М.Булгаков. Мастер и Маргарита


М.Булгаков. Мастер и Маргарита

М. Булгаков. Мастер и Маргарита.
Вы читали хоть раз это произведение? Прочтите и во второй , и в третий раз ! Тогда вам откроется истина, которая открылась мне. Наверное, это богохульство называть Булгакова пророком, но мне кажется, что он и есть один из пророков, мало того, он – автор уникального учебника истории, потому что иначе просто не сказать.
Мы привыкли, что в учебнике истории должны быть даты и строгие описания событий. В этой книге всё не так – это и Евангелие и учебник истории, как давней, так и недавней.
Когда читаешь эту книгу в первый раз, увлекаешься сюжетом, фабулой, мистикой, но это не самое интересное в книге. Интересно в ней то, что она правдива от первой страницы и до последней. Ни один учебник истории не даст Вам представления о чувствах людей, о том, что делается в самых укромных уголках их душ. Но этот учебник истории души человека показывает всё без прикрас – мелочность тех, кто претендует на высокое звание поэта или писателя, тех, кто смотрит в замочную скважину, тех, кто не может отказаться от лишней копейки, даже, если она не совсем честная.
Читая Библию, смотришь на всё со стороны, примеряешь всё к себе, но думаешь, что ты никогда бы не распял Иисуса, однако после этой книги, которая обнажает всю суть, выворачивает все внутренности, понимаешь, что надо иметь огромное мужество, чтобы назвать всех людей добрыми, и считать их таковыми, и смертью своей показать путь к усовершенствованию, и, что вряд ли сумеешь повторить подвиг Иешуа.
Ни один учебник истории не заставит Вашу душу болеть и сопереживать душе Понтия – человека, обречённого на вечную муку раскаяния из-за того, что не смог спасти безобидного философа Га – Ноцри. Из-за того, что не смог спасти Того, Кто верил в доброту старого, жестокого ветерана – всадника «Золотое копьё». Того, Который заставил самого Пилата поверить в собственную доброту, так хорошо спрятанную реалиями того времени в толстую скорлупу жестокости и безразличия.
Вечный враг Господа и человека в этом произведении предстаёт беспристрастным взломщиком наших секретных каморок, где хранятся самые низкие и неприглядные качества наших душ. Не Сатана в образе Воланда представлен здесь, нет – это наша спящая совесть, пробудившись, провела показательный суд над содержимым тайных уголков души.
Становится страшно, когда пытаешься решить вопрос о том, откроется ли и тебе та лунная дорожка, по которой можно будет пройти к очищению через тысячелетия угрызений совести, тысячелетия мучений этими угрызениями. Приобретёшь ли тот покой, который есть и будет самым желанным концом для измученной души.
Реалии жизни нашей общей Родины тридцатых годов, как бы вскользь описанные в книге, настолько страшны, что ни один учебник истории, дающий количественную характеристику жертв, не может так глубоко зацепить душу и показать, что чувствовали люди и как растлевались их души. Возникает образ мышей, снующих в амбаре, обременённых заботой о пище, о потомстве и образ большого чёрного кота, который время от времени выхватывает одну-две мышки, ни за что – просто так, иногда даже не для завтрака, а просто от скуки и чтобы не дремали и знали, что есть над ними сила.
Не просто так описания Ершалаима чередуются с описаниями Москвы, есть общее в этих двух городах, так далеко отстоящих друг от друга и в пространстве, и во времени. Хаос, дикое желание выжить, дикое желание подчинить себе все события жизни и, свершается казнь над Иешуа, и свершается казнь над теми « за кем пришли и они больше не появились». А толпа беснуется совершенно одинаково и тогда и сейчас. Ах, как не хочется признаться в своей никчемности, в никчемности интересов, как сложно строить новый храм в душе, как сложно возлюбить ближнего, как самого себя. Гораздо проще написать кляузу и смотреть в замочную скважину, как этот сосед уходит навсегда, а потом заявить свои права на его жилплощадь; гораздо проще крикнуть в толпе: «Разопни его! Разопни!»
Кто из нас может сказать, что его рукопись не сгорит. Нет, нет! Здесь речь идёт не о рукописи писателя, это – рукопись нашей жизни, той, которую мы пишем либо чистым твёрдым почерком, либо, скрываясь в темноте своих никчемных желаний.

0 комментариев

  1. eduard_snejin

    Замечательное эссе!
    Побуждает думать. Всё в нём верно, кроме, разве что, одного:
    «Не Сатана в образе Воланда представлен здесь, нет – это наша спящая совесть, пробудившись, провела показательный суд над содержимым тайных уголков души.
    Становится страшно, когда пытаешься решить вопрос о том, откроется ли и тебе та лунная дорожка, по которой можно будет пройти к очищению через тысячелетия угрызений совести, тысячелетия мучений этими угрызениями».
    Здесь просыпаются атеистические рудименты автора.
    Совесть это внешние оболочки полевой ауры, связывающие нас с Богом. Когда схлопнутый защитный кокон ауры разрывается с дырами в нём, благодаря пьянству, мату, злобе, то в него влетают демонические твари из паралельгого с божественным дъявольского мира. Учёные видят их визуально с помощью усовершенствованного метода Кирлиана. Их очень трудно удалить экзерциссами (а много ли этим занимаются?), поэтому они сохраняются сотни поколений, а от этой кармы страдает нынешний житель планеты. По этой причине дъявольское зло так распространилось сейчас так широко и многообразно в своих проявлениях. Богу не остаётся ничего, как устроить всеобщий экзерцисс, известный в религии под названием Страшного Суда. Ему будет предшествовать дъявольский апокалипсис, учёные расчитали — в 2012 году.
    Это не фантастика, это данность.

  2. fotina

    Честно говоря, у меня несколько иное видение нашей связи с Богом и нашего предназначения в этом мире. Коротко это выглядит так: Создатель достиг успеха только в создании нашей биологической сущности, осталось довести до совершенства душу, но это помешали Ему сделать. Человек ушел в самостоятельную жизнь и до пришествия Христа (воплощения Бога в человеческой оболочке) жил по принципу «око — за око…» Пришествие Христа, Его учение и Его гибель, Его чудесное воскрешение должно было дать толчок окончательному этапу в воспитании души Бога, ибо мы все были задуманы Богами («по образу и подобию»), этот процеес длится уже 2000 лет. Скорее всего под бессмертием души понимается ее передача от одного человека к другому по принципу эстафетной палочки, каждый, кому была дарована душа, должен дать ей как можно больше из того, о чем проповедовал Иисус. Страшный суд, в таком случае, должен решить, кому из людей отдать эту самую бессмертную душу, кто ближе всего был к идеалу. Отсюда — судить будут всех, но не все получат доступ в царствие небесное, т.е. не все получат статус Бога.
    Насчет 2012 года, не берусь отрицать, хотя и страшновато — больно близко!
    А совесть — это предохранительный клапан для души, кто его срывает — тот теряет всякую надежду на спасение.
    Насчет атеистического прошлого — так нас воспитывали с детства и преодолеть это трудно.
    Спасибо за отзыв, он заставит меня поработать над своим мировоззрением.

  3. eduard_snejin

    Раньше наука выступала против теологии. Сейчас наука признаёт, что без объединения с эзотерикой возникает тупик развития. Но и вы, «чистые» гуманитарии должны тянуться к науке, по крайней мере в тех открытиях (в данном случае я говорю о зафиксированной в экспериментах ауре души, как она есть), которые проясняют эзотерические явления.
    Сейчас уже наукой переосмыслено много явлений, которые ещё совсем недавно казались чудесными и странными. Можно говорить уже о качественно новой ступени Знания на основе симбиоза науки и эзотерики. К сожалению, часто преподносится это в виде дешёвых сенсаций, хотя контиуум зла на планете непрерывно растёт и достиг критического уровня.

  4. fotina

    Меня очень трудно отнести к «чистым» гуманитариям, потому что я по професии учитель, но по специальности — учитель физики. И то что для остальных является просто необъяснимым, для меня представляет очередную задачу. Я знаю об опытах супругов Кирлиан с самого начала, когда их данные были опубликованы в журнале «Техника-Молодежи» еще в Бог весть каком году. Наверное поэтому я не воспринимаю их в качестве чего-то чудесного, для меня это очередное физическое поле.
    Вообще я давно уже для себя решила, что законы физики — это законы Божьи, т.е. законы, установленные Создателем. А вот мои мысли о Создателе и о нас более подробно в произведении «О Создателе и о себе».
    Что касается континуума зла, то он всегда был на пределе (вспомните средние века), просто сейчас нас стало больше, а достиг ли он критического уровня, трудно сказать, просто нет строгих критериев оценки.

Добавить комментарий