Музыка стиха-4. Мысли о Поэзии

……………….В Поэзии главное – это не рифмою,
……………….невиданной прежде, весь мир удивить,
……………….не новой пророчицей – истинной Пифией –
……………….воображенье людей поразить.
……………….В Поэзии слушаю
……………….светом согретую,
……………….пылающую от нетерпения душу…

Уважаемый Поэты и читатели!

Позвольте высказать несколько мыслей о Поэзии.

1. Поэзия – это не просто противоположность Прозе. Она находится в ином пространстве, в пространстве души. И это отнюдь не одномерный мир пародий и шуток, не двумерный мир басен, не четырехмерный мир Прозы (3-мерное пространство +1-мерное время образуют 4 измерения Прозы). Поэзия – это многомерный мир души. Поэтому в ней существуют разные измерения, но все они образуют единое поэтическое пространство.

2. Поэзия – это Музыка слов, воплощенная Мечта. Аккорды души, звучащие в такт, а иногда и сбиваясь, как сердечный ритм сбивается от волнения. Симфония эмоций и мыслей.
И рифма здесь только помогает, но не является необходимой.
Ведь когда требовали от Шостаковича, чтобы он писал так, как Моцарт, все настоящие музыканты понимали, что это невозможно, что музыка развивается. Поэзия тоже растет и развивается.

3. Почему же на конкурсах Литературного портала «Что Хочет Автор» зачастую требуют лишь рифмованные стихи? Почему осуждают неточные рифмы, неровный ритм, практически не обращая внимания ни на содержание, ни на мелодию стихов, ни на их внутреннюю гармонию? Ни на общий ритм звуков, чередование гласных и согласных, повторы, которые так важны для музыкальности стихотворения.

4. Набор рифмованных слов, зачастую выдаваемый за стихи, но не имеющий ни мелодии, ни глубокого смысла, – разве это Поэзия? Даже если в нем много разных слов, много оригинальных рифм. Но Лермонтовский «Парус» с его рифмами «бежит» – «скрипит» гораздо поэтичнее многих изысков, не имеющих романтического ореола.

5. Поэзия – это Искусство. И здесь не так важно, какими приемами пользуется Поэт, важно лишь то впечатление, какое он производит на душу читателя. А это впечатление, прежде всего, эмоциональное, может быть достигнуто разными приемами, вплоть до тривиальных рифм, повторов, кажущейся наивности.

6. Важно, чтобы Поэт владел всеми приемами Поэзии, но использовал лишь самые необходимые. В Поэзии, как и в любом истинном Искусстве, главное – уменьшение избыточности слов и средств. Поэзия тем и отличается от Прозы, что умеет более лаконично высказать то, на что в Прозе уходят десятки и сотни страниц романов. И выбор лишь необходимых, но все же достаточных средств для выразительности стихотворения не менее важен, чем оригинальность произведения.

7. Поэзия – это выражение Красоты окружающего мира, его гармонизация, способ усовершенствования человека. Поэтому наиболее важно создавать внутренне гармоничное произведение, не нарушая его дух, его атмосферу, его образный мир, его ауру.

8. Поэзия – это удел избранных. Поэтому не надо так переживать, что не все мы дотягиваем до уровня истинной Поэзии. Важно уметь наслаждаться Поэзией окружающего мира, Поэзией человеческой души, Поэзией человеческих отношений.

9. Поэзия – хрупкий цветок, который с таким трудом, с такой самоотдачей, выплескивая своё самое сокровенное, выращивают люди с легкоранимыми душами. Не надо грубо попирать этот цветок, не надо топтать души Поэтов сапогами грубой критики.

С уважением,
Татьяна Богданова

0 Comments

  1. shuhaeva_irina

    Уважаемая Татьяна!
    Мне понравилась эмоциональность Ваших пунктов.
    Все-таки имеется информация, что Поэзия не является противоположностью Прозы (последняя, все-таки, тоже искусство).
    А лаконичность миниатюр и афоризмов весьма выразительна. И уж вряд ли Проза поддается измерениям и не находится в пространстве души. А уж удел избранных – эт точно!
    Мое мнение: говорите о Поэзии – это здорово. Так и говорите о ней, прекрасной.
    Сравнения и отличия – очень пограничная и опасная тема.
    С уважением,
    Ирина,
    ценитель литературных произведений,
    еще лучше – просто шедевров.
    Так просто и понятно, когда говорят “шедевр мировой литературы”. И все – супер!!!

  2. bogdanova_tv

    Уважаемая Ирина!

    Большое спасибо Вам за отклик на мои мыслио поэзии!
    Насчет Прозы я недаром написала ее с большой буквы.
    Проза – это прозаический взгляд на мир.
    И Поэзия может существовать также в прозаическом варианте: например, “Мертвые души” Гоголя или “Педагогическая поэма” Макаренко.
    А сравнения я так же имею право использовать, как и Вы – критиковать мою точку зрения.

    Конечно, в прозе есть тоже свои виды искусства, но для их истинности они всегда должны содержать хоть капельку Поэзии. Иначе получится “голая Проза”.
    Чувствуете, как отличается “голая Проза” от “истинной Поэзии”?
    Как есть стихотворения в прозе, так есть и рифмованная Проза.

    То, о чем Вы пишете, что Вы защищаете, есть Художествнная Литература.
    И степень ее художественности, на мой взгляд, зависит от степени Поэзии, привнесенной в литературные произведения, будь то прозаические, драматические или стихотворные творения.

    С уважением,
    Татьяна

  3. nadejda_kogan

    Таня, Вы правы абсолютно! Критика должна быть осторожной, а форма должна соответствовать содержанию. И если содержание требует верлибра, то нельзя требовать от поэта в этом случае сонета или рондо. Но очень большая наша беда в том, что критика вообще-то должна быть не менее чутка и талантлива, чем поэзия. Не зря в этом конкурсе обзор и рецензия участвуют в номинациях и в отличие от стихов, их может быть несколько. По-моему мы все устали от бездоказательных оценок, всем нам хочется, чтобы кто-то сумел понять суть произведения и рассказать о нем другим…

  4. nadejda_kogan

    Не дописала – большая беда не в том, что критика должна быть талантлива, а в том, что ее мало – вот такой, равной по тонкости тем произведениям, о которых она говорит…

  5. shuhaeva_irina

    Татьяна, Вы меня провоцируете от “голой Прозы” перейти к обсуждению “плохих стихов”, а это навечно.
    Видимо у нас просто разное видение.
    Я – сторонник целостного восприятия произведения, слишком из многих понятий оно складывается, не ограничиваясь количеством присутствия “капелек Поэзии”.
    С уважением,
    Ирина

  6. bogdanova_tv

    Здравствуйте, уважаемая Надежда!
    Большое спасибо за отклик!
    Совершенно согласна с Вами, что нам всем не хватает доброжелательной и профессиональной критики.
    Хотя не могу отнести себя к профессионалам, все же пытаюсь ка-то заполнить этот пробел. Сейчас я пытаюсь написать несколько рецензий на интересные, на мой взгляд, стихотворения.
    Если Вам интересно, почитайте их в разделе “Рецензии” этого конкурса.
    С уважением,
    Татьяна

  7. poetpesennik

    Вот, наконец дождался!
    Спасибо, уважаемая Татьяна!

    Меня только что отпинали как морскую свнку за отсутствие и рифмы и смысла и еще, Бог весть, чего, о чем я даже не подозревал, что должно присудствовать в стихах!

    ВЫ вернули в меня веру теперь буду творить и дальше (списки кто от этого обрыбиться уже составляю, как губителей таланта-самородка из глубинки! Они на стульях сидят, а мне, чтобы в инет войти на столб корапбкаться надо!)

    Спасибо за поддержку! Фиг кто меня теперь остановит!

    С почтением и благодарностью Поэт-песенник

  8. imanuil_gleyzer

    ТАНЯ!
    Извините, но то, что ВЫ пишите, называется – АХИНЕЯ!
    И рецензии, и эти “заметки” – всё одного уровня… Я бы на вашем месте взял бы двухнедельный отпуск и почитал стать о поэзии в журналах “Арион”, Литучёба”, НЛО, а также “Новый мир”, “Знамя” и т.д.
    Зайдите в любой поисковик – Гугл, Яндекс, Рамблер и введите запрос:
    Что такое поэзия? или Мысли о поэзии, или Как читать и понимать стихи….
    Иначе – потерянное время. Своё и наше.
    Имхо…

  9. piituh

    “Почему осуждают неточные рифмы, неровный ритм, практически не обращая внимания ни на содержание, ни на мелодию стихов, ни на их внутреннюю гармонию? Ни на общий ритм звуков, чередование гласных и согласных, повторы, которые так важны для музыкальности стихотворения”.

    “Неточные рифмы” и “неровный ритм”? Но рифма не обязана быть точной – более того, точная рифма достаточно заезжена и часто скучна, а ритм не обязан быть ровным – стихотворение, чай, не военный марш. Автор волен писать нерифмованные и неритмизованные стих – верлибр, то есть. Но тогда пусть это и будет верлибр. Но если он городит плохую рифму и плюет на ритм, то на верлибр это не тянет, и упрекать жюри не в чем..

  10. piituh

    Жестко! Но каждое утверждение автора – не ахинея, а, IMHO, либо банальность, либо красивость, а в целом – резонерство, пытающееся обосновать необоснованные претензии к жюри.

  11. bogdanova_tv

    Благодарю Вас, уважаемый ИМАНУИЛ!
    Вы так же добры, как и интеллигентны, и имеете весьма высокое понятие о вежливости и уважаете чужое мнение.
    Вам-то уж учиться практически нечему – Вы профессионал во всём!
    С уважением,
    Татьяна

  12. bogdanova_tv

    Уважаемый Пиитух!
    Безусловно, всякое мнение, не совпадающе с Вашим или высказанное не Вами лично – “либо банальность, либо красивость, а в целом – резонерство”.
    С уважением,
    Татьяна

  13. bogdanova_tv

    Как говорится в таких случаях: “Вперед и с песнями”!
    Желаю удачи!
    Побольше песен хороших и разных!
    Однако и Гомер писал без рифмы. И песни его поют до сих пор.
    С улыбкой,
    Татьяна

  14. poetpesennik

    Я…. Таня….. пою Гомера без улыбки……

    Серьезные вещи и исполнять надо….. подабающим образом. Но из сказанного Вами очевидно, что нас с Гомером многое объединяет.

    Такая находка делает честь Вашему вкусу, да и Гомеру, прямо скажем, повезло….

    С уважением Поэт-песенник

  15. yanta_petropavlovskaya_djanet

    Здравствуйте, Татьяна!
    С удовольствием прочитала Ваше эссе: согласна со всеми пунктами!
    Особенно понравилось: “Поэзия – это Музыка слов, воплощенная Мечта. Аккорды души, звучащие в такт, а иногда и сбиваясь, как сердечный ритм сбивается от волнения. Симфония эмоций и мыслей.” Сказано действительно верно и… тоже по-своему поэтично!

    …но только и владение приёмами поэзии не всегда важно. Ведь писали и пишут- те, кто к литературе “профессионального” отношения не имеет: математикти, физики, химики, биологи и т.д. и т.п. Случается, что талант проявляет себя и без специальных теоретических знаний, хотя наличие их- только плюс!

    Спасибо Вам за повод к размышлениям!

    С уважением, Джанет

  16. bogdanova_tv

    Уважаемые авторы и читатели!

    Этот второй вариант моих размышлений о Поэзии был, конечно, снова раскритикован нашим выдающимся мэтром и учителем Имануилом Глейзером. Поэтому я его убрала как самостоятельное произведение, а привожу в “рецензиях” на первое “эссе”.

    Конечно, я ни в коей мере не считаю себя профессионалом. И это “эссе”, безусловно, ен претендует на призовое место в конкурсе.
    Просто я не могла не высказать эти мысли.

    Приношу свои извинения тем, кому было скучно это читать.

    С уважением,
    Татьяна Богданова

  17. bogdanova_tv

    Уважаемый Поэт-песенник, он же Такой-то-Сякой (как я выяснила сегодня)!

    Вы, конечно, к моим мыслям относитесь весьма снисходительно. Но я ведь и не претендую на знание истины в последней инстанции, в отличие от Имануила Глейзера и некоторых других “живых классиков”.

    Желаю Вам удачи в творчестве!

    С уважением,
    Татьяна Богданова

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.