у всех свое восприятие и реакция. Вы человек эмоциональный, восторженный, с позитивным мироощущением и крайне благожелательный. Это видно не только в ваших рензиях, но и в творчестве. А я — прагматик и зануда. Ну, вот таким образом я внес свою каплю (желчи?) в наше обсуждение.
Надя, у меня просто нет слов… так понять, все-все… суть мою как человека, и все, что мучит, когда пишу… До самой капельки разглядеть, и назвать! — ведь здесь сказана чрезвычайно, потрясающе важная для меня вещь — и именно так сказана, как было надо именно мне, чтобы я, именно я смогла понять все как можно яснее…да нет, не просто понять, а всем существом прочувствовать — ведь это и правда мой внутренний язык — тот, на котором написана эта «рецензия», именно на нем надо было говорить со мной, чтобы дошло все-все-все!! вот это дар Божий, дар души и поэта — такое почувствовать и смочь осуществить-сказать… Я «рецензию» в кавычках, потому что это никак не рецензия, нет…это неизмеримо больше, это тот самый разговор, какого порою ждут всю жизнь и ведь так часто можно не дождаться — как же мне повезло… !!!! …и ведь вот что сейчас скажу… важное, важное, огромное… я понимаю сейчас окончательно: я (это же обо мне сейчас разговор, и говорю за себя, но,может, и кто-то тоже!) — но вот я точно могу писать, и именно так — летая! — только тогда, когда — счастлива… А для счастья надо прежде всего позволить себе право на него, вот и все — и об этом праве мне сейчас и напомнили, его мне подтвердили! «берите и володейте»!! Надя,ведь об этом «И август-вновь»… но одно дело самой догадываться, робея… и совсем другое — услышать… от человека, которого уважаю глубочайше… !! …….и а ведь то, КАК сказано, ведь именно это дало смогло дать почувствовать полностью… ТАК понять! и как настоящий доктор, бережно и одновременно прямо сказать о самом больном…чтобы — поверила… !….. Вот, наверное, этого я и ждала инстинктивно, когда рвалась в мастер-класс…
а и еще…ведь то, без чего уже не могу, проявилось во мне снова через много, много лет вынужденного молчания, в то время жизни, когда многие уже перестают… ведь вот еще и это…. и вот когда один носишь такое в себе так долго… тогда так важно услышать, что эта твоя вселенная — существует! что ты ею владеешь, имеешь на это право…
Надя… это и есть самый главный мастер-класс… технике стихосложения можно учиться и самому в конце концов… но вот ЭТО… эта — такая!! — Работа… это возможно только с Мастером… с Учителем… СПАСИБО НЕСКАЗАННОЕ
:)! и я ведь попробовала выполнить одно из заданий, которое вроде бы углядела:) — да?
так радостно было это делать!! :)))!
вот, сейчас…:) только скажу еще пару слов Вере и Леониду…
Ребята, огромное спасибо за неравнодушие и честную прямоту — рада, что довелось познакомиться, и очень надеюсь, что и подружиться доведется…очень хочется:)… обязательно поговорю и с Вами, Вера, и с Вами, Леонид,- ведь самое интересное, что мы с вами абсолютно не противоречим в главном! только надо найти тот язык, на котором мы сможем объясниться так, чтобы убедиться в этом… Ну вот как нашла такой язык Надя, чтобы помочь мне, — вы видели… Сейчас уже очень поздно, — у нас почти четыре утра, а я пишу сходу, другого времени никак не нашлось…:)… я продолжу разговор завтра — ладно?
с уважением и теплом)
ваша Мада
а вот и задание) — попыталась таки урезонить котов))) такое удовольствие от этого задания, радуюсь и все тут!))) спасибо!!
— ПАЧЧЕМУ АЖЖИОТАЖ???
— Так ведь тут аж три кота ж,
все хвосты задрав трубой,
хоть сейчас готовы в бой!
Озорнющие котищи —
распушили, ишь, усищи
и до самой темной ночи
ими букву Ж щекочут:
не осилишь, мол, нас, кроткая,
у тебя усы короткие!
Бедненькая буква Ж
защекочена уже…
— Прав народ, что удивлен,
озорству где тут резон?! —
повезло же с чудо-вывеской,
где б такую котам выискать:
легКОТа да МЯгКОТа ж,
одним словом — ТРИКОТАЖ!
Ну-ка, брысь от буквы Ж
да живее спать уже,
и вперед не обижайте —
вместе молоко лакайте,
чтобы вас не трусила!
Пусть расправит усики!
🙂
Надя……..спасибо, спасибо, спасибо
Леня, насчет благожелательности, это Вы не обольщайтесь! И ругаться умею, и пародии злющие могу писать. Но считаю, что к поэтам нужен бережный подход. Потому что человек, пишущий стихи, становится необыкновенно уязвим и беззащитен в лучших своих чувствах.
Почему-то наши борзописцы-критики и люди, чуть лучше других освоившие ремесло версификации, считают, что поэтическое сообщество — это нечто вроде закрытой масонской ложи, куда нужно пропускать только тщательно отобранных. А что Вы можете сказать о японской культуре, где стыдно не уметь написать стихотворение? Где стихи — не признак «высшей расы», а свидетельство тонкости и чуткости души.
Я думаю, что обогащение языка, появление новых метафор, умение ярко, гибко и звучно выразить свою мысль, донести музыку своего сознания, бок о бок идет с воспитанием чувств. И чем больше людей пробуют себя в мастерстве стихосложения, тем дольше жить человечеству на Земле…
Мадочка, первая строфа вообще — улет!!! Короткие усики у буквы Ж — у меня губы сами в улыбку расползаются!
А над второй — подумай. Какие могут быть у буквы Ж устрашения — может сбеж-ж-жать, может жужжащих родственников пригласить, может Жучке пож-ж-жаловаться)))
Двумя руками — за! При анализе стихов (да и вообще всего) вредны (прежде всего для автора), как излишняя комплиментарность, оправдываемая бережным отношением, так и несоразмерное охаивание.