Обожаю творчество известного раздорского поэта Б.Этингофа, особенно его песни. Однако, в 100-й раз прослушивая популярную Борину песню «Раздоры», я был несколько озадачен, — кем же, по мнению автора населен наш волейбольно-бадминтонный край. Посмотрим по тексту:
«…Клочок средне-русской равнины,
На стыке Кремля и природы.
Где рядом – ПОПЫ и РАВВИНЫ,
И люди вселенской породы…»
«Вот это да!» — подумалось мне. Тут такое в Раздорах происходит, а я ничего не знаю. Вообщем, пошел искать заветные площадки, где святые отцы с азартом занимаются спортом, но поиски мои оказались тщетны. Зато мне приснился вещий сон, который и поставил все на свои места.
Во избежание кривотолков и нежелательных разборок сходство имен персонажей сна с реальными людьми прошу считать АБСОЛЮТНО СЛУЧАЙНЫМ!
Итак,
Попы и раввины решили сразиться,
Чтоб враз разрешить бесконечные споры,
Чтоб истина тут же могла бы родиться.
И выбрали место с названьем Раздоры.
А люд неизвестной вселенской породы
Собрался болеть за попов и раввинов,
И чинно расселся на лоне природы.
К одним – половина, к другим – половина.
Попы их решили мгновенно пометить:
— Вот эти, что справа – пусть будут вселенцы.
Нам с ними приятно победу отметить.
А слева – антихристы, тьфу! – выселенцы!
И матч начался осторожно, неспешно,
Раввины проверили, круглый ли мячик.
И обе команды молили, конечно,
Чтоб бог непременно послал им удачу.
Игумен Геннадий и дьякон Василий
Достойно играли для первого раза.
Блокируя сетку с пречистою силой,
Вбивали кола, прикрываясь от сглаза.
Один наловчился разгрузкой арбузов,
Другой выступал аж на первенстве ВУЗов,
А инок Сергей – тот вообще КМС…
В стране к волейболу большой интерес.
Раввин Станислав в одиночку сражался,
Хватал все мячи и поглядывал в тору.
Он мысленно в коршуна преображался
И бил виртуозно, не зная повтору.
Алмазом сверкали девчонки-раввинки:
Людмилка, Светланка, Ольгунька, Маринки.
Душой разгадав все поповские штучки,
Мячи принимали их слабые ручки.
По лесу пошла дымовая завеса,
Костер разводил Николай-исламист.
Но нет у команды ничьей перевеса.
Да, путь до победы извилист и мглист.
Ничья затянулась надолго, уж слишком.
Вселенцы вдруг начали громко сморкаться.
«Пора завершать», — промелькнула мыслишка.
Игру прекратили, и стало смеркаться.
И к пастору Вальтеру ринулась братия,
Католик раскрыл им святые объятия,
И всех угостил «коньячком с первоцветом»,
Что Боря готовит по древним рецептам.
Потом к ним подсела команда индусов,
С собой принеся три бутылки «Искусов»
Хорошие люди, нет места сомненьям,
А с неба Творец осенял их знаменьем.
…Смеясь задушевно и песни горланя,
Попы и раввины с индусами вместе
За рюмкой хмельной перешли на братанья,
Хвалили друг друга по делу, без лести…
…А люди бездомной вселенской породы
Дремали в сторонке, им виделись дали:
Роскошные дачи, сады, огороды…
И было обидно, что выпить не дали…
… Тут лучик верхушек деревьев коснулся,
Забрезжил рассвет, я в постели проснулся…
— Проспал на работу!
Кошмар!
Катастрофа!!!
Вот, что вытворяет строка Этингофа!
P.S. А вдруг там еще кто-то хочет сразиться?
Спросите у Вальтера или у Бори.
Он новую песню придумать грозится.
Про негров, китайцев и …
… наше Раздорье!
Ну вот, Олег, наконец-то я снова добрался, как и обещал, до Вашего «Матча…»
Позиционировать его надо именно как «юмористический стих», а не как «пародию». Все-таки пародия предполагает большую сжатось, нацеленность на стиль, особенности, фрагменты пародируемого стихотворения. У Вас пародируются только две строки, а действие развернулось аж на 16 (!) четверостиший. Да, главные действующие лица: попы, раввины и «люди Вселенской породы», задействованы в интересном и оригинально представленном событии — волейбольном матче. Но они явились лишь толчком к вполне самостоятельному произведению. В пародии важно «перекликание» с оригиналом. У Вас же об оригинале забываешь напрочь, все внимание переключается на сюжет.
Но в качестве юмористического стиха читается с интересом. Правда, с одним «но». Есть слишком явная направленность на «раздорского» читателя, который, безусловно, узнает персонажей и порадуется такому представлению. Но вот что касается читателей «со стороны», боюсь, что это является минусом.
Как избежать такой узкой направленности? По-моему, надо попробовать использовать поменьше имен. Вот эта строка: «Людмилка, Светланка, Ольгунька, Маринки» — очень показательна в этом плане, введение имен тут явно не оправдано… Я сейчас попытался представить стих без имен, и все равно в нем остается что-то, что не дает ему «расшириться»… Не знаю… Видимо, оно обречено быть созданным для узкого круга читателей. Это, знаете, как смотреть матч двух институтских команд. Одно дело, если ты болеешь за свой факультет, близко переживаешь все перипетии матча. А если просто пришел с улицы? Ну да, вот в этом моменте защита постаралась, вот атака смачная получилась. А что, матч уже закончился? Ну, я пошел дальше…
Но у других читателей может быть другое мнение, Олег. Собирайте статистику. 🙂
Наверное, я не сказал ничего нового для Вас. Примите эту рецку как одно из статистических данных…
Успехов Вам! Новых замечательных песен!
Спасибо, Всеволод, за разбор моего стиха.
Я, конечно, полностью согласен с вашими доводами о некоторой «местечковости» моего повествования.
Беда видимо в том, что оно и писалось для раздорской публики, без первоначального стремления предоставить его более широкому кругу читателей, а тем более — выставлять на интернет-конкурсы.
Еще раз благодарю, что не забыли моей просьбы.