«…Но не тащите в день грядущий
Уродства прожитого дня».
М. Беркович
Все мы – выходцы из прошлого. Все до одного, какими бы суперсовременными себя ни считали в собственном мнении. За каждым из нас до конца дней тянется своего рода пуповина, по которой вливается из прошлого его содержимое, и хорошее, и плохое. Прошлое не исчезает насовсем. Оно более реально, чем будущее, из которого некто предлагал переносить нечто в настоящее, поскольку оно, несомненно, «светло и прекрасно». Однако, в настоящем живёт и здравствует гораздо больше из прошлого, в том числе и скверного. И прав тот, чьи слова взяты в эпиграф статьи. Его мысль более реальна и злободневна, чем мистическое требование классика. В прошлом, конечно, есть и то, что достойно переноса в настоящее и будущее. Но речь идёт о не достойном – опасном для всех времён, и имеющее отношение к поэзии.
Каждый поэт имеет право, и должен, иметь свою личную позицию на всё и на вся, что и как ему заблагорассудится, и высказывать свою точку зрения – иначе он не поэт. Быть не согласным с его мнением – тоже святое право каждого читателя. Но вот упрекать автора произведения в его мнении и «разоблачать» его «неправоту» — значит считать именно своё мнение истинно святой истиной в последней инстанции. Абсолютные истины существуют только в физике, химии, математике и в других точных науках. Сомнительно уподобление им творчества. Но уподобить пытались. Особенно в XX веке. Особенно в нацистской Германии и в Советском Союзе.
Его вожди объявили постулатом «социалистический реализм». С его мерок они целились в поэтов, писателей, художников, как гитлеровские нацисты в расы: этот череп – правильный, а этот – не правильный; это – правильный стих, а этот – нет… Бродский писал не правильные стихи – в зону его; Высоцкий писал не правильные стихи – не признавать его поэтом; многие художники не так писали свои картины – под бульдозер… Тем, кому не известны принципы «социалистического реализма», а также тем, кто их не знал, и тем, кто не знал, да ещё и забыл, изложу. Я помню их достаточно хорошо – в школе заставляли выучить наизусть. Так вот, чтобы угодить Его Величеству Социалистическому Реализму авторам непременно необходимо было в своих произведениях «отображать» только то, что характерно и типично для социалистического строя, а не те, не типичные для него, отрицательные, явления, которые кое-где иногда временами всё ещё к сожалению изредка случаются. Для социализма, который обязан был к 1980 году перейти в коммунизм, характерно и типично было только хорошее: то, что «мы делаем ракеты, перекрываем Енисей, а также в области балета…» Узнали? Правильно – Галич – не правильный поэт – пинком его в загнивающий Запад – издевался над нашим светлым сегодня.
Следовать принципам «социалистического реализма значило писать правильно, не следовать – не правильно. Даже более того – клеветать на нашу прекрасную сегодняшнюю реальность. С этой позиции газеты обрушились на начавшуюся моду носить… чёрные очки. Это постыдное явление разоблачалось, как подрыв советского строя, вторжение буржуазной моды и идеологическую диверсию супротив нашей непогрешимой идеологии. Наша, советская молодёжь, не должна была взирать на нашу светлую социалистическую действительность через чёрные очки! Правильные поэты немедленно откликнулись, аки «колокол на башне вечевой». В газетах появились правильные стихи о зловредных чёрных очках, оканчивающиеся призывом немедленно снять их и никогда впредь не надевать. Авторов правильных стихов приняли в правильный союз писателей. Они в настоящее время являются руководителями литературных объединений, учат правильно писать правильные стихи и не считают Владимира Высоцкого поэтом, что и пытаются внушить своим слушателям XXI века…
Через пуповину, связывающую нас с прошлым, нам передались от него такие «аксиомы», как: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан», «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо» и т.д. Слишком часто, до сих пор, вольно или не вольно, многие из нас воспринимают стих, словно политическую статью или штык: ими надо непременно что-то или кого-то разоблачить, заклеймить, пронзить, назидать. Стих – лозунг, стих – агитка. Во многих из нас это въелось настолько, что стало плотью нашего восприятия поэзии. Стремление сделать из поэзии орудие подметила в своё время Марина Цветаева на примере р-революционного отношения к Пушкину:
« — Пушкиным не бейте!
Ибо бьют им – вас!»
(Станок)
«То-то к пушкинским избушкам
Лепитесь, что сами – хлам!
Как из душа! Как из пушки –
Пушкиным – по соловьям.
Слава, соколам полёта!
Пушкин – в роли пулемёта!»
(Стихи к Пушкину)
Дар поэта – дар Божий – тонкий и сложный инструмент. Через него поэт, иногда помимо воли своей, пропускает и прошлое, и настоящее, жизнь свою и окружающих людей, природу и космос. Он излагает своё поэтическое видение. Прав он или нет – Бог ему судья.
\»Что мне нравится в поэтах — это поэзия…\»
А.Моравиа
Станислав, соглашаясь с публикацией по существу, не могу не обратить ваше внимание на иронию, содержащуюся в приведенной выше цитате. На любительских сайтах так привыкли примеривать \»костюмы не по росту\», что некоторым кажется \»хорошо сидит\» 🙂
Даже от частого именования \»поэтом\»… никто еще таковым не стал. Нужно в этом честно признаться (прежде всего самому себе) и прекратить словесный блуд в отношении Пушкина и… кстати, соцреализма — тоже: и в ту эпоху были написаны замечательные стихи, но писали их не критики, а настоящие Поэты.
Кто пишет, часто забывает:
Живых Поэтов не бывает!
Наверное, как раз поэтому,
Считаться хочется поэтами…
🙂
Ваш,
Все так конечно..Все так.
Ответ Александру Краснову. Спасибо за отзыв. Правда, я не очень вник в его смысл. В свою очередь прошу обратить ваше внимание на то, что речь в моей статье «Пуповина» идёт о том, что написано в эпиграфе – об уродствах прожитого дня, а не обо всём дне в целом.
«Соцреализм», был, в целом, уродством, хотя в нём и содержались отдельные жемчужины, но это было как раз то, что в него не вписывалось – об этом речь в статье.
В части ваших слов о «словесном блуде» их можно принять не как отклик, а как окрик, знакомый именно по временам «соцреалисзма»: прекратить, запретить, не пущать. Почему вы так за него обиделись? Что вы называете «словесным блудом» о Пушкине?.. Помнится, несколько авторов тех времён поплатились именно за своё мнение о Пушкине – их даже судили. В статье приведены цитаты из стихов, Марины Цветаевой – я просто с ней согласен. С точки зрения того же «реализма» она тоже «словоблудила» — потому и оказалась не угодной власти, и покончила с собой. А вот слова об эпохе «соцреализма» другого писателя: «Литература унижена, затравлена, загублена». Так «словоблудил» А.Фадеев перед тем, как застрелиться. У него не было никакого стимула для того, чтобы творить, как он писал в том же письме. Вот эти уродства и нельзя переносить из прошлого в настоящее и будущее.
Приводимые мной факты из жизни Пушкина взяты из его дневников, писем к жене, книг компетентных учёных, изучавших историю его эпохи. Если история – это «словесный блуд», как вы изволили выразиться, то поздравляю мир с открытием, честь которого принадлежит вам. Снимаю шляпу (свою, разумеется). Впрочем, вы правы: в эпоху социалистического реализма история действительно была словесным блудом, который и до сих пор с упоением поглощается некоторыми, считающими его святыней. А вот слова одного из почтеннейших «пушкинистов» о том, что «Пушкин был великим экономистом, равным Карлу Марксу, с которым они вместе способствовали революционному становлению рабочего класса – могильщика капитала», — не словесный блуд? (Кстати, сия формулировка – из арсенала соцреализма.) Пушкин стал жертвой его гипертрофированного и искажённого почитания, и поливания его сляденькой сяхарной глязюрью.
Насчёт «считаться поэтами»… Если это в мой адрес – благодарю за неожиданный комплимент: я как раз никогда себя поэтом не считал ( даже стихи об этом написал, язвительные, в свой адрес). Я для поэта слишком реалистичен, не «упёрт» и иронически к поэтам настроен, начиная с самого себя. Мои стихотворные упражнения – что-то вроде решения кроссвордов в свободное время.
Примите мои уверения в совершеннейшем к вам почтении… Станислав Афонский