Как успеть понять, что такое жизнь


Как успеть понять, что такое жизнь

Понять жизнь — значит найти в ней то главное, существенное, общее и вечное, что отражается в бесконечном множестве ее частных проявлений и позволяет идти к пониманию этих частных проявлений прямым, кратчайшим путем.
Кратчайшим путем к уже давно найденному пониманию сути жизни можно пройти, отталкиваясь от слов А.Дюма, написанных им на первой странице романа «Тайный заговор»: «Чем больше мы продвигаемся вперед в жизни, чем дальше уходим вперед в искусстве, тем более убеждаемся, что ничего не существует отдельного, особого, внезапного, что природа и общество идут вперед от вывода к выводу, а не случайными шагами и что события, являющиеся то радостными, то печальными, то душистыми, то смердящими цветами, то смеющимися, то фатальными, которые развертываются перед нашими глазами, таили свои почки в прошедшем и корни в минувших днях, а свои плоды принесут в будущем».
Смысл этих слов А.Дюма можно пояснить так: мало что понимает в жизни тот, кто не понимает, что в каждом миге бытия и бытия людей всегда взаимосвязано сосуществуют элементы прошлого, настоящего и будущего. Сразу же можно сказать, что это понимание сеял в своих песнях уже Гомер:

Носятся вечно по ветру людей молодых помышленья, побужденья;
Если ж участвует старец, то смотрит вперед и назад он.

В те далекие времена люди были не столь деликатны, и поэтому, в отличие от А.Дюма, Гомер прямо сказал, что в неспособности понять отмеченную взаимосвязь элементов прошлого, настоящего и будущего проявляется не только незрелость, недалекость людей, но и самая элементарная их глупость:

…безумствует он в погубительных мыслях,
«Прежде» и «после» связать не умеет.

Не менее важно знать, что Гомер указал и на последствия непонимания этой связи: «Событие зрит и безумный». Именно те, кто не понимает этой связи, становятся жертвами различных «подстрекательств» (Илиада».V, 760), как надо догадываться, не только «богов».
Гомеровское понимание жизни наиболее полно раскрыл в своих произведениях В.Шекспир. В первой сцене третьего акта второй части хроники «Генрих IV» оно выражено вполне ясно и точно в монологе Уоррика:

Есть в жизни всех людей порядок некий,
Что прошлых дней природу раскрывает.
Поняв его, предвидеть может каждый,
С ближайшей целью, грядущий ход
Событий, что еще не родились,
Но в недрах настоящего таятся,
Как семена, зародыши вещей.
Их высидит и вырастит их время.
И непреложность этого закона
Могла догадку Ричарду внушить,
Что, изменив ему, Нортумберленд
Не остановится, и злое семя
Цветок измены худшей породит…

Выделенными жирным шрифтом словами подправлен перевод Е.Бируковой, поскольку для Шекспира было все-таки очень важно сказать, что понимание взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия людей доступно каждому здравомыслящему человеку, и каждый здравомыслящий человек может и должен делать из этой связи выходящие на практику людей выводы. Особенно важно здесь понимание Шекспира, что знание жизни выражается в знании людей, которые, независимо от своих желания и понимания, своей жизнью, прямо или «от противного», доказывают верность всех взаимосвязанных, вытекающих из истины связи времен выводов. При этом о том, что доказывает каждый человек, можно судить не только по его словам и делам, но и по тому, чего этот человек не говорит.
Не менее важны слова короля Генриха, сказанные им в ответ на процитированные слова Уоррика: «Так это все необходимости? Примем же все это за необходимости». В этих словах выражено понимание Шекспира, что выводы из истинного основания являются выводами именно закономерными, научными, что выражается в неотвратимости последствий их непонимания и не следования им.

Во времена Гомера и Шекспира еще не было столь очевидно, что человек — это важнейший элемент будущего в бытии. Но вот каким будет это будущее, зависит от того, что у человека в голове, знает ли он, что такое жизнь. «Когда в хвосте начало, то в голове мочало». Таким образом, очень важно понять, что жизнь — это не просто то, в чем в каждый миг настоящего есть элементы прошлого и будущего, но то, в чем в каждый миг настоящего есть элементы вечного.

Немногие для вечности
живут,
Но если ты мгновенным
озабочен —
Твой жребий страшен
и твой дом непрочен!

(О.Мандельштам)

Конечно, важно понять это не только когда-нибудь, но и своевременно:

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел!

(А.С.Пушкин)

Но, в любом случае, понять это «лучше поздно, чем никогда», признаваясь: «Век живи, век учись, а дураком помрешь».
А дальше все уже совсем просто: «У кого что болит, тот о том и говорит».

0 комментариев

Добавить комментарий