КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИЯ


КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИЯ

Этот цикл возник сначала как календарный цикл акварелей
«Поднимаюсь по эскалатору на станции метро»

Поднимаясь по эскалатору станции метро, я думаю о работе, семейных неурядицах, деньгах, политических беспорядках, любимом человеке, предстоящем ремонте, глупости и мудрости людей, больном зубе, общем устройстве вселенной, или не думаю ни о чём.
Независимо от этого, фон сознания бесстрастно фиксирует лица людей, плывущих вниз по встречному эскалатору. Мой взгляд скользит по лицам и встречается со взглядами людей, уходит в другие миры и возвращается обратно. Этот фоновый поток разделяет мои суетные мысли и то, что в глубине. В глубине возникают и мгновенно исчезают образы, оставаясь вечными.
Будто кто-то иной создаёт и уничтожает их в моей глубине.
Неизвестно по какой причине и с какой целью.
Как месяцы года сменяют друг друга,
безучастные к жизни и смерти человека.

Потом появились метрополитанки «Еду в вагоне метро».

Январь: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро «Новослободская»

В метро ни звука.
Мелькают станции.
Подобно коленцам
чёрного бамбука.
Подобно коленям
девушек в чёрном.
Что входят на станции,
выходят на станции.
Неостановимо.
Пока ты сидишь
и взрослеешь, стареешь, дряхлеешь.
Уже и не ты, а другой,
и третий и -надцатый.
Подобно коленцам
чёрного бамбука.
Неостановимо.

Образ чёрного бамбука придумал не я. Его придумал (не знаю, впервые ли) Ки-но Цураюки, великий поэт и составитель «Кокинвакасю» — «Собрания старых и новых песен Японии» — классической антологии японских танка эпохи Хэйан.

Февраль: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро «Проспект Мира»

Волосы цвета спелой листвы.
Губы цвета опавших лепестков.
Глаза закрыты, но будто смотрят в небо.
Из-под наушников свисают серёжки
как две маленькие луны.
Прислонившись
к надписи «не прислоняться»,
какую лунную музыку слышит?
какие видит звёзды в ночи?

Март: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро «Комсомольская»

Сошла с картины Утамаро,
села напротив меня в метро.
Целых три остановки
думала по-японски
о чём-то очень японском
А потом вышла на станции «Комсомольская»
и стала как все,
у кого прямые, длинные, чёрные, блестящие волосы,
подобные водам реки,
утекающим в лунную ночь.

Апрель: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро «Курская»

Свалились с ветки Ци Бай-ши
прямо на мягкое сиденье метро,
две девушки так увлечённо
отгадывают кроссворд.
И я всё думаю:
Что же на самом деле
так взволновало их маленькие сердца?

Май: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро «Таганская»

Будто с картины Моне,
но только в чёрном,
девушка в широкополой шляпе,
сидит напротив меня в метро
и зевает так сладко!
И я тоже зеваю,
но только украдкой —
чтобы она не подумала,
что мне скучно глядеть на неё.

Июнь: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро «Павелецкая»

Смотрю на юных девушек в метро,
несмотря на то,
что они годятся в жёны моему сыну.
И не смотрю на женщину напротив,
несмотря на то,
что она годится в жёны мне.
Хотя с другой стороны,
юные девушки подобны цветам на лугу —
прекрасным и бессмысленным,
а женщина напротив┘ —
Интересно о чём она думает?

Июль: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро «Добрынинская»

Ох! Какая девушка!
Она держит за руку молодого человека,
и у него глаза неизвестно где.
А она ему — вроде в шутку — бац по щеке!
И — бац! — по другой щеке.
А он расплывается в дурацкой улыбке.
О Господи!
Сколь примитивно устроена жизнь!
Спасибо, Господи, Тебе за это!

Август: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро «Октябрьская»

Сколь странен спор
юноши и девушки,
что сидят напротив меня в метро!
Глядя на колено её ноги,
закинутой на другую ногу,
ну разве не очевидно,
что девушка во всё права,
а юноша ни хрена не понимает!

Сентябрь: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро «Парк Культуры»

Она выходила
на станции метро «Парк Культуры»,
когда я увидел её конский хвост —
великую причёску великих шестидесятых.
И я простил ей всё:
и то, что она кусала губы,
предназначенные для неподвижного
ожидания поцелуя,
и какофонию звуков из-под наушников
вместо чудесных ритмов,
предназначенных для танца конского хвоста,
и кроссовки вместо туфель на шпильках
(ну, кто же носит кроссовки
вместе с конским хвостом!).

И на меня снизошло озарение:
Великие традиции не умирают.
И только старые дураки вроде меня
не понимают,
что всё истинно древнее
всегда рождается заново,
и не похоже на себя прежнего.
Интересно,
сколько миллионолетий назад
женщина впервые
сделала причёску «конский хвост»?
И пошла по тропе,
небрежно накинув на плечи
шкуру саблезубого тигра.

Октябрь: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро «Киевская»

Они все думали,
что это просто старый козёл,
который уставился на девушку,
сидящую напротив него в метро.
Но я-то понял:
сей умудрённый старец изучает
топологическую схему её колена,
и выпуклое множество бедра,
и трансцендентность смелого изгиба
тонкой шеи.
И там, где все другие видят
только плоть,
он видит красоту и тайну,
и смелое решение проблем
усройства мира,
и математику гармонии земли и неба.

И девушка, должно быть, догадалась,
и не смутившись и не возмутившись,
вдруг сдвинулась в пространстве
на мирорасстояние
и стала идеалом,
недостижимом в мире метрополитена.
Но тут возникла станция и поезд тормозил.
И всё порушилось.
И старец глаза потупил,
девица покраснела,
а остальные усмехнулись.
Я же сделал вид,
что продолжаю читать свою книжку.

Ноябрь: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро «Краснопресненская»

Только в метро понимаешь,
что все мужчины — дураки и пьяницы,
все женщины загадочны,
все дети никогда не станут взрослыми,
все старики изваяны из мрамора и бронзы.

Декабрь: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро «Белорусская»

В ожидании поезда
я сегодня снова коснулся
его холодной руки.
И снова послышался вздох
долгий как ветер в тоннеле.
Вот мы приходим,
и вот — мы уже уходим,
свои прокричав имена.
Только он в своей нише недвижим,
безымянный бронзовый человек.

А вот это уже настоящая танка:

В чёрных коленцах
подземного бамбука
кто-то пел песню
о том сколь призрачен свет
подземных планет и звёзд

0 комментариев

  1. eduard_karash

    Игорь, Извините, но этот цикл напоминает мысли сексуально озабоченого юноши, который только и видит девушек во всех ипостасях. Кроме того, стихи не отвечают заявленной вами же теме в преамбуле произведения. И, наконец, почему надо, поднимаясь по эскалатору, описывать девушек, сидящих в вагонах?
    С уважением, Э.К.

  2. igor_bburdonov

    Попробую ответить по пунктам.

    1. Ну, это кому как видится — без комментариев.
    2. Вы правы, здесь произошла накладка: у меня есть две преамбулы, и одна из них разъясняет, что представленные стихи — не танки, а некий поток впечатлений, из которого обычно рождаются танки и т.п.
    3. Здесь то же самое: две преамбулы, в одной из них эскалатор, в другой вагон.

    Как-нибудь при случае исправлю накладку и размещу обе преамбулы.

    С уважением, Игорь Б.Бурдонов

Добавить комментарий