Грозный вождь ирокезов – Иван Иванович? Начало. Очерк


Грозный вождь ирокезов – Иван Иванович? Начало. Очерк

*****
«Граждане, послушайте меня!» По большому счету, исторический период, о котром речь, был периодом всемирного застоя. Или, как говаривали, — эпохой «всеобщего застолья». В рамках глупо изобретенной советскими коммунистами теории «мирного сосуществования» росло и ширилось «мирное соревнование» двух непримиримых социальных систем. И — как один из промежуточных итогов завуалированного жестокого противостояния не на жизнь, а на смерть — 27 апреля в Монреале открылась Международная выставка ЕХРО-67.
*****
1. ЮБИЛЕЙ ЕХРО-67
Эта почти фантастическая история о советском герое войны, ставшем вождем ирокезов в Канаде, началась лет сорок тому назад. В мире женской моды царила в те годы самая тощая девочка всех племен и народов англичанка Лесли Хорнби по кличке Твигги — «тростинка». Девчушка поработала топ-моделью всего-то ничего, но ее анормальный физиологический облик обрек несколько поколений женщин всего мира на чудовищные муки голода. Мы, сверстники Твигги, называли ее «ходячей мумией». На кино- и телеэкранах того времени наступила эпоха цветного изображения и по обе стороны невидимой демаркационной линии двух миров шумно стряпались бесконечные веселенькие мюзиклы, новогодние ночи, карнавалы и вестерны. По коммунистической теории даже как бы и сам общественный конфликт внутри социалистической системы смягчился. Выходило так, что не «коренные противоречия» корежили всесоюзное коммьюнити, а некая условная борьба «лучшего с хорошим». Тогда-то на Экспо-67 в Монреаль впервые в массовом количестве прибыли за- рубеж советские люди… Глубокие стратеги идеологических войн и ученые-тактики плановой и внеплановой экономики продумали все до мелочей, включая всяческую выгодную подачу некоих преимуществ насмерть соревнующихся соцаильно-экономических формаций. Шестьдесят две страны, включая провинцию Квебек, были представлены на выставке. Для такого дела в русло реки Св. Лаврентия всадили 28 ммиллионов тонн скальной породы, создав рукотворное чудо — искусственный остров Нотр-Дам (Наша Дама -фр.). В потрясающей воображение и величайшей в мире ячеистой сфере из стекла и дюраля разместилась экспозиция США… Теперь в шаре находится монреальский музей «Вода». В павильоне Франции, сооруженном в виде мощного белоснежного парусника с 1993 года функционирует казино «Монреаль». В павильоне напоминающем расправленные крылья взлетающей птицы Советский Союз нахваливал свое тяжелое машиностроение и космонавтику. Павильон создавали отец Андрея Макаревича, Ю.Шалаев, В.Колейчук и др. Достижения бывшего Великого Союза осмеиваются нынче не в меру веселыми комментаторами, а его «монреальский павильон» называется «Москва» и под номером 70, пятнадцать лет спустя, был установлен на ВДНХ, а затем на ВВЦ. Всего на «ЕХРО-67» было сооружено 850 выставочных павильонов. В довершение ко всему, на той стороне реки Святого Лаврентия, если смотреть из даунтауна, поражали воображение воздвигнутые здесь футуристические жилые здания с квартирами в два этажа, как бы играючи собранные из детских кубиков. Здания и по сию пору стоят здесь, но жилье в них дорого и по отзывам некоторых жильцов недостаточно комфортно. В ходе выставки Великобритания горделиво хвасталась битлсами и паровозом Уатта. Таиланд выставил костяные и золоченые аксессуары буддизма. Иран представлял водку и различные сорта вин в пиалах из чеканного серебра. Тунисцы дружно плясали на цветных коврах ручной работы. Италия шокировала мир павильоном «Поэзия». Квебек отличился на теме пропаганды кабана-сукры. Чехословакия представила всевозможные виды блистающей бижутерии. Канада усиленно рекламировала пестрые перья представителей «первой нации», трухлявые тотемные столбы и початки маиса-кукурузы в глиняных мисках. ООН – международные награды и свои почтовые раритеты.
На открытии выставки десятка два бойких девчушек-куколок в шиньонах, белых мини-юбчонках из лавсана и в сомбреро, широко расставив ноги под музыку (т.е., «раскорячившись» и «расшеперившись»), ловко вихляли бедрами на фоне аршинных фанерных буковищ Е Х Р О — 6 7. Как становится ясно, это тоже был один из способов доказательства преимуществ капитализма над социализмом. Среди почетных гостей выставки присутствовали королева Соединенного Королевства Елизавета Вторая, вдова убиенного в 1961 году президента Джона Кеннеди — Жаклин, вышедшая замуж за греческого мультмиллионера г-на Онасиса, брат Джона — Роберт – сенатор от штата Нью-Йорк, премьер-министр Канады господин Лестер Пирсон, чьим именем назван аэропорт в Торонто, «золотой» трубач Дюк Эллингтон и другие знаменитости. Всего: 50 миллионов визитеров! В том числе сорок выпускников Кадетского корпуса разных лет, приурочившие свой первый сьезд в том году в Монреале. Обалделый от обширной и шикарной аудитории, от шума-гама и от обилия флагов расцвечивания французский президент — старенький боевой генерал-антифашист — Шарль де Голль не нашел ничего лучшего, как выкрикнуть в разгоряченную толпу бессмертный лозунг «Да здравствует свободный Квебек!».
Это было так странно, потому что в те времена даже индейцы в резервациях были спокойнее и миролюбивее. Чем сейчас. Состав советской делегации был весьма непрост – партийные деятели, народные депутаты, герои войны и труда. Правительственную делегацию возглавлял первый заместитель председателя Совета Министров СССР Дмитрий Полянский. С ним – Опера Большого театра, около двухсот артистов, заслуженных деятелей культуры. В числе побывавших в те незабываемые яркие дни в Канаде и в Монреале был и советский горец с мировым именем, артековец Махмуд Эсе(а)мбаев. Немеркнущая по сей день звезда фольклорных танцев мира, Махмуд Махмудович в свои 75 лет не взял автомат и не воевал в Чечне, но он сказал: «Да будут прокляты те, кто начал войну». Своими крепкими ногами и безукоризненной пластикой тела, этот человек внес гораздо больший вклад в сокровищницу человеческой культуры, чем иные государственные министерства. В обширном репертуаре Эсембаева был неподражаемый «Танец Огня», исполняемый им под светомузыку и «Поэму экстаза» композитора А.Н.Скрябина. Сердце заходилось от восторга, когда он исполнял все это. В дни «Экспо-67» М.М.Э. танцевал и в советском павильоне, и на открытых площадках Монреаля, навсегда покорив сердца своих зрителей. По легенде, очарованный искуством советского танцора, сам премьер-министр Канады господин Лестер Пирсон, чье имя носит теперь международный аэропорт в Торонто, подошел к Эсембаеву и спросил:
— Я хотел бы сделать для вас подарок. Что вы желаете? — Познакомиться с жизнью ваших индейцев, с их традициями и обычаями, увидеть воочию их народные танцы.
-Пуркуа па? Добро пожаловать!

2. ЛАСКАВО ЗАПРОШУЮ ДО МОГО ВИГВАМУ
Путь был недолог. Место – какие-то глухие таежные дебри. Вот и стойбище! Вместе с другими гостями Эсембаев вошел в самый большой индейский вигвам обтянутый шкурами и перед ними развернулось увлекательное действо в перьях, изображающее гиперболически преувеличенную воинственность исполнителей: потрясание копьями и томагавками, сшибки танцоров раскрашенными грудными клетками и головами, выбритыми по вискам.
До глубины души пораженный увиденным, Махмуд воскликнул, как бы вызывая автора:
-А где же вождь?! И вот, перед советскими визитерами выступает вождь. Высокий, статный крепкий и моложавый индеец, испещренный «тату» и боевыми раскрасами. Брови — черные, волосы — чернее вороньего крыла. В бусах, блестках и прочих украшениях. На вид ему было за тридцать, он имел горделивую артистическую осанку и под экзотическим нарядом проглядывала как бы воинская выправка. На голове вождя грозным гребнем вздымаются пестрые перья, и весь он с головы до ног ритуально разрисован яркими красками. Позади предводителя — не менее живописно выряженная свита.
Наша коллективная знаменитость, сам красавец из красавцев, Эсембаев вновь не удержался и обратился к переводчице: -Красота-то какая!.. Скажите вождю, что он очень красивый человек!
И вождь северо-американского индейского племени ответил вдруг совершенно неожиданно для присутствующих с южнорусской певучестью, с горловым (или фрикативным) «гаканьем»:
— Здоровеньки булы! Та я тэж разговариваю по-русски. – И добавил: -Ласкаво запрошую до мого вигваму.
…К столу в вигваме главы индейского племени были поданы национальные кушанья, но красавец-вождь бросил по-украински своей послушной жене-индианке короткие слова непререкаемого приказа:
— Жинка, а неси-ко нам галушки! Мгновением позже появилась на столе украинская горилка. За обедом вождь то и дело вплетал в свою английскую и индейскую речь русские и украинские слова. Бормоча что-то на таком поразительном «диалекте», подошел этот здоровенный мужичина в перьях к одной из знатных советских женщин, на ее Золотую Звезду Героя соцтруда показывает, а потом и на свою грудь пальцем тычет. Типа, мол, я тоже такую «Звезду» хочу.
Но испуганная ударница коммунистического труда испугалась напористости незнакомого человека.
-Нет, нет! Это не сувенир. Это правительственная награда!
Выпили-повторили, вождь вдруг погрустнел и спрашивает:
-А спиваты со мной на украинской мове чого-нибудь можете?
И, не дожидаясь ответа советских гостей, индейских вождь запел чистым и сильным голосом знаменитую песню «Распрягайте, хлопцы, коней, Та лягайте спочивать!». Жена подхватила по-украински, подпели дети, и все подпели, и Эсембаев тоже подпел… При этом вождь краснокожих пел и плакал, и жена его плакала, и даже дети заревели.
— А як же вас зовут? – спросил, не выдержав, кто-то из состава делегации. — Та я ж Иван Иванович. Penetrating fire! По-русски «Пронзающий Огонь». С пид Полтавы, – серьезно ответил украинец. На прощанье фотографировались. Советские люди кое-какие сувениры пытались вождю подарить, но он почему-то отнекивался, брать не хотел, по-русски односложно говорил только «нет» и «нет». Но Эсамбаеву вождь будто бы сказал с ностальгической грустью: -Кинув бы усе, та пишов бы до дому, на Полтавщину. Через моря и океаны плыв бы, на коленях бы полз, да нельзя мне… Жизнь прошла…» И попросил Махмуда прислать ему открытки с видами «ридной Украйны».

3. КРИВОЕ ЗЕРКАЛО ИСТИНЫ
Я не знаю, на каком чтиве воспитываются высокие романтические представления нынешних россиян и их героизм. На «авантюрных детективах» Т.Поляковой, Пелевина и Акунина? Я не читаю такого рода «художественную» литературу. Только из познавательного интереса. Как писатель. Что, где, когда. У советских людей, включая меня, представление о романтическом герое формировалось на приключенческих книгах Майн Рида, Фенимора Купера и подвигах советских солдат, истерзанных войной с фашистскими оккупантами. Герои Фенимора Купера, когда-то жившие по далеким и таинственным для нас берегам реки Святого Лаврентия, озера Гурон и Онтарио, рожденные и выросшие в загадочных вигвамах под молотобойный грохот Ниагарского водопада, были исполнены мужества и достоинства. Монтигомо — Ястребиный коготь, Зверобой и Кожаный чулок боролись за свободу и погибали под хищническим натиском колонизаторов. В воспаленном сознании юношей моего поколения фениморовские герои символично ассоциировались с героями кровавой схватки нашего великого народа с немецко-фашисткими захватчиками. И не странно ли, впервые эту вызывающую удивление историю о советском воине возглавившем индейское племя я услышал именно от воина-ветерана, дважды профессора-инженера мирных времен Якова Ароновича Генфальдбейна. Пару лет тому назад ветеран заботливо поинтересовался: — Как поживаешь, сынок? -Так, работаю… В основном, над собой. -А ты знаешь, что вождем одного из местных индейских племен был летчик, Герой Советского Союза? – восхищенно сказал Почетный член-корреспондент Нью-йорской академии наук. – Вот над чем работать надо! Грешен, я, было, подумал, что Яков Аронович, как натура горячая, увлекающаяся, что-то преувеличивает. Тем не менее, и я вынужден был приникнуть к интернету. Какие я там полицезрел сенсационные заголовки и подзаголовочки! Залюбуешься! Например, «Вождь краснокожих», «Герой Советского Союза стал вождем индейского племени», «Иван Иваныч — вождь индейцев», «ПЛЕМЯ ИРОКЕЗОВ СЛУШАЛО У КОСТРА «РАСПРЯГАЙТЕ, ХЛОПЦЫ, КОНЕЙ», НЕ ПОДОЗРЕВАЯ, ЧТО ИХ ПРЕДВОДИТЕЛЬ НАГРАЖДЕН ЗВЕЗДОЙ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»…
Оказалось, рядовой факт сорокалетней давности о присутствии в танцевальном ансамбле канадских индейцев украинского хлопца вызвал в России и в Украйне информационный бум и привел к созданию целой литературы по «канонизации» этого доброго молодца. На эту «горяченьку» тему на нашей когда-то всехней родине написаны рассказы одного сугубо вятского писателя, в другом углу России провинциальные борзописцы понакатали повестушки, повести и бестселлеры. По силе высказанных в них чувств, по занимательности изложения и по силе слова всему этому творчеству также далеко до шолоховской «Судьбы человека» как Земле до Солнца. Шумная медионеумная кампания развивалась следующим образом. Как-то, сорок лет тому назад, в интервью по возвращению на родину Махмуд Эсебмаев, рассказывая о своих впечатлениях, обмолвился о встрече с ярким человеком, возглавляющим индейское племя, украинце, говорящим по-русски. И вот, на тридцатипятилетие Экспо-67 в российскую телепередачу, разыскивающую потерявшихся людей, обратилась женщина. В своем письме она безаппеляционно спрашивала: «Я ищу своего дядю, Героя Советского Союза, летчика Ивана Ивановича Доценко (через «о»… Вот и не знаю кто тут исказил фамилию? -ВМ.), вождя индейского племени, с которым встречался Махмуд Эсамбаев и рассказал об этом в одном из интервью». К письму родственницы Ивана Иванович, обратившейся на телепередачу прилагалась пожелтевшая вырезка из газеты со стародавним интервью Эсембаева… И нам тут без хотя бы краткой исторической справки не обойтись. «ДАЦЕНКО Иван Иванович (1918 — 1944). На время представления к званию Героя Советcкого Союза (18.9.43.) —
командир звена 10-го гвардейского авиационного полка (3-я гвардейская авиационная дивизия, 3-й гвардейский авиационный корпус, АДД), гвардии старший лейтенант. Родился 29.11.1918 г. в селе Чернечий Яр ныне Диканьского района Полтавской области в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1940. Учился в неполной средней школе села Великие Будища. В 1937 окончил зооветеринарный техникум. В Советской Армии с 1937. В 1940 окончил Чкаловскую военно-авиационную школу летчиков. С началом Великой Отечественной войны — командир звена 10-го гвардейского авиационного полка (3-я гвардейская авиационная дивизия, 3-й гвардейский авиационный корпус, АДД) гвардии старший лейтенант Даценко к августу 1943 совершил 213 боевых вылетов на бомбардировку важных военно-промышленных объектов, резервов и окруженных группировок войск противника. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, многими медалями. 19.4.1944 года И.И.Даценко не вернулся с боевого задания. Его именем названа пионерская дружина школы, где он учился.» (Источники информации: Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг., Гунбин Н. А. В грозовом небе. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1984., Решетников В. В. Что было — то было. — М.: Эксмо, Яуза, 2004., интернет сайт: ilpilot.narod.ru/man/hsu_add/v/datsenko_ii.html (3 КБ) · 30.09.2004 г.) Вопрос родственницы был зачитан с телеэкрана всего лишь как вопрос. Он оправдан и законен. А почему бы и нет? Заковыка лишь в том, что после гибели Ивана Даценко в ночном бою в небе над Львовом никто и никогда не видел его останков. Военное командование зачислило его не в «погибшие смертью храбрых», а в «без вести пропавшие». Как результат, органами НКВД еще в годы войны изъяло личное дело Даценко из той воинской части, где он служил. Бесстрашного летчика-бомбардировщика, посмертно лишили высокого звания Героя, а из «Книги Памяти» всех ГСС имя И.И.Даценко было вымарано. Во время войны и мой родной дядя Сережа тоже пропал без вести. Вражеский снаряд прямым попаданием разворотил его землянку-блиндаж и жена солдата, моя тетя Даша, получила стандартное извещение. Время войны, пропитанное кровью, местью и ненавистью, национальной и классовой борьбой не позволяло советскому государству признавать храбрецом каждого исчезнувшего с поля боя воина. Ко всему, семьи «без вести пропавших» автоматически лишались всякой материальной помощи. Восстановлению истины моей тете не помогло и свидетельство товарища дяди Сережи с фронта. В мятом треугольнике солдатского письма однополчанин дяди скорбно сообщал, что своими глазами видел, как вражеский снаряд разметал землянку его друга, вместе с человеческими останками. Но кто тогда, вообще, занимался сбором человеческих останков и их идентификацей? Тем более, как в случае с И.И.Даценко, в тылу врага. До сих пор этим занимаются лишь юные мародеры с целью сбора и перепродажи военных раритетов: погона с плеча, красной звездочки с пилотки или солдатских бляхи. С того-то, в основном, оправданного вопроса родственницы И.И.Даценко, озвученного в телепрограмме, и разгорелся крупный популистский сыр-бор в российско-украинских СМИ. Особенно расстарались две новые по нынешним временам полтавские газеты, а затем и «Киевские ведомости». А как же, бля? Разборка, бля! Разборка… Подтакливаемый неистребимо живущем во мне чувством справедливости, я тоже пустился по следам публикаций о герое. Благодаря предпринятому мной журналистско-писательскому расследованию, я имел возможность лишний раз убедиться в скоропалительности выводов некоторых моих коллег, в непрофессиональности, в отстуствии добросовестности и доказательности, в недостатке кугозора. Премьер-министр Канады в таких публикациях ошибочно величается президентом, фамилия главного героя постоянно искажается (то он Даценко, то вдруг Доценко). При всем при том, совершенно игнорируется то обстоятельство, что Героя Советского Союза летчика Доценко в природе не существовало. Есть только один-единственный Даценко.Остальные не Иваны Ивановичи. Российские СМИ походя называют летчика «русским» и утверждают, что он, якобы, из России, а его (его ли?) индейский никнейм «Penetrating fire» — острый, пронизывающий, пронзительный — подтасовывается под надуманные ассоциации о пылающих самолетах, как «Пронзающий огонь». И даже нечто, как «Чернохард». Словари, тем не менее, подсказывают иное значение: «У ирокезов — даритель зерна». В полное недоумение вводят читателя разночтения и в названии индейского стойбища, где побывали тогдашние туристы. То это «Канаваки», то «Кахнавейк», то «Тейковек». А это далеко не одно и тоже. И справедливости ради замечу, что трудно установить однозначную транскрипцию, например, таких индейских фамилий, как «Kaia’titáhkhe», «Kahawinónkie» и «Kaià:khons». К тому же, абсолютно неизвестно, отправлял ли Эсембаев открытки с «ридной Украйны» своему знакомому-канадцу и на какой адрес. Потому что дом Эсембаева в Грозном и весь артистический архив великого танцора, в котором хранились письма и фотографии индейского вождя, полностью уничтожен во время чеченской войны. Истина о герое оказалась искажена как в кривом зеркале. Либо из-за того, что как только событие миновало, его не восстановить. Либо в угоду чьим-то популистским амбициям и желаниям. Мое необходимое копание в древней и современной истории северо-американских индейцев, в иерархической структуре их больших и малых племен, их родовых кланов принесло мне удивительную радость познания. Как говорится, люби и знай родной край. Мне удалось установить, что The word «Iroquois» comes from a French version of a Huron (Wendat) name — considered an insult — meaning «Black Snakes,» что согласно Francis Parkman, the Iroquois at the 17th century height of their power had a population of around 12,000 people. Я постиг, что The tribes of the Iroquois’ League — это несколько «главных» nations, обьединенных в Iroquois Сonfederacy общим языком: Oneida, Onondaga, Seneca, Cayuga, Mohawk, к которым впоследствии присоединились и другие американские племена, включая иннунитов и эскимосов. Знаменитый пророк и шаман Гайавата (Hiawatha или Ha-yo-went’-ha), известный нам по «Песне о Гайавате» Henry Wadsworth Longfellow и по переводу Нобелевского лауреата Ивана Бунина жил around 1550 года, и был вариантным лидером то Onondaga, то Mohawk(ов). The Mohawks, like many indigenous tribes, wеre a hair style in which all their hair would be cut off except for a narrow strip down the middle of the scalp. Такого рода прическа использовалась индейцами только во время войны. Today such a hairstyle is still called a Mohawk or ‘Mohican’ in Britain. Или «ирокез». Я с удовлетворением узнал, наконец, что «наши монреальские могавки», живущие в резервациях Канаваки/Kahnawá:ke и в Kanesatake/Ока, это и есть те самые «могикане», о которых так возвышенно повествовал когда-то юношам всего мира Фенимор Купер. А допреждь я то и дело задавался неразрешимым вопросом: «Kуда же подевались могикане? Неужели злобные колонизаторы уничтожили их всех до единого?» А никуда-то они, слава Б-гу, не исчезали. Живут себе эти добрые могикане (как и самаритяне на Шамроне), поживают да детей наживают, а поселок городского типа Kahnawá:ke/Канаваки как раз и есть один семи подобных ему поселений the Mohawk Nation, чьи территории включены в состав провинции Квебек. Мох(г)авки — это Kanienkehaka – the People of the Flint (люди Флинта) и Kahnawá:ke является домом для приблизительно 8.000 резидентов. А «Флинт», кстати, не знаменитый морской разбойник, а в переводе с того же английского означает «кремень», «огниво». (Источники инфо: Dean R Snow, 1996. The Iroquois. Blackwell Publishers, New York. ISBN 1557869383. Retrieved from cайт «http://en.wikipedia.org/wiki/Mohawk_nation»). И я, непрошенный, собрался к этим людям в гости.

Опубликовано в газете «Монреаль-Торонто», №11(241), 6.06.2007
(Продолжение следует)

Добавить комментарий