Колыбельные сказки Старого Вентилятора


Колыбельные сказки Старого Вентилятора

Жил-был на свете мальчик Андрюшка. Однажды вечером, когда ему было года три, он сказал: «Хочу сказку». Я встал, чтобы пойти за книжкой, а он: «Не из книжки. Я их знаю». Я спросил: «Кто же расскажет тебе сказку?» Он задумался, потом улыбнулся, потом засмеялся: «Старый вентилятор». Так появились «Колыбельные сказки Старого Вентилятора». Некоторые из них я хочу предложить вам и вашим детям. Если они придутся по душе, вы можете продолжить их сами.

Памяти Андрея Чернова

Сказка первая. О том, как появились на свет вентиляторы и о чём они пели

Когда-то давным давно на свете не было вентиляторов. Ветер тогда дул сам, как ему хотелось. Он был то ласковый, нежный и тёплый, то колючий, злой и холодный. Ветер гнал по синему небу белые облака и по серому небу чёрные тучи. Он качал деревья, надувал паруса кораблей, крутил крылья ветряных мельниц. Иногда он сердился, и тогда люди прятались от него. Но чаще ветер был в хорошем настроении. Рано утром он влетал в окошки и звал людей: «Вставайте-просыпайтесь! Просыпайтесь-вставайте! Смотрите – я разогнал все тучи! Смотрите – какое прекрасное утро, какое синее небо, какое яркое солнце! Вставайте-просыпайтесь! Просыпайтесь-вставайте!». Вечером ветер шуршал листвой деревьев и занавесками на окошках, нашёптывал людям сказки и засыпал вместе с ними.
Люди очень любили сказки ветра. А потом они построили большие города с высокими домами. Дома становились всё выше и выше, и ветру было всё труднее пробираться между ними. Сначала люди даже радовались, что холодный и злой ветер не залетает на их улицы и в их дома. Они говорили: «Как хорошо! Ветра нет». А ветер искал-искал, где ему жить, и стал жить в поле. Здесь было хорошо и просторно, никто ему не мешал. Можно было кувыркаться, летать, кружить, шуметь, шалить, крутить, свистеть, шуршать, валить, вертеть, порхать … Только скучно было всё это делать одному.
И люди тоже понемножку стали скучать без ветра. Они вспоминали, какой он был тёплый и ласковый. Он охлаждал в жару, прогонял тучи, водил по небу красивые облака. И чем больше люди вспоминали ветер, тем больше скучали без него. Они не могли засыпать без его сказок и совсем потеряли сон. Стали люди искать ветер. Долго искали, но всё-таки нашли поле, где он жил. Но поле такое большое, а ветер такой быстрый и лёгкий – ищи ветра в поле!
Стали тогда люди думать, как же сделать ветер домашним. Пусть он живёт в доме, будет всегда ласковым и дует, когда людям хочется. Сначала они придумали веер. Его брали в руку и помахивали около лица – вот так. Получается очень приятный ветерок. Но рука уставала, да и ветерок был слабенький. Долго люди думали – как же быть? Они видели, как ветер крутит крылья ветряных мельниц – это было похоже на большой-большой веер. Однажды люди узнали, что есть на свете электричество, которое может делать всякую-разную работу – давать свет, двигать машины и корабли, поднимать тяжёлые грузы. Смастерили они тогда маленький пропеллер и подключили его к электричеству. Так получился первый на свете вентилятор. Он вертелся и пел песенку:

Я верчусь, кручусь, верчусь,
Ветерком прохладным вею.
Я пока не всё умею –
Подрасту и научусь.
Пока он вертелся и пел, люди сделали ещё много вентиляторов. Они закрутились-завертелись, подхватили песенку – и получился хор. Хор – это когда все вместе поют одну песню. Вот какую песенку они пели:

Мы – вен, мы – ти, мы – ля, мы – то, мы – ры, в конце концов.
На свете больше нет таких весёлых молодцов.
Крутиться можем целый день –
И нам ничуточки не лень.
А вечером, а вечером, когда устанем петь,
Мы сны свои хорошие отправимся смотреть.

Так пели вентиляторы целый день. К вечеру они, и правда, устали и захотели спать. Тогда самый старый вентилятор запел им свою песню:

Я жужжу, жужжу, жужжу –
Я вам сказку расскажу.
Закрывайте, дети, глазки,
Чтобы лучше слышать сказки.
На земле тишина.
Солнце спит. И спит Луна.
Мои сказки хороши –
Засыпайте, малыши.
Засыпайте … засыпай …
Не вертитесь … баю-бай .

И маленькие вентиляторы перестали крутиться и уснули сладким сном. А когда наступила ночь, и только сонная луна охраняла своим сонным светом сон на земле, тогда уснул и Старый Вентилятор. И ты засыпай. Ты поспишь, наберёшься сил, и в другой вечер Cтарый Вентилятор расскажет тебе свою сказку. Все вентиляторы спят – во всех городах, во всех домах. Все дети тоже спят. Спи и ты, малыш. Вот ты уже засыпаешь, засыпаешь, глазки слипаются, сли-па-а-ют-ся … засыпай … за-сы-па-ешь … за-сы-па-ешь …

Сказка вторая, которую, когда Старый Вентилятор был совсем маленьким, ему рассказывала его бабушка – Ветряная Мельница. Сказка о том, как медведи любили мёд, однажды захотели полакомиться, и о том, что из этого вышло.

Дело было в старину.
Шли медведи на войну.
Им не хотелось драться,
Но надо ж защищаться!
От кого? Вот дела,
Всех врагов – одна пчела.
Она в дупло носила мёд,
А мишка в мёд свой нос суёт.
Пчела – одна. А мишек – три.
Но что творится? Посмотри:
Маленькая, злючая,
Проворная, колючая,
В лапы не даётся,
Глядь – и в нос вопьётся!
Она жужжит и вьётся,
Над мишками смеётся.
«Поймать её, — кричат, — поймать!»
И ну-ка лапами махать!
Попал в медведицу медведь,
Она – кричать, она – реветь,
И – бац медведя по спине!
Да, на войне – как на войне.
Но маленький мишутка
Сказал: «Всё это шутка!
Ведь дома на столе стоит
Варенье земляничное,
Черничное, клубничное.
Варенье – нам, а мёд – пчеле!
Нас ждёт варенье на столе.
А вы, пчела, сердиться бросьте,
Прилетайте завтра в гости».
Три медведя шли с войны
Из пчелиной стороны.
Ну, зачем друг друга бить,
Если можно в мире жить?!
А назавтра им пчела
Бочку мёда принесла
Поутру, похолодку:
«Вот, отведайте медку!».
А мишутка ей – варенье:
«Не варенье – наслажденье!».
Светит солнышко в окошке.
Над столом мелькают ложки.
Дружат мишки и пчела.

Вот и ночь уже пришла.
Сладок сон и слиплись глазки.
Завтра снова будут сказки.
Мишки спят – под мордой лапа:
Мишка-мама, мишка-папа,
И мишутка, и пчела.
Спи! Такие вот дела.

Сказка третья. О вентиляторе по имени Ветерок и оленёнке Оле.

Жил-был на свете вентилятор и звали его – Ветерок. Он жил в большом городе, в высоком и красивом каменном доме. Со своего места на подоконнике Ветерок видел только дом напротив и маленький кусочек неба. Зимой небо было тёмным и холодным, и с него падали белые снежинки. Их было так много, что Ветерок иногда боялся, как бы его не засыпало. Но снежинки ложились на подоконник с другой стороны стекла, и Ветерок иногда даже разговаривал с ними. Зимой ведь вентиляторы не включают, и Ветерку было очень скучно стоять одному без дела.
А потом наступала весна, а за весной – лето. Небо становилось синим и тёплым. Солнце светило ярко-ярко.Ветерок дул на людей приятным прохладным воздухом и помогал им спасаться от жары. Он так старался! Ему было так радостно вертеться!
Но когда наступала ночь, люди открывали окна настежь, а вентилятор выключали. Ветерок стоял на подоконнике – выключенный и тихий. С улицы на него дул настоящий живой ветер, который прилетал с чистого поля, из-за синих морей и высоких гор. Ветерку было очень грустно, что он не может летать, как настоящий ветер. «Если бы я был ветром, — думал он, — я бы летал всюду-всюду, я бы дул всегда, и никто-никто не мог бы меня выключить». Ветры прилетали и улетали, а Ветерок всё стоял и стоял на подоконнике.
Однажды ночью прилетел добрый Ветер и нашептал Ветерку волшебные слова. Если сказать три раза: «Полечу, куда хочу. Полечу, куда хочу. Полечу, куда хочу», то превратишься в настоящий живой ветер.
Долго не решался Ветерок сказать волшебные слова. Но ему так хотелось полетать на просторе! И вот как-то рано-рано утром, когда солнце только-только начинало вставать, он собрался с духом и проговорил: «Полечу, куда хочу. Полечу, куда хочу. Полечу, куда хочу». В тот же момент он стал ветром – настоящим живым ветром. Он вспорхнул с подоконника и улетел в небо. Ах, если бы ты видел, малыш, как весело и радостно он летал по свету! Целый день он гонял по небу облака, качал корабли в море и поддерживал уставших птиц. А к вечеру Ветерок и сам устал. Он сел на большое зелёное дерево, тихонько покачивал его ветки и думал, что скоро надо возвращаться на подоконник и пылиться там всю осень и зиму. Очень уж ему этого не хотелось.
Вдруг Ветерок услышал какой-то шорох. Он оглянулся и увидел, что из леса выходит – ты думаешь, кто? – маленький оленёнок. У него были тонкие ножки с красивыми копытцами, маленький поднятый кверху хвостик, совсем ещё малюсенькие рожки и большие-пребольшие блестящие добрые глаза.
Ветерок слетел с дерева и тихо-тихо прикоснулся к мягкой шёрстке оленёнка. Оленёнок сразу почувствовал его прикосновение, повернул к Ветерку голову с большими-пребольшими добрыми-предобрыми глазами и спросил: «Ты кто?».
«Я вентилятор, — сказал Ветерок, и зовут меня Ветерок».
Оленёнок удивился: «Так ты кто – ветерок или вентилятор?»
«Вообще-то, я вентилятор. А Ветерок – это моё имя. Но сегодня я и вправду ветерок. А ты кто?».
«А я оленёнок и зовут меня – Оля» — сказал оленёнок и дотронулся мягкими и тёплыми губами до Ветерка. Это было так же приятно, как когда мама целует тебя перед сном. И Ветерок погладил Олю, а когда оленёнок уснул, Ветерок отгонял от него тёмные ночные ветры, нашёптывал ласковые слова и звал к Оле хорошие сны. И так им было хорошо, что утром Ветерок не захотел становиться вентилятором и остался жить в лесу с оленёнком Олей.
Когда-нибудь ты пойдёшь в лес. Оглянись тогда вокруг, только тихо-тихо оглянись. Если тебе повезёт, ты увидишь как на полянке играют оленёнок Оля и Ветерок. А если ты будешь такой же ласковый и добрый с ними, как они, то тебе повезёт ещё больше и они поиграют с тобой вместе.
А сейчас вечер, почти уже ночь. Оля и Ветерок засыпают. Засыпай и ты. Ветерок гладит Олю. Мама гладит тебя. Засыпай, малыш, а я спою тебе песенку:

Мой старый пропеллер устал-утомился.
Так хочется спать – уже ночь за окном.
Усни, мой малыш. Я хочу, чтоб приснился
Тебе оленёнок вдвоём с Ветерком.
Пусть сон будет сладким и мягкой – подушка.
Давай, поцелую. А дальше – молчок.
Ложись на бочок и ладошку – под ушко,
Мой мальчик, мой с-пальчик, мой милый сверчок.
А утром к нам солнце заглянет в окошко
И скажет: «А ну-ка, скорее вставай!»
Сейчас будем спать … Ты подвинься немножко –
Я рядом прилягу … А ты засыпай.

Сказка четвёртая. О том, как кому спится и что кому снится

Слышал я, что людям сны снятся. Всем снится разное. А вентиляторам ничего не снится – их просто выключают. Я – старый, очень старый вентилятор. Если собрать весь ветер, который я сделал за свою жизнь, он будет дуть целый год. А может быть, пять лет. Пока я крутился, я смотрел вокруг и очень много узнал. Я так много узнал, что теперь даже не знаю, что я знаю. Вот только о снах я ничегошеньки не знал. И это было очень обидно.
Это было так обидно, что однажды ночью я попробовал заглянуть в человеческие сны, но ничего там не увидел. Это потому, что нельзя без спроса заглядывать в чужие сны. Но мне всё-таки очень хотелось узнать, что же такое сны. «Что делать?» — думал я. Думал, думал и вспомнил волшебные слова: «Полечу, куда хочу. Полечу, куда хочу. Полечу, куда хочу». Может быть, если полетать по свету, то увидишь чьи-то сны? Сказал я волшебные слова, стал ветром и вылетел в форточку.
На подоконнике я увидел голубя Гошу и голубку Любку. Они спали, устроившись рядышком и спрятав головки под крылья. Как ты думаешь, зачем птицы прячут головку под крыло, когда спят? Они тогда дышат согретым под пёрышками воздухом и не простужаются – вот зачем. Они так сладко спали … А в тёмном оконном стекле, как в зеркале, отражались их сны. Голубке Любке снилось, что скоро она снесёт яичко, сядет на него и будет его согревать своим теплом. И там – в тепле внутри яичка – начнёт расти птенчик. А когда у него окрепнет клювик, он пробьёт скорлупу, выберется на белый свет и станет красивым голубем или голубкой. Голубю Гоше снилось, что голубёнок уже вылупился из яйца и ему дали имя – Голубчик. Снилось Гоше, что он учит Голубчика летать – показывает, как отталкиваться от земли, как махать крыльями, как убегать от кошки.
А во дворе на скамейке спала кошка Крошка. Знаешь, какого она была цвета? Может быть, белая, может быть, чёрная – этого я не разглядел, потому что ночью все кошки кажутся серыми. Она лежала на скамейке, одной лапой прикрыв мордочку, а все остальные сонные лапы свешивались со скамейки. Сколько же лап свесила Крошка со скамейки? Давай посчитаем. Одна передняя лапа свисает – раз. Одна задняя лапа – два. И ещё одна задняя лапа – три. Три лапы свесила Крошка со скамейки и спала сладким кошкиным сном. Не успел я подлететь к ней поближе, как она встрепенулась – не голубь ли? Вот бы поймать и съесть! Но это был я, а не голубь. Кошка Крошка огорчённо потерла живот лапой, зевнула и снова уснула. Все кошки во сне урчат. И Крошка урчала свою песенку:

С меня пример берите, дети, —
Я сплю спокойней всх на свете:
Спокойней мухи и слона,
Спокойней птички-свистуна …

Но тут песенка остановилась – Крошке стал сниться сон, что она живёт в большом саду. Вокруг зелёная травка. Над головой синее небо и тёплое солнце. Много-много деревьев. И под каждым деревом – одно блюдце с молоком, а другое – с «Вискас» …
Оставил я Крошку досматривать её вкусный сон и полетел в соседний двор. Там на скамейке сидел человек, а у его ног спал большой пёс. Когда-то они вместе ходили на охоту, а теперь оба постарели – вот и грустят во дворе. Пса звали Эльф. Снилось ему, что они с хозяином в лесу, и напал Эльф на след зверя, и бежит по следу – молодой, сильный, смелый, вот-вот зверя нагонит … но сон вдруг переменился, будто это не Эльф зверя нагоняет, а его сын – молодой Сильф. Снилось, как он учил Сильфа охотиться, и Сильф сначала ничего не умел … Но тут я неосторожно зашумел листьями, и Эльф проснулся.
Уже было почти утро. Я немножко устал. Да и дома без меня будут скучать – все любят, когда я на своём месте стою и кручусь, если кнопку нажать. И полетел я домой.
А дома спал малыш Андрюшка. Он тоже видел сны. Хочешь смотреть сны вместе с ним? Тогда засыпай.

Слышишь – мама поёт: баю-бай, баю-бай?
Это значит – уж ночь, поскорей засыпай.
Это значит – увидишь хорошие сны
Как клубника растёт на верхушке сосны,
А на грядке клубничной подсолнух цветёт,
А на ветке зелёной слонёнок живёт …
Это в снах так бывает – всё наоборот.
И не плачет никто, не скучает,
А в весёлые игры играет.
А Андрюшка на море дощечку кладёт
И на ней, как на лодке, по морю плывёт,
И, что хочется, то и сбывается
В тот же миг, как глаза закрываются.
Слышишь, мама поёт: «Спи, малыш, засыпай»?
Это значит – глаза закрывай … баю-бай …
Спи, малыш … засыпай … уж стемнело … пора …
Сны хорошие будешь смотреть до утра.
За-сы-па-ешь … за-сы-пай …
Вот и славно.
Баю-бай …

Сказка пятая. О сестричках Смешинке и Слезинке

Когда-то мой дедушка – самый первый вентилятор, теперь уже таких нет – рассказывал мне о двух сестричках. Хочешь – расскажу?
Дело было, как говорят, в старину. Жили на свете две сестрички. Одну звали Смешинка, а другую Слезинка. Они были похожи друг на друга, как две капли воды. Недаром ведь и имена у них начинались с одной буквы – С. И всё-таки они были очень разные.
Смешинка была очень весёлой девочкой. Она просыпалась утром с песенкой:

Как чудесно! Я проснулась!
Солнце в небе встрепенулось!
Загляни ко мне в окошко
И побудь со мной немножко!

А если шёл дождик, она пела:

Жить на свете хорошо!
Вот и дождичек пошёл!
Погулять пошёл в саду!
Он пройдёт – и я пойду!

Даже если Смешинка ушибалась, она смеялась:

Я упала-растянулась,
Поднялась и улыбнулась.
Мне ни капельки не больно.
Мне смешно. И я довольна.

Когда Смешинка появлялась среди людей, все смеялись и хохотали, и говорили, что им смешинка в рот залетела.
А её сестричка Слезинка всегда была недовольна. Утром она плакала: «Ой, мне солнце в глаза светит! Уберите солнце!». Дождик шёл – она опять плакала: «Ой-ой-ой … я гулять хочу, а на улице дождь. Пусть уйдёт, пусть уйдёт!». А уж если она ушибалась, слезам просто конца не было. Однажды ей подставили ведро, так оно оказалось полным слёз. Если собрать все её слёзы, то, наверное, целый океан бы получился. Слезинка никогда не улыбалась. Как только она появлялась, люди начинали плакать и рыдать.
Так они и жили – Смешинка и Слезинка. Смешинка радовалась – Слезинка огорчалась. И было сестричкам ни хорошо, ни плохо. Им было никак. Потому что, если один смеётся, а другой плачет, то уж вместе не поиграешь. Смешинка изо всех пробовала рассмешить Слезинку, но у неё ничего не получалось.
И вот однажды Слезинка убежала к маленькому мальчику. Почему? Она услышала, что он плачет, и решила: «Будем плакать вдвоём. Будем вместе плакать. Вот будет интересно!» Если бы ты слышал, как они плакали, какой рёв стоял в доме с утра до вечера. Они плакали и кричали наперебой: «Хочу фломастер! Фломастер хочу!», а когда им давали фломастеры, они опять плакали и кричали: «Хочу гулять! Гулять хочу!». Их одевали и вели гулять, а они опять: «Не хочу на улице! Хочу дома!». И так день за днём. Они так плакали, что снизу прибегали соседи: «Отчего это у нас потолка дождь идёт? Нас заливает!».
А Смешинка заскучала без сестрички. Смеяться одной ведь не так уж и весело. Она даже заплакала: «Где моя сестричка?» и пошла её искать.
Долго Смешинка ходила по улицам и слушала, не плачут ли где. Вдруг это Слезинка? И вот на одной из улиц она услышала громкий плач. Смешинка огляделась – нет, никто не плачет, все улыбаются. Она оглянулась ещё раз и ещё – никто не плакал. Тогда она подняла голову и увидела в одном окошке мальчика и Слезинку. Они сидели на подоконнике и вовсю рыдали. Слёзы текли струйками на головы прохожих.
Скорей, скорей, скорей! Смешинка взлетела по ступенькам, вбежала в комнату и как засмеётся от радости, что нашла сестричку. А мальчик и Слезинка посмотрели друг на друга: «Чего это мы всё плачем и ревём, ревём и плачем?», и им обоим стало смешно. Они засмеялись вместе со Смешинкой. И мама мальчика смеялась вместе с ними. И папа, когда пришёл, тоже смеялся. И дедушка и бабушка тоже смеялись.
С тех пор Смешинка и Слезинка живут вместе с мальчиком. Он теперь почти никогда не плачет. Он знает, что когда плачешь, всё вокруг становится неинтересным и ничего не хочется. А ведь это так скучно, когда ничем не доволен и ничего не хочется. Правда, иногда Слезинка забирается ему в глаза. Но тогда на помощь приходит Смешинка – Слезинка выкатывается из глаз и прыгает на пол. И мальчик с сестричками играют вместе и веселятся. Иногда они смеются даже до слёз. Им весело и хорошо. А по ночам они видят весёлые и смешные сны.
А теперь, малыш, давай спать. Я ведь совсем старый вентилятор и устал.

Я старый и мудрый. Я плакать не буду.
Я все огорченья свои позабуду.
И ты засыпаешь и плакать не будешь,
И все огорченья свои позабудешь.
И что б ни случилось, давай улыбаться
И солнцу, и ветру, и просто друг дружке.
Давай-ка щекой прислонимся к подушке
И даже во сне не забудем смеяться.

А завтра ты расскажешь мне свою сказку …

Добавить комментарий