Талисман


Талисман

Талисманы были у всех девчонок. Так повелось. Это были самые разные вещицы. Порой смехотворно нелепые. Колечко или миниатюрная игрушка — обычное дело. А у Севки, например, был шнурок на запястье с простой армейской пуговицей. Севка считала, что металлическая пуговица со звездой, которую она нашла в бабушкиной шкатулке, приносит ей удачу.

— Буду звездой, вот увидите!- упрямо твердила Севка, когда подружки посмеивались над ней и советовали выбрать какой-нибудь другой талисман. Например, милицейский свисток. Надо сказать, что армейская пуговица, действительно, несла символическое значение. Потому, что, хотя звездой Севка и не стала, но, будучи студенткой второго курса, вышла замуж за военного. И до сих пор счастлива в браке.

Глядя в окно на пробегающий мимо пейзаж, Аида вспоминала своих школьных подруг, шумный старый двор с висячими лестницами и паутиной бельевых веревок. Нащупав в кармане брюк свой талисман, Аида улыбнулась воспоминаниям и переложила его в сумочку. Она нашла его в песке, на пляже. Это была потемневшая шахматная фигурка – белый конь. Аида училась тогда в девятом классе. Она решила, что это знак судьбы. Ведь выброшенная волной на берег шахматная фигурка, согласитесь, необычная находка, слишком уж «сухопутная».

Как давно это было! Только сейчас, когда тебе почти 40 лет, понимаешь – что это было самое счастливое время. Вся жизнь еще впереди: фигурки стояли ровными рядами, и игра еще не началась. А в 16 лет мало, кто сомневается в том, что победа – именно его предназначение. Нельзя сказать, что у Аиды все сложилось плохо. Наоборот. Она кое– в чем даже преуспела. Окончила МГУ, аспирантуру, успешно защитилась и стала кандидатом юридических наук. Затем проработала в прокуратуре несколько лет. Позже руководила собственной небольшой адвокатской конторой.

Сбой дала личная жизнь. Брак остался бездетным и распался именно по этой причине. Через 10 лет совместной жизни…Тяжко было поначалу. Теперь свыклась и не хотела об этом вспоминать, ушла с головой в работу, в свой бизнес. Но, чем больше вокруг тебя людей, тем острее чувство одиночества, нежеланнее выходные, скучнее праздники, длиннее ночи. Даже еда безвкусна.

Аида возвращалась в родной город без особой радости. Ей предстоял выбор: оставаться на Родине или, продав родительскую квартиру и забрав мать, возвращаться в Москву. Отец умер два года назад, и маме уже трудно управляться одной. Брат не баловал ее вниманием. Своих забот полон рот. Принесет изредка продукты, лекарства, денег подкинет – вот и вся сыновья забота. А старая женщина деньги на международные переговоры изводила. У Аиды сердце начинало ныть, когда она слышала в телефонной трубке дрожащий старческий голос.
— Дочка, у тебя все в порядке? Я снова видела тебя во сне…- со смущением в голосе спрашивала мама. Аида понимала, что это всего лишь повод позвонить. Маме просто одиноко. Как и ей.

До отправления поезда оставалось почти ничего, а места в ее купе были все еще пусты. Раскрасневшийся и вспотевший мужчина с огромным баулом и хныкающей девчушкой на руках протиснулся в купе за несколько минут до отправления поезда. За ним вошли два подростка с сумками и чемоданами. Одному было лет 15, другому чуть меньше.
— Уф – ф, успели, — с облегчением вздохнул мужчина, усадив девочку на скамью. Он поздоровался с Аидой, извинился за мальчика, поставившего чемодан на ее место, и стал рассовывать вещи по полкам и антресолям. Девочка капризничала, и Аида решила занять ее, пока папаша укладывал вещи. Надо полагать, это был папаша.
— Да, это дочка, Аида, — подтвердил мужчина, когда они, наконец, устроились и завязали разговор. – А это мои сыновья, Рустам и Руслан.
— Будем знакомы, тезка! И меня зовут Аида.
— Вот здорово! — улыбнулся попутчик.
Они разговорились, и беседа затянулась допоздна. Маленькая Аида, успевшая перебраться на колени Аиде старшей, так и уснула у нее на руках. Так не хотелось перекладывать это сероглазое чудо на соседнюю постель! Но и старшие дети утомлены, и вскоре свет в купе был погашен. Многодетное семейство сопело во сне носами, поезд стучал колесами, и был во всех этих ночных звуках мир и покой.

Аида уснула не сразу. Она еще долго всматривалась в пробегающие мимо окна тени и блики. Думала об услышанном и искренне сочувствовала своему попутчику. Как оказалось, два года назад он потерял жену и, как мог, старался заниматься хозяйством и воспитанием детей. Но разве справится мужчина с такой ношей один? Вот и пришлось везти детей к бабушке. Пока лето, попривыкнут. А он с родней обсудит, как быть дальше. Может быть, оставить трехлетнюю дочку у бабушки. Правда, мальчики сейчас возражают, не хотят разлучаться с сестренкой, а перебираться к ним, в Москву, бабушка отказывается. Но еще будет время решать все на месте.

Аида редко летала самолетом. Ей нравилось путешествовать по железной дороге. Хотя и это случалось нечасто. На сей раз дорога обещала быть нескучной. Компания приятная. Аиде она в новь и поэтому интересна. Весь следующий день прошел в кормлениях и чаепитиях, играх и разговорах. Когда после полудня маленькая Аида уснула, ее отец предложил Аиде старшей сыграть в шахматы.
— Никогда не играла в шахматы, — ответила она и отодвинулась, уступая место 15–летнему Руслану. Отец раскрыл на столике шахматную доску и, расставляя фигуры, рассказывал:
— Я эти шахматы с детства храню. Мы еще с отцом играли. Это его подарок. Тут, правда, одной фигуры недостает. Когда-то, лет 25 назад, летом на пляже затерялась, — сказал он и поставил вместо белого коня затертую деревянную катушку от ниток. Аида опешила. Ее взгляд застыл на шахматной доске. Через минуту она достала из сумочки свой талисман и заменила им коня – катушку.
— Не тот ли?- с улыбкой спросила Аида. – Прямо–таки, сказка! Я этого коня тогда же, лет 25 назад на Пиршагинском пляже нашла и с тех пор не расстаюсь с ним. Это мой талисман.
— Чудеса!…- изумленно уставился на вернувшуюся из далекой юности фигурку белого коня отец семейства. – Неужели тот? Именно на Пиршагинском пляже я его и посеял. У нас дача была неподалеку. Так мы с отцом и на пляж шахматы таскали. Чудеса.… Вот так встреча!

Белый конь – он и есть белый конь. И пусть не совсем принца принес он, так ведь и сам–то не совсем конь.

Пронеслись три жарких, полных событий летних месяца. И в один из теплых августовских вечеров, в самый разгар «инжирного» сезона, заполнило купе поезда «Баку-Москва» новое семейство: маленькая Аида спала на руках у Аиды-старшей, которую обнимал за плечи муж, Рашид. Мальчики раскладывали на столике шахматную доску. К новому году и бабушка приедет.

0 комментариев

  1. marina_yanaeva_

    Сколько раз читалаэтот рассказ, столько раз чуть не плакала…
    Что поделаешь — сентиментальные мы — восточные женщины.
    Гюля, пятерка тебе от всег твоих благодарных газетных читателей и от меня лично.
    Удачи!

Добавить комментарий