«…Простит ли нас наука за такую параллель,
За вольность толкований и теорий?…
Но если изначально было Слово на Земле –
То это, безусловно, слово МОРЕ…»
В.Высоцкий.
Так что есть море? — Вечности холсты,
Рожденные Создателя рукою,
На них скользят дыханием покоя
Когда-то несожженные мосты.
Так что есть море? Незабвенный друг,
Что щедро дарит нам за откровенность
Лучистую струю перины пенной,
Иль страстью околдовывает вдруг..
Так что есть море? — Мудрости строка,
Порывам ветра только бы поверить —
И разобьются горести о берег,
Как волны, превратившись в облака.
Так что есть море?
хорошо!
Спасибо!
С уважением. Ирина.
Добрый день!
Не очень рифмуется «рукою», «покоя», а равно во втором четверостишье «откровенность» — «пенной»…
В целом стихотворение как будто характеризует не море, а лишь указывает нам на какие-то его особенности, причем, исключительные: «Море – мудрости строка». В таком духе о море можно говорить бесконечно… А потому дальнейшие строки тонут в неисчерпаемом словами описании моря, то есть кажутся несущественными… Но трудность задачи понятна изначально, ибо о вечном и бесконечно многообразном автор решился сказать в духе определений: море – это… задача почти не подъемная!
С уважением, Арман.
Здравствуйте, уважаемый Арман!
Не могу понять смысла Ваших критических замечаний:
1. Если рифмы «рукою — покоя» в первом катрене, и «откровенность -пенной» во втором Вам не подходят, тогда какие рифмы для Вас хороши: «Любовь-морковь»?
2. Вы пишете, что в стихе нет характеристики моря, а присутствуют лишь какие-то его особенности. Но разве поэзия призвана давать характеристику тому или иному явлению, предмету и т.д.? Для этого, по-моему, существуют точные науки. В моем понимании, авторы посредством стихов передают свои личные впечатления, ассоциации, чувства, связанные с тем или иным явлением или событием, а не «дают характеристики».
Поэтому конкурс так и называется «О море», чтобы каждый автор мог выразить свое личное отношение и восприятие моря ПО-СВОЕМУ, ведь для каждого море — это что-то свое,это ОБРАЗ, а не научное определение этого понятия — химический состав воды, песка, глубина и т. д.
С уважением. Ирина.
Добрый день!
В первом предложении вопрос задан в единственном числе, а ответ на него даётся во множественном. Не могу представить образ не сожженных мостов над морями – зори что ли? В тексте допущена опечатка: «несожженные» («не» написано слитно). В первом четверостишии после вопроса поставлена чёрточка, а во втором – нет. Как прекрасны оптимистичные последние две строки, дарящие очаровательное образное сравнение:
И разобьются горести о берег,
Как волны, превратившись в облака.
Спасибо! Всего доброго! С уважением, Юрий.
Добрый день, Юрий!
Спасибо за слова похвалы — последние строки в стихотворении и мне кажутся лучшими.
Насчет грамматических замечаний Вы не правы: прилагательное «несожженные» писалось бы раздельно с частичкой «не» только в том случае, если бы присутствовало противопоставление: «не сожженные, а…(какие-нибудь другие)». В данном случае слово «сожженные» употреблено с отрицательным значением (какие мосты? — несожженные). Это правило подробно описано даже в школьных учебниках русского языка и известно мне с детства.
А в каких строках Вы прочитали о несожженных мостах над морями? В моем стихотворении выражение «несожженные мосты» относится к «Вечности холсты» и является авторским художественным образом, основанным на личных ассоциациях, восприятиях, ощущениях и т.д.
И кто Вам сказал, что на вопрос «А что есть море?» должен даваться ответ лишь в единственном числе?
Вот за то, что Вы заметили пропущенную черточку во втором катрене — спасибо, это я пропустила.
С уважением. Ирина.
Добрый день, Irena-light!
«Любовь-морковь» — хорошая рифма, просто слово «любовь» многим уже наскучило, оскомину набило, хотя здесь я никак не могу понять, о чем речь: о любви зайца к морковке что ли?.. Мне куда больше нравится «любовь-кровь»!
О своеобразности восприятия моря я с Вами полностью согласен, но вот сравните — без научных определений — что такое форма «море — это» и какую бездну она предполагает в поэтическом контексте:
Море — это двое влюбленных на пустынном берегу…
Море — это штиль, тишина и пена ласково плещущих волн…
Море — это гроза и шторм…
Море — это одинокие темные скалы…
Море — это морское сражение…
Море — это вечерний закат…
Море — это тонкий месяц над проснувшейся гладью…
Море — это огромная Луна над горизонтом…
Море — это колыбель жизни…
Море — это вечности стихия…
Море — это… и т.д.
С уважением, Арман!
Рецензия на стихотворение: «Так что есть море».
Автор написала стихотворение весьма непростое – я бы даже сказал, что отчасти переусложнённое. Тем не менее, оно небезынтересно, как для чтения, так и для анализа.
Автор пытается ответить для себя и для читателя на вопрос: что есть море? В трёх строфах, на протяжении которых ищется ответ, возникает три главных образа-ответа:
1. холсты вечности – искусство;
2. незабвенный друг – любовь (друг незабвенный = любимый);
3. строка мудрости – философия.
Море – это искусство, любовь и философия. Таковы предложенные ответы. Они в сжатом виде охватывают всю палитру жизненных ценностей. Но, конечно, автор понимает, что претендовать на полную всеохватность в таком маленьком стихотворении всё же нельзя, поэтому она оставляет вопрос открытым и для себя, и для других. Главное, что она идентифицировала море в своей системе ценностей и почти удовлетворилась полученными ответами. Почти – потому что не до конца, предлагая читателю продолжить, приглашая его к сотворчеству.
Соответствующие образы-ответы влекут за собой возникновения других, подчинённых им образов.
1. ХОЛСТЫ ВЕЧНОСТИ, созданные рукой Бога, на которых скользят несожжённые мосты;
2. НЕЗАБВЕННЫЙ ДРУГ, который за откровенность (= наготу), дарит нам струю пенной перины или околдовывает страстью;
3. СТРОКА МУДРОСТИ, которой надо поверить (порывам её ветра), чтобы горести разбились о берег = распылились, как волны, ставшие облаками.
Образная палитра очень широка: от предельной иносказательности («несожжённые мосты») до простых, «ощутимых» образов («порывы ветра»).
Первое четверостишие.
Пожалуй, «несожжённые мосты» — это самый спорный, самый «неудобочитаемый» образ во всём стихотворении. Такие образы таят в себе всё и ничего. Что есть «несожжённые мосты», которые ещё и «скользят»? Раз «скользят» – значит волны, или скольжение = промельк в сознании? «Несожжённые мосты» = всё возникло из моря, или = наша ушедшая юность иили бывшие курортные романы. В общем-то, здесь может скрываться любая мысль. Выкристаллизовать её такое же безнадёжное занятие, как пытаться полнокровно ответить, что же есть море.
NB. Отметим, что географически в первом четверостишии автор созерцает море со стороны, как картину (холсты).
Второе четверостишие.
Здесь появляется мотив дружбы-любви, который к концу строфы доходит до определённой эротичности: друг-возлюбленный – нагота – щекотание струи – околдовывание страстью.
NB. Внутри второго четверостишия автор уже не отстранённо наблюдает, а активно участвует, присоединяется к морской стихии.
Третье четверостишие.
В последнем четверостишии автор уже взаимодействует вместе с морем, сам становится морем, пытаясь переосмыслить нашу жизнь, её житейские проблемы с точки зрения психологии и философии моря – доверься ветру и будешь счастлив. Автор растворяется в море, чтобы взглянуть на мир «морскими глазами» и дать читателю мудрый совет или даже – завет морской стихии.
NB. К третьему четверостишию автор безраздельно сливается с морской стихией.
Таким образом, автор в стихотворении проходит три стадии существования-участия:
наблюдатель;
соучастник;
часть стихии.
От вдумчивого созерцания – через вхождение – к становлению.
Рифмические созвучия, привлекающие автора также разноплановы – от классической точной рифмы (холсты – мосты), до ассонансной (поверить – берег). Стилистически такая система рифмовки в сочетании с крайне разноплановыми образами и довольно-таки высокопарной лексикой напоминают о «несожжённых мостах» к творчеству Беллы Ахатовны:
Уже ты мыслишь о друзьях
всё чаще, способом старинным,
и сталактитом стеаринным
займёшься с нежностью в глазах.
«Свеча» (1960)
Таково в целом стихотворение Ирены Лайт. Сложное, противоречивое, но чувственное и талантливое.
Искренне желаю автору успехов и новых откровений.
С ув.,
АП.
Рецензия на стихотворение: «Так что есть море».
Автор написала стихотворение весьма непростое – я бы даже сказал, что отчасти переусложнённое. Тем не менее, оно небезынтересно, как для чтения, так и для анализа.
Автор пытается ответить для себя и для читателя на вопрос: что есть море? В трёх строфах, на протяжении которых ищется ответ, возникает три главных образа-ответа:
1. холсты вечности – искусство;
2. незабвенный друг – любовь (друг незабвенный = любимый);
3. строка мудрости – философия.
Море – это искусство, любовь и философия. Таковы предложенные ответы. Они в сжатом виде охватывают всю палитру жизненных ценностей. Но, конечно, автор понимает, что претендовать на полную всеохватность в таком маленьком стихотворении всё же нельзя, поэтому она оставляет вопрос открытым и для себя, и для других. Главное, что она идентифицировала море в своей системе ценностей и почти удовлетворилась полученными ответами. Почти – потому что не до конца, предлагая читателю продолжить, приглашая его к сотворчеству.
Соответствующие образы-ответы влекут за собой возникновения других, подчинённых им образов.
1. ХОЛСТЫ ВЕЧНОСТИ, созданные рукой Бога, на которых скользят несожжённые мосты;
2. НЕЗАБВЕННЫЙ ДРУГ, который за откровенность (= наготу), дарит нам струю пенной перины или околдовывает страстью;
3. СТРОКА МУДРОСТИ, которой надо поверить (порывам её ветра), чтобы горести разбились о берег = распылились, как волны, ставшие облаками.
Образная палитра очень широка: от предельной иносказательности («несожжённые мосты») до простых, «ощутимых» образов («порывы ветра»).
Первое четверостишие.
Пожалуй, «несожжённые мосты» — это самый спорный, самый «неудобочитаемый» образ во всём стихотворении. Такие образы таят в себе всё и ничего. Что есть «несожжённые мосты», которые ещё и «скользят»? Раз «скользят» – значит волны, или скольжение = промельк в сознании? «Несожжённые мосты» = всё возникло из моря, или = наша ушедшая юность и/или бывшие курортные романы. В общем-то, здесь может скрываться любая мысль. Выкристаллизовать её такое же безнадёжное занятие, как пытаться полнокровно ответить, что же есть море.
NB. Отметим, что географически в первом четверостишии автор созерцает море со стороны, как картину (холсты).
Второе четверостишие.
Здесь появляется мотив дружбы-любви, который к концу строфы доходит до определённой эротичности: друг-возлюбленный – нагота – щекотание струи – околдовывание страстью.
NB. Внутри второго четверостишия автор уже не отстранённо наблюдает, а активно участвует, присоединяется к морской стихии.
Третье четверостишие.
В последнем четверостишии автор уже взаимодействует вместе с морем, сам становится морем, пытаясь переосмыслить нашу жизнь, её житейские проблемы с точки зрения психологии и философии моря – доверься ветру и будешь счастлив. Автор растворяется в море, чтобы взглянуть на мир «морскими глазами» и дать читателю мудрый совет или даже – завет морской стихии.
NB. К третьему четверостишию автор безраздельно сливается с морской стихией.
Таким образом, автор в стихотворении проходит три стадии существования-участия:
наблюдатель;
соучастник;
часть стихии.
От вдумчивого созерцания – через вхождение – к становлению.
Рифмические созвучия, привлекающие автора также разноплановы – от классической точной рифмы (холсты – мосты), до ассонансной (поверить – берег). Стилистически такая система рифмовки в сочетании с крайне разноплановыми образами и довольно-таки высокопарной лексикой напоминают о «несожжённых мостах» к творчеству Беллы Ахатовны:
Уже ты мыслишь о друзьях
всё чаще, способом старинным,
и сталактитом стеаринным
займёшься с нежностью в глазах.
«Свеча» (1960)
Таково в целом стихотворение Ирены Лайт. Сложное, противоречивое, но чувственное и талантливое.
Искренне желаю автору успехов и новых просветлённых откровений.
С ув.,
АП.
Рецензия на стихотворение: «Так что есть море».
Автор написала стихотворение весьма непростое – я бы даже сказал, что отчасти переусложнённое. Тем не менее, оно небезынтересно, как для чтения, так и для анализа.
Автор пытается ответить для себя и для читателя на вопрос: что есть море? В трёх строфах, на протяжении которых ищется ответ, возникает три главных образа-ответа:
1. холсты вечности – искусство;
2. незабвенный друг – любовь (друг незабвенный = любимый);
3. строка мудрости – философия.
Море – это искусство, любовь и философия. Таковы предложенные ответы. Они в сжатом виде охватывают всю палитру жизненных ценностей. Но, конечно, автор понимает, что претендовать на полную всеохватность в таком маленьком стихотворении всё же нельзя, поэтому она оставляет вопрос открытым и для себя, и для других. Главное, что она идентифицировала море в своей системе ценностей и почти удовлетворилась полученными ответами. Почти – потому что не до конца, предлагая читателю продолжить, приглашая его к сотворчеству.
Соответствующие образы-ответы влекут за собой возникновения других, подчинённых им образов.
1. ХОЛСТЫ ВЕЧНОСТИ, созданные рукой Бога, на которых скользят несожжённые мосты;
2. НЕЗАБВЕННЫЙ ДРУГ, который за откровенность (= наготу), дарит нам струю пенной перины или околдовывает страстью;
3. СТРОКА МУДРОСТИ, которой надо поверить (порывам её ветра), чтобы горести разбились о берег = распылились, как волны, ставшие облаками.
Образная палитра очень широка: от предельной иносказательности («несожжённые мосты») до простых, «ощутимых» образов («порывы ветра»).
Первое четверостишие.
Пожалуй, «несожжённые мосты» — это самый спорный, самый «неудобочитаемый» образ во всём стихотворении. Такие образы таят в себе всё и ничего. Что есть «несожжённые мосты», которые ещё и «скользят»? Раз «скользят» – значит волны, или скольжение = промельк в сознании? «Несожжённые мосты» = всё возникло из моря, или = наша ушедшая юность иили бывшие курортные романы. В общем-то, здесь может скрываться любая мысль. Выкристаллизовать её такое же безнадёжное занятие, как пытаться полнокровно ответить, что же есть море.
NB. Отметим, что географически в первом четверостишии автор созерцает море со стороны, как картину (холсты).
Второе четверостишие.
Здесь появляется мотив дружбы-любви, который к концу строфы доходит до определённой эротичности: друг-возлюбленный – нагота – щекотание струи – околдовывание страстью.
NB. Внутри второго четверостишия автор уже не отстранённо наблюдает, а активно участвует, присоединяется к морской стихии.
Третье четверостишие.
В последнем четверостишии автор уже взаимодействует вместе с морем, сам становится морем, пытаясь переосмыслить нашу жизнь, её житейские проблемы с точки зрения психологии и философии моря – доверься ветру и будешь счастлив. Автор растворяется в море, чтобы взглянуть на мир «морскими глазами» и дать читателю мудрый совет или даже – завет морской стихии.
NB. К третьему четверостишию автор безраздельно сливается с морской стихией.
Таким образом, автор в стихотворении проходит три стадии существования-участия:
наблюдатель;
соучастник;
часть стихии.
От вдумчивого созерцания – через вхождение – к становлению.
Рифмические созвучия, привлекающие автора также разноплановы – от классической точной рифмы (холсты – мосты), до ассонансной (поверить – берег). Стилистически такая система рифмовки в сочетании с крайне разноплановыми образами и довольно-таки высокопарной лексикой напоминают о «несожжённых мостах» к творчеству Беллы Ахатовны:
Уже ты мыслишь о друзьях
всё чаще, способом старинным,
и сталактитом стеаринным
займёшься с нежностью в глазах.
«Свеча» (1960)
Таково в целом стихотворение Ирены Лайт. Сложное, противоречивое, но чувственное и талантливое.
Искренне желаю автору успехов и новых просветлённых откровений.
С ув.,
АП.
Здравствуйте, Александр!
Просто «снимаю шляпу» перед Вашим профессионализмом!
Абсолютно согласна с Вашей рецензией — Вы правильно поняли и передали все, что мне хотелось сказать этим стихотворением, и указали все «плюсы» и «минусы» — большое спасибо!
У Вас явный талант и чутье критика, и нам всем стоило бы у Вас поучиться.
Удачи Вам!
С уважением. Ирина.
Совершенно согласна с Вами, Арман!
Именно для этого мы с Вами здесь, на этом конкурсе, чтобы каждый из нас рассказал о
СВОЕМ море, о личных ассоциациях, связанных с этим безграничным понятием — МОРЕ.. 🙂
С уважением. Ирина.
Спасибо, Ирина.
Мне было интересно писать рецензию на Ваше стихотворение. Как ни странно, найти сложное в простом — задача, конечно, не поверхностная, но найти простое и понятное в сложном — гораздо труднее. Поэтому я рад, что мне удалось «докопаться до истины» и вскрыть все возможные тайники в этом стихотворении. Мне очень понравилось работать с ним, хотя не сразу к нему сумел подступиться — искал ключ, центральную линию для анализа. А в процессе набрёл даже на две: три образа-ответа + три состояния автора. И тотчас же приступил к рецензии.
Спасибо Вам за оценку и за понимание.
С ув.,
АП.
Написано стильно, со своим подчерком автора, только ему подвластными образоми. Каждый бы нашёл для себя что изменить в этих строчках на очень филосовский вопрос — «Так что есть море», каждый бы мог что-то добавить, но право автора самому решать размер, суть и стиль написания.
С доверием и большим уважением,Игорь.
Симпатичное стихотворение.
Не смогла пройти мимо. 🙂
мой «новый» почтовый parnas-65@list.ru
Так что есть, море? Хороший вопрос и нет на него ответа… Спасибо. Понравилось стихо.
Вам спасибо за оценку, Сергей!
Мне очень приятно, что Вам понравилось:)
С уважением. Ирина.
Спасибо, Людмила!
Слышать добрые слова от талантливых людей всегда радостно:)
С уважением. Ирина.
Произведение действительно не простое. Философское- так бы я сказал.Так что есть море? Есть вопрос, который заставляет задуматься.
Очень хорошо.
Спасибо:) Действительно, на вопрос «что есть море?» нельзя ответить однозначно.
Мне и хотелось, чтобы те, кто прочитает стих, задумались о «своем» море — спасибо Вам за понимание.
С уважением. Ирина.