Имануил Глейзер написал замечательное стихотворение.
С этим согласны практически все комментаторы и рецензенты, откликнувшиеся на это произведение на самых разных сайтах.
Констатацией этого факта в принципе можно было бы и ограничиться. Тем более что сказано уже достаточно много.
Но мне хочется порассуждать немного о другом. Просто, чтобы не повторяться.
Стихотворение «Время, назад!» не только замечательно, но и примечательно. Во многих смыслах.
Обращение к прошлому – извечная и неисчерпаемая поэтическая тема.
Она присутствует в сознании человека и поэта всегда и постоянно.
Тем более тянет вернуться к истокам, когда уже просматривается – пусть и в отдаленной перспективе – устье жизненного потока.
И вот Имануил Глейзер совершает это поэтическое путешествие бесстрашно и откровенно.
А на этом пути раскованному и раскрепощенному от любых условностей сознанию ничто не должно мешать. Оно в своем восхождении против течения времени не должно цепляться ни за какие коряги и отмели.
Потому-то в этом стихотворении отказ от знаков препинания и привычного членения текста, не просто формальный прием, а глубоко поэтическое, а, значит, полностью оправданное (если не единственно возможное) выражение того, что нам хочет поведать поэт.
Нет, конечно, не поведать, а выплеснуть, выразить на грани полной искренности и исповедальности.
И тогда уже неважно кто или что такое либертина. И нет необходимости пускаться в исторические изыскания.
Все происходит здесь и сейчас. То есть опять же – всегда.
Толчок к написанию стихотворению, как признается сам автор, был достаточно произволен. И замысла или умысла в начале не было и в помине.
Но оказывается, что память и поэзия – почти что синонимы.
И получилось. Получилась – эта пронзительная нота и щемящая красота.
В воспоминаниях – детство, юность, яркие моменты прошедшего – это всегда в большей степени состояние, чем процесс.
Память самовольно и произвольно выхватывает из прошлого самые разнообразные элементы житейской мозаики, но по какому-то непостижимому закону они, несмотря на кажущуюся случайность, неизбежно складываются в цельную картину.
И не так уж важно, что хронологически было раньше, а что позже. У памяти своя логика и свое течение времени.
Каждый фрагмент стихотворения уникален и вместе с тем универсален.
Как магическое увеличительное стекло он любую мелочь превращает в выразительное и величественное обобщение.
При таком подходе отпадает (опадает) нудная необходимость скрупулезного построчного разбора, поиска возможных мелких заусениц и мнимых неточностей, ибо, как мне кажется, это стихотворение нужно воспринимать во всем его смысловом единстве и словесной совокупности.
И вот что еще интересно в этом стихотворении.
Коренные петербуржцы с радостным умилением узнают знакомые приметы городского пейзажа и вечного времени.
Те, кто в городе неоднократно бывал и хорошо осведомлены о местных реалиях, тоже попадают в плен подзабытых соответствий.
Но даже те, кто в силу возраста или других причин из личного опыта знает очень мало, все равно (я в этом совершенно уверен) воспримут описанное совершенно адекватно.
Может быть, один из главных мотивов стихотворения – возвращение из худо-бедно состоявшегося настоящего в ситуацию экзистенционального выбора.
Это сейчас эмиграция явление уже то ли желанное, то ли слегка сомнительное, но в любом случае привычное.
В том прошлом – это был вопрос жизни и смерти. Человеческой души. Может ли она выжить здесь, и не погибнет ли там?
Оказалось, что ответ утвердителен. В обоих случаях.
А приплясывающий, себе на уме хорей стиха небрежно рассеивает излишнюю экзальтацию выражения и трагичность темы, и отбрасывает на происшедшее и происходящее легкий отсвет самоиронии и иррационального оптимизма.
Совершив вместе с поэтом этот экскурс к истокам времени в нашу коллективную память, мы, как читатели, и до слез растрогаемся, и многое для себя воссоздадим, и обогатимся индивидуальным восприятием автора, и тем самым обретем некую дополнительную опору для достойного продолжения нынешнего бытия.
С поэтом это произошло еще раньше. При создании самого произведения. И он сумел щедро поделиться с нами безмерной подлинностью своих чувств.
Что может быть выше?
Против течения (Размышления о стихотворении Имануила Глейзера «Время, назад!»)
0 комментариев
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Владимир, очень мне понравились Ваши рассуждения! Жаль, что мало таких вот заинтересованных, глубоких раздумий на просторах литературных сайтов….
Ну что Вы, Надежда…
Один только великолепный Миша Гофайзен многого стоит.
А сколько еще других.
В любом случае — спасибо за внимание и высокую оценку.