ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С СЕВАСТОПОЛЕМ Очерк-путеводитель ( Издание 1955 года )

Михаил Лезинский

СЕВАСТОПОЛЬ

( Первое знакомство с городом )
Очерк-путеводитель

Лезинский М Л. « ЭКОСИ – Гидрофизика » Сдано в набор 30* 7 , 95. Подписано в печать 16.8, 95 Формат 60X841 Мб Заказ 27. Цена договорная
Издательско-полиграфический участок « ЭКОСИ – Гидрофизика » 335000 г. Севастополь , ул. Ленина, 28

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ГОРОДОМ

Десятки тысяч людей, несмотря на сегодняшнее нелегкое вре¬мя, приезжают в Севастополь, чтобы своими глазами увидеть город – герой, пройти по памятным местам боевой славы и получить заряд мужества и стойкости.
Нельзя — будь он русский, украинец, белорусе или еще какой национальности, — не любить легендарную землю Ушакова и Лазарева, Корнилова и Нахимова, матроса Петра Кошки и Игнатия Шевченко, Фильченкова и Голубца. ..
Начинался этот город с маленькой деревушки Ахтиар ( Ак — Яр ) , приютившейся у бухты того же названия.

Ниже в этой книжке об этом будет рассказано подробней!

Великий русский полководец А.В. Суворов первым оценил его значение как крепости и высказал твердое убеждение, что городу предстоит сыграть немаловажную роль в защите Отечества. Еще летом 1778 года , когда Суворов командовал русскими войсками в Крыму, по его приказу у Ахтиарской бухты были построены временные укрепления, а через пять лет в бухту вошла эскадра Азовской флотилии. Так возникла база Черноморского флота.
Севастополь быстро рос: адмиралы Ф.Ф. Ушаков и M.IL Лазарев, сыгравшие крупную роль в развитии Черноморского флота, сделали очень многое для превращения Севастополя в первоклассную крепость и благоустроенный (по тому времени) город. При Лазареве разбит Приморский бульвар, на Корабельной стороне возведены каменные корпуса флотских казарм, известных под названием Лазаревские мастерские с наливными доками и эллингами. А для защиты города сооружены каменные бастионы: на Северной стороне — Константиновская и Михайловская батареи. На Южной — Николаевская , Александровская и Павловская.
Севастополь сыграл важнейшую роль в Крымской войне1853-1855 гг. Одиннадцатимесячная оборона города 1854 -1855 гг. осталась навеки в мировой истории как одна из ярчайших страниц стойкости, мужества, доблести и бесстрашия русского матроса и солдата, доблести всех народов, наделявших в то время Россию. Первая героическая оборона Севастополя показала, что в минуты опасности, грозящей народам рабством, все, независимо от национальной принадлежности и вероисповедания, встают на защиту и отличаются ни с чем не сравнимым героизмом.
После Крымской войны Севастополь долгое время лежал в руинах и отстраивался медленно, но в последнее десятилетие XIX века строительство его ускорилось, и он вновь стал главной базой Черноморского флота, культурным и промышленным центром.
Моряки и жители города активно участвовали в революции 1905-1907 гг. В июне 1905т. над броненосцем «Потемкин» взвился красный флаг. В ноябре вспыхнуло Севастопольское вооруженное восстание, потопленное в крови. Его руководитель капитан 2-го ранга « неистовый лейтенант » П Л. Шмидт и его помощники Сергей Частник , Александр Гладков и Никита Антоненко были казнены.
Сегодня, когда идет переоценка исторических ценностей , я , не вдаваясь в дискуссии, просто говорю: и такой факт был в нашей истории. Как и другие, о которых я стараюсь умолчать.
Не прекратилась борьба и после поражения первой русской революции. И весть о свержении самодержавия была с радостью встречена революционными моряками. И то , что Севастополь с опозданием стал советским, помешало вторжение войск германского империализма. После ухода немцев в Севастопольском порту появилась эскадра Антанты, но моряки иностранных держав не захотели воевать с моряками и рабочими, и командование Антанты было вынуждено увести их.
В апреле 1919 года в город вступила Красная Армия, но через два месяца была выбита из Севастополя войсками Деникина.
Генерала Деникина сменил барон Врангель , но уже в ноябре 1920 года Красная Армия под руководством Михаила Васильевича Фрунзе вошла в город и он снова стал советским.
В период Великой Отечественной войны город приковал к себе внимание всего мира.
Одним из первых советских городов Севастополь подвергся бом¬бардировке с воздуха. И 30 октября 1941 года началась вторая героическая оборона города, вошедшая в историю Великой Оте¬чественной войны как образец мужества, стойкости, героизма и патриотизма всего сообщества бывшего СССР в борьбе с фашизмом.
Восемь месяцев Севастополь приковывал к себе огромное количество вражеских войск и техники. И лишь 3 июля 1942 года, когда задача, поставленная перед еевастопольцами, была выполнена, по приказу Верховного главнокомандования город был оставлен.
Решающая битва за освобождение Севастополя от гитлеровс¬ких захватчиков произошла 7-9 мая 1944 г. После трехдневного штурма войска овладели городом , а 12 мая на мысе Херсонес закончилась ликвидация крымской группировки немецко-фашистских войск.
За время войны Севастополь был почти полностью разрушен. Но в суровую годину о Севастополе не забыли. Еще шли бои за город, а в Москве архитекторы вычерчивали на ватмане его будущие проспекты и улицы. В освобожденный город вслед за со¬ветскими войсками вошли каменщики, плотники и штукатуры.
Страшная картина предстала перед ними: из всего жилого фонда уцелело лишь несколько домов, преимущественно в балках и на окраинах, и город, по существу, пришлось не восстанавливать, а строить заново.
Подвиг Севастополя был оценен по достоинству. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1954 года, в связи со столетием первой обороны Севастополь был награжден орденом Красного Знамени , а в 1965 году во ознаменование 20-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. город награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда», а Черноморский флот — орденом Красного Знамени. Современный Севастополь — это город с более чем четырех¬соттысячным населением. Современный Севастополь — это инс¬титуты, техникумы, училища и школы, театры, клубы, гостиницы , музеи , музыкальные школы и картинные галереи.
Современный Севастополь — это платаны , тополя , белокаменные дома и синь бухт…
Попасть в Севастополь можно различными путями, — об этом мы расскажем дальше, — а сейчас давайте въедем в город по самой комфортабельной трассе со стороны проспекта Генерала
Острякова. Проспект Генерала Острякова выведет нас на улицу Ни¬колая Музыки. Сделаем, пока мысленно , небольшую остановку у Исторического бульвара.
Этот бульвар навевает воспоминания о первой обороне. Он раскинулся на месте, где в те далекие годы был Четвертый бас¬тион. Здесь воевал поручик Лев Николаевич Толстой , о чем сви¬детельствует памятник. На одном из углов бастиона воспроиз¬веден в натуре участок обороны — земляной бруствер, морские орудия. Внизу — глубокий ров с огромными многотонными кам¬нями, выброшенными из-под земли взрывом. От этих камней, — от самого большого камня! — русские саперы под руководством штабс-капитана Мельникова вели подземные галереи в сторону противника.
На Историческом бульваре — знаменитая панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» Она была открыта в 1905 г. к пятидеся¬тилетию первой обороны.
Панорама написана известным русским художником-баталистом конца XIX – начала XX в. академиком живописи Францем Алексеевичем Рубо . По единодушному признанию специалистов, она является шедевром панорамной живописи.
Полотно , на котором воссоздана картина массового героизма защитников Севастополя, подвергли ее здание прицельному обстрелу. Часть здания рух¬нула, вспыхнул пожар. Но черноморские моряки и солдаты с опасностью для жизни спасли большую часть художественного полотна.
В канун празднования столетия первой обороны Севастополя состоялось торжественное открытие воссозданной панорамы.
Исторический бульвар выходит на площадь Ушакова, откуда начинается Большая Морская улица, переходящая в проспект Нахимова.
Справа широкая лестница ведет к памятнику В.И. Ленину. Этот памятник, выполненный севастопольскими строителями — его авторы скульптор П.И. Бондаренко, архитекторы Г.В. Щуко и С.Я. Турковский, — не является «одним из многих , а настоящее произведение искусства и сегодня, когда многие памятники сво¬зятся «на свалку истории , его во всех случаях надо сохранить.
За памятником В.И. Ленину виден Владимирский собор. В его склепе находится усыпальница великих адмиралов: В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова и М.П. Лазарева.
Собор сооружен на месте, где находилась могила Михаила Петровича Лазарева, умершего в 1851 году …
Проспект Нахимова оканчивается площадью Нахимова, са¬мой большой в городе. В центре ее — памятник Павлу Степановичу Нахимову. Образ легендарного адмирала дополняется тремя барельефами, расположенными в нижней части пьедес¬тала: «Синопское сражение», «На четвертом бастионе», «Беседа с матросами».
Здесь же находится Графская пристань. Два ряда белоснежных колонн держат на себе крышу с флаг-штоком для военно-морского флага. От колонн к морю идет широкая лестница. Две статуи украшают колоннаду с моря, а балюстрады завершаются фигурами мраморных львов. На фронтоне — дата: «1846».
Через год после основания города первый начальник Севасто¬польского порта контр-адмирал Ф.Ф. Мекензи соорудил здесь пристань из тесаного камня. Позднее пристань неоднократно
переоборудовалась и стала такой, какой мы ее видим, при адмирале М.П. Лазареве.
Почти к самой площади Нахимова примыкает Приморский бульвар, у которого находится Памятник затопленным кораблям, ставший своеобразной эмблемой города.
В десяти метрах от берега возвышается диоритовая колонна на искусственной скале. Венчает столп бронзовый орел. На гранитной стене высечена надпись:
«В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гт. для заграждения входа на рейд».
Осенью 1854 г. в Крыму высадился англо – французско – турецкий десант. Создалась угроза для Севастополя — корабли неприятеля могли прорваться в бухту и в упор из пушек расстрелять защитников города. На военном совете было решено затопить корабли, чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем спасти Севастополь…
Напротив Приморского бульвара находится Матросский буль¬вар, где установлен памятник героям брига «Меркурий». На постаменте надпись: «Хазарскому. Потомству в пример*.
В 1829 г., в период русско-турецкой войны, русские корабли неожиданно встретились в Босфоре с турецкой эскадрой. У русских было три корабля: фрегат «Штандарт», бриги «Орфей» и «Меркурий», а у турок — 6 линейных кораблей, 2 фрегата и 6 других боевых судов. При таком соотношении сил вступать в бой было бессмысленно, и русские корабли стали отходить к своим портам.
Но турки не хотели упускать «легкую» добычу Й за восемнадцати пушечным бригом «Меркурий» погнались два линейных ко¬рабля. Турецкие корабли подошли близко к «Меркурию» и предложили сдаться, но в ответ бриг открыл огонь по неприятелю. Турки открыли ответный огонь. Сразу же на « Меркурии » возник пожар, вражеские ядра пробили борта. Но командир корабля капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский умело манев¬рировал и не давал туркам вести прицельный огонь. Больше того, меткие выстрелы русских пушкарей достигли цели: 110-пушечныйтурецкий корабль, получив серьезные повреждения, вышел из боя и прекратил преследование…
С площади Нахимова туристы обычно направляются на Малахов курган. Его заслуженно называют дважды героем. Малахов курган был центром героической битвы в период первой обороны Севастополя 1854-1855 гг. Здесь насмерть стояли солдаты и матросы под командованием прославленных адмиралов, о чем свидетельствуют многие памятники. Сохранилась и реставрирована двухъярусная башня, приспособленная для круговой обороны…
В годы Великой Отечественной войны Малахов курган снова стал грозным для врага: отсюда громила гитлеровцев артиллерийская батарея Алексея Павловича Матюхина . Корабельные орудия сняты с поврежденного эскадренного миноносца « Совершенный ». Часть из них до сих пор находится на кургане, напоминая о прошедших боях.
На Малаховом кургане раскинулся Парк дружбы. Здесь поса¬дили деревья многие государственные и общественные деятели, здесь посадили деревья космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов , Андриян Николаев , Павел Попович , гости из многих городов бывшего Советского Союза и бывших социалистических стран. Парк дружбы напоминает нам то время, когда мы были едины.
В трудные дни 1944 года, когда город лежал в развалинах, поэт Семен Кирсанов написал пророческие строки:
… Воскресай, оживай,
Севастополь!
Люди вытравят плена
следы…
Эти мечты сбылись. Белокаменный красавец, поднявшийся из пепла, еще красивее, чем довоенный Севастополь.
Мы с вами совершили небольшую экскурсию по городу. Но вам еще предстоит поближе познакомиться со многими достоприме¬чательностями, вам еще предстоит открыть каждому для себя чудо по имени «Севастополь» и , если мой очерк-путеводитель в чем-то поможет, мы свое дело выполнили. Счастливых вам открытий!

ПЛАНЕТА « СЕВАСТОПОЛЬ »

В глубине крымских гор, в поселке Научном раскинула свои шатры-телескопы астрофизическая обсерватория. Темной июньской ночью 1971 года дважды кавалер медали «За обнаружение новых астрономических объектов» Тамара Смирнова заметила в бездонном космосе неизвестную малую планету и зафиксировала ее. В международном каталоге она значится под номером 2121.
В июне 1983 года, когда Севастополь отмечал свое 200-летие, Тамара Михайловна Смирнова преподнесла горожанам подарок — назвала планету «Севастополь».
И вращается планета «Севастополь» между орбитами Марса и Юпитера, совершая одно обращение вокруг Солнца за три года и три месяца. Ее среднее расстояние от светила составляет 327 миллионов километров. В среднем через каждые семнадцать “месяцев планета «Севастополь» сближается с Землею и тогда расстояние до небесного тела сокращается до 139 миллионов километров.

ДЕНЬ ГОРОДА-ГЕРОЯ

В июне 1987 года, года Севастополь праздновал 204 – ю годов¬щину своего рождения, постановлением городского комитета Ком¬партии Украины и исполкома городского Совета народных де¬путатов было решено: праздник города проводить ежегодно во вто¬рой воскресный день июня.
СКОЛЬКО ЛЕТ СЕВАСТОПОЛЮ ?

Странный вопрос! Выше отмечалось, что в 1983 году город отмечал свое двухсотлетие, — вот и считайте!
Все, вроде бы , верно: 3 (14} июня 1783 года на месте деревушки Ахтиар (точнее — Ак – Яр – Белый утес) был заложен Севастополь … Но ведь в территорию современного города входит и
посе¬ление древних Херсонес Таврический, основанный еще в V веке до н.э. А это не деревня малая Ак-Яр , а город-колония, – крупный экономический и культурный центр Северного Причерноморья. В современный Севастополь входят Инкерман и Балаклава со своей вековой историей!.. Ведь, когда закладывался Севастополь, в этих местах уже жили люди!
А в Карантинной бухте, — район современного Севастополя, — в первой четверти V века до н.э. был город Гераклея Таврическая или — Гераклейский Херсонес, который стали называть просто Херсонесом. А при императоре Августе ( 63 г. до н.э. — 14 г. н.э.) Херсонес был переименован в … Севастополь.
Но не удержалось название. В период Византийской империи город утрачивает свое имя Севастополь и вновь становится Херсонесом.
Надо заметить, что и « суворовский » Севастополь несколько раз менял свое название: после смерти императрицы Екатерины I Павел I, лютую ненависть питавший к своей матушке, в 1797 году стал официально именовать город Ахтиаром. И был он Ахтиаром вплоть до 29 марта (10 апреля 1826 года , пока по указу царя Николая I вновь не стал Севастополем .
Севастопольские краеведы сходятся во мнении: поскольку эти древние поселения (Гераклея Таврическая , Херсонес Таврический , Инкерман и Балаклава) есть неотъемлемая часть современного Севастополя , то не совместить ли празднование Дня Города (в 2008 году Севастополю исполнится 225 лет, а Гераклее Таврической — 2500) в единый праздник и считать Днем Основания Севастополя пятый век до нашей эры! Ведь некоторые крымские города (Керчь, Феодосия) и ведут свое летоисчисление с древнейших поселений.
Так сколько же лет Севастополю?

К РОЖДЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО СЕВАСТОПОЛЯ

Рождение Севастополя не мыслится без рождения Черноморского флота и поэтому необходим экскурс в историю.
Шла полным ходом русско-турецкая война 1768-1774 гг. Но мы сейчас « заглянем » в год 1771. Именно в этот год русская армия, при содействии Азовско -Донской флотилии , которой командовал адмирал А.Н. Сенявин, вытеснила турецкие войска из Перекопа, Гезлева (Евпатории), Кафы (Феодосии) … и заняла почти полностью весь Крымский полуостров.
Суда флотилии перебазировались из Азовского моря в Керчь и Еникале. И из судов этой флотилии была впервые создана Черноморская эскадра, которая к весне 1773 года имела в своем боевом составе: 9 парусно-гребных кораблей, 6 фрегатов и до 15 мелких судов. И эта эскадра вела постоянную патрульную службу вдоль всего побережья Крыма.
23 июня 1773 года отряд в составе двух 16-пушечных кораблей «Корон» и «Таганрог», под командованием капитана 2-го ранга И.Г. Кинсбергена атаковал неподалеку от Балаклавы турецкий отряд в составе двух 52-х пушечных кораблей и 24-х пушечной шебеки (шебека — парусно-гребное быстроходное судно). Турки вынуждены были отступить.
Вот тогда-то русская Черноморская эскадра избрала себе в качестве маневренной базы очень удобную и закрытую от ветров Балаклавскую бухту. Именно в этой бухте фрегаты «Морей» и «Модон» провели зиму 1773-1774 гг. Тогда-то моряки и узнали, что Балаклавская бухта не единственная, — поблизости нахо¬дится Ахтиарская.

ИССЛЕДОВАНИЕ АХТИАРСКОЙ БУХТЫ

Для исследования Ахтиарской бухты был послан 16-пушечный фрегат « Модон » с описной командой под руководством прапор¬щика Ивана Батурина. Тогда-то и были сделаны первые промеры Ахтиарской бухты и нанесены на карту.
Фрегатом « Модон » командовал Федор Федорович Ушаков , будущий русский флотоводец.
Заметим, почти все имена, упоминаемые в этом очерке, вы обнаружите в названиях площадей и улиц Севастополя!
Через несколько лет (в 1778 году) на ахтиарских берегах по-являются «чудо-богатыри», как называл своих солдат командующий русскими войсками в Крыму Александр Васильевич Суворов.
Александр Васильевич по достоинству оценил возможности изрезанных ахтиарских бухт и берегов. 18 июня 1778 года он доложил главнокомандующему П.А. Румянцеву: «Сего месяца на 15-е число по три батальона расположились с обеих сторон Инкерманской (Ахтиарской) гавани и с приличною артиллериею и конницею и при резервах вступили в работу набережных ее укреплениев…»
Укрепления возводились на Северной стороне, в бухтах Александровской, Мартыновой и Казачьей , в Балаклаве и на Бельбеке — основательно подошел к защите севастопольских берегов бу¬дущий генералиссимус Александр Суворов!
Через много лет, когда великий полководец будет находиться далеко от Ахтиарской бухты, когда у бухт вырастет Город Морской Славы, он произнесет слова, хорошо известные всем горожанам: «Пусть будет хорошо обережен Севастополь».
В центральной части города, на площади Александра Суворова, стоит памятник Александру Васильевичу.
17 ноября 1782 года в Ахтиарскую бухту вошел отряд русских фрегатов под командованием капитана 1-го ранга И.М. Одинцова. Фрегатом «Осторожный» командовал капитан-лейтенант Степан Юрасов , фрегатом « Храбрый » — капитан-лейтенант Иван Щербачев. Ошвартовались корабли на северном берегу бухты Сухарная.
2 мая 1873 года Черноморская флотилия под руководством вице-адмирала Ф.А. Клокачева торжественно вошла в Ахтиарскую бухту. Вот названия этих кораблей: три 44-пушечных фрегата — « Победа », « Поспешный » и « Крым »; два 16-пушечных двухмачтовых корабля — «Хотин» и «Азов», три шхуны, две полякры (полякра — двухмачтовое гребное судно) и один бот.
Интересно отметить, что в 1980 году было найдено материальное подтверждение захода первых кораблей в Ахтиарскую бухту. Перед самым входом в Южную бухту со дна моря был поднят старинный якорь, — в настоящее время якорь находится на площадке у здания Панорамы обороны и освобождения Севастополя. Это большой, хорошо сохранившийся якорь с читаемым клей¬мом-надписью: «Делал и пробовал Иван Скоробогатов 1778 год, месяц октябрь, день 20, вес 130 пудов, 20 фунтов, Сибирь».
Анализируя эти данные, а также документальные источники, военный инженер, большой знаток старых судов Н.А. Полонский доказал, что этот якорь мог принадлежать фрегату «Храбрый».

БУДЕТ ГОРОД НАЗВАН СЕВАСТОПОЛЕМ

3 июня 1783 года под руководством лейтенанта Д.Н. Сенявина, — будущего русского флотоводца, — были заложены первые фун¬даментальные объекты: дом для адмирала Ф.Ф. Мекензи (настоящее имя этого русского англичанина Мекензи-Томас, но в Севастополе его называли Фома Фомич), часовню Николы Чу¬дотворца, пристань и кузницу в адмиралтействе.
И впервые 12 июня 1783 года в Ахтиарской бухте было произведено килевание корабля «Хотин» — заделана течь в подводной части корпуса.
А 10 февраля 1784 года своим Указом Екатерина II присвоила строящемуся городу имя — Севастополь. Достойное имя, которое он оправдал на протяжении двух веков.
В этом же месяце, 22 февраля, Екатерина II объявила город Севастополь открытым для торговли.

ГЕРБ ГОРОДА

В Панораме хранится удивительный сосуд. Удивителен он уж тем, что на его стекле исполнен первый герб Севастополя.
21 апреля 1785 года был утвержден закон, предписывающий всем губернским городам и городам-крепостям иметь свой герб. Первый герб Севастополя представлял собой геральдический щит с изображением серебряного грифона — древней эмблемы Херсонеса Таврического — и герба Таврической губернии , соединенных Георгиевской лентой и украшенные цепью ордена Андрея Перво¬званного.
Первый герб города был утвержден 21 июля 1893 года.
К 25-летию освобождения Севастополя от фашистских захватчиков, решением севастопольского городского Совета депутатов трудящихся (от 12 февраля 1969 г.) был утвержден новый герб. Герб представляет собою все то же изображение геральдического щита, разделенного по диагонали на два поля. Два поля — две эпохи, две героические обороны города.
На нижнем поле синего цвета — силуэт Памятника затоплен¬ным кораблям, на верхнем —
« Золотая Звезда ». Лавровая ветвь объединяет два поля, две эпохи.
Авторы герба художники Сергей Шахунов и Надежда Крылова , выпускники Московского высшего художественно-промышленного училища. Они вышли победителями общекрымского конкурса.
В последние годы предпринимались попытки изменить Герб Севастополя, но они не увенчались успехом.

ИМЕНА СЕВАСТОПОЛЬСКИХ БУХТ И МЫСОВ

Когда мы говорим «севастопольские бухты», то имеем в виду не только те, что расположены в черте города, но и те, которые входят в административную зону Севастополя. И если мы свое путешествие начали с самой большой Севастопольской бухты, то закончим самой южной точкой Крыма мысом Сарыч.
Современный Севастополь, собственно говоря, и расположился у бухт малых и больших, и в этом его своеобразие.
Названия большинства бухт имеются на картах города, некоторые отсутствуют, — все зависит от масштаба. Но мы упомянем и те, которых на картах нет.

Севастопольская бухта. Называлась она не только Севастопольской, но и Ахтиарской, и Инкерманской , и Большой , и Се¬верной . По протяженности это самая большая бухта: на восемь километров, вплоть до Инкермана , она « ввинчивается » вглубь Крымского полуострова, образуя по берегам множество самостоятельных бухточек и мысов.

Константиновская бухта. Подковообразную Константиновскую крепость видно почти из любой точки центральной части города. Не минуют крепость корабли и теплоходы, держащие путь в Севастополь. Если держать путь в Инкерман, то первой вашей бухтой будет Константиновская, а мыс Константиновский, на котором и расположена Константиновская крепость (или форт), построенная в 1847 году, будет тоже встречать вас первым.
Константиновскую батарею называли « маленьким Севастополем », — эта крепость дважды разделила судьбу «большого» Севастополя.
5 октября 1854 года на крепость был направлен основной огонь английского флота, но выдержали натиск крепостные стены, вы¬держали и многомесячную осаду.
До последнего дня обороны 1941-1942 гг. « маленький Севастополь » отбивался от фашистских полчищ„. Последним покинул крепость матрос Зинский, предварительно взорвав пороховой погреб и уничтожив рацию.
Во время временной оккупации Севастополя фашисты превратили крепость в тюрьму для местного населения.
Через много лет после победы над фашистскими захватчиками мне посчастливилось побывать в Константиновской крепости. Нашим сопровождающим был старший матрос Зинский. Да, тот самый, он остался жив.
На обугленных стенах крепости еще были заметны надписи. Некоторые из них я записал в свой блокнот:
«Будьте вы прокляты во веки веков!»;
«5 мая 1944 г. Были здесь Крогулецкие Лида , Вадим , Тасик . Будут вывозить неизвестно куда. До свидания, дорогие. Сообщите родным в Евпаторию».
Значит, не только для севастопольцев Константиновская крепость была тюрьмой .

Мыс Толстый. На современных картах нет названия этого мыса , но на карте, составленной С.А. Зерновым, он присутствует. Находится мыс немного севернее Константиновской крепости.
Мыс назван так из-за своей конфигурации: грузный, призе¬мистый, что на жаргоне рыбаков означает «толстый».

Бухта Матюшенко. У северного берега Севастопольской бухты, неподалеку от Михайловского форта, находится бухта, названная именем одного из руководителей восстания на броненос¬це « Потемкин » В 1905 году.

Старо-северная бухта. На берегу — Михайловская крепость. Именно у Михайловской крепости находился до 1900 года причал, принимающий катера и паромы.

Мыс Северный (Длинный). Отмель, — Северная (длинная) коса выступает далеко в море, неподалеку от Константиновской крепости.
Северная бухта. Там сейчас находятся причалы. Сюда к примыкающей к бухте площади Захарова причаливают катера, идущие с Графской пристани и паромы из Артиллерийской бухты.

Мыс Кордон. На западной оконечности Северной бухты — мыс Кордон. На мысе установлен памятник воинам 2-й гвардейской армии, освобождавшей Севастополь в мае 1944 года.
Отсюда же с мыса переправились через Северную бухту воины 315-й Мелитопольской Краснознаменной ордена Суворова стрел¬ковой дивизии.
В мемуарах Маршала Советского Союза С.С. Бирюзова описано это утро 9 мая 1944 года:
«Находясь в этот момент в войсках, я стал очевидцем весьма за¬мечательного случая. По направлению к берегу двигалась длин¬ная вереница бойцов, несших какие-то длинные черные ящики. Присмотревшись, мы увидели, что это гробы с белой фашистской свастикой по бокам.
Я несколько удивился: куда их несут? И только когда красноармейцы* стали спускать гробы на воду и устраиваться на них, чтобы переправиться как на подручных средствах через бухту, все стало ясно. Оказывается, фашистские интенданты позаботились о том, чтобы запасти на гитлеровских солдат в Севастополе побольше гробов. Выбив противника с берегов Северной бухты, наши части захватили этот похоронный склад».

Инженерная бухта. От Северной Инженерную бухту отделяет небольшой безымянный мыс. В первую оборону Севастополя 1854-1855 гг. здесь находилась батарея № 4 и пристань инже¬нерного ведомства. Пристани давно нет, а название перешло к бухте.

Бухта Голландия. Находится на северном берегу Севастопольской бухты. Свое, несколько неожиданное , название получила в дни основания Севастополя. В одной из балок Северной стороны был построен склад лесоматериалов для строительства и ремонта кораблей. Подобный же склад в свое время был построен при строи¬тельстве Петербурга и назывался он — Голландией потому, что строителями были голландцы. Матросы – кронштадцы, уже никакого отношения к голландцам не имеющие , участвовали в строительстве севастопольских складов, но название сохранили
крон-штадское — Голландия. По названию складов назвали балку, а примыкающую к ним бухту — Голландией.

Сухарная бухта. Именно на берегах этой бухты располагалась деревушка Ахтиар — Ак-Яр. Находится она восточнее бухты Голландия.
В начале прошлого века на берегах бухты был построен большой завод , производивший сухари для всего Черноморского флота.
У скалистого взгорья, у самого уреза воды, стоит памятник из инкерманского камня. Это память о легендарных арсенальцах , — в штольнях Сухарной балки были склады с боеприпасами! — которые сдерживали бешеный натиск врага в конце июня 1942 года.
25 июня 1942 года противнику удалось прорваться к штольне № 1. Чтобы врагу не достались боеприпасы, решено было взор¬вать штольню. Выполняя это задание, краснофлотец Александр Чикаренко совершил подвиг. Увидев, что фашисты уже в десятке метров от него и что вот-вот он попадет в плен , Александр Чикаренко взорвал себя вместе со штольней. Маячная бухта. В 20-х годах XIX века завершилось строительс¬тво двух маяков, составляющих Инкерманский створ. Это позво¬лило судам входить в Севастопольскую бухту в любое время суток Заметим: Восточный Инкерманский маяк — самый высокий не только на Украине, но и во всех странах СНГ. Его высота над уровнем моря — 1957 м.

Килен-бухта. Глубокий и узкий залив врезается в берег и подходит почти вплотную к одному из севастопольских туннелей. В Килен-бухте находится большой завод по ремонту кораблей. Когда-то этот завод был номерным.
Свое название бухта получила от слова «килевать», — здесь первые русские суда очищали, — килевали! — днища.

Павловский мыс. Названием своим обязан линейному кораблю «Святой Павел». Именно на этом мысу были построены казармы. Павловский форт с 34-мя орудиями. Здесь же находится здание бывшей морской обсерватории Черноморского флота, — 1-го ноября 1909 года здесь были начаты регулярные гидрометеороло¬гические наблюдения.
На оконечности мыса — памятник эсминцу «Свободный», со¬вершившему подвиг в годы Великой Отечественной войны.

Корабельная бухта. Еще в прошлом веке на ее берегах были сооружены сухие доки. Отсюда еще одно название — Доковая. Сейчас к Корабельной бухте примыкает знаменитый Морской завод.

Южная бухта. Она делит южную часть города на Корабельную и Центральную. У Южной бухты было несколько названий — Чабан-Лиман {пастушья бухта) и Карталы-Кош (бухта коршунов). Называли Южную бухту и Гаванью .
Судя по названиям и воспоминаниям очевидцев, здесь летом паслись многочисленные стада, а коршуны в небе были обычным явлением.
Здесь, на берегах Южной бухты, выросла каторжная слободка. А в самой бухте на якоре стояло два корабля «Полтава» и «Лесной» — плавучие тюрьмы. Мыс Николаевский. Можно сказать, отсюда берет свое начало Приморский бульвар. А когда-то здесь была построена земляная батарея, а в 1837 году возведен форт, названный именем царя Николая I.

Мыс Александровский. Замыкает с юга Севастопольскую бухту со стороны открытого моря. Сейчас на Александровском мысу — яхт-клуб.

Артиллерийская бухта. Находится в самом центре города. Отсюда на катерах можно попасть на дальние севастопольские пляжи. На берегах бухты, при основании города и порта Севастополь, находились склады для артиллерийских снарядов, а позже — ар¬тиллерийские мастерские.

Александровская бухта* Здесь находилась казематированная Александровская батарея (форт), построенная в 1845 году, на месте бывшей земляной батареи тоже называвшейся Александровской, — по имени внука Екатерины И, будущего императора Александра 1-го.

Мыс Хрустальный. Отделяет Артиллерийскую бухту от Алек¬сандровской. На нем — виден издалека со стороны моря! — пяти¬десятиметровый обелиск в честь города. На обелиске — Указы Президиума Верховного Совета СССР о награждении города.
Рядом — здание Морского гидрофизического института Академии наук Украины.
У мыса находились (и сейчас находятся!) пляжи с самой чистой, — хрустальной! — водой. Увы, если бы название давали сегодня, эти пляжи никогда бы не назвали хрустальными, вода давно пе¬рестала соответствовать названию.

Мартынова бухта. Предполагают, что свое название она получила от названия чаек, принадлежащих к роду мартынов. Но послушаешь севастопольцев и подумаешь, что название бухты идет от рода обезьян. « Поехали на Мартышку » — говорят горо¬жане. А на « Мартышке » хоть и каменистый пляж,но вода намного чище , чем во многих бухтах.

Карантинная бухта. Довольно большая и извилистая. На берегу ее находится город древних Херсонес Таврический. Ближе к нашему времени, в начале XIX века здесь располагался карантин и слободка, давший название бухте.

Херсонесская бухта. Эту бухту, которая тоже примыкает к Херсонесу Таврическому, севастопольцы называют Песочной или Солнечным пляжем. Дно бухты, как нигде, песочное, словно сюда завезли мелкий евпаторийский песочек.
У бухты есть еше одно название: Шмидтовская. Бытовало мнение, что бухта названа в честь «лейтенанта» Шмидта, но это не так. На песочном берегу бухты была лечебница и содержал ее Е.Э. Шмидт. Врач, оставивший после себя добрую славу,

Стрелецкая бухта. Откуда взялось название, можно только строить предположения. Название связывают с кораблем «Стрелец», который в XVIII веке вошел в эту бухту со стрельцами на борту. Находится в западной части города.

Бухта Круглая или Омега. Напоминает своими очертаниями круг, отсюда и название. Но горожанам эта бухта больше известна под названием Омега. На западном ее берегу — мелководный пляж — «лягушатник».

Мыс Круглая коса. У самого входа в бухту Круглая и находится этот мыс. Здесь постоянно ветренно, — мыс выходит в открытое море.

Казачья бухта. Название, берушее свое начало с 70-х годов XVIII века. На берегу находился казачий пикет, который вел наблюдение за действиями турецкого флота — шла война с Турцией.

Соленая бухта. Когда-то, из небольшого озерца, примыкавшего к бухте Казачьей, добывали поваренную соль. Называлась эта бухта еще и Фонари (маячной), но название не прижилось.

Камышовая бухта. Камыш , который произрастает в этой бухте и дал название. Сейчас камыша становится все меньше и меньше, его вытеснили причалы Севастопольского рыбного порта.
По берегам бухты — рыбоконсервный комбинат, судоремонтный завод и множество других предприятий, связанных с морем.
Во времена первой обороны 1854 – 1855 гг. в Камышовой базировался французский флот и за несколько месяцев был построен городок Камьешь .

Мыс Херсонес. Слово «Херсонес» и означает «мыс». Греки, давшие название, называли это место так: Таврика Херсонесос — Таврический полуостров.
На мысе Херсонес — памятник Победы. В июне 1942 года Херсонес был последней пядью севастопольской земли, — здесь, на этом пятачке, собрались последние защитники города. А в мае 1944 года капитулировали последние фашисты, изгнанные из Севастополя.

Мыс Фиолент . Если добираться из Севастополя до Ялты водным путем, то на фоне Крымских гор будет резко выделяться, круто обрывающийся в море мыс. Это — Фиолент. А.Л. Бертье-Делагард считал, что само слово Фиолент произошло от турецкого Филенк-бурун, что в переводе означает « тигровый мыс ». И в этом что – то есть: мыс издалека напоминает своей неожиданной для Крыма расцветкой , — в верхней части темная полоса из трахи¬тового конгломерата, в нижней — светлый кварцевый трахит! — шкуру тигра.
За пределами Крыма и в дальнем зарубежье Фиолент известен под названием Партениум. Считают, что имя мысу дал храм, который существовал на этом месте и в нем томилась дочь царя Агамемнона Ифигинея, которую любящий отец должен был при¬нести в жертву богам. Во всяком случае в трагедиях Еврипида и Гете об этом говорится на полном серьезе.
На мысе Фиолент ( Партениум ) находится знаменитый Георгиевский монастырь.

Балаклавская бухта. С древнейших времен на ее берегах селились люди: генуэзцы, турки, татары, греки, русские… И орга¬низовали всеобщими усилиями рыбацкий поселок Балаклаву: «балык» — рыба, а «юве» — гнездо. Считают, что балаклавскую бухту описал Гомер в десятой песне «Одиссеи».
Греки называли Балаклаву «Сюмболон лимне» — бухтой символов. Генуэзцы — «Цембало, Цембальдо, Чембало».
Во время Крымской войны бухту облюбовали англичане. Именно в Балаклавской бухте в ноябре 1854 года во время сильного шторма затонуло множество кораблей противника, и среди них — «Принц», который долгие годы волновал сердца искателей исчез¬нувших сокровищ, а сам затонувший корабль известен всему миру под названием «Черный принц».

Мыс Айя. Мыс грозным утесом врезается в море и. словно былинный богатырь, сторожит Южный берег от холодных северо-западных ветров.
Мыс Айя ( Святой ) — один из отрогов Главной гряды Крыме ских гор, который выйдя из глубины Черного моря возле Балаклавы , опоясывает Южный берег Крыма. Коварный мыс известен мореплавателям еще с глубокой древности. Старинные лоции Черного моря не советовали парусникам приближаться к нему.
На мысе Айя находилась греческая крепость Кокия-Исар. Она несла дозорную службу. Греки вели наблюдение за генуэзцами, которые обосновались в Балаклаве и вели оттуда набеги в юго-западные районы Крыма.

Батилиманская бухта. Батилиман (Баты-лиман) — значит « глубокий залив ». В древних рукописях это название не упоминается. Но в начале XX века эти земли принадлежали графу
Мор- ‘ двинову, который собирал с местных жителей арендную плату.
Задолго до осады Севастополя 1854-1855 гг. эта земля, *как и соседние земли, принадлежала французу Вассалу. После окончания Крымской войны, батилиманские земли были приобретены у француза местными жителями, а затем проданы в 1910 году воронежскому помещику А.В. Кравцову. Кравцов и создал кооператив для освоения этого удивительного места.
Кооператив — своеобразное товарищество, и вошли в него известные ученые, писатели, художники, артисты, которые и до сих пор составляют сокровищницу нашей науки и культуры. В Батилимане , что ни дом, то история, потому что жили здесь в двадцатые годы Билибин и Станиславский, Вернадский и Короленко, Иоффе и Милюков…

Бухта Ласпи . Бухта, отгороженная со всех сторон горами, со¬седствует с Батилиманской, но в отличие от Батилиманской, здесь всегда штиль.
Само слово Ласпи переводится как «грязь». В этих местах из¬давна селились люди, потому здесь было множество водных источников, которые «грязнили» землю.
25 марта 1790 года в Крыму произошло жесточайшее землетрясение. Во время этого стихийного бедствия в горах образовались трещины и изломы, в которые и ушла вода из многочисленных ласпинских источников. А вода — это жизнь! Местные жи¬ели на долгие годы покинули бухту Ласпи.
В Ласпинском урочище множество примет древности. Можно наткнуться на куски черепиц с клеймами в виде зверей и птиц, на обломки пифосов и амфор, на обомшелые развалины былых жилищ.

Мыс Сарыч. Мыс Сарыч — последний в административной зоне Севастополя, дальше — Большая Ялта.
Мыс Сарыч , лежащий под 42 23’ с.ш., самая Южная точка не только Крымского полуострова, но и всей европейской части бывшего СССР.
« Сарыч » в переводе с тюркского «золотканный».

Мы упомянули все основные бухты и мысы Севастополя, но их гораздо больше . И это тема уже не отдельного очерка , а целого исследования .

ПЕРВЫЙ, ПЕРВАЯ, ВПЕРВЫЕ…

ГЕНПЛАН ГОРОДА

Первый «Генеральный план города Севастополя с набережными, батареями, построенными для открытия работ 1794 года и с ситуациею от оных на полторы версты, на коем при батареях и вокруг лежащих местах высоты от ординарного горизонта воды означены цифрою в футах. Глубина же по бухтам воды в саже¬нях . Сочинен при Севастопольской инженерной команде 1797 года июля 27-го дня», — вот какое длинное название! — был составлен тогда, когда город, хоть и хаотически, разместился на Центральном холме и у его подножия, вдоль бухт — Южной, Северной, Корабельной. Лишь Северная сторона была еще не тронута, а у уреза воды возвышались валы земляной в то время Константиновской батареи.
С годами, согласно все новым и новым генеральным планам, город перестраивался и разрастался: Корабельная сторона, жмущаяся к бухте, ушла от воды и дошла до Малахова кургана; на Павловском мысу построили морской госпиталь; полностью за¬строили и перестроили, — снесли временные матросские хибарки! — Центральный холм, который называли Хребтом Беззакония; Артиллерийская слободка слилась с городом, а сам центр пре¬терпел значительные изменения: были высажены первые деревья на Мичманском <ныне Матросском) бульваре, на Бульварной вы¬соте (ныне Историческом бульваре)... Открылась Морская библиотека, построена была Графская пристань... Работники Центрального исторического архива в Санкт-Петербурге обнаружили целый альбом здании и сооружении морской строительной части в Севастополе. Он включает в себя 285 объ¬ектов города. И среди них: сухие доки, бассейн, водопроводный канал, адмиралтейская башня и церковь святого Николая близ Адмиралтейства, Екатерининская пристань на берегу Южной бух¬ты, дома флагманов и капитанов, дома инспекции Штурманского корпуса, Александровской и губернских казарм, церкви святых Петра и Павла, объекты Северной стороны... Пожалуй, занимаясь сегодня историей Севастополя, не обой¬тись без этого альбома. ДОРОГИ Великолепны дороги , связывающие сегодня Севастополь со многими городами Крыма. Но мы вернемся в год 1783 — год присоединения Крыма к России. Более или менее приличная дорога была на пустынных берегах Черного моря, на которых еще предстояло родиться Севастополю. Эту дорогу накатали русские войска под командованием Александ¬ра Суворова, когда с обозами и артиллериею вступили в Крым. В дальнейшем эта дорога, которая станет называться «симферо¬польской», свяжет Северную сторону с Симферополем. Другая до¬рога проходила через Каралезское ущелье у Мангупа. И именно по каралезской дороге Екатерина II прибыла в Севастополь. В 1844 году, по настоянию адмирала М.П. Лазарева началось строительство нового отрезка дороги через Мекензиевы горы, через долину Черной речки, через Инкерманские высоты, через Лабораторную балку к Южной бухте, возле которой шло строи¬тельство вокзала. С юга город связывали две дороги — Балаклавская и Старохерсонская (Старым Херсоном называли одно время древний Херсонес Таврический). Эти дороги, конечно, реконструированные и залитые асфальтом, служат и сегодня. ВОДА ПРИХОДИТ В ГОРОД Без воды, без пресной воды ни один город существовать не может. Поэтому водоводы всегда были на особом учете. Водопровод был еще в древнем Херсонесе Таврическом! Вода из балаклавских источников поступала в главное водохранилище, а оно находилось на главной площади древнего города, Севастопольцы со дня основания города и вплоть до двадцатых годов XIX века пользовались колодцами, вода в которых была солоновата. Да и той было мало. 21 августа 1784 года начали прокладку первого водовода от дачи капитана Сарандинаки, — отсюда и балка, находящаяся в восьми километрах от Севастополя, получила название Сарандинакиной. Строительство водовода, не успев начаться, было «заморожено» на целых сорок лет! И все же Сарандинакинский самотечный водовод вошел в строй действующих, и это был вообще первый водопровод не только в Севастополе, но и во всем Крыму! И горожане попробовали настоящую пресную воду, — в центре города были установлены две питьевые колонки. Главной водной кладовой современного Севастополя является Чернореченское водохранилище, строительство которого началось в 1940 году. Вошло оно в число действующих в 1956 году. Следует отметить, за свое более чем двухсотлетнее существование город постоянно испытывал недостаток в воде и водная проблема не разрешена и по сегодняшний день. Больше того, заметно снизился уровень воды в подземных источниках и вода, — часть воды! — в Севастополь подается из седого Днепра, а она оставляет желать лучшего... ВРЕМЯ ПО-СЕВАСТОПОЛЬСКИ Выстрел! С Константиновской батареи ударила «полуденная пушка». Бом-бом-бом! Двенадцать раз ударили севастопольские куранты... 27 февраля 1819 года в Севастополе впервые была введена Служба Времени. Дли этой цели на главных воротах Адмиралтейства была сооружена башня и на ней закрепили часы. (Адмиралтейство находилось на западном берегу Южной бухты, в райо¬не нынешней Минной пристани). Но все часы мира имеют тенденцию спешить или отставать и командир Черноморского флота и портов Черного моря адмирал А.С. Грейг издал Указ: «Замечено мною, что в городе и Адми¬ралтействе часы бьют весьма неверно от чего и могут происходить затруднения и неудобства в распоряжениях как по адмиралтейс¬ким работам, так и в самом городе, когда не будет наблюдаемо одинаковое время. Вследствии чего при доме главного командира имеет быть поставлена пушка, из которой каждого дня в 12 часов пополудни, то есть в полдень, будет сделан выстрел...» Сегодня, при желании, севастопольцы могут сверить свои часы по «севастопольским курантам» — их бой мы услышали впервые 30 апреля 1961 года, или — по «Маяку», но все же лучше по « полуденной пушке » Жива традиция морского города! МАЯК НА МЫСЕ ХЕРСОНЕС Один из старейших на Черном море. Его тридцатишестиметровая башня была построена в 1816 году по проекту известного русского специалиста генерал-лейтенанта Л.В. Спафарьева, ру¬ководителя корпуса флотских штурманов. Первым светильником Херсонесского маяка была чаша, в которую наливали оливковое масло. Позднее перешли на кероси¬новую смесь и лишь в 1956 году маяк электрифицировали. Война! На крошечный участок земли сыпались бомбы и снаряды, фашисты расстреливали маяк в упор. Разрушили башню — маяк продолжал светить: кочевал огонь по мысу Херсонес, установленный на временных сооружениях. И лишь тогда, когда фашисты заняли мыс, над маяком зажегся прощальный сигнал зеленых ракет. Маяк погас. Сегодня он снова в строю действующих. ПЕРВЫЙ В МИРЕ ЖЕЛЕЗНЫЙ ПАРОХОД Доживали свой век корабли с деревянной обшивкой. Не только разрушительное время вступало в свои права, но и черви-древо¬точцы, коих расплодилось великое множество, делали свое дело. И тогда, — в 1805 году, — для Черноморского флота был построен первый корабль с медной обшивкой. Он так н назывался — «Первый». Летом 1810 года вошел в строй действующих восемнадцати-пушечный корвет «Крым». В 1838 году в строй боевых кораблей Черноморского флота, базирующихся в Севастополе, вступил пароход «Инкерман» — первый в мире железный пароход. Первый и долгие годы — единственный. Лишь через восемь лет флот пополнился же¬лезными пароходами «Бердянск» и «Таганрог», а в 1851 году вступили в строй еще пять кораблей: «Еникале», «Казбек», «Тамань», «Сулин», «Прут». ПЕРВАЯ НЕЛЕГАЛЬНАЯ ЛИСТОВКА К сожалению, у руководящего севастопольского руля не всегда стояли люди, подобные адмиралам М.П. Лазареву, Ф.Ф. Ушакову, В.А. Корнилову, —талантливейшие военачальники, думав¬шие о благе города и флота больше, чем о себе. В августе 1802 года Командующим флотом был назначен маркиз де Траверсе — авантюрист и гуляка, мракобес и крепостник, унижавший достоинство горожанина и матроса. И, наконец, в 1811 году флотским начальником в Севастополе был назначен вице-адмирал Галл. Галл, как и его предшественник де Траверсе, плохо знал морское дело, но зато проявил себя в пьянстве и мордобое. Его ненавидели все: матросы и офицеры, купцы и простой люд. Вот тогда-то, — в 1811 году, — появилась первая нелегальная листовка. Тогда ее называли «пасквиль». Листовка имела назва¬ние — «Проповедь святого духа». Не выбирая выражений, бе¬зымянный автор писал все, что думают о флотском начальнике матросы и горожане: , «Послушайте-ка, народ! Когда вы будете людьми?.. Долго ли будете терпеть ваши муки и сносить неправосудие начальников? Неужели вам легко быть нищими и умирать с голоду?.. Галл — начальник наш, подлец, он сам мясник и торгует с резниками мясом и за водку берет из конторы жалованье... Он свинья и не стоит уважения». Ох , если б один Галл был таким ! ПЕРВЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ НА АЭРОСТАТЕ Летом 1855 года над севастопольскими бастионами и над вра¬жескими стоянками несколько раз появлялся аэростат. Управлял им, находившийся в специальной «корзине» штабс-ротмистр в отставке Иван Михайлович Мацнев. Когда началась осада города, отставной штабс-ротмистр лейб-кирасирского полка Иван Мациев предложил создать в Севастополе воздухоплавательный пост — с высоты все видно! Об этом тотчас доложили императору, но царь Николай заявил, что использова¬ние аэростата в военных целях — « нерыцарский способ ведения войны ». И все же, после смерти царя Николая, в начале царст¬вования Александра II полет состоялся. Первый историк отечественной авиации А. Родных писал: « В русских документах пока нет сведений о применении русскими воздухоплавания в войну 1854-1855 гг. Но о них упоминается в' английских источниках, сообщающих о пользовании нами аэро¬статами для наблюдения неприятеля из Севастополя » , Больше того, англичане приписывали успех защиты города именно аэростатам. БОЕВЫЕ РАКЕТЫ По расчету начальника инженеров Севастопольского гарнизона, главного строителя многих укреплений города графа Э.И. Тот-лебена по Севастополю во время осады было выпущено 1 356 000 артиллерийских снарядов... Не знаю, вошло ли в это количество и число боевых «конгревовых» ракет, которыми противник об¬стреливал город? Русские ракеты, которые применяли с нашей стороны, тоже называли «конгревовыми», хотя Уильям Конгрев ( Конгрив ), анг¬лийский полковник, изобретатель многих типов пороховых ракет и инициатор их применения, к русским ракетам не имел никакого отношения. Русские пороховые ракеты, которыми обстреливали французские и английские позиции, изобрел Константин Ивано¬вич Константинов. Им же разработаны и пусковые устройства. К.И. Константинов скончался в 1781 году, но имя талантливого ученого-артиллериста не забыто — его именем назван кратер на обратной стороне Луны. ПЕРВЫЕ ЛЕЧЕБНИЦЫ Открытие первой городской больницы, которая впоследствии будет названа именем Н,И. Пирогова, состоялось в 1868 году. Трудно это медицинское заведение назвать больницей. Просто в ветхий домишко, зажатый со всех сторон частными постройками, въехал человек (история не сохранила нам его имя), который был обязан помогать больным, коих в городе было превеликое множество. Это был первый официальный врачеватель, принявший первую официальную больницу города Севастополя на «двадцать муже¬ских и пять женских коек». И штат при ней был вполне подходящий: смотритель, сторож, истопник и санитар в одном лице. К 1883 году городская больница несколько преобразилась, если верить отчету севастопольского градоначальника о состоянии здравоохранения: «Севастопольская городская больница помещается за городом в зданиях, выстроенных на средства города по барачной системе, и состоит из 3 отдельных флигелей... В насто¬ящее время в больнице можно пользовать 35 больных...» В 1914 году, в четырехэтажном красивом здании, — сейчас в этом здании находится «Дворец детства и юношества» —' был открыт Институт физических методов лечения. Его основателем и первым директором был выдающийся русский врач и ученый А.Е. Щербак. Институт, как лечебное заведение, получил всемирную извест¬ность, а благодарные севастояольцы одну из улиц назвали именем профессора А.Е. Щербака. ПОЕЗД ПРИБЫВАЕТ НА СТАНЦИЮ СЕВАСТОПОЛЬ В 1871 году был наконец решен вопрос о строительстве железной дороги в Севастополь. К этому времени магистраль от Петербурга дошла до станции Лозовая и поэтому отрезок пути от Лозовой до Севастополя был назван Лозово - Севастопольским. В 1872 году строительство дороги началось сразу на нескольких участках, в том числе и в окрестностях Севастополя. Летом 1874 года дорога была доведена до Симферополя и от этого областного города начался самый трудный участок строи¬тельства, — поезд должен был проходить через Бельбекскую и Качинскую долины, через Мекензиевы горы и Инкерман. Было пробито сквозь горы шесть туннелей и построен через овраг огром¬ный Камышловский мост. Да и сам конечный пункт Севастополь находился на болоте: сточные воды Лабораторной, Делагардовой и Лагерной балок скапливались на месте будущего вокзала. Постройкой железной дороги в районе Севастополя руководил генерал-майор Анненков. И 15 (27) сентября 1875 года в Севастополь прибыл первый поезд. А уже в наше время, в феврале 1972 года, на восьмидесяти¬километровом пути, разделяющем Севастополь от Симферополя, появились вновь дорожные строители и электромонтажники. В скальных грунтах были выдолблены котлованы, установлены ты¬сячи бетонных опор, натянуты сотни километров проводов кон¬тактной сети, построены тяговые подстанции... Пусконаладочные работы были закончены в удивительно короткий срок. И 31 ноября 1972 года первый электропоезд прибыл на станцию Севастополь. ИДЕТ ПО ГОРОДУ ТРАМВАЙ В скверах Севастополя (Пушкинском, Лазаревском) рядом с современными светильниками сохранились и трамвайные опоры. Опоры перенесены сюда с севастопольских улиц и на них подве¬шены современные фонари. 12 сентября 1898 года в газете «Крымский вестник» появилось сообщение: «Управление Севастопольской электрической железной дороги имеет честь довести до всеобщего сведения, что с 12 сентября ... начинается движение пассажирских вагонов для публики от железнодорожного переезда на Южной бухте до кондитерской Мисинского на Нахимовском проспекте с платою по 5 коп. в один конец». Договор на строительство трамвайной линии между севасто¬польской городской думой и бельгийским акционерным обществом « Компания тяги и электричества » был заключен еще в 1896 году и, согласно договора, в Лабораторной балке была выстроена электростанция, вагонный парк и топливный склад. До 1917 года весь трамвайный парк состоял всего из 36-ти вагонов и 12-ти километров путей. После Октябрьской революции трамвайная линия от площади Ушакова была доведена до Балаклавы. Рассматривался проект линии и до бухты Омега, но вме¬шалась война и планы не осуществились. А после Победы трам¬вайную линию восстанавливать не стали, — а жаль! — на смену трамваю пришел троллейбус. 6 ноября 1950 года вступила в строй действующих троллейбусная линия «Гора Матюшенко — вокзал» и первый троллейбус (машина №10, заводской номер 1120) тронулся в путь. СТАРЕЙШИЙ АКВАРИУМ В 1897 году при Севастопольской биологической станции (в 1963 году биологическая станция была реорганизована в научно-исследовательский Институт биологии южных морей АН УССР) был основан морской Аквариум. Идея его создания принадлежала директору биологической станции академику А.О. Ковалевскому, а развитие Аквариума связано с именем крупнейшего русского гидробиолога С.А. Зернова, — он руководил биологической станцией с 1901 по 1914 гг. — имя которого мы уже упоминали на этих страницах. С первых же дней своего создания Аквариум пользовался огромной популярностью у севастопольцев и гостей города. В то далекое время «живности» было немного: шесть судаков, вылов¬ленных в Стрелецкой бухте; солнечник, добытый на Фиоленте; морской петух., коих много водилось у крымских берегов... Всего тридцать — сорок представителей, обитающих в севастопольских бухтах, насчитывалось здесь. Со временем Аквариум стал заселяться: сотрудники биологической станции, возвращаясь из научных странствий, привозили представителей ихтифауны Каркинитского залива, прибрежнойзоны Кара-Дага и других мест Черного моря. В Великую Отечественную войну Аквариум посуществу был уничтожен и заново открыт для посетителей только летом 1951 года. Но это уже был не тот маленький Аквариум: в центральном двенадцатигранном зале разместились 12 пристенных аквариу¬мов и бассейн на 150 кубометров воды, в котором плавали, — и плавают! — осетровые. А в других залах — музей, где представ¬лены коллекции флоры и фауны не только родного Черного моря, но и тропических морей и океанов. В Аквариуме можно увидеть и редких животных: черепах, кро¬кодилов, мечехвоста, очкового каймана... Сегодня уже не тысячи человек посетили Аквариум, а десятки миллионов. Когда Союз был един, то в год Аквариум осматривали до миллиона человек! Сейчас посещаемость несколько снизилась. Севастопольский Аквариум — киноплощадка для кинематографистов. Назовем лишь несколько фильмов, в которых присутствует Аквариум: «Али-баба и сорок разбойников», « Случай в квадрате 08 », « Через тернии к звездам » ... ВПЕРВЫЕ В РОССИИ 1910 год — год создания авиации в России. 24 ноября на Куликовом поле (между Севастополем и Балаклавой, сейчас это в черте Севастополя) при большом стечении горожан и корреспондентов Москвы, Петербурга, зарубежных корреспондентов состоялось открытие первой авиационной школы России. Всего восемь самолетов насчитывала тогда школа: два биплана «Фарман-IV», три моноплана «Блерио-XI», один биплан «Сом-мер» и два моноплана «Антуаннет». Мощность двигателей коле¬балась от сорока до пятидесяти лошадиных сил, а скорость едва достигала семидесяти километров в час. В те же годы появился и новый «Севастопольский авиационный иллюстрированный журнал». Это был первый «провинциальный» журнал, но цели его были далеко не провинциальными. Наряду с тем, что он печатал обширную информацию об авиационном развитии в России и за границей, журнал поставил перед собою задачу: « Дать правдивое и точное описание авиационного дела, центром которого в России стал Севастополь...» Вскоре аэродром на Куликовом поле стал тесен — появились новые самолеты и по предложению инструктора-летчика М.Н. Ефимова (М.Н. Ефимов — первый летчик, совершивший полет на аэроплане в России) авиационная школа вместе с самолетами перебазировалась на новое место, в Качу, — есть такой поселок городского типа под Севастополем. В 1914 году на аэродроме Качинской школы приземлился самолет, ведомый знаменитым русским пилотом, автором «мертвой петли» П.Н. Нестеровым, — на Каче заканчивался его перелет «Киев — Севастополь». Во время первой мировой войны качинские летчики, развивая нестеровскую школу фигурного летания, освоили так называе¬мый «штопор», который сам Нестеров считал смертельным. Его выполнил впервые в мире один из лучших военных летчиков, внук великого мариниста И.К. Айвазовского прапорщик Константин Константинович Арцеулов. В 6 часов вечера 24 сентября 1916 года машина Арцеулова, — истребитель «Ньюпор-ХХ», — поднялась в воздух. Когда была достигнута полуторакилометровая высота, прекратился гул мотора. Самолет застыл на мгновение, а затем быстро завертелся в смертельном штопоре. Пилот в это время считал витки. На третьем он перевел ручку управления и ножные педали в нейтральное положение. Его расчеты оправдались, — самолет вышел из смер¬тельного «штопора». На следующий день, на заседании учебного комитета Качинской авиационной школы Константин Арцеулов докладывал о «штопоре». Комитет постановил: «Ввести прохождение штопора в программу обучения учеников истребительного отделения школы». А еще через несколько дней, прикомандированные к школе инструкторы-французы Мутак и Линьяк отправили во Францию изложение доклада К.К. Арцеулова, — выполнение «штопора» было введено в программу обучения летчиков во Франции, а затем — в Англии и в других странах. Сейчас училище летчиков находится в Волгограде, но свое название «Качинское» сохранило. О ТЕЛЕГРАФЕ КУЛИБИНА И БРЙГЕ«МЕРКУРИЙ», О ПОЧТОВЫХ ГОЛУБЯХ И О СВЯЗИ МЕЖДУ ГОРОДАМИ И КОРАБЛЯМИ Связь между Севастополем и другими городами в том или ином виде существовала всегда. Чаще всего сообщение велось при по¬мощи «посыльной почты*. Т.е. доставка различного рода сообще¬ний и писем производилась пешим способом или верховыми гон¬цами, морем и, когда появилась первая железная дорога в городе, то и железнодорожным транспортом. Первая телефонная станция, открытая в Севастополе Морским ведомством, начала действовать в 1894 году. У Южной бухты, где была смонтирована станция, появилась еще одна пристань, которую назвали — Телефонная. Через несколько лет, — в 1896 году, — морской офицер Е.Б. Колбасьев провел испытания разработанной им телефонной системы, получившей название «корабельная телефония». С Телефонной пристани он проверил свое изобретение для связи с водолазами. Севастопольское изобретение Е.В. Колбасьева позволяло держать надежную связь даже во время штормов и стрельб, а поэтому было внедрено во всем русском флоте. Но намного раньше, примерно в тридцатых годах девятнадцатого века, в Севастополе был испробован семафорный оптический телеграф; Тот самый, который изобрел И.П. Кулибии и который долгие годы (с 1795 года) в качестве экспоната находился в Кунсткамере Академии наук в Петербурге. В 1829 году кулибинскую модель телеграфа затребовало Гидро¬графическое депо Морского министерства, и уже в 1830 году на Черноморском флоте был задействован оптический телеграф и появились первые телеграфные оптические станции. Изображение таких станций есть на «Схеме обороны Севастополя на 1 октября 1854 года». Одна из таких станций находилась на пересечении нынешних улиц Александра Суворова и Людмилы Павличенко. Отмечены на схеме подобные станции и на Северной стороне. Отличительная их особенность, — все они находились на возвышенностях. На Северной стороне Севастополя существует мыс, который возвышается над Константиновской бухтой и имеет название Ра¬диогорка . Точного ответа, почему так названо это место, нет. Но, изучая схему обороны Севастополя 1854-1855 гг., приходишь к мысли, что и там существовала телеграфная оптическая станция... Севастопольский краевед Павел Лунев (Павел Андреевич Лунев, ныне покойный, в годы Великой Отечественной войны заве¬довал службой связи местной противовоздушной обороны, а в мирное время посвятил свою жизнь изучению истории связи в нашем городе и на Черноморском флоте) опубликовал интерес¬ный документ: « Прокофьев Иван Петрович в 1829 году на бриге «Меркурий» крейсеровал у Босфора и, участвуя в сражении с двумя турецкими кораблями, первым на консилиуме, как младший из офицеров, подал голос взорвать бриг в случае неудачного исхода боя». Да, Иван Прокофьев служил под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского на том самом бриге «Меркурий», памятник которому, — первый памятник на севастопольской зем¬ле!— будет заложен, — мы его видим сегодня! — на Мичманском (ныне Матросском) бульваре в 1834 году по проекту А.П. Брюллова. С 1830 по 1835 годы этот самый «младший из офицеров» И.П. Прокофьев заведовал Севастопольским городским теле¬графом и, не без его помощи, были проведены первые испытания «кулибинского» (на его основе были разработаны новые приборы) семафорного оптического телеграфа. Крупнейшим событием в истории города и флота было установление регулярной радиосвязи между боевыми кораблями. В конце августа 1899 года в Севастополь приехал изобретатель отечественного радио Александр Степанович Попов в сопровож¬дении блистательных своих помощников, первых в мире радистов; П.Н. Рыбкина, лейтенанта Е.В. Колбасьева, уже известного севастопольцам по испытаниям своего прибора связи в 1896 году, солдат-радистов Кронштадской крепости Назарова и Ермоленко. На кораблях « Георгий Победоносец », « Три Святителя » и « Капитан Сакен » были установлены «приборы для телеграфирования без проводов» и впервые в мировой истории, — 25 августа 1899 года, — была установлена радиосвязь между боевыми кораблями. Летом 1901 года А.С. Попов вновь посещает Севастополь и первые постоянные радиостанции были установлены на кораблях Чер¬номорского флота, броненосцах: «Георгий Победоносец», «Ростисслав», «Двенадцать апостолов», «Екатерина II» и крейсере «Капи¬тан Сакен». Две радиостанции были оборудованы на берегу. Александр Степанович Попов лично подготовил первых инст¬рукторов для вновь открывающейся в городе школы радистов. В 1904 году в Севастополе впервые была установлена стационарная радиостанция, которая известна под названием «Сигнальная мачта». В 1908 году радиостанция крейсера «Память Меркурия» с се¬вастопольского рейда приняла телеграмму с яхты, шедшей из Копенгагена в Кронштадт. А ведь постоянные радиостанции, ус¬тановленные на кораблях Александром Поповым, рассчитывались на радиус приема до 150 километров! Значит был в них запас прочности! И это подтвердилось в 1911 году, когда между Севастополем и Петербургом установилась двухсторонняя связь. Это были первые в мире случаи радиоприема на такие огромные расстояния. В Севастополе долгое время существовал и такой вид связи — голубеграмма и голубеписьмо. А сама голубепочта находилась в конце улицы Шестая Бастионная, — дом сохранился и в нем сейчас находится предприятие. В Севастополе уже много лет действует Клуб любителей истории города , где старожилы делятся своими воспоминаниями о прошлом. Краевед Кирилл Алексеевич Харченко, ныне покойный, рассказал автору этих строк — до Великой Отечественной войны Харченко жил рядом с Голубиной почтой, — что голуби не только осуществляли связь между населенными пунктами и над¬водными кораблями, но и обслуживали... подводные лодки Черноморского флота. Для птиц был придуман хитрый контейнер, в который помещался голубь перед тем, как выбросить его из подводной лодки на поверхность. Контейнер автоматически открывался, когда преодолевал толщу воды. Конечно, такой вид связи был непростым: то контейнер не раскрывался вовремя и голубь задыхался, то контейнер попадал в руки противника, внимательно следившего за почтовыми голубями, то голубь заболевал кессонной болезнью и не мог оторваться от воды. Но как бы там ни было Голубиная почта просуществовала в городе до 1942 года. Насколько мне известно, попытка использовать голубей для связи с подводными лодками была предпринята только в Севастополе. ПРИКОСНОВЕНИЕ К СЕВАСТОПОЛЮ К сожалению, прерываю свой короткий рассказ, — Севастополь — тема неисчерпаемая. Но этот очерк-путеводитель лишь первое знакомство и я отсылаю вас к книгам моих товарищей, написанных в разное время. Только прочитав их, вы по-настоящему поймете, что есть Великий Город Севастополь. Вот имена тех, кто написал эти книги: Дмитрий Ткаченко, Евгений Веникеев, Надежда Задорожная, Эмилия Доронина, Алексей Баглей, Валентин Артюхов, Александр Ляхович, Владимир Шавпшн, Иван Тучков, Геннадий и Николай Черкашины, Валентина Фролова, Вячеслав Шерешев, Владимир Суковский, Алексей Озеров, Тамара Дьяченко, Олег Мясников, Анатолий Марета , Владимир Мельников , Лев Блескин , Мария Карандина , Татьяна Куликова, Маргарита Кравчук... Книги, ими написанные, вы найдете в библиотеках города: в Морской библиотеке и в библиотеке имени Льва Толстого с филиалами, носящими имена Константина Паустовского, Констан¬тина Станюковича , Александра Куприна , Анны Ахматовой , и в библиотеке для детей имени Аркадия Гайдара. Придите в библиотеку, возьмите их книги в руки, прикоснитесь к истории Севастополя, и вы невольно повторите слова, сказанные впервые на бастионах Севастополя поручиком Львом Толстым: « Не может быть, чтобы при мысли, что вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.