Автор: Каплан Ирена
«Некий человек идет своей дорогой, и видит вдруг чудесный сад, и слышит голос зовущий его. Голос царя, гуляющего в том саду. Силой воодушевления, он прыжком преодолевает стену и оказывается в саду. Охваченный волнением, он даже не чувствует, что идет впереди царя, а тот находится за его спиной. Он идет и воспевает благословения царю всеми силами души в намерении подготовить себя к встрече, не ощущая пока, что царь совсем близко. И вдруг оборачивается… и видит царя!
Мгновенно вспыхивает в нем радость. И вот он уже идет вслед за царем, восхваляя его, полный восторга и благодарности. Так гуляют они вместе, и незаметно для человека доходят до выхода из сада.
И человек выходит наружу и возвращается на прежнее место, а царь остается в саду и затворяет его. И видит вдруг человек, что остался один, и нет с ним царя, и … нет вообще входа в тот сад.
И тогда начинает он просить возможности снова войти в сад, с того места, откуда вышел – просить, чтобы царь был пред ним, но нужно для этого большое умение».
Говорят, в этой древней притче рассказано о поисках человеком Бога. Точнее даже, о методике поиска, о том, что есть надежда на восстановление этой утраченной связи. Видимо, это было важно в древние времена для человека, если даже методика поиска Бога, Высшей силы осталась для потомков. Но нужна ли эта методика нам? Когда же сейчас, в наше время человек ищет Бога, и ищет ли? Психологи утверждают, что важность и значимость этой Высшей силы сохраняется и по сей день. А проявляется в виде всем известного кризиса, который носит название «кризис середины жизни» и случается практически с каждым в возрасте около 40 лет. С кем в 38, с кем в 42.
Все ищут, и мужчины и женщины? Психологи говорят, что все. Нет здесь половых различий. И все-таки особенности существуют. Пожалуй, слова этой древней притчи столь эмоциональны, что для читателя представляются именно женскими чаяниями. Кого же ищет женщина в 40 лет? Ответ «женский». Она ищет мужчину. Утраченного мужчину.
Как же так получается и что говорят психологи на этот счет? Несолидно как-то для труженицы, матери своих детей, верной жены (и кто еще там наша женщина в 40 лет?) искать мужчину. Ну, для одиноких, понятно, жизнь не сложилась, вот и ищет. А успешная бизнес-вумен? А домохозяйка?
Нет, ищет именно мужчину. Точнее то, что посчастливилось прожить когда-то в юности. Ищет то, что мелькнуло в ее первой романтической связи. Ищет те несостоявшиеся надежды на семейное тепло и понимание, которые были (точно были!) с тем, кто пропадает весь день на работе и спит, отвернувшись к стене сейчас. Ищет то, что связывало ее с любимым.
И поэтому нуждаемся мы, женщины в методике поиска своего любимого. И есть для нас рекомендации более современные, но все же не столь модерновые, чтобы усомниться в их излишнем прагматизме. Давайте почитаем сказку «Финист-Ясный Сокол» (лучше, если читатель прочтет ее, мы же коротко перескажем).
…У богатого вдового купца три дочери. Младшая — самая любимая. Старшие дочери просят привезти обычные подарки, а младшая – подарить ей перышко Финиста — Ясна Сокола (которое позже превращается в прекрасного царевича). С ним девушка общается по ночам, тайком от отца и старших сестер. Днем царевич становится соколом и улетает прочь, но каждый вечер возвращается к своей возлюбленной. Чуя неладное, старшие сестры стараются возбудить у отца подозрение, подкараулив младшую, но это им не удается: чувствую опасность, царевич тут же превращается в перышко. Тогда завистницы идут на хитрость: они втыкают в раму окна сестры острые ножи и иголки. Сокол не может попасть к своей подруге. Израненный и раздосадованный, он улетает прочь, говоря ей на прощание: «…Если вздумаешь искать меня, ищи за тридевять земель в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня…».
Далее героиня так и поступает – и башмаки «толчет», и посохи «ломает» в тридевятом царстве, которое и находится так далеко, что «поди туда, не знаю куда»…
Попробуем проанализировать эту сказку. Кто же эти завистницы, эти «сестры», которые разлучают героиню с любимым? Нет, читатель, здесь ты не угадал (или не угадала). Это вовсе не реальные матери, которые стараются оградить дочерей от внебрачных связей, и не завистницы-сестры. Это наши «нормальные», всем нам так знакомые, специфические, очень женские (потому они «сестры») желания. Вот они:
— «Я ль на свете всех милее?» — т.е. все люди как люди, вот Катьке муж такую шубу купил, а я в свои 30 должна старую дубленку донашивать? — Вот-вот. И дальше:
— «Все мужчины – свиньи» — и что сейчас от этих мужиков ждать? Все они одинаковые. Только и думает, что о своих друзьях. Все о высоких материях рассуждают. А мог бы…И претензии, претензии…
— «Женщина имеет равные права с мужчиной». – Конечно. Слава богу, не при домострое живем. Слава богу, я редактор журнала (доктор наук, директор производства). У меня 20 мужиков в подчинении, и все в рот смотрят.
И есть такие желания и мысли у всех у нас – и у бизнесвумен, и у домохозяек. Потому что живем мы все в это нелегкое время, потому что все мы произошли из нашей, «современной» культуры. Надо только честно задуматься. И ответ этот нужен не кому-то постороннему. А только себе самой. Именно эти желания отвлекают нас от главной женской работы, от сохранения того, что однажды было дано, что в юности промелькнуло, что надеждами было…
…Невозможно предостеречь от этой потери наперед. Говорится, что ценить нечто мы начинаем только после того, как теряем. Это рассуждение написано скорее для тех, кто находится в поиске, кто испытывает смутное недовольство сегодняшним днем и не знает, что с ним происходит. И с ним, и с ней. Так же как для мужчины важно сохранить тот душевный трепет, который он испытывал в детстве и ранней юности, когда находился в гармонии с окружающим его миром, природой, отсутствие которого и выливается в поиски Бога или смысла жизни, так и для женщины важно то тепло, которое когда-то превратило ее одиночество, ее «я» в особую заполненность, называемую «мы».
Знаем ли мы методику сохранения этого трепета?
Вот что удалось найти в другой древней притче.
«…сделал Творец два великих светила (солнце и луну, затем луна стала малой)…. Сказала луна пред Творцом: Владыка Мира, могут ли два царя использовать одну корону? Сказал ей: иди и уменьши себя.
Это называется «жалобой Луны». Луна была малой по отношению к большому… Она получала от него мало света и жаловалась на это. И что же произошло с ней? Еще более уменьшилась. То есть когда пришла к состоянию, в котором начала требовать больше света, то стала неисправленной и получила его еще меньше.
…луна открывает в себе некий недостаток, приводящий ее к новому состоянию, которое пока что не ощущается как доброе, эффективное. …Она желает больше отдавать, быть большей, больше получать, светить, но вместо всего этого получает падение. Даже по сравнению с ее прошлым малым состоянием – теперь она упала до точки подобно луне в начале месяца, когда она переворачивается, и ее не видно.
И это – обратное состояние по сравнению с предыдущим. Теперь луна уменьшается до такой степени, что становится полностью черной. Но из этого состояния, в котором у нее нет абсолютно ничего, она может постепенно вырасти и снова стать большой»…
Может быть этот совет понятен, может быть нет. А может быть у тебя, читатель (или читательница) есть свой ответ на этот вопрос? На извечный вопрос о счастье – как стать счастливым и обрести смысл существования? Напиши нам. Давайте учиться друг у друга. Давайте учиться у того, кто «больше», кто старше, кто мудрее, кто прошел через это и знает – кто или что помогло ему (или ей) обрести, наконец, счастье.
Хорошая статья.
Мне кажется, что здесь только верхушка айсберга. Причин вечного поиска, вечного недовольства существующим положением вещей гораздо больше. Часть из них лежит в сфере общественного устройства, часть в меняющемся психологическом портрете среднестатистического человека. Резкая смена формаций, приоритетов и значимости ценностей приводят к предсказуемым результатам. Табели о рангах и структуры взаимоотношений, устанавливавшиеся сотни лет, рушатся в течении нескольких десятков.
И… лично у меня есть ощущение, что большинству это нравится. Да — мы слышим сетование, да — периодически видим броски из стороны в сторону, а потом наступает отрезвление — а на кой!?
Видимо этот вопрос, наряду с известными «Кто виноват» и «Что делать» будет волновать человечество в ближайшем будущем.
А на кой!?