Русский немец.


Русский немец.

Анатолий и Анна переехали в Германию 16 лет назад. Тогда направлялись они сюда большой семьей: вместе с родителями, братом и дедом Эдмундом, которому к тому времени исполнился 101 год.
— Две недели пришлось его уговаривать, — рассказывает Анатолий,- чтобы он согласился лететь на самолете в первый раз за свои сто лет. И вот мы в воздухе, рейс «Алма- Ата – Москва – Ганновер». Когда прилетели, я поинтересовался: «Как было?» — «Как на быках»,- отвечает.
Прожил он 106 лет. Пережил голод в 33-ем году, прошел трудармию, шестерых детей поднял. Иногда я думаю, в чем секрет его долголетия. Всю жизнь работал, тяжело работал, по два раза перепахивая свой участок, а тот был ни много ни мало – 14 соток. Дед только приговаривал: «Лучше урожай будет».
Видимо, это истинно немецкое трудолюбие передалось и внуку. Анатолий, как говорится, мужик «рукастый»: и токарь, и сантехник, и строитель. Имел приусадебный участок, дом на славу, крытый железом, летнюю кухню, отдельно — сауну. Коровы, куры, кролики, куры.
«Однажды все уехали на похороны, а меня оставили на хозяйстве: покормить, напоить живелину. Я тогда впервые выдоил корову. Сначала мало надоил, а потом вспомнил, как это делает мать. Мне было в ту пору11 лет. Я в деревне вырос, работали с утра до вечера. Сено косил – только пыль стояла… Любил выйти ранним утром, когда все еще
спят, в огород, сорвать молодой, свежий огурчик с пупырышками, или, подцепив зонтик укропа, растереть его в ладонях и попробовать ароматные семена.
Но пришлось уехать. Сначала подалась в неизвестные края одна немецкая семья, потом – вторая, затем все остальные. Наш поселок был многонациональным, — с теплотой вспоминает Анатолий, — около 30% жителей – турки, 20% — немцы, остальные – узбеки, русские, евреи, казахи, уйгуры, чуваши,- все жили мирно. Потом русские уехали в Россию, евреи – в Израиль, турки – в Турцию… Что нам оставалось?
В Германии он первое время тосковал, три раза летал в Казахстан. А однажды ощутил,
Что никого из своих там уже не осталось. Теперь говорит: «Германия – моя историческая родина, родина моих предков. Здесь я живу.»
Самое важное в обустройстве на новом месте – найти работу. Это у Анатолия получилось легко. Сидел на лавочке, разговаривал с парнем, тот рассказал, что работает на фирме, которая изготовляет автоматические двери и окна. Попросил у парня адрес предприятия, поехал туда, поговорил с мастером. И вскоре пришло письмо с приглашением на собеседование.
— С той поры и работаю на фирме,- продолжает Анатолий. – Вначале чувствовал языковой барьер. Постепенно усвоил специальную лексику, сложились неплохие отношения с коллегами.
Но по-настоящему дома он почувствовал себя, когда купил дом. И пусть еще предстоит выплачивать кредит, но этот дом дает ему уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что он здесь навсегда. Подрастут дети (в семье Анатолия и Анны двое детей: дочь и сын), заведут свои семьи. И будет у них дом.
Анатолий с удовольствием показывает земельный участок рядом с домом. Чувствуется в его словпах привязанность к земле, уважение к людям, которые обустраивают ее, трудятся на ней.
— Посмотрите,- с восхищением говорит он о бывшей хозяйке дома, — на участке редко встретишь одинаковые растения, она посеяла разные сорта трав. С любовью показывает он яблони, кусты смородины, теплицы с помидорами и огурцами. Чувствуется, что Анатолий любит землю, природу, все растущее на ней. И эта любовь дает ему силу, доброту, щедрость и энергию.

0 комментариев

Добавить комментарий