Оптимистический монолог Глобалистики, обращенный к Авторам

НАУЧНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСНОВЫ ВЕЛИЧАЙШЕГО
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗЕМНОЙ СТИХИЙНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
В ЗЕМНУЮ УПРАВЛЯЕМУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ

А.П.Федотов,
доктор технических наук, почётный академик Академии ноосферы, академик Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, член Координационной Коллегии НДЭАМ, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

1. Постановка сверхпроблемы создания принципиально новой Земной управляемой цивилизации, как одной из высокоорганизованных космических цивилизаций Вселенной.
Мировая история вступила в XXI век. К его началу интенсивная стихийная деятельность человечества привела к столь значительным возмущениям биосферы, которые она уже не способна компенсировать. Одновременно с этим и напряжённость во взаимодействиях внутри самого общества вышла далеко за допустимые пределы. Сверхсвязанный и сверхнапряжённый мир, как единство общества и природы, стал запредельным, предкатастрофным. Наступил критический, чрезвычайно опасный для человечества момент его истории.
Можно ли на языке чистой науки описать этот разрушаемый запредельный единый мир, движущийся в небытие? И можно ли разработать научно-конструктивную стратегию развития человечества?
Автор настоящей работы, получив большой опыт в создании гигантских физико-технических установок – линейных ускорителей протонов, в научных экологических экспедициях по средним рекам России и в философских семинарах, пройдя научные школы высочайшего класса (Институт химической физики РАН, Федеральный ядерный центр – Всероссийский НИИ технической физики, Радиотехнический институт РАН, Московский радиотехнический институт), поставил своей целью попытаться, если получится, дать не только основы стратегии развития человечества, но вообще основы принципиально новой науки о современном мире, которая получила название глобалистики.

2. Чтобы решить дерзко-научную задачу – отобразить весь единый мир в предельном, математическом обобщении, надо подняться на высоту, с которой виден весь этот движущийся единый мир
Какую методологию принимает для своего становления глобалистика?
Историю науки пронизывают идеи учёных-мыслителей, устремлённые к предельно концентрированному, предельно обобщённому отображению мира.
Во всём своём всеохватывающем творчестве М.В.Ломоносов исходил из понимания единства природы и наличия небольшого числа фундаментальных законов, лежащих в её основе.
Пьер Лаплас считал возможным выразить все совершающееся в мировом порядке одной широкой, всеобъемлющей формулой.
Карл Маркс в последние годы своей жизни строил планы создания обобщённой картины мирового исторического процесса, в порядке подготовки к которому заполнил несколько тетрадей конспектами исторических трудов (так называемые «Хронологические выписки»).
В идеях Ломоносова, Лапласа, Маркса, по существу, формируется высший методологический принцип развития научной мысли, который особенно проявляется и становится руководящим на переломных этапах развития общества и науки. Реализация указанного принципа возможна лишь при взлёте научной мысли и её энергии.
Высший методологический принцип предельного обобщения мира в математическом виде лёг в основу глобалистики как науки о современном мире.
Глобалистике удалось подняться на высоту, с которой виден весь движущийся современный единый мир и этот мир, его антропогенные пределы, закономерности его динамики, его внутренние взаимосвязи описать в предельно обобщённом, математическом виде.
Глобалистика как наука изложена в книге: Федотов А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире. Курс лекций. 2-е издание. М.: Аспект Пресс, 2002 – 224с.
Первые краеугольные камни в фундамент глобалистики заложены в следующих двух работах. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. М.: Прогресс-Панагея. 1994. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.: ВИНИТИ, 1995.

3. Научное открытие фундаментальных закономерностей динамики разрушения современного мира, приводящих к глобальной катастрофе приблизительно в конце первой четверти XXI века
В современном едином, целостном мире происходят два типа интегральных взаимодействий. Первый – взаимодействие между всем человечеством и всей биосферой. Второй – взаимодействия внутри самого мирового общества. Будем знать динамику во времени обоих типов взаимодействий – будем знать мир.
Первый тип взаимодействий – взаимодействие между человечеством и биосферой изучено Деннисом и Донеллой Медоузами и их коллегами и изложено в вышеназванной книге. Авторы исследовали динамику мира на временном интервале ХХ-ХХI веков путём математического, компьютерного моделирования. Исследовалось поведение пяти параметров мира в численном виде: численность населения, объём промышленного производства, объём производства продуктов питания, природные ресурсы, уровень загрязнения окружающей среды.
Исследователи показали, что традиционный мир с его темпами роста экономики и населения, с его господствующими социально-экономическими системами, его технологией, окружающей средой, с его мировоззрением – «мир как он есть» – войдёт в состояние коллапса примерно в районе конца первой четверти XXI века из-за ограничений в природных ресурсах, загрязнения окружающей среды и других причин. Коллапс – это самопроизвольное падение объёма промышленного производства, производства продуктов питания, численности населения, вызванное указанными причинами.
Открытые Медоузами закономерности, представленные в графическом виде, отражают интегральное взаимодействие между человечеством и биосферой и являются первой фундаментальной закономерностью динамики разрушения современного мира.
Но Медоузы не обратили внимания на второй тип взаимодействий – на взаимодействия внутри самого мирового общества, без которых понять современный мир невозможно в принципе. Динамику интегральных взаимодействий внутри мирового общества исследованы А.П.Федотовым и представлены в его вышеупомянутой книге.
За меру напряжённости во взаимодействиях внутри мирового общества принято отношение доходов 20 % мирового населения, проживающего в самых богатых странах, к доходам 20 % мирового населения, проживающего в беднейших странах. Это отношение названо индексом социально-экономической дисгармонии мирового общества.
Этот непрерывно возрастающий во времени индекс социально-экономической дисгармонии общества является мерой не только углубления пропасти между богатыми и бедными странами, но и мерой международного терроризма, наркобизнеса, коррупции, военных и религиозных конфликтов, мерой деградации культуры и личности. В настоящее время этот индекс приближается к 100.
Автор обратился к реальным индексам социально-экономической дисгармонии мирового общества Id, фигурирующим в докладах ООН, и нашёл, что поведение реальных индексов Id во второй половине ХХ века приближённо описывается гиперболической функцией.
Id = 1850 / (2022 – T)
Здесь Т – текущее время в годах. Оказывается, что эта функция уходит в бесконечность также приблизительно в конце первой четверти XXI века, в котором происходит медоузовский коллапс.
Открытая А.П.Федотовым гиперболическая функция, которая суммирует и описывает всё великое множество взаимодействий, происходящих в мировом обществе, представляет вторую фундаментальную закономерность динамики современного мира.
Разумно назвать временную координату, на которой индекс социально-экономической дисгармонии мирового общества становится бесконечно большим, глобальной катастрофой. Глобальной катастрофой назовём и медоузовский коллапс.
Впечатляет совпадение глобальной катастрофы приблизительно в конце первой четверти XXI века, вызванной как перенапряжённостью взаимодействия между человечеством и биосферой, так и перенапряжённостью взаимодействий внутри мирового общества. Это совпадение означает глубокую внутреннюю связь между двумя типами взаимодействий и высокую научную достоверность синхронного проявления интегральной глобальной катастрофы.
Научное открытие глобальной катастрофы в традиционно движущемся мире приблизительно в конце первой четверти XXI века является важнейшим фактом в жизни современной Земной цивилизации. Факт реально существует и не зависит от иных мнений отдельных личностей.
Возникает вопрос, как будет проявляться глобальная катастрофа? На него можно ответить лишь в общем виде. Возможно, это будет синтез химического, бактериологического, ядерного или иного глобального терроризма, ядерной войны и геоэкологических бедствий типа наводнения в Европе в августе 2002 года, цунами в Юго-Восточной Азии в декабре 2004 года или урагана Катрина на юго-восточном побережье США в августе 2005 года. Глобальной катастрофой может оказаться «ядерная зима». Скорее всего, начальным толчком глобальной катастрофы станет социально-экономический взрыв, который будет сопровождаться геоэкологическими катаклизмами.
Мировое общество обретёт внутреннюю социальную гармонию и долговременную жизнеспособность, если индекс социально-экономической дисгармонии для мира в целом не будет превышать приблизительно 10-15. Чтобы войти в эти рамки, необходимо нынешний индекс дисгармонии для мира в целом (около 100) уменьшить в 7-10 раз. Международный терроризм будет покорён автоматически.

4. Модель управляемого мира. Основные законы исторического преобразования Земной стихийной цивилизации в Земную управляемую цивилизацию.
Второе чрезвычайно важное научное открытие глобалистики состоит в том, что разрушительный ход истории человечества можно переломить единственным путём преобразования Земной стихийной цивилизации в Земную управляемую цивилизацию. Это должно стать самым крупным, научно взрывным актом всей истории человечества.
Научно-революционную реконструкцию мира можно осуществить лишь на основе модели управляемого мира. В известных научных моделях мир состоит из двух элементов – биосферы и человечества. В интегральном элементе – человечестве скрыты особенности возмущения биосферы отдельной страной мира. Поэтому все эти модели не могут быть моделями управляемого мира в принципе.
В названной выше книге А.П.Федотова предложена совершенно новая модель мира, состоящая из трёх элементов: биосферы, стран мира в целом и отдельной страны. Взаимодействия же между этими тремя элементами модели, а также внутренние взаимосвязи в самом человеческом обществе описываются с помощью совершенно новой системы обобщённых количественных параметров мира: индекса антропогенной нагрузки, индекса устойчивости развития, рентного числа (ренты) и индекса социально-экономической дисгармонии общества. Первые три параметра рассчитаны для большинства стран мира. Новая модель вскрывает особенности поведения каждой страны в её взаимодействии с биосферой и миром в целом. Появляется возможность воздействия мирового сообщества на поведение отдельной страны.
Новая модель становится моделью управляемого мира. Первый эффективный механизм управления – взимание ренты со стран мира за пользование биосферой. Рентные деньги должны идти на сохранение естественной природы Земли.
Рентное число, или рента в относительной 100-балльной шкале – это количественное (числовое) значение меры, отражающей как вклад страны в биосферу в виде представляемой территории, так и антропогенную нагрузку (возмущение) страной биосферы в виде биопотребления, пропорционального численности населения страны, и энергопотребления. Первые пять стран с наибольшими рентными числами, наиболее возмущающие биосферу, таковы: Япония (100,0), США (85,0), Германия (54,3), Индия (50,7) и Китай (46,7).
Удивительно рентное число! В одном единственном числе содержится полная эколого-социально-экономическая характеристика страны и её ответственность перед другими странами и биосферой.
Модель управляемого мира с системой обобщённых параметров мира открывает необычайные возможности по изучению и конструированию управляемого, научно и духовно организованного, жизнеспособного мира.
Сам процесс исторического преобразования стихийного мира в управляемый мир должен осуществляться на научной основе, на основе законов, направляющих этот процесс.
Из установленных глобалистикой целого ряда законов, назовём, для примера, лишь четыре.
1. .Закон о прекращении суммарного мирового экономического роста на уже антропогенно перегруженной Земле и о преобразовании его в гармоничное развитие человека.
2. Закон о стабилизации общей численности населения мира с полным сохранением разнообразия народов мира.
3. Закон об опережающем конструировании единой Земной управляемой цивилизации относительно конструирования гармонично вписываемых в неё моделей отдельных стран (Сколь совершенны ни были бы стратегии развития отдельных стран, будь то США, Россия или Китай, каждая страна мира в традиционно движущейся истории будет разрушена как часть разрушаемого единого мира. В саморазрушающемся мире становится бессмысленной борьба за мировое господство).
4. Закон об оптимальной эколого-социально-экономической системе Земной управляемой цивилизации. (Вероятнее всего такой системой станет управляемая, научно и духовно организованная, плановая система, например, типа экологического социализма).
Дадим комментарий к последнему закону.
Альберт Эйнштейн: «Все нации будут благодарны России за то, что она несмотря на величайшие трудности, продемонстрировала осуществимость планового хозяйства».
Бывший вице-президент США Альберт Гор в книге «Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух» констатирует:
«… всё это свидетельство духовного кризиса современной цивилизации, порождённого её внутренней пустотой и отсутствием великой духовной цели».
«Я пришёл также к более глубокому пониманию самого устрашающего факта из всех, с какими нам пришлось столкнуться в наш век: цивилизация способна уничтожить самое себя».
Хорошо известно, что под цивилизацией понимается западная цивилизация, в основе которой лежит стихийная капиталистическая система.

5. Идея ноосферы после В.И.Вернадского: открытие глобалистикой
количественных критериев ноосферы.
Одним из кардинальных вопросов в учении о ноосфере, основы которой заложены В.И.Вернадским, является вопрос о начале отсчёта эпохи ноосферы. Какими характеристиками должно обладать мировое общество в исторический момент вступления в эпоху ноосферы? Несомненно, он волновал и Вернадского. Вопрос принципиально важен, поскольку непосредственно связан с глубинной сутью ноосферы.

Вопрос оставался открытым на протяжении ХХ века. Лишь глобалистике удалось дать на него ответ, установив количественные критерии ноосферы.
Для долговременной жизнедеятельности Земной цивилизации необходимо установить гармонию как во взаимодействии общества и природы, так и во взаимодействиях внутри самого общества. В связи с этим необходимы два количественных критерия ноосферы.
Глобалистика показала, что биосфера может выполнять свою жизненную функцию, если плотность мощности антропогенной нагрузки на сушу Земли не будет превышать примерно 70 кВт/кв. км. Это – первый критерий. Второй критерий назван выше: индекс социально-экономической дисгармонии мирового общества не должен превышать 10-15.
Учитывая это глобалистика даёт следующее определение термина и понятия «ноосфера».
Ноосфера – непрестанно расширяющаяся во времени и пространстве сфера господства разума и духа, сфера жизнедеятельности Земной ноосферной цивилизации (Земной управляемой цивилизации), ядром которой служит историческая биосфера Земли с её 3,5 миллиарднолетней эволюцией. Не ограниченная во времени жизнедеятельность цивилизации достигается гармоничным взаимодействием человечества и биосферы, регламентированным непревышением плотности мощности антропогенной нагрузки примерно 70 кВт/кв. км., и гармонией внутри самого мирового общества, обеспечиваемой при индексе социально-экономической дисгармонии общества не более 10-15.
Чтобы войти в эпоху ноосферы человеческий разум и дух должны совершить титаническую работу, доказать при этом свою всесильность.

6. Глобалистика как наука, методология и основа новейшего
мировоззрения.
Глобалистика (франц. global – всеобщий, от лат. globus – земной шар; букв. наука о всеобщем) – это наука, которая изучает наиболее общие закономерности развития человечества и модели управляемого, научно и духовно организованного мира в единстве и взаимодействии трёх основных глобальных сфер человеческой деятельности – экологической, социальной и экономической – в реальных условиях Земли с её конечными физическими размерами и ограниченными природными ресурсами и возможностями биосферы в наступившую эпоху антропогенно перегруженной Земли.
Принципиально новое состояние современного мира, изучаемое глобалистикой, потребовало разработки нового понятийного аппарата этой науки, который включает в себя аксиомы, понятия, термины.
Заметим, что в настоящее время в философии существует своя «глобалистика» как проблематика, охватывающая философские глобальные проблемы современности. Лишь решая проблемы с использованием математического аппарата, глобалистика-проблематика поднимается до глобалистики-науки.
Глобалистика, родившаяся в результате синтеза и обобщения ряда наук (экология, социология, экономика, демография, энергетика, философия), познав пределы и возможности Земли и её биосферы, приобрела также методологические функции, задавая ориентиры развития материнских наук. В частности, глобалистика установила ограничения на рост экономики, энергетики, численности населения по миру в целом.

Глобалистика, синтезирующая характеры естественных и общественных наук, становится также основой новейшего планетного мировоззрения Земной управляемой цивилизации.
Затетим, что среди тысяч и тысяч работ, размышляющих о будущем человечества, глобалистика является единственной, которая на научной основе конструирует управляемый мир как конструируют космические корабли.

7. Оптимистический монолог юной Глобалистики, обращённый к
замечательным творцам художественной литературы.
Мне, как новейшей интегральной науке, родившейся в России, впервые удалось показать, что избежать глобальную катастрофу можно, лишь создав принципиально новую Земную управляемую цивилизацию. Это будет одна из высокоорганизованных, высокоинтеллектуальных, высокодуховных космических цивилизаций Вселенной. Для указанной цели разработаны и научно-конструктивные основы модели будущей цивилизации.
Теперь в невероятно трудную, интеллектуальную битву за сохранение Земной цивилизации надо бы вступить и художественной литературе. Воспринятие нового мировоззрения народами мира и создание нового человека в значительной степени будет зависеть от мастерства и энергии писателей и поэтов.
Хотелось бы, чтобы художественная литература отобразила главнейшую цель человечества – создание Земной управляемой цивилизации, чтобы она показала битву и бурю идей, мнений и желаний на пути к главнейшей цели и новому мировоззрению человечества.
Само создание управляемой цивилизации будет означать доселе неизвестный факт чрезвычайной важности: история человечества становится управляемой историей человечества. Ведущим же принципом развития жизнеспособной Земной цивилизации является непрерывное возрастание её управляемости и организованности.
Хочется кому-то или не хочется, но именно юной Глобалистике удалось показать восходящее движение истории человечества в далёкое будущее и заложить научно-конструктивные основы величайшего преобразования Земной стихийной цивилизации в Земную управляемую цивилизацию. Именно поэтому Глобалистика может оказаться верной советчицей и помощницей для тех писателей и поэтов, которые свой талант и свою страсть отдадут ноосферному будущему человечества.

0 Comments

  1. ivan_mazilin

    Очень трудно отвечать шершавым языком своей необразованности на четкую научную мысль. Очень трудно, но необходимо, хотя для того, чтобы ощутить причастность свою к вопросам глобального характера.
    Да, наверное, все, что делается хотя бы на нашем Портале, каплей в море должно отзываться… и уже, верно, отозвалось своим маленьким первокирпичиком в преобразовании будущего Землной цивилизации с оптимистическими прогнозами. Очень хочется верить в это. Хотя бы ради детей наших. Здесь собрались в основном люди с положительным творческим зарядом. Надеюсь, что и наш маленький энергетически-эмоциональный всплеск пойдет на общее благо. Иначе зачем же мы живем, творим? Неужто только для дня сегодняшнего, для разного рода рейтингов, дипломов и прочей мишуры?
    С уважением. Иван Мазилин

  2. ernest_stefanovich_

    Краткий конспект пути “К разумному будущему человечества”.
    Да, да, вы правы, крестный отец “Глобалистики”,
    и именно поэтому все больше писателей в меру своего таланта становятся под белое знамя Ноосферной духовно-экологической Ассамблеи мира,
    признают ее эмблемную Чайку “птицей счастья завтрашнего дня”!
    Надеюсь, что их ряды пополнятся и авторами портала “Что хочет автор”…

  3. eduard_snejin

    Глобалистика – вещь хорошая, применительно к экономическому развитию; посредственная, применительно к управлению развитием науки и техники (возможно замалчивание оригинальных идей); и ни к чёрту негодная, применительно к художественному творчеству и сфере человеческих взаимоотношений.
    Т. е. я совершенно не против, например, использования интеллектуальных семантических программ при написании произведения, более того, только компьютер, а не отдельный автор, способен проанализировать всю творческую базу классиков и вывести глобальные закономерности степени и вида эмоциональных воздействий в зависимости от сюжета, языка, психологических и лингвистических приёмов автора.
    Но именно осознание эффекта подсознательного заимствования автором своих идей и способов отображения из общего ноосферного поля через взаимодействие полевых структур является препятствием глобальной управляемости творческого процесса. Для этого следует научиться управлять самой ноосферой, но сиё подвластно только Богу, или Высшему разуму, не важно как называется эта субстанция.
    Лично я, уже на первом этапе развития Глобалистики, столкнулся с ней по поводу недооценки энергии оргастической потенции, как важнейшего фактора инициации духовного мира, творческой деятельности и социальной самостоятельности индивидуума. Вильгельм Райх и затем продолжатели его учения давно открыли законы взаимодействия этой энергии с энергией вселенского поля смысла, казалось бы карты в руки НДЭАМ изучить и совершенствовать это учение, но, увы!

  4. eduard_snejin

    Глобалистика – вещь хорошая, применительно к экономическому развитию; посредственная, применительно к управлению развитием науки и техники (возможно замалчивание оригинальных идей); и ни к чёрту негодная, применительно к художественному творчеству и сфере человеческих взаимоотношений.
    Т. е. я совершенно не против, например, использования интеллектуальных семантических программ при написании произведения, более того, только компьютер, а не отдельный автор, способен проанализировать всю творческую базу классиков и вывести глобальные закономерности степени и вида эмоциональных воздействий в зависимости от сюжета, языка, психологических и лингвистических приёмов автора.
    Но именно осознание эффекта подсознательного заимствования автором своих идей и способов отображения из общего ноосферного поля через взаимодействие полевых структур является препятствием глобальной управляемости творческого процесса. Для этого следует научиться управлять самой ноосферой, но сиё подвластно только Богу, или Высшему разуму, не важно как называется эта субстанция.
    Лично я, уже на первом этапе развития Глобалистики, столкнулся с ней по поводу недооценки энергии оргастической потенции, как важнейшего фактора инициации духовного мира, творческой деятельности и социальной самостоятельности индивидуума. Вильгельм Райх и затем продолжатели его учения давно открыли законы взаимодействия этой энергии с энергией вселенского поля смысла, казалось бы карты в руки НДЭАМ изучить и совершенствовать это учение, но, увы!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.