Любопытство и любознательность


Любопытство и любознательность

Любопытство и любознательность слова похожие по произношению, но сильно различающиеся по смыслу.
Любопытство присуще многим представителям рода человеческого, но
С великой грустью приходится признать, что любознательных людей не так уж много.
Любопытство присуще наблюдателям, а любознательность людям науки.
Любопытен обычный турист, а любознателен только путешественник.
Из чего ты произошел, зависит от генетики, чем станешь — от воспитания и окружающей тебя среды.
Любознательный перероет кучу книг и перелистает их от корки до корки, но обязательно выяснит, что самая дорога бумага в мире делается из испражнений шриланкийских слонов. Что из пятидесяти килограммов слоновьего навоза получается три листа высококачественной бумаги, которой пользуются президенты и премьер министры, в том числе и президент США.
В это же самое время любопытный будет интересоваться лишь тем, чем же занимался любознательный столь долгое время, а когда выяснит, то покрутит около головы пальцем и успокоится.
Любопытный регулярно принимает три раза в день пищу, совершенно не интересуясь, что такое завтрак, обед и ужин, а любознательный снова полезет в книги или Интернет и обязательно выяснит, что лишь сравнительно недавно ужином стала называться вечерняя еда, а соз¬дано это слово было для обозначе¬ния еды полуденной. Древнерус¬ское слово «уго» значило юг: солнце стоит на юге в полдень, и трапе¬за, приуроченная к середине дня, получила наименование «южная» -ужин. С течением веков, однако, на нее перешло слово «обед», раньше значившее время между трапезами, а «ужин» стало значить вечерний стол.
Любопытный интересуется лишь тем, как часто сосёт в берлоге свою лапу уснувший на зиму медведь, а любознательный не отстанет от специалиста по медвежьему быту пока не выяснит, что косолапый в берлоге сосет свою лапу не от голода, как это принято объяснять, а потому что у него во время длительного зимнего сна на пятках начинает нарастать лишняя кожа, которая образует все увеличивающуюся в размерах толстую коросту-мозоль. И если её вовремя не удалить, то к весне мишка будет хромать сразу на все четыре лапы.
Интересно, боялся ли Штирлиц щекотки? Восточные спецслужбы тренируют своих суперагентов не бояться щекотки. Японские самураи щекотки не боялись — это исторический факт. Буддийские монахи тоже спокойно относятся к щекотке. Как же им удалось вытравить этот древний животный рефлекс?
Размышляя над сущностью любопытства, я как-то написал незамысловатый стишок.

На фоне окна стекла
Бутылка меня влекла.
Что в ней налито там?
Быть может, целебный бальзам?
А, может быть, чудо вино,
Что так светится оно?
Быть может, души элексир?
А может, воздушный эфир?
Я быстро к окну подошел,
И что же в бутылке нашел?
В ней клей канцелярский был!
И мой интерес остыл…

Лозунг любознательного – Всегда и везде все знать и видеть!
От нереального веди меня к реальности! От мрака веди меня к свету! От смерти веди меня к бессмертию! Все позади… все впереди…
Хорошо, если в человеке живет интерес к маркам, к шахматам, к работе… Тогда он всегда может спрятаться от серых будней в мир своего увлечения.
Но где те люди, которым интересен сам процесс жизни?
Животные оставляют после себя лишь потомство. Человеку же дана живая душа. Она требует, должна требовать для себя пищи: новых сведений, красоты, умственной работы, творческого созидания. Почему же пенсионеры убивают время у телевизора или за костяшками домино? Разве им нечего рассказать о своей жизни? Или они просто не умеют и не решаются? А может быть, они никогда и не задумывались о ней? Работали, цапались с женами, растили детей и вот теперь просто примитивно доживают отпущенное им свыше время.
Уныло такое доживание без осмысливания пройденного пути, но люди не любят этим заниматься. Не только старые, но часто и молодые боятся и ненавидят тех, кто побуждает их к этому занятию.
К середине жизни большинство людей теряют даже свойство любознательности, так как успевают «понять все», то есть свить свое психологическое гнездо, в котором им уютно и тепло. В это гнездо они не допускают уколов совести, в нем нет места памяти о плохом.
— Что прошло, того не было. И не лезьте ко мне с вашим анализом.
Не так ли рассуждает большинство?
Если человек знает, чего он хочет, то он либо слишком много знает, либо слишком мало хочет.
В Греции Сократ произнес: «Я знаю, что я ничего не знаю». В Китае прозвучали слова Лао-цзы: «Лучшее знание — это незнание о том, что ты что-то знаешь».
Самые простые вопросы — самые сложные на самом деле. Где ты родился? Где твой дом? Что ты делаешь? Куда ты идешь? Думай об этом изредка и понаблюдай за тем, как твои ответы будут изменяться.
Я часто задаю себе вопрос: Почему тебе в шестьдесят с основательнейшим хвостиком колотит интерес к жизни? Разве не наскучило за прожитые годы наблюдать людей? Видеть повторение все тех же ошибок, которые совершаются из поколения в поколение?
И тут же сам себе отвечаю.- Все дело, братец мой, в декорациях. Декорации жизни, которые тебя окружают, постоянно меняются и каждый раз новые. Те, кто их придумывает и пишет – правители, политики, полководцы — создают каждый свою картину жизни.
Хотя существует и имеет право на жизнь такое понятие, как «уплощение эмоций». Действительно, в пожилом возрасте эмоции из объёмных постепенно превращаются в плоские.
В каждой стране гамлетовский вопрос звучит по-своему.
Именно поэтому история весьма любопытная наука, хотя творят ее обычно отъявленные негодяи.
У каждого века есть свое средневековье.
Возмущает то, что признания о прекрасности мира от меня больше всего ждут именно те, кто делает его для меня отвратительным.

Живи! Как этот мир прекрасен!
И мускулы сильны, и мозг твой изощрен!
Живи! Твори! И нету больше счастья,
Чем для людей творить — во все века закон!
Осуществи великие проекты,
К тебе чтоб люди, и ты, чтоб к людям шел!..
— …А, хватит! Болтовня все это.
И без тебя всем столь же хорошо.
— Ну что ж. Тогда живи хоть для немногих
Единомышленников дела твоего!..
— Какое там! Нам всем не по дороге.
Где там «едино» — каждый хочет своего.
— Досадно. Что же, раз такое дело,
Тогда, мой друг, для одного живи.
Или одной, единственной. Всецело,
Всю жизнь во имя дружбы и любви.
— А если ни того и ни другого
Тебе опять-таки природой не дано?
— Тогда живи! — я повторяю снова,
Раз помереть не можешь все равно.
Копти хотя бы понапрасну небо,
Хотя б впустую воздухом дыши,
Съедай свои компоты и котлеты,
Обманывай и женщин и мужчин.
А если вдруг уж очень тошно станет,
И некому тоску свою излить,
Ты друга одного найдешь — в стакане.
Налей, чтобы все беды позабыть.
И пей, но добрым словом поминая
Родителей своих, отца и мать.
И счастлив будь хотя бы тем, что твердо знаешь,
Что и тебя не будут проклинать.

Много лун прошло с тех пор, как «старый» русский положил за пазуху грош, дулю в карман, царя под шапку упрятал – и поплыл вверх по течению удовлетворять свою любознательность. Вроде бы и глупость, но сила духа — изумляет.

Добавить комментарий