Был он директором бумажного комбината имени товарища Иосифа Виссарионовича Сталина. Расконвоированный зэк . Но к Ицику Нудельману отмечаться не ходил . А надо было! Но Нудельман и не настаивал , — умница Нудельман понимал момент!
По понятиям блатных , приблатненных , мужиков и фраеров , жил он от прочих ссыльных! — в распрекраснейших условиях: сам, жена и дочь занимали второй этаж пожарного депо. Среди деревянных одно из двух этажных домов старой и новой Сегежи,-это был высший шик!
К нему-то и обратились расконвоированные матери и вольняшки с просьбой, выделить помещение для детского садика:
— Ты чо, в натуре, людей не понимаешь!?
Перепелкин спорить не стал , пообещал. И туг же отдал распоряжение — начать капитальный ремонт распрекраснейшего деревянного Дворца, построенного для сильных мира сего: для начальника областного НКВД , для столичных энкавздистов , наезжающих в эти места поохотиться да порыбалитъ , .да попить водочки всласть , да пощупать девочек.
В одной из уцелевших комнат, в свое время, прятал Ицик Нудельман н « козла с бородкой » Всесоюзного старосту Мнхал Ваныча Калинина.
Чего толью не настроили при этом Дворце !! Даже бассейн был и детская площадка , будто и впрямь для детского садика строили! … И был тот Дворец обнесен высоким забором из досок-шестидесяток, предназначенных для кораблей! И быя выстроен тот Дворец на самой окраине новой Сегежи! Дальше — ров глубочайший , за рвом -дремучий лес. Глухой, дремучий!
Зачем дразнить гусей. — хоть в этом энкавэдисты были благоразумны. А , может быть, трусливы ?..
Но и такая замазка не помогла. Пнсучий народ подобрался в зоне и за зоной, капнули куда следуют!
Дворец на окраине был построен еще до Перепёлкина ,- сам нынешний директор в то время шуровал лопатой на строительстве Беломоро-Балтийского канала
Дворец — который наряду с деревянной церковью в Кижах! — можно смело назвать шедевром деревянного зодчества! — как и Кижи, потихоньку разваливался от природных явлений: то- дожди, то – туманы , то- ветры… А солнышко греет всего несколько месяцев!..
Да и малолетки , — шпана несчастная ! — давно облюбовали это место, забытое взрослыми дядями и, подражая расконвоированным зэкам-одиночкам , распивали здесь водку , приволакивали девочек далеко не целочек , и играли с ними во взрослые игры , подхватывая то триперок , то — сифилис,
Генаха Шкалик-талантливый малый! — сочинил даже стих по этому поводу:
Имеем баб в шляпках,
Носим член в тряпках!
Сами понимаете, это я так подпортил стих Генахн , сам присочинил пару слов слов. Сами знаете каких.. Не знаете? Подсказываю! Первое слово « имеем » , в натуре – « е … м »:
Шкалик написал первое слово с ошибками: вместо ‘е’-‘и’. Ну , а
« член » — Шкалик вообще не догадывался , что такое слово существует! — все знают: слово состоящее из трех букв , которое до сих пор пишется на заборах и других общественных местах. ‘ Мир ? ‘ Нет, не мир!.. А теперь , — правильно!
Сам Шкалик, естественно, никаких баб не имел , но умел слушать приблатненных хорохорящихся пацанов — очень уж талантливый пацанчик был!
И, когда распивали бражку ,- слабенькая такая штуковина с морковиной! — но выпьешь парочку граненных стаканчиков , и — с копыт долой !
Шкалик то ж тянул свой стакан:
Чистая умора, — пьяненький н матерящийся Шкалик!.. Это сегежское воспитание останется с ним до гроба …
Дворец восстановили через несколько месяцев ударными темпами, при помощи дармовой силы все тех же заключенных. Даже бассейн заработал , а забор нарастили еще на несколько метров все теми же палубными досками — шестидесятками,-даже будущий детский сад стал не виден ни с какой стороны.
Принимать детский сад приехал сам Перепелкин на своей тарантайке, запряженной тройюй лошадей — персональных автомобилей еще не было ни у каких директоров в северных краях!
И, вполне довольный увиденным , пожимал руки зэкам-умельцам, обещал их расконвоировать. И , — выполнил слово!
А ранним-преранним утром, когда вольняшки и весь расконвоированный люд ещё спал , видя черно-белые счастливые сны, к зданию пожарного депо подъехали сразу три грузовика , и в те грузовики стали грузить давно подготовленные перепелкинские вещи — директор бумкомбината имени товарища И.В. Сталина переселялся на новую квартиру , — во Дворец за огромным забором, срочно выкрашенным в зеленый цвет, в тот самый Дворец, который предполагался для детишек.
А на утро, среди проснувшихся вольняшек , и расконвоированных , поднялся глухой хипиш. Молчаливый ! Никто ничего не говорил вслух -ссать против ветра никто не хотел, брызги попадали на собственные морды ! — все понимали — Перепелкин в иерархии неприкасаемых имел большой вес! Мог и обратно законвоировать , а вольняшек лишить многих куцых привилегий.
Толковища вели в домашних условиях. И крыли Перепелкина в бога , душу, мать… Тут уж не стеснялись в выборе выражений — великий русский мат, наполовину состоявший из иврита и идиша , господствовал!
Но , отводящие душу на кухнях не заметили , что к им словам прислушиваются отпрыски , — шести, семи , восьмилетние — счет шёл до четырнадцати! — молодое племя, рожденное свободными при лагерном режиме…
На второй или на третий день мы -я пишу ‘мы’, потому, что всегда был участником таких мероприятий! -поздней осенью-значит, было темно!-когда директор бумкомбината Перепелкин возвращался домой, на своей закрытой таратайке, запряженной тремя рысаками , его… обстреляли.
Били из всех видов ружей, винтовок и пистолетов-предыдущей ночью подломили небольшой складик , и были сильно вооружены. Залпом ударили по сытым лошадям и по самому директору с кучером,
В лошадей было легче попасть, и они первыми захрипели, упав на передние ноги, а кучер-верзила, и сам Перепелкин тут же вывалились из тарантайки и, используя темноту, скрылись за высоким, свежевыкрашенным забором Дворца!
Дали несколько залпов по забору, но он был непробиваем!..
Побросав оружие в овраг, наполненный чуть ли не наполовину водой — про отпечатки пальцев мы тоже знали! — мигом скрылись… Разбежались по домам…
А на следующее утро жителей славного ссыльного поселка Сегежа, у проходной бумкомбината, задержали « на минуточку » — сам Директор имел что сказать. И, когда набралось достаточно много людей, Перепелкин-в пожарный мегафон, чтобы все слышали! -толкнул речугу.
-Граждане и гражданки! Получайте в свое распоряжение детский сад,-этот великолепный Дворец!.. С действующим бассейном, с баней и парилкой… И с прочими достоинствами!..
-Ура!-закричал люд , не свободный, зависящий от всяческих прихотей начальства.
~ Сам проверил! — выдал шутку Перепелкин.-А вы позволите мне, когда-нибудь попариться в вашей парилке!?
— Позволим!
— И на том спасибо,-директор прижал руку к сердцу и слегка поклонился,- спасибо за урок.
Фраза , для многих, показалась туманной: ‘Чо он, в натуре, горбатого к стенке лепит !?’- ведь никто из присутствующих еще не знал, отчего так щедр директор!?.. Это потом станет известно!
Зэковские и не зэковские мудрецы придут к единому мнению: не такой уж он поц , этот Перепелкин, чтобы жаловаться Ицику Нудельману, а через него-высшему энкавэдэшному начальству!.. Тут палочка о двух концах: то ли сам самому Перепелкину перепадет-начальство сделает из него ‘показательного ваню’-дескать, на кого руку поднял, немецкий шпион !? На работяг! На детишек!?
А , может и наоборот: осудит за групповое вооруженное нападение и засудят множество невинных людей?..
» Прочь фашистские лапы от красного Директора, которому доверяет сталинское ЦК и само НКВД!’ «..
Раскручиваю проржавевшие шарики-ролики в своей башке, но вспомнить имя-отчество Перепелкина в сию минуту никак не могу. Может к концу этой невыдуманного повествования, или, как я его обозвал, мемуарного романа-признания, проклюнется?..
Жил Перепелкин в пожарном депо еще много и много лет, пока не построили в Сегеже первое многоэтажное каменное здание ,-в него сразу переехало все начальство комбината.
Но это случится за скобками нашего повествования , когда Иоська Сталин окажется во гробе, а сам Перепелкин — отсидевший от и до! — будет баллотироваться в Верховный Совет Карело-Финской ССР. И в биографии своей напишет- его биография с портретом была развешена чуть ли не на каждом столбе! — » принимал непосредственное участие в строительстве Беломоро-Балтийского канала и Сегежского целлюлозно-бумажного комбината имени Иосифа Виссарионовича Сталина » .
За Перепелкина проголосовали,- без балды! — девяносто три процента сегежцев,-все-таки Он был не из худших… Скурвился однажды , но его поправили , и он осознал:
Хотел было на этом поставить точку, но тоже осознал: рассказ мой будет не полон, если я не скажу,-в той расстрельной кампании, принимал участие и шестилетний Генаха Шкалик, глядевшийся на все восемь.
Генаха Шкалик — это покойный Геннадий Шпаликов , который написал множество сценариев и стихов , которые превратились в песни , что и сегодня у многих на слуху:
А я иду, шагаю по Москве,
И я пройти еще смогу,
Соленый Тихий океан,
И тундру, и тайгу…
или:
Городок провинциальный,
Летняя жара,
На площадке танцевальной.
Музыка с утра.
‘Рио- Рита, Рио -Рита’- вертится фокстрот,
На площадке танцевальной
Сорок первый год…
Некоторые типы считают, что Геннадий Шпаликов — коренной москвич. Но я клянусь — СБН, что означает ‘Сукой Буду Навеки!’-Геннадий Шпаликов родился в Сегеже!
И напрасно говорят, что о Сегеже он никогда не писал, высказываю гипотезу: перед смертью он попытался это сделать, написав сценарий под названием ‘Прыг- скок, обвалился потолок’, но поставить фильм не дали. Убоялись власти советские,-многовато там было урок, в смысле зэков, милиции и тюрем…
И в сценарии том намечался такой эпизод-шпаликовцы рассказывали, — сам я с ним после Сегежи никогда не виделся, мне казалось, что он стал несколько высокомерен. И я , как человек, пробующий свои силы в литературе , не хотел показаться своему удачливому коллеге. Да и в самой Сегеже мы были не очень близки-разница, все-таки, в пять лет в те далекие годы , существенная!
Так вот, один из дружков Геннадия Шпаликова рассказал мне, что в последнем сценарии ‘Прыг- скока…’ есть такой эпизод: мальчишки расстреливают директора одного из российских заводов, за то, что тот обещал дать квартиру очереднику, в только что выстроенном доме и, когда увидел эту квартиру, вселил туда своего зятя. После обстрела ,- а директор приехал на новой ‘Волге’- зять быстрехонько перебрался на другую…
Напоминает борьбу сегежских мальчишек в защиту великолепного Дворца — детского садика от директора Бумкомбината Перепелкина!? То-то и оно!
О Геннадии Шпаликове многое можно порассказать, но это уже будет с чужих слов. А я пишу лишь о том, что известно не многим: мне и моим сегежским корешам , с кем я и сегодня в переписке, но они, в отличии от меня, мемуарных романов не пишут.
Не понравилось. С точки зрения литературной техники — всё нормально. Но:
1. Не цепляет, и всё тут!
2. Что-то подобное мы уже читали много раз.
3. В ткани вещи резко выделяются ( в лучшую сторону ) стихи Шпаликова, — причём на уровне подсознания, ещё до того, как успеваешь вчитаться. Они — на уровень выше прозы М.Л., при всей своей безыскусности.
И я не придираюсь — я просто беспристрастно говорю то, что вижу.
В.куземко.