Объективные критерии оценки произведения. Категории и Техника исполнения


Объективные критерии оценки произведения. Категории и Техника исполнения

Альтов (или — Альтшулер – кому как больше нравится) создал свою шкалу оценки качества художественных произведений применительно к анализу ПЕЧАТНОЙ продукции. Иными словами, предполагалось, что «чтиво» уже прошло корректорскую и редакторскую правку, а так же – горнило редакционного совета.
Для сетературных опусов сие – далеко не всегда справедливо. Даже более того, почти всегда – неверно, такова — характерная отличительная черта сетературы. Таким образом, для объективной оценки сетературного творчества анализа только формы и содержания произведения – мало (см. «http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=118084»).
Что добавить – совершенно очевидно. Позволю себе процитировать предыдущий опус:
«…Нельзя ли выработать систему экспертных оценок, которые дали бы возможность сравнивать различные произведения по одним и тем же критериям? Ведь оценивают таким образом судьи выступления по художественной гимнастике или фигурному катанию…» В фигурном катании – две оценки: за артистизм и за технику исполнения. Следовательно – для полной объективности необходимо эту оценку – добавить, закруглив тем самым проблематику беспристрастного анализа, что называется «по полной».
Одно маленькое «но» : нельзя сравнивать валенки с крокодилами, использую одну и ту же шкалу качества, ибо у них( у валенок и крокодилов) разные наборы качественных параметров оценки. Следовательно, необходимо предварительно разделить все тексты на несколько категорий, внутри которых – возможно сравнение при использовании единого ряда критериев).
В принципе, разделение на жанры и формы – может быть любым. Таковое – и наблюдается на разных литературных сайтах. Сие – не преступление, однако – сие не позволяет сравнивать работу двух различных коллективов жюри. Никоим образом. Если Вы, уважаемых читатель, в этом месте – в сердцах ругнулись про себя или – не дай Бог — грохнули кулаком по клавиатуре, воздев очи долу с вопросом «а на кой ляд надо это сравнение?», то – далее читать не стоит. Просто мы – я и Вы – слишком по-разному смотрим на этот мир.
Я же, однако, продолжу. Предлагается разделить все многообразие творческих текстовых фрагментов на несколько категорий, использую четырехуровневую бинарную иерархическую шкалу. Первый уровень – разделение на Поэзию и Прозу. Для того, чтобы составить удобоваримую аббревиатуру, формируемую из первых букв имени конкретного узла шкалы – на «Стихо» и «Прозу». Последний уровень – объем («Малые формы», «Большие формы»).
Для Стихо используем еще два уровня : «Рифма» и «Ритм». Соответственно – получим следующие категории Стихо:
— РРС (рифмованное ритмичное стихо);
— НРС; (нерифмованное ритмичное стихо);
— РНС (рифмованное неритмичное стихо);
— ННС (нерифмованное неритмичное стихо).
Нетрудно убедиться, что с учетом последнего уровня (соответственно «М» и «Б») – охват возможных форм – полный, включая и верлибр, и одностишья, и поемы и т.п.
Для Прозы используем другие два уровня : «Утилитарность» и «Объективность». Соответственно – получим следующие категории Прозы:
— УОП (утилитарная объективная проза);
— НОП (неутилитарная объективная проза);
— УНП (утилитарная необъективная проза);
— ННП (неутилитарная необъективная проза);
Нетрудно убедиться, что с учетом последнего уровня (соответственно «М» и «Б») – охват возможных форм – полный, включая и литературоведение, и миниатюры, и романы и т.п.

Теперь – собственно про оценки Техники исполнения. Предлагается использовать 5 (чтобы не ломать стройность комплексной методики) показателей :
грамотность (в рамках – используемого языка);
корректность (любая : политкорректность, законопослушность (в призывах и т.п.));
достоверность (в рамках – конкретной культуры и науки);
стройность (в рамках – конкретной категории; пример для РРС – рифма, ритм);
цельность (в рамках – структуры конкретной категории; пример для УНП – структура материала).

Соответственно – получаем четыре градации возможных «весовых категорий» по Технике исполнения : А, Б, В, и Г:
А – грамотно, корректно, достоверно, стройно, цельно.
Б – хотя бы по одному из показателей – отрицательный результат;
В – отрицательный результат – по двум показателям;
Г – отрицательный результат – по трем и более показателям.

Для обоснования мнение рецензента – с указанием цифрового кода «весовой категории». Например :
Б (01111) – слово «парашют» пишется с буквой «ю», отнюдь не с «у».

С учетом предыдущего материала (««http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=118084») и сравнения произведений только с учетом «весовых категорий» (вернее – ТОЛЬКО ВНУТРИ «весовых категорий» — получаем не просто объективные оценки, но и такие, которые обладают следующими весьма ценными качествами:
— сравнимость (для разных составов жюри);
— проверяемость;
— легитимность.

Я не прав?

Добавить комментарий