НОВАЯ ТЕОРИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ ( внеконкурсное, не моё эссе)


НОВАЯ ТЕОРИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ ( внеконкурсное, не моё эссе)

Новая теория стихосложения на 4-х страничках
Л. Портер
http://poezia.ru/nasmast.php?sid=17

* Советую сходить по ссылке: на моей копии пропала графика! Мои извинения…

1. Новая теория стихосложения построена на открытии, позволившем перевести исчезающую временную последовательность звуков и слогов стиха в пространственную симметрию кругового графа. Операция выявления симметрии сводится к следующему. Линейная схема символов (например, чередование ударных и неударных слогов) при закреплении первого слога сворачивают в кольцо против часовой стрелки. При соединении тождественных вершин ребрами, свертка превращается в круговой граф, в котором проявляется\не проявляется\ симметрия. Симметрия не проявляется, если нет порядка.

2. Стихосложение лишь часть поэтического искусства, ее родовое ремесло, которым поэт должен владеть мастерски.

3. Форма стихотворения сотворяется по правилам теории стихосложения, но поэзию в стихи влагает содержание (мысль, лексика, образы и т.д.).

4. Искусство формы (искусство стихосложения) по сути своей сводится к умению внести симметричный порядок в чередование свойств стихов, упорядочить ритмополе и звукополе стихотворения.

5. Ритмика стиха целиком определяется видом и фазой порождающего графа (родграфа), а также числом слогов строки, вдоль которой прокатывается родграф. Родграф в исходном положении своей нижней вершиной стоит на первом слоге строки.

6. В каждой фазе поворота родграф отображает новую стопу стиха. Ритмические родграфы имеют обычно не более 9-ти слогов и не более 4-х ударений.

Всё множество родграфов делится на 3 группы по соотношению числа ударных (У) и неударных (Н) слогов: (У<Н), (У=Н) и (У>Н). Родграфы группы (У>Н), т.е. графы с избыточными ударениями, получаются из графов группы (У<Н) взаимной перекраской ударных и неударных слогов. Родграфы типа (У>Н) часто встречаются в стихах Даниила Андреева.

Сводка родграфов с числом вершин n≤9, при (У<Н) nуд Клан дольников Клан тактовиков Клан акцентиков Клан максималиков Клан гигантиков 1 Трионы т (312) Пеоны п (413) Пентоны пн (514) Секстоны ск (615) Септоны сп (716) 2 нульдольники нд (422) нультактовики нт (523) нульакцентики на (624) нульмаксималики нм (725) нульгигантики нг (826) 2 дольники дк (522) тактовики тк (623) акцентики ак (724) максималики м (825) гигантики г (926) 2 битрион (622) квазитактовики кт (723) квазиакцентики ка (824) квазимаксималики км (925) 3 гипердольники гд (732) гипертактовики гт (833) гиперакцентики га (934) 3 дельтадольники дд (7Δ2) дельтатактовик дт (9Δ3) 3 супердольники сд (832) Примечание. Родграфы представлены в 1-ом исходном положении, которое обозначено кодом. Перед скобками указано условное сокращение названия, в скобках − код родграфа, составленный по схеме: сначала общее число слогов, затем число ударений, а затем максимальный межударный интервал. Маргинальную группу (У=Н) образуют родграфы: антидольники (левые и правые) л632 и п632, л842 и п842; антитактовики (левые и правые) л843 и п843 и другие. Приведенная детальная градация ритмических семейств охватывает основные виды ритмородящих графов. Выявлены они из законов симметрии, а не из статистического изучения массива стихов. Практика подтверждает бытование всех этих родграфов в стихах. 7. Совокупность ритмоидов, порожденных одним родграфом, образует ритмическое семейство, состоящее из строчных родовых ветвей. Пример: Ритмическое семейство дольников с 5-сложной 2-ударной стопой. Родграф Ритмоиды при числе слогов в строке n=(6÷14) фаза схема Примечание: Затененные ритмоиды обладают только трансляционной симметрией. 8. Порожденная на длине строки n ритмическая схема стиха Р обладает вторичными характерными свойствами: четностью слогов Ч, клаузулой К, инерцией метра И, числом ударений А, силой инерции метра Си. 9. Совокупностью ритмических схем строк создается ритмополе стихотворения. Анализ ритмострофики Стопоиды строк 1 2 3 4 5 6 7 8 (выделены тенью) Ритмоиды строк 1 2 3 4 5 6 7 8 10. В строфе (группе строк) вертикальные связи стихов по свойствам n, Ч, К, И, М, Р, А, Рф также отображаются кольцевыми графами, которые в случае симметрии связей называются строфоидами. Для стихотворения О.Мандельштама: Строфоиды n Ч К И М Р А Рф 11. Ритмическая система стихосложения СС определяется тем, по какому набору свойств выстраивает поэт вертикальную симметрию межстиховых связей. Традиционное стиховедение выделяет 4 системы стихосложения: силлабику, метрику, силлабо-тонику и тонику. Этого для классификации стихов недостаточно. Реально существуют 64 системы, с учетом верлибра. Системы разбиваются на классы по степени свободы, которую они дают поэту при композиции стихов. Чем больше набор симметрично выстраиваемых свойств, тем меньше у поэта свободы в подборе слов. СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс Пенто-либрика Квадро- либрика Три- либрика Би- либрика Моно- либрика Нуль- либрика Стихопроза Примитивика Популярика Маэстрика Талантика Гениалика 12. Строгая дифференциация систем стихосложения и ритмических семейств позволяет поэту быть композитором ритмополя, придавать ритмополю любой силуэт, и находить необходимые для его реализации стопы и длину строк. 13.На ритмополе накладываются ритмические слова, которые порождают строчную и вертикальную звукопись, в частности рифмовку стихов. 14. Рифмы – это дополнительный способ повышения упорядоченности стихов, т.е. внесение в стихотворение дополнительной симметрии краезвучий строк. 15. Звуковой рисунок в стихах – это результат самоорганизации звуков. Самоорганизация в речи возникает в результате звукового притяжения слов. Как правило, поэтами осознанно организуется звукоподражательная звукопись и рифма, много реже (поэтами высокого класса) – изощренные строчные и вертикальные звуковые повторы, пронизанные музыкой слов. 16. Звуковое поле стихотворения представляет собой мозаику повторяющихся звуков, в которой можно выделить звуковые цепочки, обладающие чарующей симметрией. Она проявляется при преобразовании цепочек в круговые графы. Симметричные графы, отображающие звукопись чередования гласных и согласных звуков назовем фоноидами, чередования согласных – аллитероидами, чередования гласных – ассоноидами. Способов выделения звукописи много. Сейчас идет поиск универсального правила. Насыщенность стихотворения звукописью можно оценить ее плотностью ρ, т.е. долей созвучий в общей мозаике звукополя. Пример звукописи в том же стихотворении О.Мандельштама. Анализ звукополя Строчные фоноиды 1 2 3 4 5 6 7 8 Строчные аллитероиды 1 2 3 4 5.нет, 6. нет, 7 8 . Строчные ассоноиды 1 2 3 4 5 6 7 8 Вертикальные фоноиды катренов по строкам: (1-4) сасссаааса, (5-8) аасасасассса Звукопись рифм в катренах: (1 – 4) ятолкиолкият, (5 – 8) альодаодааль В таблице вертикальные звуковые темы выделены при допущении разрыва темы не более чем в одной строке и без учета частостей звуков в данном тексте. При учете частости по гистограмме, в вертикали исчезнет звук (а), а между тем этот звук, несмотря на то, что его частотность в данном тексте ниже речевой нормы, активно формирует звукопись. Гистограмма звукописи (всего звуков в тексте 157) Заключение. Новая теория предоставляет огромные возможности для анализа конкретных стихов и переводов, для изучения идеостилей поэтов, для типологии рифм, для изучения звукописи, для вовлечения в поэтическую практику новых ритмов и форм, для композиции ритмических и звуковых полей, для разработки компьютерных аналитических программ (они уже есть!). Готов ими бесплатно поделиться с желающими, но пока в индивидуальном порядке. Дело за вами! Проверяйте гармонию стихов гармонией поэтических структур! ==================================================== Если кто-тол сможет воспроизвести графику ( pdf, acrobate reader) - огромное спасибо за дубль.

Добавить комментарий