И наконец самый пленительный, на мой взгляд, сонет 14:
А темные восторги расставанья,
А пепел грез и боль свиданий нам,
Нам не ступать по синим лунным льнам,
Нам не хранить стыдливого молчанья.
Мы шепчем все ненужные признанья,
От милых рук бежим к обманным снам,
Не видим лиц и верим именам,
Томясь в путях напрасного скитанья.
Со всех сторон из мглы глядят на нас
Зрачки чужих, всегда враждебных глаз
Ни светом звезд, ни солнцем не согреты,
Стремя свой путь в пространстве вечной тьмы,–
В себе несем свое изгнанье мы –
В мирах любви неверные кометы!
По-прежнему звучат космические мотивы: «по синим лунным льнам», «светом звезд», «солнцем», «в пространстве вечной тьмы», «неверные кометы». Но к ним присоединяется, как мне кажется, еще одна тема: безвозвратно потерянных светлых чувств. Сонет можно считать реквиемом по любви к своей первой жене Маргарите Сабашниковой. Они познакомились в 1903 г. Высокообразованная красавица 19 лет от роду, с большими способностями к рисованию и стихосложению, увлекавшаяся оккультизмом. (Именно она знакомит Волошина со Штейнером). На первый взгляд, абсолютная гармония и общность интересов. Спустя три года – бракосочетание. В статье Н. Богомолова «Эротика в русской поэзии — от символистов до обэриутов» обращает на себя внимание следующая фраза: «В ряду совершенно особых семейных отношений людей эпохи символизма (хорошо известная семейная драма Блока, треугольник Белый — Нина Петровская — Брюсов, история третьего брака Вяч. Иванова и пр.) брак Волошина и Сабашниковой также был отмечен «особой метой»». Здесь следует напомнить, какое большое значение символисты придавали мгновениям страсти, « где земной мир прикасается к иным бытиям» по словам Брюсова (даже в Соrona Astralis присутствует соответствующая терминология: «экстазы земных пустынь» (сонет 3), «экстаз безвыходной тюрьмы» в сонете 7). И если Брюсов, Бальмонт ловили эти мгновения в специальных заведениях, то Вяч. Иванову для получения желаемого требовалось иное окружение. Центральной идеей Иванова 1905-1907г.г. было формирование «единой души бесчисленных дыханий» во время регулярных «сред» в Башне и поиск своего «хорового тела». Идея соборности как постепенного соединения людей в общении не только духовном, но и телесном была предпринята в начале 1907 года с М.В. Сабашниковой-Волошиной и отчасти с самим Волошиным. Судя по дневникам поэта 1907-1908 г.г. именно это вызвало отчуждение Волошина от прекрасной Маргариты и дальнейший распад их отношений.
Хотя эта страница любовных отношений не полностью закрыта, открывается новая. В жизни Волошина появляется Е.И. Дмитриева. Именно ей посвящается изысканный венок. Поэт знакомится с ней зимой 1908 г., а летом вместе с Н.Гумилевым она приезжает в Коктебель. Она, так же, как и Маргарита, имеет отношение к оккультизму, натура очень экзальтированная. Вот как рассказывает Елизавета Ивановна о себе со слов Волошина, приведенных им в дневнике: « Мне было 13 лет, когда в мою жизнь вошел тот человек… Он был насмешлив и едок. Мама очень любила его. И тогда начался кошмар моей жизни. Я ему очень многим обязана. Он много говорил со мной. Он хотел, чтобы все во мне пробудилось сразу. Когда же этого не случилось, он говорил, что я такая же, как все. Он хотел, чтобы я была страшно образованна. Он, я потом поняла это, занимался оккультизмом, он дал мне первые основы теософии, но он не был теософом. И он был влюблен в меня, он требовал от меня любви; я в то время еще не понимала совсем ничего. Я иногда соглашалась и говорила, что буду его любить, и тогда он начинал насмехаться надо мной. Его жена знала и ревновала меня. Она делала мне ужасные сцены. Все забывали, что мне 13 лет. Да… Макс, это было… Он взял меня».
Corona Astralis создается в августе. Именно на это время приходится пик их романа. Следовательно, Елизавета Дмитриева была музой поэта при написании космических сонетов, раскрывающих тайны мирозданья.
В исследовании Е. Кузьмина «Оккультизм в «Corona Astralis» Максимилиана Волошина» дается несколько иная интерпретация фабулы произведения. Там большое внимание уделяется докладу Волошина «Пути Эроса», прочитанному им в Москве в феврале 1907 г. Автор не без основания считает, что основные положения доклада отражены в поэтических образах цикла. Но, думаю, в целом смысл венка воспринимается однозначно: жизнь отдельного человека не случайна. Это определенный, мизерный отрезок на несоизмеримо длинном пути к Богу. К этому можно добавить: от того, как проживешь свою жизнь, зависит длина оставшегося восхождения.
Познакомившись с данной работой, можно наверняка сделать вывод: она не является универсальным ключиком ко всем тайнам Corona Astralis . Хотя бы потому, что у каждого читателя свое восприятие некоторых моментов, главным образом , из-за многослойности представляемых в произведении образов. Например, Е. Кузьмин фразу «Полночных солнц к себе нас манят светы» (сонеты 3,4) интерпретирует как возникновение полового влечения: «При этом возникновение пола расценивается как инволюция. Ее символом выступает ночное солнце: «Полночных солнц к себе нас манят светы». Этот образ противоположен реальному дневному светилу, сопоставимому с Богом». А мне в этой фразе видятся далекие звездные миры, которые человек на определенной ступени своей эволюции стремится познать.
Разгадка ряда образов данного цикла сродни расшифровке вещих снов. И с первого раза, без многократного прочтения, обдумывания и сопоставления не стоит надеяться на удачу. Истина откроется позже, и у каждого читателя она будет своя.
Библиография.
1. Волошин М. Избранное. — Минск: Мастацкая литаратура, 1993
2. Волошин, М. Автобиография // Воспоминания о Максимилиане Волошине. М.: Советский писатель, 1990
3. Волошин, М. История моей души // Волошин, Максимилиан. Автобиографическая проза. Дневники. — М: Книга, 1991
4. Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них http://www.i-u.ru/biblio/archive/besant_sagadki/
5. Духовный отец Максимилиана Волошина http://www.stihi.ru/poems/2005/02/03-1485.html
6. Купченко В.П. Хронологическая канва жизни и творчества М.А. Волошина http://members.tripod.com/symposion0/authors/bio/Voloshin1.htm
7. Богомолов Н. Эротика в русской поэзии — от символистов до обэриутов http://www.silverage.ru/stat/bogom_eros.html
8. Кузьмин Е. Оккультизм в «Corona Astralis» Максимилиана Волошина» http://www.plexus.org.il/texts/kuzmin_okkult.htm
VIA ASTRALIS?
В себе несем изгнанье мы –
В мирах любви неверные кометы! М. А.. Волошин
Среди голов, зело раскудренных,
Повесив сонную свою,
В электропоезде заутреню,
Привычно тесную стою.
Несемся мы с точильной скоростью,
По моргновениям, не вдруг,
Роняя сна и яви прорости
Из размыкающихся рук.
В бреду колесного икания
Astron мерещится и дом,
Где астроном не я, – фантом.
Где в двух парсеках привыкания
Все промережено крестом –
Звезда мечтает… о пустом.
Действительно, к такой заутрене можно привыкнуть, лишь вооружившись CORONA ASTRALIS. А если серьезно – возвышенные красивые стихи об обыденном. Вам это очень хорошо удается. Спасибо, что заинтересовались моей работой.
С уважением
Спасибо за интересную и познавательную статью.