Конкурс среди единичек

Вступление

Наверное, в десятый раз набираю первый абзац обзора, и обещаю себе, что в этот-то раз доведу дело до конца…
Выставление стихов на конкурс – дело полезное – можно приз выиграть и стать известным, а можно не выиграть и задуматься: а почему, чем плохи мои шедевры? Но участие в конкурсе с другой стороны – со стороны судейства – гораздо полезнее. Никогда не читал такого количества стихов (около 470 стихотворений) – да еще в основной массе, по-моему, плохих. А вот теперь пришлось. Всегда стараешься выбирать для чтения самое лучшее, проверенное, рекомендованное – время дорого, число поэтов только в России 150 000 (где-то встречал эту статистику, но неуверен, что верно запомнил число – но, главное, что это число велико). Но, на самом деле, – чтение только хороших стихов не дает автору точно сориентироваться и определить свое место в, так сказать, «мировой литературе». А вот чтение стихов начинающих авторов позволяет тебе вспомнить молодость, свои первые стихи – и оценить: а далеко ли ты ушел от стартовой полоски (и, вообще, ушел ли куда-то)? Ведь, по сути, все мы говорим о том же – список тем не так велик, и выделиться темой практически невозможно. Такое количество стихов – замечательный материал для самоанализа, для сравнивания, взвешивания. И, войдя в эту реку, нельзя выйти прежним. Во всяком случае, нельзя будет писать, как раньше – нужно будет поднять свою планку выше. Раз уж поставил стольким поэтам двойку (к сожалению, «2» – это моя среднеарифметическая оценка стихов конкурса) – то уж докажи, покажи, как нужно – хотя бы на тройку.
Перед тем, как перейти в обзору, хотелось бы раскрыть свои карты и объясниться с участникам конкурса – как и по каким-таким критериям я оцениваю стихи. Уж извините, что излагать свои мысли я буду довольно сумбурно и не систематично – ибо нет у меня таковой системы, которой бы я придерживался в течение всей жизни. Кроме одной: поэзия – это ценность и одна из основных сил человеческой эволюции (как любое определение, например, «все мужики – козлы», мое страдает упрощенностью, но, если не отсекать всего вторичного, то любое определение рано или поздно разрастается до размера монографии).
Позволю себе маленькую вольность и сравню стихи с запахами. Есть среди стихов розы-мимозы, а есть чесноки-селедки, а есть хлорка-табачный дым. И хоть убейте меня – первые красивости, щедро приправленные штампами и почему-то скудные оригинальными образами, навевают на меня тоску и уныние. Третьи вызывают непреодолимое, граничащее с удушьем отвращение и желание выбежать вон. А вот – селедку – хорошую, свежую – такую вот беленькую, жирненькую – люблю (ага, слюнки уже потекли, с пивком или с картошечкой? – ага, вот оно…). И чеснок моченный люблю. И хорошо, если наши стихи похожи на чеснок. Странное сравнение? Объяснюсь. Вот наелся некто чеснока, а завтра все вокруг него знают: ел чеснок. Так и стих должен действовать – прочитал гражданин стих, а завтра все увидели и поняли: э, да ты браток, вчера стих хороший прочитал – как у тебя глаза блестят, как романтичен, ты, как иначе смотришь на мир, как мужественно ты стал принимать жизнь, которая, как всем хорошо известно, – страдание. И так же как и чеснока, стихов должно быть в меру – ибо целебное в малых дозах, в больших становится ядом. Прочел хороший стих – выучи его наизусть, ходи, бубни его днями неделями, дай ему впитаться в тебя – поэзия она требует времени, чтоб впитаться в кровь, такая уж субстанция. Всё – теперь оно твоё, теперь этот стих в тебе, теперь ты стал другим, и даже анализ крови покажет эти перемены.
Хороший поэт так и пишет стихи – ходит, бубнит, переиначивает строки, добивается лучших звуков и точных мыслей – пока напишет стих, он так пропитается своим творчеством, что выйдет из написания одного единственно стиха уже другим человеком. Наверное, многим известно это чувство: первая строка – она рождает сразу, как некая данность – потом ее можно перекроить сколь угодно раз – но вот это чувство – дойти бы до дома, донести бы, не погибнуть бы сейчас – ведь это будет утрата. Такая строка (честно говоря, редко попадаются гениальные стихи – вполне достаточно, чтоб в стихотворении была хотя бы одна такая строка, которая сходу – наизусть и на всю жизнь) – ради нее и пишутся стихи! Потом, как правило, этот азарт проходит, строка теряет свою прелесть, затирается, но этот восторг, который испытал поэт от строки – доступен многим читателям. Но для этого они должны верить автору, быть готовыми к приему чуда. Поэтому «раскрученных» поэтов мы читаем с неким придыханием, без которого вряд ли возможна настоящая поэзия. Чтение же стихов, выставленных на конкурс, предполагает некий критический, оценивающий подход. Начните Пушкина читать с целью поставить оценки его стихам – что выйдет?
Как предполагает программа конкурса – хорошие стихи выйдут в финал, будут опубликованы. А как же быть тем, чьи стихи не так сильны? Ведь люди тоже старались, ведь писали… Вот и пошел я при написании обзора от обратного и решил разместить в нем стихи, которые мне показались совсем-совсем слабыми, а иногда даже повеселили. Стихи (огромное количество материала не позволяет мне опубликовать все достойные стихи, но какую-то часть или лучшие строки никак не смог проигнорировать) я разместил по номинациям и представляю читателям самим определить победителя в каждой. Некоторые подборки оказались довольно представительными, но надеюсь, что участники конкурса прочитают их полностью. (Как пишут в подобных случаях грамматика и пунктуации сохранена авторская).

1. Насыпь мне соль на раны, поговори навзрыд

У читателей не может быть одной цели – стихи-то люди читают по разным причинам. Кто-то хочет просто скрасить время в метро, кто-то ищет некие ответы, как правило, на вечные, не имеющие ответа вопросы, а кто-то хочет соли посыпать на свои свежие раны. Вот подобной «соли» не люблю больше всего. Поэтому и низко оценил стихи о Беслане («Вечный сентябрь в Беслане»), репрессиях, войне, о немцах, которые еврейский город разрушили, и тому подобное. Думаю, что, прочитав эти образцы, читатели не упрекнут меня в излишней черствости.

Дом, наполненный смехом и радостью,
Рассыпается вдруг на глазах.
Дети жили и вдруг не стало их,
А осталась одна пустота.

И никто не ответит за что….
Почему именно им досталось?
Хуже были они или лучше,
Просто именно их не стало.

Покажите дорогу пропавших
И скажите куда ушли.
Мы позвали, вернули бы души их
Но не знаем, куда нам идти.
* Наталька, «Вечный сентябрь в Беслане».

Не дай нам, Боже, хоронить детей,
Как матери кровавого Беслана.
Средь всех печалей, болей и скорбЕй
Не дай, о Боже, надломиться стану.
* Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН, «Не дай нам, Боже…».

Война всегда тревожит наши души,
И будет вечно память шевелить
Мы помним, говорим, и будем слушать,
Пока живём, доколе будем жить

Слишком много крови и железа
Приняла российская земля
За такой коротенький отрезок,
И, в незаживающих порезах,
Словно инвалиды на протезах,
Боль упорно стерегут поля

Горящих танков плавилась броня,
Подбитой птицей падали на землю,
Нехватку истребителей кляня,
Бомбардировщики, моторами звеня,
Крушенья веры напрочь не приемля

Война текла коричневой заразой,
Дыша огнём и мёртвыми смердя,
По миру расползались метастазы,
Материки угрозой бередя

И моря кипели от разрывов,
Погребая трупы кораблей,
Лопались рогатые нарывы
Чёрных мин, и, перископы выгнув,
В красный крест торпедами отрыгнув,
Субмарины становились злей

Вставали цепи под поток свинца,
Под крик, под мат, под бешенство истерик
На равных подлеца и храбреца
Пропарывались пулями сердца
И складывались в общие потери

Война всегда проклятье человечье…
Тела гатили нитки переправ,
На равных шли на гибель и увечье
Те, кто был прав, и те, кто был не прав

Со времён Эсхила до Хатыни
Вечных истин не поблекла суть:
Дом есть дом, от века и поныне,
Остаются древние святыни,
И очаг семейный не остынет,
Прочее – искусственная муть

Веками совершенствуясь в смертях,
Мы, человеки, добрались до точки
Живя на электронных скоростях,
Не троньте обелиски на костях,
Храните писем жёлтые листочки…
*Виктор Тапашин, «Песня о войне».

…ВЧК истекая соками,
Измеряет на подлость нас.
Стук сапог, лязг затворов, выстрелы,
Мама! Господи! Помоги!
В мире выстрелов как нам выстоять,
Во спасенье не крикнуть пли!
*Таволгин, «Развернуло болото плечи…».

Террор ─ это взрывы, террор ─ это пули,
Бен Ладен, которому долго не жить ─
Америка выкуп за жизнь его сулит;
Россия в сортире грозит замочить.

В снаряды с людьми превратив самолёты,
Усама устроил Пёрл Харбор второй:
В каре превратив Пентагон с разворота,
Две башни-блезняшки сравнял он с землёй.

Реальны угрозы от этой особы ─
Хотя сам Усама росточком с вершок,
Но длинной рукою достал небоскрёбы,
Повергнув Америку в длительный шок.

Казалось, уж дышит на ладан Бен Ладен ─
Его в Тора Бора должны были взять,
Но тот бородач, будь он трижды не ладен,
Сумел улизнуть, чтобы снова взрывать.

Он ─ миллионер, мог бы жить и открыто,
Его же влечёт террориста стезя.
И снова взрывают взрывчатку шахиды,
Невинные жизни с собой унося.

Когда же настанет день чистый и ясный,
Когда фанатизм как явленье умрёт?
Когда перестанет кровь литься напрасно? –
Тогда, когда грамотен будет народ!

Народ каждый верит в свою небылицу,
А это приводит к раздору, к войне.
От пут этих надо всем освободиться
И войн будет меньше на свете втройне!
*Юрий Юркий, «Терроризм».

Стрела из свинца в грудь попадает,
Солдат упадет, и никто не узнает,
Как нас, защищая, сражался геройски,
А после, его хоронили по-свойски.
Домой вместо сына придёт похоронка,
И слёзы прольют за родного ребёнка.
Горячее сердце уже не стучится,
Товарищам ночью он точно приснится.
Холодное тело в брезент завернули,
И в память о нём с автоматов пальнули.
Могилу отроют на поле у речки,
И с парнем зароют надёжнейший “Стечкин”.
И память о нем сотрётся на столько,
Что помнить его будет мать, да и только.
И каждый, кто видит могильный тот крест,
Тот знает, в земле ещё много есть мест.
*Каин, «Солдат».

Жил еврейский городок,
Дул с гор тёплый ветерок,
Где молились и грешили,
Песни звонкие любили!

Где влюблялись и страдали,
Женщины детей рожали,
Только грянула война,
Оборвалась тишина!

Понаехали фашисты,
С чёрной свастикой нечистой,
Вместе с ними полицаи,
Налетели злобной стаей!..
*Марк Львовский, «Еврейский городок».

Ну что это? Это какое-то кощунство (И погибла тётя Софа, Наступила Катастрофа…) – таким ритмом, таким слогом об этом?… Это великие трагедии и подходить к подобным темам нужно, сто раз задав себе вопрос: а имею ли я право? И для чего это нужно? Если просто соли на раны посыпать, типа: чтобы помнили – то не надо – помним. Это часть нашего мира, часть нашей души, и такие – больные места люди прикрывают и руками, и ногами, и боли этой не хотят – но вызвать некий ответ, ударив человека в болевую точку, проще простого. Тут уж надо иметь тонкое понимание того, что ты делаешь. Конечно, есть определенная публика, которая любит подобную боль, любит поплакать, ибо слезы дают им право «людьми зваться», им нравится чувствовать себя сострадательными и ранимыми, тяжело переживающими мировую боль душами. Но обязательно ли для этого стихи писать? Можно и прозой все так изложить, что жить не захочется. А надо – чтоб, несмотря на все, – хотелось. В большинстве боевых единоборств запрещены удары в пах – и понятно. Нарушивший это правило будет дисквалифицирован – и правильно. Но когда некий маньяк нападает на слабую женщину или девочку, и она применяет тот же удар, чтоб спасти себя – никто ее не осудит. Так и со стихами на подобные темы – можно нарушить правило, но только в крайнем случае – и случай это только один. Но я его пока не знаю.

2. Мы Братья! Люди! Да очнитесь, наконец!

То же неприятие вызывают стихи с призывами очиститься, обратиться к Богу и т.п. – такие стихи я зову хлоркой – ибо она уже в небольших количествах превращается в яд, а в малых хороша, чтоб унитазы чистить, но для более тонкой материи (о душе и не говорю) хлорка не подходит.

Дай разума! Во тьме наш смысл, рожденья,
Познать в истоках, все оттенки сотворенья,
Постичь, безумие любовного пространства.
Живем в потоке зла, невежества и хамства.

Мы Братья! Люди! Да очнитесь, наконец!
Нас всех границей разделили. Вот венец.
Для процветания элиты наших стран:
Нам Бога и Аллаха, Библию, Коран.
* сергей, «МЫ БРАТЬЯ!».

Верю я в пророчества Иисуса,
Вновь Посланник Бога на Земле!
Действует от Бога и Иисуса
Для спасенья жизни на Земле!…

Верю я, что нет плохих народов
И у всех изюминка своя.
Помните, “В семье не без урода”,
Но по ним судить о них нельзя!

Верю я что братья мусульмане
Прекратят навязанный террор.
Мирно жить – предписано в КОРАНЕ
– Не берите на душу позор!

Верю я что скоро все евреи,
Ради жизни, истину поймут,
– Богоборцев дикие идеи,
Как ошибки, начисто сотрут.
*Краснов, «Верю я в пророчества Иисуса».

…«Любите ближнего!» – Так просто и красиво.
Нас Ангел ждет в заоблачной дали.
И мы хотели счастья, но счастливых
Не может быть, когда земля в крови.

Не слышим Ангела, ведь каждый враг другому,
А зависть пожирает, словно червь.
И грустный Ангел улетел из дома,
А люд сказал: «Он побежденный зверь!»
*Злата, «Последний призыв».

…Слепящий диск над мыслями взошел,
И с тех высот, где он стоит в зените,
Звучит один-единственный глагол,
Как сто кругов спасательных:
“Любите”.
* Надя Гру, “Как объяснить тебе, гуманный век…”.

Все мы дети стальных революций,
И первородный наш постельный грех
Звучит в статьях фальшивых конституций,
Сквозь сытый депутатский смех!

Кто не судил, тот не судим и будет,
Господь все видит, и всегда с тобой,
Хозяев жизни, совесть не разбудит!
В пустыне, без ответа голос твой!

Отец и сын, правитель и народ..
Христос воскрес, и с новой силой,
Свой тяжкий крест на Голгофу несет!
Черный ворон кружит над могилой!

Жизнь сама находит подлеца,
Но не в каждой душе,- Иуда,
Мы не знаем о муках Отца!
Я не верю в Святое Чудо!

Нам Господь не пришлет избавленья,
Наше тело не снимет с креста,
Не у бога молю я прощенья,
А молю, и прошу Христа:

Ты, прости мою грешную душу!
Вот мой крест! Я иду за тобой!
Пусть ветер горячий сушит,
И палит нестерпимый зной!

Я иду! Подожди немного….
За тобой, – мой кровавый след!
В наших муках, – твоя дорога!
В твоих муках, – спасенья свет!

Знаю Я, мы за все в ответе!
Суждено нам страдать и терпеть!
Как Христос, прожить на этом свете,
И на кресте кровавом умереть!
*pro_cherk, «Знаю я, мы за все в ответе…».

…Как мне вернуть святую радость
В израненное тело божества?!
Века – хранят, а разрушают святость
Людьми считающиеся существа!

Во мне сгустилась боль седых веков,
Греховность отчая насквозь пронзила,
И тяжесть удушающих оков
Меня к земле поруганной склонила.

Я здесь одна, и думы нелегки…
Покуда я жива, из года в год
Я буду искупать твои грехи,
Безумьем обуянный мой народ!
*Татиана Будкова, «МОЙ ХРАМ».

3. «Я люблю тебя, Русь…»

Еще одна тема (беда) – патриотизм. И все бы ничего, да что-то до боли знакомое, что-то подозрительно читанное в этих строках. И я люблю Россию (…странною любовью – не победит ее рассудок мой…) – поля, леса, озера… – но не считаю необходимым повторять то, что уже сказал Есенин (да и не только он, конечно).

И, не в силах сдержать
Всю свою необъятную грусть…
Нет, не буду кричать –
Прошепчу: «Я люблю тебя, Русь…»
*Виктор Быков, «Я люблю тебя, Русь…».

Полевой чертог лоснится златом,
Облака кудрявятся вдали.
“Мы богаты… как же мы богаты”,
Рвется сердце в тесноте своей груди.
* Джон Ричардс, «Разлетелась весточка в округе».

…Мои ноги босые
Топтали в дубравах траву.
Я купался в России
И пил из озер синеву.
*Павел Цепа, «Я купался в России».

Просторы русские полей-
И неба синь, и птичьи трели,
Над речкой тишь, и звук свирели,
И в роще переливы соловья-
Всё это Русь
и жизнь моя.

Просторы русские полей-
Моя душа, мое смятенье,
Мечты полет и вдохновенье,
И в буйстве чувств
весны расцвет-
Все это Русь
и счастья цвет.

Просторы русские полей-
Моих очей очарованье,
Природы образ созиданья,
И щедрость нив,
и каравай-
Все это Русь-
мой милый край.
*Евгений Сизов, «Просторы русские полей».

Нас воскрешает поименно
Веков священная молва
Листвой берез завороженно
Вновь пишет зодчих имена

И в каждом сердце утомленном
Струяться родником слова
Малиновым волшебным звоном
Воспевшие Руси поля

Где колокольный звон безбрежный
Взлетая гимном в небеса
Поет надеждой лебединой
Живи святая Русь моя

И не угаснет ритм столетий
В пространстве матушки Руси
Наказом в годы лихолетий
Гласящим Русь обереги

И вы, потомки Руси чудной
Дел больше в сердце не тая
Искрой божественною чуткой
Согрейте Русь, любя, храня!
*безумец, «НАС ВОСКРЕШАЕТ ПОИМЕННО».

4. Шутка юмора

А вот вариант – просто развлечься – принимаю. Не называю юмористические стихи поэзией в «высоком» смысле, но юмор, да еще в стихах – вещь хорошая. Поэтому и нескольким стихам, заставившим меня улыбнуться, я поставил хорошую оценку.

…Не благородства какого-то для
На голову явно хромая,
Занял ему я свои три рубля
И вышел тотчас из трамвая.

Три месяца минуло с этого дня.
Я весь изошелся страдая.
Мне жалко до боли свои три рубля.
Особенно сидя в трамвае.
* Владимир Вульфсон, «О вреде чихания в трамвае».

Пропади оно пропадом, мое одиночество,
Воли-вольной я проводы обустрою по-творчески,
Намалюю полотнище с бабой голой и водкою,
Напишу стихтворенье про картошку с селедкою,
Как завою сиреной песней пьяной горластою,
Как заброшу я в мусор рюкзаки вместе с ластами,
Как забуду навек про гитару-разлучницу,
Как босой и небритый выйду смело на улицу-
Знай народ мне назавтро идти в заведеньице,
Там написано ЗАГС, там брачуются-женятся.
*Андрей Хомяков, «Пропади оно пропадом!».

К сожалению, стихов в этой номинации (т.е. стихов, в которых угадывается явное желание автора рассмешить, – а не когда стих вроде бы серьезный, а вызывает смех) не так много – а жаль.

5. Не говори мне о любви

Любовная лирика – это особая тема, для многих по болезненности близкая ко всем бесланам и освенцимам – ведь очевидно, что своя личная «люболь» гораздо сильнее всей мировой скорби. Но именно то, что подобной лирики много и заставляет поднять планку очень высоко. Мне не нужно еще раз читать про «я вас любил» или «на холмах Грузии» – в переложении начинающего поэта – ведь есть оригинал. Мне не интересны штампы: «пожары страстей» и прочее. Мне нужно новое – то, что я смогу пережить как открытие. Вот «Облако в штанах» Маяковского стало открытием для своего времени – мощно, неповторимо – и спустя 100 лет эти стихи не устарели. Подобные стихи хочется учить наизусть – и это уже показатель – когда после прочтения стиха – его просто необходимо выучить – чтоб он был всегда в тебе.

Не говори мне о любви,
Не украшай притворство ложью,
Я знаю любишь, но молчи,
Не унижай меня переливанием слов
С пустого да в порожний.
Здесь строки, строфы, рифмы ни к чему,
Игра харизмы в реверансах мыслей,
Пустые софские труды,
Латентной чувственности призма.
Мой грамматический кумир,
Орфографического чувства,
Лексический твой страстный пир…
В моей душе почти погасли свечи,
Похож на новый красочный мундир.
Но, для счастья и для жажды в жизни,
Пусты все знания и красноречия,
За исключением тех,что с ведома и вещие.
*Татьяна Рожкова, «Не говори мне о любви».

Вот я смотрю в твои глаза
Но вижу там лишь только холод.
“Я ненавижу”-ты сказал
Хотя был мне так сильно дорог.
Но нет, я слушаю тебя,
Я думаю я умираю.
Уходит из под ног земля,
И слезы взгляд мой застилают.
Я помню, крикнула тогда,
За что, за что меня пытаешь?
Люблю тебя, люблю тебя,
Люблю безумно, понимаешь?
Я все смотрю в твои глаза…
Один лишь холод лютый холод.
“Я ненавижу”-ты сказал
Хотя ты мне так сильно дорог…
* Магдалина, «Я ненавижу – ты сказал».

Не отводи свои глаза.
– Нас не спасти! –
Ты знаешь? – Знаешь!
Нелепых слов не говори
И не молчи – ты проиграешь!

Не спорь с начертанной судьбой.
Здесь спора нет. И не с кем спорить!
Фемида машет нам рукой,
Не ей судить о нашей ссоре.

Пытаясь холод сохранить,
Не рань себя, не надо фальши.
«За все приходится платить!» –
Я заплачу! А что же дальше?

Подпишем длинный договор,
И помолчим… в костюмах строгих.
Ты – мой защитник, а я – в о р.
Украла я тебя у многих!

Я денег много накоплю,
Я оплачу! Твои услуги…
Ты скажешь тихое «люблю».
К л и е н т важнее, чем подруги!

И договор наш вечен, свят!
Меня оставить без защиты
Не сможет личный адвокат.
Ты побежден! Теперь мы квиты!
* Екатерина Коткова, «Нас не спасти».

Ты похож в постели на животное,
На жестокое и страшное животное!..
Ты, в экстазе, рифмой пятистопною
Кроешь так, что аж нечистой жутко…

Ты, горбун с руками очень сильными,
И с душой, что благочестьем не заилена,
Заманив своим любвеобилием,
Делаешь из леди проститутку…
*Потомок Чингизхана, «Ты похож в постели на животное…».

А еще у меня есть любовь –
Только Ты, мой пленительный ангел.
И я счастлив!
Я счастлив любить!..

И нужны ли еще слова?!
*Демьян Одинокий, «И нужны ли еще слова».

Что спрятано в твоем немом молчанье?
Что сказано во взгляде твоих глаз?
А может это мне в любви признанье.
Поверь все это сказано до нас.
Ведь между строк читать я не умею.
И память рвется как гнилая нить.
О расстованье нашем очень сожалею.
Ведь одиночество до дна успели мы испить.
Когда ты говоришь -сплошное откровенье.
Течет из уст твоих, но сказанное от других.
И тянется за ними нить сомненья.
И здесь теряются осколки слов моих.
*Петрова Юлия, «Молчание».

Я так хочу к тебе быть чуть поближе,
Чтоб уловить лишь взгляд любимых глаз,
Ведь кроме них я ничего не вижу,
Они как воздух мне нужны сейчас.

Я так хочу рукой тебя коснуться
И ощущать тепло любимых рук,
Забыть про все и тут же окунуться
В мир без измен, сомнений и разлук.

Я так хочу шагнуть тебе навстречу,
Сказать слова, которые в душе,
Других людей я просто не замечу,
Ведь только ты… один… в моей судьбе.
*Побережская Яна, «Я так хочу к тебе быть чуть поближе».

Я прощала всех, но не тебя.
Я прощала боль и унижение,
Больше жизни лишь тебя любя,
Потому что я твоё творение.

Но однажды, получив по сердцу
Словом хлёстким:” Ты мне не нужна”,
Я закрыла в свою душу дверцу,
И с тех пор по жизни я одна

Пробиваю к счастию дорогу.
Не умея сердце открывать,
Я, как одуванчик-недотрога,
Разлеталась, жаждя отыскать

Ласку, понимание и нежность.
И тебя не находя ни в ком,
Я кляла судьбу за неизбежность
Всеми быть отброшенной пинком.

Я хочу простить тебя, родная.
Я хочу прощения просить.
Но, как в детстве, сердцем обмирая,
Вновь отвергнутою опасаюсь быть.
*Елена Цыбрий, «Я хочу простить тебя, родная».

Еще недавно сердце так болело!
Казалось – ничего важнее нет…
Но знаешь, видно, что-то поистлело…
Давай отпишем все на давность лет.

Желтеет с каждым днем давнишный глянец,
Тускнеет в нем любимое лицо…
На старой фотографии останется
Твой след. Но снегом заметет крыльцо

В мой дом, где для тебя уж нету места,
Другие ноги по нему взойдут,
Не суждено мне быть твоей невестой,
Прощай, Король, меня «другие» ждут…

А если вдруг спохватишься когда-то…
Как жаль… Ведь я прощаюсь – навсегда.
Выходит срок. Пойми, родной, так надо!
Проходит все… Сквозь пальцы, как вода…
*Юлия Полетова, «Еще недавно сердце так болело!».

Кто я для Вас?Никто. Одна из многих
Влюблённая в Ваш облик,в красоту
В Ваш профиль и во взгляд двух глаз надменно-строгих,
Вдруг превратившихся в мою заветную мечту.

Ваш образ – путеводная звезда,
Которая меня по жизни поманила.
Хотя какое тут сравненье!Ваша красота
Собой и Солнце и Луну затмила.

Вы моя муза,идеал –
Недостежимый,непокорный
И гордый лик Ваш непреклонный
Мне в сердце навсегда запал.

Ваш несравненный внешний вид
И безупречность стройных черт
Мне всё о том же говорит,
Что лучше Вас на свете нет.

Прекрасны Вы,что тут сказать?
Не в позолоте золоту нуждаться.
Достойных слов мне не сыскать
Могу лишь Вами любоваться!
*Юлия Русская, «Любимому».

Завихрившихся вьюг, ты скажи мне, какая свобода!
Что, пьянящий январь? Опоил ли нас белым сухим?
Я с тобою до гроба, поверь мне, родная, до гроба!
Я предвидел вперед, как под Богом с тобою ходил…

Завихрившихся вьюг и, быть может, когда-то ошибок,
Безошибочна доля. Не все же белым, да бело.
Замести все следы – мы не святы, но можно быть ближе,
Если крылья твои я поставлю опять на крыло…
*Булат Безгодов, «Кристинин День».

Жаждем мы минутного веселья,
Сладко чтоб было искупленье
Любви и похоти животного стремленья,
Но без венца начала человеческого – чувств, любви,
Суть лишь томна до безобразья.
В любви мы словно птицы улетаем в небеса,
Нам все равно, что можем о скалу разбиться
И не вернуться никогда.
Хотим до дна испить
Любовного желанья изреченье в сладком вздохе,
В рождении красок бытия.
Желанья суть безбрежный океан –
Движенье к изобилию ласкающих пороков,
Желание тепла любовного и жара,
Пришла, чтоб сущь огня на торжество
Утех мирских,
На радость близости двоих.
*Shashev, «Лианы любви».

Зачем нужны слова теперь?
Ты лишь глазам моим поверь,
Ты посмотри в них глубоко,
И знай – сказать теперь легко!
И многие слова бросают,
А цену им совсем не знают.

В мои глаза ты посмотри
И слов сейчас не говори!
*Катюшка, «Зачем нужны слова».

Посмею ль я тебе солгать?
О, видит Бог, не раз посмею,
Коль скоро много лет умею
Бесстрастно страсть изображать.
Посмею ль я тебе солгать?

Коль в Мире есть десятки слов,
Несущих нужное значенье –
Сказать их к месту – вот уменье,
Чтоб получить постель и кров.
Коль в Мире есть десятки слов.

Коль точны паузы и жесты,
Где ахи, стоны, крики, кровь,
Где вы грызётесь за Любовь,
Любая станет мне невестой,
Коль точны паузы и жесты.

Коль пуля в голову – лишь тема,
Я всё прошёл от “а” до ” я”.
Я знаю, как клянут, любя.
И что мне ложь? И что – измена?
Коль пуля в голову – лишь тема.

Коль, правда – то, во что ты веришь –
Кто бросит в каменное сердце
Упрёк во лжи и лицедействе,
Когда не к месту маску сменишь?
Коль правда – то, во что ты веришь.

Закончив бой за выживанье,
На миг задумайся, дружок, –
Себе сквитаешь ли должок
За все невстречи, непрощанья?
Закончив бой за выживанье.
*Villon, “Посмею ль я тебе солгать?”

Ты всегда со мной
Я всегда с тобой
И не ночью, не днем
Мы с тобой не вдвоём
Но я стану огнем
Мы друг друга найдем
Будем вместе мы
От весны до весны…

Не разлучит нас вновь
Не время не смерть
И одна лишь любовь
Душу сможет согреть
Не спугнет нас беда
Не придут холода
Я огонь, ты вода
Вместе мы навсегда…

Ты всегда со мной
Я всегда с тобой
И не ночью, не днем
Мы с тобой не вдвоём
Но ты станешь водой
И ты будешь со мной
Принесет тебя река
Через века…
*Moon, «Песня вечной любви».

Ты уехал. Грущу без тебя.
Снова встреча, и вновь расставанье.
Отпускаю всегда я любя,
Не шепнув, что люблю, на прощанье.

Отпускаю не навсегда.
На минуту, на день, на неделю.
Пусть проходят дни и года,
Ты вернёшься. Лишь в это я верю!

Ты вернёшься, мой стан обовьёшь,
На руках вдруг поднимешь до неба
И любимой меня назовёшь.
Я люблю! …где бы ты сейчас не был…
*Юлия Малинина, «Ты вернёшься!».

6. Кто я? Да, и зачем живу?

Ну, и, конечно же, никак нельзя без философии о жизни вообще и об одиночестве, смысле и смерти, в частности.

Кто я? Да, и зачем живу?
И почему живу я так, а не иначе?
Зачем пытаюсь доказать, что я права
Тому, кто проживает жизнь свою подобно кляче?

Как заслужить доверие людей,
Чтоб по-простому, а не присмыкаться?
Как сделать, чтобы мир стал чуточку добрей,
И человеку человека не бояться?

Как научиться быть самим собой,
И чтобы не случилось человеком оставаться?
Людскую злобу забываем лишь порой,
Ну почему бы нам совсем с ней не расстаться?

Что движет нашим телом и душой?
Что нам мешает с жизнью разобраться?
Нам мир подерен с доброю душой,
Зачем же мы обратного привыкли добиваться?
*Зверева Наталья, «Кто я?».

Примерю-ка я маску,
И в зеркало взгляну…
Скрывает эта маска загадочку одну…
Как только лишь одел ты
Так сразу другим стал!
Но как же ее снимешь
Среди чужих зеркал?
И в этой маске синей,
Пожар души тая,
Подчас так тяжело мне
Скрываться от себя.
*Анна Чацкая, «МАСКА».

…Спасибо подружке, она подсказала,
Чтоб строчки свои в интернет написала,
Спасибо врагам и надежным друзьям
Свой стих посвящаю, конечно же вам.

Диплом защитила и ВУЗ поступила,
А лето на даче своей проводила.
Костер и гитара, прекрасные ночи
Сердце болит, хоть любить сильно хочет.

Подруга меня к одному ревновала
Парню, которого я и не знала.
Потом одиночество, грусть и тоска
Снова держу пистолет у виска.

Свадьба знакомого мне человека
Счастья им и любви на полвека,
Стихи и рассказы, а парня все нету.
Снова тоска и любовь без ответу.

После холодная осень с дождями
Строчки души, расставанья с друзьями.
Лекции, тесты, зачеты, работы,
Песни рождаются, пишутся ноты.

Первый снежок, очень легкий и нежный
Вновь прогоняю пустые надежды.
Ты мне звонишь, я тебе отвечаю
Новое счастье с тобой повстречаю.
*Стелла Йович, «Прошедший год».

Звон бокалов. Вино и скука
Заливают меня волной
Самый верный мой друг – разлука
Ты сегодня опять со мной

На коленях моих гитара
Верный спутник счастливых дней
Не молчи так, запой, гитара
Чтоб забыть о тоске моей

Побежали по струнам пальцы
Разгоняя мою печаль
Мы с тобой навсегда скитальцы
Постоянно стремимся в даль

Там, вдали, голубое небо
Светит солнце там круглый год
Только я никогда там не был
И не буду – скажу вперед

Всё отсюда красивым видно
Подойду – замечаю пыль
И становится вдруг обидно
Что мечта воплотилась в быль

А гитара поет и плачет
Звуки мечутся в комнате-клетке
В этой песне поется о счастье
Только встречи со счастьем редки

Мы до боли сжимаем руки
Не допев, умолкает струна
Растворились, исчезли звуки
И меж нами стоит тишина

Эти пальцы не зло, но крепко
Что-то больно сжимают во мне
Мы сидим в темноте, как в клетке
В этой странной ночной тишине

И опять, повстречавшись взглядом
Я спешу отвести глаза
Мы сидим далеко и рядом
И поёт о мечте струна
*А. Шихман, «НОЧЬ».

Застучало где-то в сердце –
Тук, тук, тук.
Я открою в душу дверцу –
Заходи мой друг.
Не стесняйся, будь как дома,
Ты да я
Посидим вдвоём немного
У огня…

..Мы с тобой друг друга знаем
С давних пор
И прекрасно понимаем
Взгляд-укор.
Мне и стыдно и обидно
За себя,
За спиной своей не видно
Мне тебя.

От всех бед и от напастей
Ты берёг,
А от этого несчастия
Не смог.
Прожил тускло и небрежно
Жизнь свою,
И теперь стою я грешный
На краю.

Поменяться бы с тобою
Навсегда
Мне местами. Не достоин?
Да… да… да…
Да и мирная обитель –
Не моё.
Буду ангел я хранитель…
Для НЕЁ…
*Дмитрий Юрт, «АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ (Для НЕЁ…)».

Я что-то в жизни делаю не так.
И кажется, живу совсем неплохо,
Но не хватает воздуха для вдоха
И выдох мой не попадает в такт…

…Пытаюсь сделать вдох. Лишь для того,
Чтоб выдохнуть прерывисто и кратко.
Зачем дышать? Когда так больно, гадко,
И никого нет рядом. Никого.

Ведь кажется, сама себе не враг.
Вдох-выдох с новой силой, с новой болью.
Мне, как вампиру, в грудь вбивают колья.
Я что-то в жизни делаю не так.
*Плющ Алина, «Я что-то в жизни делаю не так».

О, дорогая Пустота!
Всегда со мною.
Вечно рядом…
Наполни мне бокалы ядом –
Я выпью залпом этот яд.
Не уходи, останься здесь!
…А – к черту! не уйдешь, я знаю.
Уж я-то…
* Сергей Колоусов, «К пустоте».

Багровой посыпью укутан небосклон.
Все замерло в преддверье чистоты,
Закончился прекрасный птиц трезвон
Не видно больше нудной суеты.

Все зашумело, солнце вдруг погасло,
И кот дворовый быстро убежал.
И ощущенье, что на небе масло
Неправда… Кот от масла убежал?

Пришел и ветер, разве можно без него.
Гулять он начал нагло по дворам,
Сдул он остатки счастья моего
И вторгнулся в мой светлый храм.

Но все прошло: и страх и злоба,
Как только капля по стеклу стекла,
И жизнь не стала больше так убога,
И буду жить еще, пока…
*Убитый, «Страх». /Кажется, что даже рифма «убежал – убежал» нисколько не тяготит автора/

Здесь запах выцветших пионов,
Здесь звон лопат и ветра стон,
Здесь прописались миллионы,
Здесь каждый первый обречен.

Я не ропщу фатальной доли,
Бреду тропинкой меж могил,
Желали этим – хлеба-соли,
Желали тем – на веки сил…
*Антон Смирнов (Петрозаводск), “Здесь запах выцветших пионов…”

Посмотри, эта битва без права на жизнь,
Эта мысль без права на вылет.
Через кайф, через боль-держись,
Вырывая последний выдох.

Посмотри, это пуля для нас.Неизменно
Неуклюже летит, раздвоилась на две половинки,
А на пуле для верности яд.Постепенно
Дает насладиться…

И не думай, не дуй на ладошку свою,
Как спасательный знак наступления.
Я ресницами небесную манну ловлю,
И от холода ищу вдохновления.

Чай с лимонкой.Все яды на стол.
Кто же первый упадет?Неизменно,
На сто восемьдесят градусный пол.
Синус стен растет, постепенно.
*Энни Слэт, «постепенно неизменный».

Ах, красиво гулять по Арбату,
Ослаждаясь любимой своей,
Провожать обручальную дату
Под созвездье ночных фонарей.

Бесподобно сливаться так бело,
В отраженьи минующих лиц,
Наблюдать как снежинки несмело
Порошатся на ветви ресниц.

Романтично застыть под луною,
Даже месяц краснел над Москвой,
И проститься, проститься волною
Дорогая,… пора домой.

Дюже сонны размытые свечи –
Так и слепит мерцание фар…
Затихает торжественный вечер,
Нарисован мой ласковый дар.

Я плетуся душою поддатый
По аллее дворовых огней,
Ах, красиво гулять по Арбату
Под созвездье ночных фонарей!
*MZ, «Ах, красиво гулять по Арбату».

Я бы душу раскрыл, да ключи потерял.
Я пожил бы, как все, только в жизни застрял.
И на сердце мое наложили запрет.
Тяжело иметь то, чего нет, чего нет…
Я на месте топчусь, подо мной грязь и муть.
Шумно годы летят, а мне нечем взмахнуть.
Мне взлететь бы орлом в небывалую высь,
Вот, она, надо мной – разбегись, размахнись…
Но… подрезаны крылья и ноги в петле,
Я по кругу хожу, я привязан к земле.
Облегчил бы душу, с сердца снял бы запрет…
Ох, как тяжко иметь то, чего уже нет.
Ох, как тяжко носить ненавидимый груз.
Шею тянет к земле цепь невидимых бус
Из сплошных неудач и напрасных затей,
Но не сбросить цепи, не отведав плетей.
Мне ключи подобрать бы и душу отвесть,
Мне б пожить, повидать жизнь, какой она есть,
Сердце б людям отдать, но наложен запрет.
Тяжело иметь то, чего нет, чего нет…
*Евгений Вермут, «Я бы душу раскрыл, да ключи потерял…».

К какому берегу прибиться, какое выбрать ремесло?
В руке сегодня нет синицы, во рту сегодня нету слов.
Скажи – не ты одна такая, скажи – не ты один такой;
когда надежда умирает, сопротивляется любовь…
*Осминкин, «К какому берегу прибиться, какое выбрать ремесло?»

7. С докладом выступал бывалый генерал

Еще один вариант – берется некое событие или информация – и вокруг его начинают наматываться рифмы. Вот, например, была у Эйнштейна скрипка, погиб под трамваем скульптор Антонио Гауди – пишем об этом стихами («Sagrada Familia» Сергей Соколов), не обращая внимания на то, что комментарий по размеру превосходит само стихотворение.

В военной академии когда-то
С докладом выступал бывалый генерал.
Он временами голос повышал хрипатый
И всё аудиторию пугал.

“Китай-противник наш потенциальный,
Давно на нас шлифует свой кинжал.
Вы посмотрите этот слайд скандальный,
На что уходит ихний капитал”.

И в зале в напряжении сидели
Российской армии высокие чины.
На карты и на графики глядели
И видели, что доводы-сильны!..
*Роги Кинбезал, «Число».

“Все сущее идет из опыта” –
Ученый знал раскладку сил.
И обожал сонаты Моцарта,
Как гений гения ценил.

И слушал Моцарта симфонии,
А то и сам его играл –
“Поверить алгеброй гармонию”,
Измерить музой интеграл…
* Марк Луцкий, «Скрипка Эйнштейна».

Движенье – жизнь, а спорт – движенье…
Отсюда вывод сделай сам:
Зарядку делай по утрам
И ты заслужишь уваженье.
Я закалён, здоров и горд,
Что другом лучшим стал мне спорт!

Чтоб не болело спьяну темя,
Чтоб не кряхтеть, как старый дед,
Чем дым глотать от сигарет,
Пить пиво, прожирая время,
Тебе советую, мой друг, –
Ты спорту посвяти досуг!

Не дрябли мышцы чтоб и кожа,
Чтоб через чур не рос живот,
Чтоб быть здоровым круглый год,
Чтоб вдвое выглядеть моложе,
Чтоб не владел тобою стресс
Качай, ложась на спину, пресс.
*Василий Юрьевич, «Движенье – жизнь, а спорт – движенье…».

8. Слова признательности выразить поэтам

Ну, вот еще темка, в школе ее называли «О поэтах и поэзии», кстати, на удивление популярная. Было бы интересно подсчитать в стихах количество Муз.

И духом буйствующий Пророк
Им чужд – он враг! сложившихся умов.
Его мятежность им – Порок.
Ему – свобода от оков.

Ведь Он – Поэт! Пророк! И Демон!
Он – самотлитель и бунтарь,
Кусок невыпеченного хлеба.
Они – покрытый плесенью сухарь…
*Одержимый, «Антипоэты».

ПИР устроим во мире жестоком
И ладан покурим в миру!
Поэты, Поэты, Поэты…
Тост за нами на этом ПИРУ!
*Вардан Юз, «ПОЭТЫ».

Когда читаю я коллег, мне мысль моя все сердце гложет
Коль ты стихов писать не можешь, зачем испытывать судьбу
Я сих поэтов не пойму!..
*Поэт-песенник, «ЧИТАЮ Я СВОИХ КОЛЛЕГ…».

Я не взрастила из себя поэта,
Я даже не стремилась сделать это,
Я женщина и этим моя песня спета…
* Светлана Козлова, «Я не поэт».

Пределы мира на востоке – розовей:
ночь пытке предают. Рассвет…
Гей, ветер! Бурю поизящнее завей!
Ты – хоть бродяга, но в душе – поэт.
Казни, иль милуй: я иль соловей!
*Лидия Паша, «ПОЭТ И СОЛОВЕЙ».

Поэзия божественна.
Местами…
Местами приземленна и пуста
Но, как и подобает светской даме
Поэзия не может быть проста…

Смело и дерзко.
Но проникновенно…
Пиши поэт.
Поэзия – твой мир.
* Шабовта, «О поэзии».

Я снова погружаюсь в этот мир,
В мир недоступный для простых людей.
Меня он словно властью захватил,
Окутал чувствами и сотнями идей.

И снова, как магнит к железной пище,
Тянусь к бумаге, ручку я беру.
И, с помощью ведомой силы, что нас выше
В слова и строчки все перевожу.

Да, есть напасть, но силы нет пока,
И слов запас мой так – ничтожен,
Ведь мне всего семнадцать, но рука
Пытается создать…язык тут очень сложен.

А вы, прочтя стихи в одно мгновение,
Не сможете всю суть из них достать.
И невозможно объяснить свое творение,
Лишь часть могу я в строках передать.

И лишь поэт, он чувствует, он знает.
Идею может дольше развивать.
Бери ее, она здесь в воздухе летает,
И все… лишь так могу я что-нибудь сказать.
*Алла Мэй, «Только так».

Я никогда не пишу стихов!
Это стихи мои мысли пишут,
Как бы снимая с них тайны покров:
Душу мою они лучше слышат!

Я никогда не пишу стихов!
Чувства мои говорят стихами
И, в отпущение тяжких грехов,
Стих очищает меня строками!

Я никогда не пишу стихов!
Я не считаю себя поэтом!
Просто, впитав в себя знанье основ,
Как бы присутствую в таинстве этом!..

Я никогда не пишу стихов!
Я, как озоном, дышу стихами!
Я растворяюсь в поэтике слов,
В Блоке, в Есенине и в Мандельштаме!
* Дедушка эЛ., «Я никогда не пишу стихов!».

Поэт – архитектор души человека,
Из музыки слов сочиняет концерт.
И лечится музой духовный калека,
И меньше на свете случается жертв!
* АЛЕКСЕЮШКА, «ПОЭТ».

Вылупляются, словно
птенцы без перьев,
мои стихи,
нежно я им желаю
курицами не стать –
не ковыряться в навозе
и в залежах шелухи
и к петуху не рваться
по первому слову «спать!»…
*Татьяна Лустина, «Вылупляются…».

Из грёз, мечтаний, или снов?
Из далей призрачных? Откуда
К нам иногда приходит чудо –
Ажурное сплетенье слов?

Кто нам дарует эту вязь?
Быть может в поисках ответа,
Из ветра, из дождей и света,
Плетём мы сами, вдохновясь?..
*Игорь Кит, Откуда?

Зажат в кулак исчёрканный листок –
Опять не так мелодия пропета.
Проклятие на головы поэтов,
Нашедших опьяняющий исток.

Впивающийся локоть в край стола.
Висок пульсирует Кастальским током.
Теряя связь с осознанным потоком
Иду под знак “Душевная тропа”.

Сажая рифмы в мысленных полях,
Плутая между двух существований.
Муз, проклиная в даче показаний
На слушании внутреннего Я.
*Елена, «Проклятие».

Разверните меня, как конфету…
Шоколада с горчинкой – вкусите!
Я прилипну к губам и при этом
Я услышу, что вы говорите:
«Слишком много какао, ванили,
Не хватает изюминки – малость!»
Вы бы всё обо мне говорили,
Я бы слушала… и улыбалась.

Вкус пикантных, сухих кириешек
Привлекателен – нынче шпиль моды!
И фисташки – солёный орешек –
Эксклюзив заграничной породы.
Только мода, увы, быстротечна,
Люди скоро так вкусы меняют,
Ну, а слава – она бессердечна –
Чаще с модою рядом гуляет.

Это трудно – остаться собою:
Не писать вам ни строчки без смысла.
На советы – быть модной – другою,
Отвечать, улыбаясь: «Не вышла…
Из меня поэтесса-конфетка!»
В гуттаперчевом мире, мобильном –
Я послушная марионетка
Чудотворницы Музы всесильной!
*Марина Никитина, «Разверните меня, как конфету…».

Что сказать, о чём не сказали?
Что воспеть, чего не воспето?
Мне в ученье – святые скрижали,
Вдохновение – праздное лето.

Мне наставница – Муза плача,
А наследие – крылья белые…
Я теперь не могу жить иначе,
Раз услышав лир звуки смелые…
*Дарья Дроздова, «Что сказать, о чём не сказали?».

И над головою кружение вселенных,
Размашистым жестом взрывы сверхновых,
Тропою горящей, тухнущим (!) летом,
Седым октябрем, строфою нетленных

Властителей мудрости, Божьих поэтов,
Я сам – эти боги и эти поэты,
Низринулся в пропасть, в колодец бездонный.
Выжил! Очнулся. Я вижу мир новый.
*Derrian, «Восстание».

Пустой души ничем мне не согреть-
Ее не тронут нежные слова,
И, равнодушна к песне соловья,
Она застыла , холодна , как медь.

Как пробудить в душе живую суть,
Мелодию какую сочинить-
От сердца к сердцу трепетную нить
Невидимую взору протянуть…

О чем еще мне написать стихи,
Чтоб потеплели вдруг твои глаза,
И легкая , прозрачная слеза
Скатилась на мои черновики?
*Тамара Ростовская, «Пустой души».

Слова признательности выразить поэтам
Хвалу и восхищенье им преподнести
Тем, что напутствие давали в жизни этой
Без чьих творений нам любовь не обрести.
Любовь к Природе, к Родине и к Миру
Они хотели в душах наших зародить
Нам сказки сочиняли, песни и сатиру
Потомков отучали так грустить.

Я Пушкина люблю стихи, Поэту.
Он научил меня спокойно жить
Прислушался душой к его совету
Без страха, я могу теперь творить.
Его талант известен всему свету
А как он мог прекрасно говорить
Я б именем его назвал планету
Звезду, что в небе ярче всех горит.

Слова Есенину Сергею посвящаю
Хоть хулиганом он в народе слыл
Патриотизм в его стихах встречаю
В нелегкий век, он с творчеством дружил.
Его стихи еще не раз перечитаю
Они добавят мне уверенность и сил
И если б не было его, не знаю
Кем я тогда, в народе этом, был.

Я от Высоцкого черпаю вдохновенье
На фильмах вырос я, и песнь его
Дает мне мужество, терпенье и стремленье
Стать чуточку похожим на него
Он, как и все, ушел в одно мгновенье,
А для людей оставил крепкий след
И не забудут наши поколенья
Его великих творческих побед.

Спасибо вам, великие поэты,
За Русь, что воспевали вы не раз
За то, что дали в жизни нам ответы
Спасибо вам. Скажу я в этот час.
*Дмитрий, «Слова признательности выразить поэтам».

Вот на этой поэтической номинации и закончу я свой обзор. Спасибо вам, великие поэты. Спасибо всем, кто прочитал до этого места. Думаю, что если таковые найдутся, то они поймут, ту тяжесть, какая легла на плечи аналитической группы, ведь в обзоре приведена только десятая часть стихов-претендентов на победу в конкурсе с простым названием «Поэзия».

Послесловие

Когда-то я написал фразу: «Цель поэта создать мир достойный любви». По сути, та же роза-мимоза – красивость, но себе такие вещи всегда прощаешь… Еще раньше, определяя для себя поэзию, – я пришел к простой формуле: Поэзия – это красивая мысль. Потом я думал, что «поэты – это глаза Бога», потом, что «поэты пишут жизнь и иногда – стихи». Уж простите за эту экскурсию в мои стихи, но я всего лишь пытаюсь объясниться… Один мой строгий критик – которому почти все мои стихи не нравятся, пытаясь меня уязвить, заявил: у тебя все о том, как должно быть, все о стихах, о поэзии – но самих стихов нет. Вот так. И это похоже на правду. Для меня поэзия – это одна из стихий, лежащих в основании мира, поэзия – инструмент для познания бога, поэзия – «на уровне религий»… Поэты пишут священные книги будущих религий. «Веды» – это поэзия, «Коран» – во многом стихи пророка Магомета, «Авеста», отдельные книги Библии, «Евангелия» – поэзия. Многочисленные поэтические эпосы определили мировоззрение целых народов, стали их кровью и плотью, уж простите за эту очевидную банальность. Удачное сравнение, образ – раз и навсегда остается в языке – он меняет взгляд на мир, меняет и самого человека.
Поэтому, уж простите меня и поймите, почему моя средняя оценка «2» – в общем-то, под двойкой я подразумевал надежду, что автору есть над чем работать, «что-то есть». Тройку я ставил по простому принципу: удовлетворительно, т.е. кого-то удовлетворит. Четыре – это практически высшая оценка. Ну, а несколько пятерок я поставил по блату, за большие деньги… Шучу. Просто, это именно те стихи, в которых концентрация поэзии, по моему мнению, достигла максимума.

0 Comments

  1. nadejda_kogan

    Дима, браво! Самой такая классификация приходила в голову (я не о стихах-запахах, хотя и это очень неплохая метафора!). И внутри этой клаасификации ты хорошо разместил стихи и убедительно изложил доводы. Правда, по некоторым стихам можно поспорить, но в основном – браво!

  2. dmitriy_drozd

    Не, запахи это так – для затравки… Да я и не старался никакие доводы приводить – многие стихи сами за себя говорят – к сожалению, обзор не полный, столько всего еще осталось в стороне. Но вряд ли уже напишу вторую часть.

  3. imanuil_gleyzer

    Перерыв семь тысяч строк,
    Оборзел от чтива:
    Зря искал я там чеснок
    И селёдку с пивом….
    :)))
    Прочитав контент всерьёз,
    Впал в унынье Дима
    От обилья роз-мимоз
    И от хлорки с дымом.

    :)))
    МОЛОТОК!

  4. dmitriy_drozd

    Да уж – а чеснока было совсем мало – вот сейчас через несколько дней я реально могу вспомнить только два стихотворения – Это песня крыс и про собачку… А все остальное смешалось…

  5. sergey_kolousov

    Спасибо, Дмитрий!
    Случнайно наткнулся на свою фамилию в обзоре.
    Вот почему спасибо:
    Вы меня завели, надеюсь, на этом раздражении напишу что-то путное )))

    П.Н. Про запахи мне понравилось! хорошая идея и неплохой критерий оценки. Но с селёдкой и чесноком не согласен. Предпочитаю скорее – ладан и вино. Но это индивидуально 🙂
    Поэтому мы еще повоюем за доминирование запахов!

    П.П.Н. уважаю Ваш труд

  6. dmitriy_drozd

    Сергей, дело в том, что ладан внутренне никто не принимает = во всяком случае, я не пробовал. 🙂 Если вина перебрать – то завтра люди тоже заметят. Правда, голова будет болеть. 🙂 А после стихов – не хотелось бы чтоб голова болела…

  7. sergey_kolousov

    Вы что?!Берегите себя! И не пробуйте даже.
    Не принимайте внутрь ладана 🙂
    Вообще не нужно в рот совать все, что попадётся.
    Вы же про запах?
    Запах – это запах. Вкус – это вкус. А стих – это стих.
    “Селедку” писать не собираюсь.
    Во всяк. случае – ТОЛЬКО селёдку, в которую Вы так влюблены. Иногда и хлебушек нужОн…

  8. nikolay_ivanovich

    Дмитрий!

    Убедительно.
    Но стоит ли убеждать в том, что и так очевидно.

    И тратить силы на разработку классификации, когда и по одной-двум строчкам все ясно.

    Это может быть полезным для самокритично настроенных авторов.
    Но есть ли такие среди упомянутых – сомневаюсь.
    Обычно, на этом уровне между качеством текстов и степенью самоуважения существует сильная отрицательная корреляция.

    Но, если хотя бы несколько человек задумается, то Ваш труд не напрасен.

  9. dmitriy_drozd

    Виталий, запал-то не иссяк – да работа ждет – она и так стояла в сторонке – пока я конкурсом занимался – так что нужно недельку и ей уделить внимание – а далее – займусь и остальными участниками.

  10. dmitriy_drozd

    Николай Иванович – да ведь слабым авторам редко уделяют внимание – их не чиатют дальше второй строки, и, махнув рукой, не пишут им рецензий. Цель конкурса, чтоб и “единички” получили свою долю внимания и критики.

  11. smirnov_daniil

    Мне показалось интересным Ваше сравнение стихов с запахами. У каждого, несомнено, свои ассоциации.
    Я, например, воспринимаю Стих и Себя, как Камертон и Струну. Зазвучал Стих-камертон… Я прислушиваюсь к себе, не откликается ли в ответ одна из струн моей души или сердца (или желудка?.. почему бы нет)! Но Поэзия – штука иррациональная. Здесь нет эталонных камертонов. Да и настройка собственной гаммы меняется со временем.
    Иногда очень сильно…

    Например, на Стихире года три назад вокруг одного номинированного стихотворения , “Вялые паруса”, кажется ( ссылку лень искать)., развернулась широкая дискуссия. Автор показал виртульное продолжение романтичной истории Ассоль и Грея. Быт превратил их Алые Паруса в Вялые. Это меня и многих шокировало. Тогда я посчитал это надругательством над нашими Святынями и чуть не объявил “газават” автору! Но почему же… по истечении этих трех лет я помню окончание этого стиха?

    …Мухи между стеклом и шторой
    Носятся ошалело
    В поисках хоть какой-то щёлки;
    Дохнут в узком пенале…
    Штора – из алого, вроде, шёлка…
    Помнишь, откуда сняли?..

    И теперь этот стих вызывает у меня не первоначальное отвращение, а
    неизбывную грусть. Парадокс?

    Другой пример. Один талантиливый автор 🙂 написал следующие строчки:

    …Весь дождь шла ночь, текла как из ребра,
    Соленая и липкая, как память.

    Первая реакция – дурдом!.. Находка для пародиста!.. Материал для психоаналитика.
    Вторая реакция, по истечении значительного времени:
    – игра с подсознанием, с невероятными человеческими ассоциациями. Образный ряд уводит человека за Горизонт Событий, внутрь черной дыры человеческого “Я”, туда – внутрь сферы Шварцшильда, где время останавливается, где изменяются причинно-следственные связи, туда, где “весь дождь” может “идти ночь”…
    Сколько времени нужно для такого вот “переосмысления”? Сколько времени нужно затратить на настройку струн Души?
    А стоит ли настраиваться на Какафонию?
    Вопросы…вопросы…
    А, Дмитрий..?

    Только, все эти Глобальные и умные вопросы уходят на второй план, когда вспоминаешь через 3 часа наша сборная играет с финнами в полуфинале.
    Я уже запасся и селедчкой с пивком… и уже немного не до стихов!
    А ты?…

  12. smirnov_daniil

    Дмитрий , неужели и Moon -ов было несколько?
    Зашёл на страничку Вашей “единички”- бездарность и пошлость: не единичка, нулик.Сравнил со стихирной страницей Moon -Юрия Метёлкина- стало досадно. Эта мзель взяла раскрученный ник-псевдоним Юры и компрометирует его своими бездарными виршами!
    Прочтя ваш обзор впервые , увидел это ИМЯ и решил было восстать, но , прочтя творение сей единички-опешил: Юра Метелкин ТАК никогда не напишет! не заболел ли он? чтоб расставить точки над Ё пришлось сходить на Стихиру , перечесть стихи Юры и уличить мошенницу , захватившую раскрученный псевдоним талантливого автора!
    “противно, противно” (В. Розанов)
    Не помните, сам Юрий Метёлкин( на Стихире -Moon) участвовал в этом конкурсе?

  13. dmitriy_drozd

    Даниил, у Вас красивое имя – редкое.
    Что же касается Moon – то насколько я знаю английский – это месяц-луна, так что неудивительно, что их много – а как торговая марка она тоже, наверняка, зарегестрирована за какой-нибудь компанией – так что даже Вашему знакомому Моону могут предъявить претензии 🙂

  14. dmitriy_drozd

    А я чуть не расплакался – был уверен, что ваши победят… увы…
    переключил телек, не досмотрев до конца – на музыкальный – там пела СиСиКетч – не знаю ли знаете ли такую – песни моей молодости – веселые – попса попсой – но разве забудешь это – хотя уже прошло почти 20 лет… Вот бы и стихи так…
    А хоккей будет еще…

  15. smirnov_daniil

    Когда наши пропустили третью шайбу, вообще выключил телевизор… Уроды!.. Эти НХЛ-цы рассматривают олимпиаду, как PR-акцию к своим будущим контрактам… С некоторых пор стараюсь не рвать сердце за них… Но плохо получается! :(((

  16. dmitriy_drozd

    Не знаю, мне кажется, что в прошлых матчах все играли нормально – а вот на Финляндию уже сил не хватило – или просто заранее были уверены в победе – не настролись на бой кровавый – ведь даже ставки принимали 1:3 в пользу России – может, кто-то так деньги зарабатывает?

  17. smirnov_daniil

    Дело не в том, что сил не хватило… Дело в том, что некогда “наши” ребята, уехав за океан,
    стали играть заокеанский хоккей – прямолинейно бескомбинационный, основанный на индивидуальных качествах игрока… А финны сегодня ночью продемонстрировали “нашу” некогда манеру игры – комбинационного плана… А наши продолжали наступать на грабли, искренне удивляясь, почему же “опять по-лбу!..”
    Впрочем и российская суперлига становится все более “оканадченной”… 🙁
    Такие дела.

    Что-то мы отвлеклись от темы. 🙂

  18. dmitriy_drozd

    Отвлеклись – так, кому что болит… А пока, кажется, всем болит хоккей…
    А о стихах что говорить? И так все понятно…
    Приятно, что Вы запомнили одну мою строку – в принципе – для этого и работаем – чтоб кто-то где-то вспомнил одну строку… Это очень много.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.