Оригинал см здесь:
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=139318&pid=45
Genchikmakher Marina
Антуанетта
По вощеным дощечкам паркета
Блики света и дробь каблуков.
Как танцуется, Антуанетта,
На изломе кровавых веков?
Кринолины роскошны сверх меры.
Элегантно-остры каблучки.
У лощеных твоих кавалеров
Маслянисто-покорны зрачки.
Неужели в их жестах картинных
Ты не чувствуешь кровью живой:
Символ равенства- нож гильотины
Занесен над твоей головой!
Завтра смерть. А над смертью не властен
Ни король, ни святой, ни Христос.
Так танцуй же! Выдумывай страсти!
Пей взахлеб и целуйся взасос!
Что там нынче орут голодранцы?
И свобода, и счастье- слова.
Голова закружилась от танца.
Неотрубленная голова!
===============================
«Ах! Несколько строф – а целая повесть. В колесах Истории не важно, Королева ты, или прачка. А счастье так мимолетно для всех. Очень цельное стихо.»
Так написалось при первом прочтении стихотворения. Прошли пара месяцев, но впечатление не стало хуже. Стихотворение читается на одном дыхании. И рождает все новые и новые ассоциации.
Однако, и новые, даже для меня неожиданные, вопросы и сомнения.
Первые, более-менее простые.
Мне кажется, «дощечки» заметно снижают изначальную приподнятость сцены. Стал думать. Пришло в голову что-то вроде:
По вощеным УЗОРАМ паркета
Блики света и дробь каблуЧков.
По-моему лучше, легче и возвышенней. Однако, не пойдет! Упоминание каблуков в двух катренах подряд – явный перебор и выглядит просто как попытка вписаться в рифму.
А была ли в последней четверти 18 века «дробь каблучков» вообще. Сомневаюсь я что-то. Основными танцами на дворцовых балах были менуэт, гавот, уже появился вальс. Дробью тут не очень пахнет, кажется. А может ну ее совсем. Дробь эту.
Уходящий 18 век. Последняя истинно королевская династия Франции. Вершина и падение РОКОКО. Вот в чем изюминка! И это именно то, что идет дальше. Излом истории. Излом понятий о красоте, добре и зле. Не дай бог жить в такую эпоху!
По вощеным узорам паркета
Менуэтом скользит рококо.
Как танцуется, Антуанетта,
На изломе кровавых веков?
Теперь и каблучки вроде к месту. Однако, могли ли они быть ОСТРЫ? Вряд-ли. Да, в это время дамская обувь имела довольно высокий каблук, но он не был, и не мог быть острым, поскольку должен был обеспечивать устойчивость владелице тяжелого платья.
И другая незадача – ЗРАЧКИ маслянисто-покорные как-то не вписываются. Глаза – да, взгляды, взоры – да. Но зрачки. Нельзя так сказать, по-моему. Нельзя в угоду образности терять смысл и связь с реальностью.
И очень мне не нравится «чувствуешь кровью живой». Как это практически может быть?
И вот, что получилось:
По вощеным узорам паркета
Менуэтом скользит рококо.
Как танцуется, Антуанетта,
На изломе кровавых веков?
Кринолины, парча и корсеты,
Кавалеров надежды и страх,
Как изысканно полуодеты
Отраженья твои в зеркалах.
Это завтра другие картины
Отразятся в них цепью живой:
Символ равенства- нож гильотины
Занесен над твоей головой!
Завтра смерть. И над нею не властен
Ни король, ни святой, ни Христос.
Так танцуй же! Выдумывай страсти!
Пей взахлеб и целуйся взасос!
Что там нынче орут голодранцы?
И свобода, и счастье- слова.
Голова закружилась от танца.
Неотрубленная голова!
<06/16/07>
Первый вариант живее вкуснее …и наплевать на реальность…..кто сказал что реально а что нереально-ваш разум.. а мой пишет другое и чувствует (для Илюши)
Это ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ответ — именно тот, которого я ждал! 🙂 Что ни слово — то аксиома определенной ПОЗИЦИИ.
Именно различие моих взглядов и Ваших, уважаемая Uta81, мне и хотелось проявить в этом «анализе» или, если хотите, «реконструкции» смысла, духа и техники стиха.
Я ни в коей мере не претендую, что написал шедевр. Это вообще не самостоятельное произведение, а, скорее, вариация на тему.
А суть в том, что я не приемлю, и считаю очень серьезным недочетом автора, среди прочего, если он, пользуясь атрибутикой времени, места, события делает это неумело, по незнанию, или умышленно искажая ту реальность, на которую ссылается. Я с удовольствием и готовностью принимаю абсолютно «фантастическую» атрибутику, но если мне говорят, что «Сезам» — это НАЗВАНИЕ пещеры, что «АМБРА дыхания» означает его свежесть (см. мои предыдущие рецензии), а в 1780 году в Версале слышна «дробь каблучков» — я позволю себе усомниться в том, что автор достаточно ответственно относится к тому, что пишет. Даже хороший автор.
Возникает вопрос: А почему я считаю этот стих «классикой». Может это вообще просто фантазия? Не получается. Слишком много атрибутов реальных фактов и событий, явно отсылающих читателя к его знаниям истории. И тут уж, извольте быть последовательным – правда так правда.
Примерно то же по поводу «сложных» художественных образов. Собственно, принцип здесь такой же. Если мне в нормальном, «классическом» тексте предлагают «маслянисто-покорные зрачки» или факт «чувствования кровью» я в первую очередь вспоминаю блаженной памяти Никифора Ляписа с его бессмертным «Поток поднимался и падал пылающим домкратом». В каждом классе (не буду называть это жанром или как-то иначе) поэзии или прозы есть, по моему, вполне определенные логически границы фантазии и художественной свободы, которые не следует переступать без риска потерять нормальную связь с читателем. Эти границы, несомненно разные для классики и сюра или какого-нибудь хомякового эпатажизма. Но читатель и автор должны быть в одном поле, а не в разных.
А вот если Вам, уважаемая Uta81 действительно «наплевать на реальность». Ну что же, тут уже добавить нечего.
Вот такие мысли по поводу в общем неплохого стиха.
С ув
Илья
Спасибо, Марина, Ваш ответ очень к месту и в тему. Я пару часов назад написал ответ Uta81 но задержался а тут подоспела и Ваша реплика. Это именно та дискуссия о возможных границах фантазии автора и ее восприятии читателем. Несомненно интересно это рассматривать на примере стихотворения хорошего, к коим я отношу Вашу работу.
Здорово, что Вы сразу почуствовали некоторое изменение гаммы, тональности стиха. Я это вижу и сам, хотя еще раз, нисколько не считаю свою версию самостоятельной работой — так, упражнение на заданную тему с поставленными условиями.
Возможно, что-то из моих мыслей в ответ пробудит Вашу творческую фантазию и Вы сможете сделать свой стих еще цельнее и красивее.
С ув
Илья