«Нам не дано предугадать…»
Тютчев
1.
Начало жизни помнить не дано.
Во тьме таятся первые свершенья:
Из клеточки – младенца сотворенье,
Земных чудес привычное звено.
Нам не дано предугадать до срока,
Несёт какие беды и дары,
В какие будет завлекать миры
Цепочка генов – смесь удач и рока.
Меж тем, в права вступает окруженье:
Кого-то ждут с надеждой, нетерпеньем,
Кого-то до рожденья проклинают.
Неравенство путь рано начинает…
Нам это время помнить не дано,
Но вертится судьбы веретено.
2.
Но вертится судьбы веретено.
Мы можем малыша уже баюкать.
Доверчиво ко всем он тянет руки.
Такими были мы давным-давно.
Ещё не держит он и головы,
А мать мечтает о его победах,
Но ждут победы, серый путь иль беды,
Нам не дано предугадать, увы.
Увы иль к счастию, нам не дано
Увидеть новой жизни полотно
Заранее. Младенец – просто чудо,
А что он принесёт позднее людям?
Вопрос несвоевременный, напрасный.
В младенчестве – все ангельски прекрасны.
3.
В младенчестве все ангельски прекрасны.
Прекрасны все и в год, и в два, и в пять,
Хотя уж начинает проявлять
Ребёнок нрав, порою не атласный.
Как сочны краски те, что видят дети!
Всё ново, всё пленяет малыша.
Рачительной хозяйкою душа
Богатство прячет в потайные клети.
На фоне слякоти, невзгод и непогоды,
В зашоренные опытностью годы,
Картинам детства суждено всплывать.
Каким? Нам не дано предугадать.
Без серых фильтров, опыта подсказки
Ребёнок жадно ловит мира краски.
4.
Ребёнок жадно ловит мира краски,
Усваивает знанья на лету,
Между игрою в салки и лапту
И спуском с горки снежной на салазках.
Но если жизнь тяжка у малыша,
Не солнца зайчик ляжет в подсознанье,
А змеи тёмные, таящие страданья.
Совсем изгнать не может их душа.
Нам не дано предугадать, когда
Из подсознанья выползет беда.
Да, счастье в детстве – лучшее наследство
И устоять в грядущих бурях средство.
Спешите к детям с добрыми дарами:
Уходит детство резвыми шагами.
5.
Уходит детство резвыми шагами
С любимой куклой, сказкой перед сном,
С беспечности весёлым ветерком,
Зовёт уж школа первыми звонками.
Учительницу первоклассник любит
И пёрышко, и ранец, и тетрадь,
Старается ни в чём не подкачать.
Семьи он гордость, все его голубят.
Не угадать и самой мудрой маме,
Как долго быть лазурной панораме,
Желанной школе и чудесным чаду,
Как долго чаду быть семьи отрадой?
Всё изменяется под небесами,
Уже подросток резкий перед нами.
6.
Уже подросток резкий перед нами,
Порой нелеп, упрям и некрасив,
Утёнок гадкий взвинчен и спесив.
О жизнь он бьётся острыми углами.
Он роли примеряет, словно платья,
Он ищет путь по силам и уму;
Нам не дано предугадать, к чему
Подростка эти приведут занятья…
Порой любовь является нежданно,
От осмеяния её скрывают рьяно.
В любви той не сияют краски мая,
Лишь ветры марта сердце пробирают.
И к «предкам» нет слепой, как прежде, веры;
Опека тяготит и злят барьеры.
7.
Опека тяготит и злят барьеры.
Ему одиннадцать — тринадцать лет
И на излом он пробует запрет.
В ответ – упрёки, нудные примеры…
Нам очень часто трудно угадать,
Каким подросток выйдет из вольеры.
Ведь он не лебедёнок грязно-серый,
Что чудной птицей в срок сумеет стать.
Вполне созревшим он себя считает.
Слепец, кто этого не замечает.
Всё хочется изведать самому,
Советы и запреты – ни к чему!
Нетерпелив, колюч, самоуверен,
Подросток взламывает в юность двери.
8.
Подросток взламывает в юность двери.
Ах, как волнует вешний, вольный мир,
Где юность пьёт шипучий эликсир
В свои победы будущие веры!
Нам не дано предугадать при этом
Шагов итог. Соломки подложить
Мы не умеем, путается нить
Пути: нам верный курс пока не ведом.
Пьянящая дорога юных лет
Несёт даров блистательный букет,
Но и шипы для молодой души,
О камни неожиданный ушиб…
Я вспоминаю путь тот сложный, зыбкий…
Удачи юности, её ошибки…
9.
Удачи юности, её ошибки…
Определят во многом жизнь они.
Мы точный выбор совершить должны
В короткий срок, без тяжких ран и сшибок.
Найти в толпе родную половину,
Занятие — по силам и уму.
Хорош ли выбор иль ведёт во тьму
И превратит возможности в руины?
Неопытный старатель… Хлябь, ухабы…
То к самородку путь, то к чёрту в лапы…
А между тем успехи или бремя
Наследует уже иное время.
Уходят юности и слёзы, и улыбки.
С годами зрелость уменьшает зыбкость.
10.
С годами зрелость уменьшает зыбкость.
Уж выверена ценностей шкала.
Не просто зрелость выбить из седла.
Есть в ней надёжность, прочность, но и гибкость.
Со зрелостью не всем случится встреча.
Наш путь нам не дано предугадать.
Кому-то зрелости не увидать,
А кто-то встретит с ней лишь жизни вечер…
Способна зрелость к компромиссу, торгу.
Максимализма нет в ней и восторга.
Капканы на дороге обойдёт,
Курс поменяет, силы сбережёт,
Поддерживает нас из года в год,
Старательно учёт всему ведёт.
11.
Старательно учёт всему ведёт,
Костяшки щёлкают, балансы подбивая.
Заранее не угадать, какая
Нас прибыль ждёт, какой получим счёт.
Карьеры нашей укрепляем зданье
И преуспеть стараемся в любви,
За жизнь свою сражаемся, как львы,
Подчас срываем от усердия дыханье,
Бежим, спешим по жизни полосе,
Пытаясь одолеть барьеры все.
Не замечаем, как уходит время,
Редеет грива, стан сгибает бремя…
Надежд и дел несёт водоворот,
Но вот уж старости идёт черёд.
12.
Но вот уж старости идёт черёд.
У старости тяжёлая походка.
Хоть выглядят по-разному погодки,
Но возраст всё-таки своё берёт.
Потери к одиночеству ведут,
Ровесники чредой уходят в дали
Те, с кем делили радости, печали.
Всё ж… хочется побыть подольше тут,
На мир перед разлукой наглядеться
И больше света пропустить сквозь сердце…
Но сердце старое. Оно подводит
И к остановке поводы находит.
Продлится долго ль старости дорога,
Нам не дано предугадать до срока.
13.
Нам не дано предугадать до срока,
Сумеем сколько мы ещё прожить,
Дела какие нам удастся завершить?
Когда прервётся путь по воле рока?..
Когда и где? Вопросы без ответов.
Что можем изменить? Убьёт что нас?
Где суждено вечерний встретить час?
Бессильны тут гадания, приметы…
Вот если б раньше предсказали мне,
Что ожидает в яви, не во сне,
Что будет, не поверила б, конечно,
Сочла прогноз фантазией беспечно…
Увидеть не дано и третьим оком,
Какой получится, где кончится дорога.
14.
Какой получится, где кончится дорога?
Уйдём куда-то или в никуда?
Услады рая, ад иль пустота
За смертным ожидают нас порогом?
Бессмертье в детях есть, в души отдаче,
В тех судьбах, что ты спас иль облегчил
И в ауре добра, что укрепил
Поступками, сочувствием горячим.
Судьба посмертная быть может, но какая,
Нам не дано предугадать, как рая
Живущему увидеть не дано,
Дверь заперта, зашторено окно…
Не знаем ничего про сферу ту,
При жизни не заглянешь за черту…
15. КЛЮЧ
Начало жизни помнить не дано,
Но вертится судьбы веретено.
В младенчестве все ангельски прекрасны,
Ребёнок жадно ловит мира краски.
Уходит детство резвыми шагами,
Уже подросток резкий перед нами.
Опека тяготит и злят барьеры.
Подросток взламывает в юность двери.
Удачи юности, её ошибки…
С годами зрелость уменьшает зыбкость,
Старательно учёт всему ведёт,
Но вот уж старости идёт черёд.
Нам не дано предугадать до срока,
Какой получится, где кончится дорога…
—————————————————-
*Борясь за расширение тематики, увеличение содержательности венков сонетов (вплоть до эпических), И. Сельвинский стал пользоваться сонетами с нетрадиционной системой рифмовки, сохранив при этом тождество последней строки сонета с первой строкой последующего и правило составления пятнадцатого сонета – магистрала из первых строк четырнадцати предшествующих сонетов. Подобные венки М. Л. Гаспаров называет венками деформированных сонетов.