ТОЧКА РАВНОВЕСИЯ


ТОЧКА РАВНОВЕСИЯ

ТОЧКА РАВНОВЕСИЯ

( Элементы матрицы )

* * *

Где-то в шестилетнем возрасте у Олега появилось одно страстное желание – научится ездить на взрослом велосипеде. Обычное, стандартное желание. Особенно в весеннее время. Такое стремительное движение механического коня подобно лошадиному бегу. Тогда дворовые старшие по возрасту мальчишки устраивали гонки на скорость.

Тому, кто первым приедет к финишу выбранного маршрута, по взаимному согласию участников гонок, полагался стаканчик мороженого. Как правило, участников гонок было не более трёх. «Приз» победителю приобретался за счёт проигравших. Ну а когда денег не было? А когда денег не было… играли на «шалбаны». Это когда ладонь приставляется ко лбу проигравшего, оттягивается средний палец и следует звонкий щелчок. Бывало больно… но недолго. Степень боли зависела уже от настроения победителя. Иногда были крики возмущения: «Ай! Ты шо дурак? Ну, в следующий раз я тебе сделаю…» И значительно реже: «Ссс! Ничё… терпимо. Давай ещё круг».

В шесть с небольшим лет длина ног Олежки ещё не позволяла дотянуться до педалей взрослого отцовского велосипеда. Но шло время, мальчишка подрастал. Удлинялись ноги и росло желание отведать безплатного мороженого. О «шалбанах» думать как-то не хотелось.

И вот одним погожим солнечным весенним днём Олежкин папа произнёс следующие слова:

— Ну что, Олежка! Пойдём учиться кататься на велосипеде…

У Олежки аж дух перехватило. Ура! Наконец-то. Радости не было границ:

— Пойдём, папа! Конечно же, пойдём!

Видавший виды боевой конь защитного зелёного цвета с небольшой «восьмёркой» на переднем колесе терпеливо ждал будущего наездника. Пьянящий аромат цветущей старой вишни добавил свою долю восторга к настроению праздника.

— Значит, слушай меня внимательно и хорошенько запоминай, — начал урок папа, — Самое главное – держать равновесие. Это возможно только в движении. Если почувствуешь отклонение влево – поворачивай руль немного левее до момента восстановления равновесия и устойчивости. Если клонит вправо – немного поворачивай руль правее. Главное – найти точку равновесия. Только в этом случае никогда не упадёшь. Попробуй сам – увидишь. Всё намного проще, чем может показаться со стороны. Понятно?

Олежка кивнул и немного задумался. «Что же это за точка такая?» Падать, конечно же, очень не хотелось. Сбитые до крови коленки, покрытые заживающей корочкой, были полностью согласны со своим владельцем.

— Ну что, ковбой! Садись в седло. Я буду держать велосипед за багажник. И ничего не бойся – я рядом.
Олежка с трудом залез на велосипед. Теперь ножки доставали до педалей. Проверил ход руля: влево, вправо. Нормально. Можно начинать:

— Я готов!
— Ну, раз ты готов – тогда поехали. Начинай.

Левая педаль легко пошла вперёд. Олежка почувствовал это отклонение вправо и тут же восстановил равновесие. Теперь уже в верхней точке вращения оказалась правая педаль. Вправо много. Повернул влево… Вправо… Влево…

«Ура! Получается» — радостно подумал наездник. Движение ускорялось. За спиной седока слышался папин топот. А впереди… дорога вдоль высокого деревянного забора. Какой незабываемый восторг. Словно полёт птицы над землёй… Так легко и свободно…

Оглянувшись назад (в этом-то и была ошибка) Олежка к величайшему своему ужасу обнаружил… что его папа… бежит за велосипедом… а его… Олежку(!)… (о, ужас(!))… никто… не держит(!?).

«КОШМАР!» — подумал наездник, продолжая крутить педали велосипеда. Спасительный забор оказался рядом. Верхний ряд редкого штакетника находился на уровне головы седока. Недолго думая (ситуация экстремальная) Олежка подобно Тарзану ловко прыгнул с велосипеда… на забор. Одинокий, покинутый велосипед с жалобным звоном проехал ещё несколько метров и рухнул как подкошенная лошадь на сьёмках кинофильма.

Вслед за велосипедом, схватившись обеими руками за живот, рухнул на землю инструктор. Тем временем побледневший Олежка медленно слазил с забора. Папа потихоньку приходил в себя. Приступы хохота уменьшались по уровню громкости, паузы между приступами увеличивались. Велосипед покорно лежал молча и не шевелился. Наконец-то сквозь смех послышалась внятная речь:

— …Ох! …Ой! …Не могу! Ты чего прыгнул? Ты ж нормально, спокойно ехал.
— Ага… А ты сам сказал что держать будешь… А сам отпустил… А я испугался.
— Дурачок! Ты же… уже научился ездить.
— А ты не сказал, как тормозить!

Новый взрыв хохота повалил инструктора на землю.

— Ой, не могу! А зачем? Зачем тебе… тормозить. Просто едь вперёд и все дела.

Нахмуренный Олежка стоял с надутыми губами. Широкая улыбка инструктора произнесла:

— Ну ладно, извини! Просто я не думал, что ты так быстро научишься держать равновесие.

Пришла очередь улыбаться Олежке.

— Ну, как? Попробуем второй раз?

— Угу! – охотно ответил наездник и отправился в путь за велосипедом.

В тот день Олег научился держать равновесие и кататься на велосипеде. Став немного старше, познал особенности скорости встречного ветра в седле. Иногда получал болезненные шалбаны по лбу, но сам бил легонько, еле-еле, чисто символически. И только после участия в подобных соревнованиях смог найти эту ТОЧКУ Устойчивого РАВНОВЕСИЯ между болью и удовольствием, между страхом и радостью.

И точка эта оказалась точно посередине, в самом движении навстречу неизвестности.

* * *

16.03.2007

Добавить комментарий