О возможности формирования европейской хаокультуры


О возможности формирования европейской хаокультуры

Со времен Древних греков, прародителей всей европейской культуры, данная культура формируется как логоцентричная. Темы Хаоса старались избегать, либо как нечто пугающее, либо недостойное рассмотрения. Хаос всегда находился на обочине интеллектуальной жизни. Греки сознательно дистанцировались от темы Хаоса.
Разумеется, существовали хаотические культы (например, культ Диониса), и греческая трагедия. Но подобные культы не являлись основой мировоззрения древнего грека. А смыслом греческой трагедии был катарсис (;;;;;;;;), -очищение, оздоровление, восстановление высшей гармонии. Даже в греческой трагедии не было место Хаосу.
С возникновением в поздней античности христианства, которое очень быстро получило распространение в греко-римском мире, тема Хаоса практически исчезла из обсуждения интеллектуалов. Христианские апологеты очень слабо интересовались Хаосом. Более того, начиная с 4 в., Хаос неявно ассоциировался со злым началом, с первоначальным неустройством этого мира, т.е. с первородным грехом. В центре находился Христос- Логос, вторая ипостась троицы. Мир устроен исключительно разумно и иерархично. Исключения составляли некоторые христианские мистики эпохи Высокого Возрождения, например мейстер  Экхарт,  который разделял понятия бога и божества. Божество непознаваемая  бездна, которая возвышается над богом-отцом. Здесь могут напрашиваться некоторые отождествления божества с Хаосом.
Настоящий прорыв к Хаосу начался с учения о бесконечности вселенной. Учение о бесконечности мира восстановило классическое определение Хаоса как первоначальной пустоты, бездны (;;;;, от глагола ;;;;;, зиять, широко раскрыться). Но у Николая Кузанского, который одним из поднял тему возможной бесконечности вселенной, не было отчетливого представления о Хаосе. Куда дальше на этом поприще продвинулся Дж.Бруно. Этот Человек отважился отказаться от уютной аристотелево-птолемеевой картины миры, и бесстрашно бросить свой взгляд в зияющую бездну. Полагаю, что для Бруно бесконечная вселенная означала не просто пространственную бесконечность, но именно Бездну. Именно этот человек в своих произведениях Печать печатей и Искусство памяти задолго до Остиана Спейра предвосхитил магию сигил. Бесстрашный Бруно решился приоткрыть врата: «пылающих черным  огнем героического энтузиазма.»
Как ни парадоксальна, но современная наука началась…с иррационализма.
Абстрактные рассуждения схоластов были отброшены, экспериментальные исследования поставлены в центр науки. Очарованы первыми успехами механистической науки, люди окончательно  уверовали не только  в свой разум, но и в то, что Вселенная управляется разумными законами, и в ней нет место случайности и Хаосу. Таким образом, мир линеен и полностью познаваем.
 Хаос проник сначала в науку через нелинейность. Не все уравнения поддавались аналитическому решению. Оказалось, что самые простые системы, вроде маятника, можно перевести в хаотические режим.  Простые явления ведут себя непредсказуемо. Выяснилось, что мы живем в нелинейном мире. Наш мир, который мы способны познать, всего лишь островок порядка, в остальном мире царит Хаос.
В настоящий момент теория Хаоса (синергетика) занимает достойное место в современной науке. Это одна из мощных предпосылок для формирования будущей хаокультуры.  Но не следует переоценивать науку. Наука изучает преимущественно детерминированный (динамический) Хаос. Хаос как философский концепт исследован слабо, по той причине,  что его нельзя отнести к традиционным концептам и категориям.
 В культуру 19-20 века Хаос проник безумием Нишце и столь же безумными магическим экспериментами Кроули. Великие революционные потрясения сокрушали привычный порядок.  Мир  мгновенно преобразовывался по историческим мерка, прошлое рушилось и обретало забвения.
Вместо прежнего внешне гармоничного мира дымились руины свергнутых империй. Это было внешнее торжество Хаоса, но временное торжество.
Казалось бы Анархия и Хаос близнецы братья, но «По меньшей мере, со времен Кропоткина анархисты сознательно дистанцировались от идеи Хаоса… Почти каждый «серьезный» анархистский писатель в прошедшие годы пытался отдалить анархизм от Хаоса.» (Curious George Brigade, Анархия в эпоху динозавров).  Но, несмотря на подобный конформизм, Анархия и Хаос тесно связаны в сознании людей, и взаимно переходят в друг друга. Хаос всегда будет кошмаром правителей и серых обывателей.
Идеи Хаоса не стали достояниям большинства, даже несмотря на возникновения такого интересного явления как магия Хаоса (в данном случае гораздо лучше подходит набор психотехник по изменению сознания). Основателем магии Хаоса считается художник-визионер Остиан Спейр, который ввел в парктику магию сигил (далеко не первый). В 70-х годах 20 века Питер Кэролл и Рэй Шервин основали орден иллюминатов Танатоэроса. Собственно с этого момента хаосизм начинает свою историю. Хаосизм не является строго определенной доктриной, здесь нет незыблемых правил и догм, ни тем более священных наставлений. Важен только индивидуальный опыт. Главное – освободить свое сознание от социальных шор, научиться вновь воспринимать реальность гибкой и изменяющейся.
Может ли хаокультура стать  будущим человечества. Да, но для этого необходимо отказаться от любых форм рационализма  и логоцентризма. Принять мир и себя как реальности неустойчивые, постоянно не совпадающими сами собой. Рационализированию поддаются только сравнительно простые объекты.  Мир и человек настолько сложны, что не могут совпадать сами собой. Реальность очень гибкая, и позволяет самые немыслимые преобразования. Для более адекватного познания мира и человека наука и искусство должны обрести единый язык.
В обществе должна воцариться Анархия как естественная проекция Хаоса на общественное бытие. Культура, основанная на строгой иерархии и соподчинении должна стать достоянием прошлого. Новая культура должна стать культурой хаосомной, культурой гибкой и самоорганизующейся. Любое общество должно помнить, что если оно хочет сохранить свободу, то не должно избавляться от хаотических элементов.

Добавить комментарий