ВКР-III. Любовно-сентиментальная проза. Мини-обзор


ВКР-III. Любовно-сентиментальная проза. Мини-обзор

ТАКАЯ РАЗНАЯ ЛЮБОВЬ. (Заметки на полях)

Господа!
Представляю на суд общественности свои мысли по поводу некоторых работ в указанной номинации.
Возможно, в дальнейшем этот обзор будет мною потихоньку продолжен.

Спешу оговориться, что в спорных для меня вопросах я сверяла свои ощущения с мнениями Ирины Шухаевой и Галины Викторовой, высказанными ими прежде в своих обзорах, и порой находила с ними завидное и полное единодушие.
В других случаях — обнаруживала с их мнением явное расхождение, что тоже совершенно естественно.

( В связи с тем, что я частенько ссылаюсь тут на мнение Галины Викторовой, привожу на всякий случай ссылку на ее Обзор:
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=113407&pid=45 )

1) Человек и его Другая жизнь
(Галина Тен «Звёзды в бокале»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105604 )

В построении этого рассказе таится загадка. Автор словно играет с Читателем в перевертыши, и потому Читатель не всегда понимает, что именно ему следует принимать за чистую монету, а что – подвергать сомнению.

Поначалу в рассказе говорится об одиночестве Человека в большом городе… Иногда Человек вроде бы вспоминает какую-то Другую свою жизнь, оставшуюся в прошлом. Именно в этой жизни он и оставил свои чувства и эмоции.

Затем – по воле случая мы узнаем все-таки подробности этой самой Другой жизни, в которой у Человека была Любовь…
Мы сталкиваемся также с извечным вопросом Любви:
Готов ли ты допустить, чтобы твоя любимая принадлежала не только тебе одному, но и всему оставшемуся миру? Или ты хочешь обладать ею безраздельно? Герой по-своему решает эту дилемму.

…Явилась ли эта Другая жизнь плодом воображения Человека – решать Читателю.

Вкусненькое чтение-то, на мой взгляд!
Прошу обратить внимание на этот рассказ!
(Вслед за Ириной Шухаевой замечу, что тема любви тут, действительно, вроде бы не основная.)

2) Вам и не снилось, или… Господа, а вы помните себя в 11-ом классе?
( VeNiA «Химия нас связала…»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105713 )

Любимец школьниц — первый парень на деревне из 11-ого класса -крутит любовь с «обыкновенной девчонкой» – т.е. «не с заводилой и не с серой мышкой»…
Почему же, позвольте спросить, девочки любят вовсе не тех, кто им предан всей душой и кто всегда рядом, а тех, кто с усмешкой играется их чувствами?
В попытке переиграть сей извечный сюжет и написан этот самый рассказ…
Убедит ли вас жизнеутверждающий финал сего произведения?

3) Любить или не любить – вот в чем вопрос?
Поток сознания влюбленной женщины, едущей на задней площадке трамвая
( Галина Викторова «Из неотосланного… отрывки писем»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105718 )

Влюбленная женщина бесконечно перебирает факты из своей и Его биографий, приправленные высказываниями авторитетных зарубежных психологов.
Вроде бы и тяжко ей – любить-то, но в конце рассказа она все же оптимистично замечает:
«Неужели я смогу тебя разлюбить действительно и насовсем?
И что я потом буду делать?»

Текст очень эмоционален. Вот тому примеры:
«Сомнения гложут. Грызут. Чавкают, холеры, шевелят жвалами.»
«Я в глубокой яме и пытаюсь карабкаться из нее сразу в нескольких направлениях.»
«скрежет зубовный»
«я вовлеклась в эмоциональную сферу»

4 ) Отказ от понятия пола ради Большой Любви, или Новый Орландо
( Юлия Теодорова «Пианист»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105795 )

А вот опять – чтение для гурманов.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ ЧИТАТЬ, ПРИЧЕМ — В СПОКОЙНОЙ ОБСТАНОВКЕ И НЕ ТОРОПЯСЬ!
Признаюсь, не сразу осилила этот опус и ваша покорная слуга! Но, одолев его, получила истинное удовольствие. Чего и вам желаю.

Итак – мы опять читаем почти про подростков, как и в опусе номер 2 данного обзора…
Вот – даже и схожий пассаж:
«Быстрая улыбка, острый оскал на лице маленького фашистика, истинного голубоглазого арийца, – и они уже идут вместе по слякотным дорожкам к школе, и он уже просит её дать списать геометрию.»
Посмотрите, ведь и тут — Он «просит её дать списать геометрию»! Впрочем, в опусе номер 2 влюбленные школьники занимались вместе все-таки не геометрией, а — химией.

Но вернемся все же к нашему «Пианисту.»
Пианист – это детская фантазия главной героини – девочки Наденьки. Той самой, которая зачитывается сказками «Льюиса – того, кто писал про льва, а не про чеширского кота». Потом наша девочка взрослеет, потихоньку выбираясь из мира «архетипов и комплексов».

«Ну, как тут можно повернуть наш злосчастный сюжетец?» — вопрошает в какой-то момент Автор.
А дальше – реальность переплетена с вымыслом.
Так что – чем тут дело кончилось, дождалась ли Наденька своего возлюбленного и слилась ли с ним в экстазе — пусть разбирается сам читатель.

Текст переполнен аллюзиями.
К примеру, вот этот пассаж весьма напоминает финальную сцену из «Парфюмера» П. Зюскинда:
«Она понимала, что появись он когда-нибудь на земле, то вызвал бы такую горячую, невыносимую любовь в сердцах людей, что они бы не выдержали своего желания и разорвали бы его на куски, чтобы упиться до конца каждым лоскутком его хрупкого лунного тела.»
«Для этого Надюшеньке нужно было научиться дышать духами и туманами.» — это, как я понимаю, указание на Блока.

Своей насыщенностью слог этого произведения словно апеллирует к старым временам, и вашей покорной слуге пришлось поверить ненароком, что все описываемое происходило вне Времени…
Но вот тут – немного и о современных нам реалиях:
«Надя имела тогда привычку ЗВОНИТЬ вечерами подружке и брести потом по холоду и БЕНЗИННЫМ лужам в чуждый соседний дом».
«А как курил, задумчиво и грустно, туманными утрами на ОСТАНОВКЕ!»
Ха-ха, решила я, значит – все-таки бензин, телефон и остановки! Все понятно с Вами, госпожа Юлия Теодорова!

ГОСПОДА!
ПРОШУ ТИТУЛОВАННЫХ ЖЮРИСТОВ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ЭТОТ РАССКАЗ!

(П.С. Насчет перегружености этого текста эпитетами, отмеченной раннее Ириной Шухаевой, могу заметить следующее.
Как почти всегда в нашей жизни, это можно считать как недостатком текста, так и его неоспоримым достоинством.
Сразу, с листа этот текст не проглотишь… Ну, так может это и не очень хорошо, что мы привыкли уже к скорочтению?
Давайте вспомним о гурманской литературе, о литературе — как удовольствии для читателя!)

5) Мысли о любви в присутствии луны
( Хельга Янссон «Лунная Кармэн»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105834 )
Еще один поток сознания, на этот раз – в бессонную ночь наедине с луной.

6) Не все коту масленица
( ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВА «Затяжная интрига»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105858 )
Забавный рассказец.
АБСУРДОМ от него немного веет в самом хорошем и высоком смысле!
К примеру, таким абсурдом, с которым у нас ассоциируется имя Даниила Хармса.
А по содержанию — еще одна жизненная история, причем — довольно необычная.

(Со знаками препинания здесь надо хорошенько поработать.)

7) Шестерых лунатиков вылечил, а вот с седьмым – не вышло!
( Виктор Корсуков (Алекс) «МАШИНИСТ НИКОЛАЙ БАБИН»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=105890 )
Забавный рассказец. Все в нем на своем месте.
Присутствует ли там тема любви? Это вопрос.

8) Страсти по невидимым миру событиям
( Людмила Ливнева «Чайка»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=111456 )

Этот текст — призовой, занял второе место. Поэтому при его разборе я проявила некую повышенную критичность, да простит меня Автор.

Первая мысль, невольно возникшая у меня при чтении: представляю, что сказал бы об этом произведении Сол Кейсер, чье сдержанное отношение к эпиграфам нам так хорошо известно по его работе в Частном Вытрезвителе! А здесь, в этом опусе, почти весь текст состоит из одних только эпиграфов!
Представьте себе такую картину: текст разбит на несколько фрагментов, каждый из которых предваряется стихотворным эпиграфом, порой по своим размерам превосходящим идущий далее авторский текст!
Тут есть о чем задуматься, господа!

Теперь по существу.
Язык здесь – насыщен, почти как в так понравившемся мне «Пианисте».

Но – увы! – в отличие от «Пианиста» , мы никак не можем понять, вокруг чего же здесь разгорелся весь сыр-бор…
«Милый мальчик…»
«Не чувствуя в себе достаточно сил, чтобы играть роль Эдит…»
С героиней что-то происходит, но Читателю Автор упорно не желает ничего рассказывать! Чем же мы не заслужили его доверие? Чем мы так провинились, что нас вместо этого пичкают поэзией Александра Градского?
Нет ответа.

Процитирую весьма непосредственное мнение Галины Викторовой на счет этого опуса – лучше ее, пожалуй, здесь и не скажешь:

«Это какой-то марлезонский балет: нифига не поняла без программки.
Красиво. Туманно. Мысль ускользает.»

9) Мужчины, не упускайте свое счастье!
( Александр Светлов «Когда увидишь её, просто скажи – Люблю»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=106079 )

Опять призовой текст, занял первое место. Опять — проявляю повышенную критичность, да простит меня Автор.

Мы наблюдаем здесь диалог (возможно — диалог внутренний) двух влюбленных… Нет, пожалуй, поправлюсь: не влюбленных, а — именно любящих.
Говорят попеременно то Она, то Он.
Это – не флирт, не витиеватая игра полускрытыми двусмысленными намеками, а – истинный диалог двух сердец.
Поймут ли они друг друга?
Будем надеяться, что да.

В конце нам спасительно дают понять, что все эти мучительные непонимания происходят не с нашими основными героями, а — с кем-то совсем другим. А наши герои — уже вместе и счастливы:

«Потом я вспомнил глаза моей Любимой. Я вспомнил эту муку, терзавшую нас. Я улыбнулся – как всё просто! И как мы счастливы теперь, когда всё уже позади.»

Заметки на полях: язык показался мне немного бедноватым.
Мысли – напыщенными, но в то же время немного однообразными и не особо интересными широкому кругу лиц, коими являемся мы, рядовые читатели.

(Запомнились только лишь: 1)тема временной разлуки героев и 2)адресованное к Ней приглашение войти в Его дом.)

В завершении — обратимся же опять к спасительному слову Галины Викторовой.
Вот что она пишет об этом тексте:
«Просто он – не для меня. Мы с ним в разных плоскостях, непересекающихся.»

10) О переменчивости любви
( Ценина Алена «Герцогиня»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=109323 )

Как романтична бывает любовь! Особенно – вначале, в краткий период любовной игры.
Автор исследует разные ипостаси любви, а именно – настроение очарованного мужчины до и после любовного соития.

Цитирую свой собственный отзыв, оставленный у Алены Цениной:
«Очень забавная зарисовочка, по-моему…
В своем стремлении быть обворожительными женщины могут превзойти самих себя.
Чувственность-изысканность вина, золотого кружева, свечей, портретов, стихов… И смутное томление, постепенно переходящее в страсть.
А наутро — цирк уехал, шарик улетел… »

ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, НА МОЙ ВЗГЛЯД!

11) Дай же мне еще один шанс, о судьба!
( Зинаида «Разговор по душам».
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=110757 )
И опять, в который уже раз в этой номинации – воображаемый диалог двух потенциальных влюбленных. На этот раз — это двое студентов, которые стоят на платформе в ожидании поезда.
Но нынче, в этом произведении – их мысли не в высшей степени абстрактны, как в других упомянутых мною опусах, а – отражают конкретный жизненный опыт каждого из героев, опыт всей их недолгой жизни, опыт предыдущих знакомств.
И потому (ВНИМАНИЕ!) из этого немого диалога постепенно прорисовываются образ каждого из нашего героев.
И в этом — несомненная заслуга автора.

Задумайтесь…Мы ведь постоянно мысленно прокручиваем у себя в голове такие вот диалоги, заметив краем глаза в толпе чей-то устремленный на нас заинтересованный взгляд. Большинство из этих диалогов так и остаются лишь в наших мыслях. Мы продолжаем озабоченно идти по своим делам.

И только хитросплетения обстоятельств помогают нам вновь отыскать друг друга и проиграть все это «В РЕАЛЕ»…
Так спасибо же судьбе, что она дает нам такой шанс!

И СПАСИБО – Автору Зинаиде.

12) Любовь в условиях войны
( Инга Пидевич «ПО НЕДОРАЗУМЕНИЮ»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=110533 )
Стопроцентное совпадение с мнением Г.В.
Т.е. — восхищение знанием деталей московского быта периода войны.

13) А счастье было так возможно, так близко…
( Владислава «Невстреча N2»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=110504 )

Благодаря интересному авторскому стилю у меня создалось впечатление, что в этом рассказе содержится нечто большее, чем мне удалось там разглядеть… Не может быть, чтобы разгадка этого рассказа оказалась такой очевидной, ведь поначалу Автор так интриговал…

Возможно — рассказ надобно довести до ума… Т.е. еще посидеть-поразмыслить, как еще более заострить интригу, и т.д…
Согласна с Г.В. по поводу замеченных ею словесных недочетов.

14) Герой нашего времени
( Сутаник «КУРОРТНЫЙ РОМАН»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=110336 )
Да, все тут соответствует названию: речь идет, действительно, о курортном романе.
На этот раз повествование ведется от лица главного героя – геолога на отдыхе в санатории (отметим также про себя, что по совместительству герой – еще и рефлексирующий графоман, поэтому в его потоке сознания идет непрерывная работа по почти литературному осмыслению всего того, что с ним происходит В РЕАЛЕ). Подозреваю, что порой герой олицетворяет себя также и с менестрелем, о чем находим открытое упоминание в самом начале рассказа. Иногда – и с охотником: «И я подтянулся, я ощутил себя охотником: моя рука не знает промаха, мое копье длинное и твердое, но все же подкрепите меня вином и освежите яблоками, ибо от любви я уже совсем изнемог.»
А также – и со всеми другими персонажами мировой культуры (упоминаемыми в тексте героями из фильмов Рязанова и иже с ними).
Герой уже давно себя досконально изучил, он приблизительно понимает, какие внешние раздражители могут вызывать у него соответствующие моменту эмоции…Но тем не менее – словно со стороны наблюдает он постепенное втягивание себя самого в РОМАН…

А чем обычно заканчиваются курортные романы – да это все знают…

15) Городская зарисовка
( Михайлов «Свидание (невымысел)»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=109959 )
Довольно поэтичное описание одного городского свидания.

16) Это хочется перечитывать
( Аркадий Перенов «Марика Трагер»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=107311 )

А вот это – нечто ускользающее, как сама любовь. Пушистое, как девичьи волосы. Яркое и грустное, как краски осеннего леса…
Почитаешь такое – и стихами заговоришь, не дай бог…

Г.В. ДАЕТ ТРЕТЬЕ МЕСТО.
Думаю — заслуженно.

17) В поисках ускользающего времени
( Александр Каа-Александров «ВРЕМЯ — КЛУБОЧКОМ»
В настоящий момент текст изъят Автором из конкурса )

Мой палец на мышке кликает на текст…
И опять я возвращаюсь в замкнутый мир этого рассказа, где – он и она. Она что-то говорит ему, и он запоминает ее слова, тающие в пространстве.
Потом, много времени спустя, когда он уже будет давным-давно один, он вдруг извлечет из своей памяти ее слова и запишет. Как запишет и ее сон, в котором она шагает по солнечным полянам.
В какой они эпохе? Возможно, они внутри какого-то древнегреческого мифа с пещерами и чудовищами? Или – в сказке про Спящую красавицу, ведь там тоже шла речь о веретене?
Она курит. Она чистит какой-то фрукт. Она говорит…
Одна картина сменяет другую.
Само время здесь соткано из бесконечных маленьких фрагментов, перетекающих друг в друга.

Ну вот… Извините, это я просто расчувствовалась…
Просто ничего подобного я не читала уже очень и очень давно.
Теперь надо взять себя в руки и рассуждать.

Г.В. инстинктивно почувствовала, что это написал Поэт.
Воистину — только Поэтам дано так умело играться с метафорами! Ведь все метафоры здесь, в тексте, словно извлечены из тайников человеческой мудрости.

Текстом этим остаешься завороженным.
Поистине, как стихотворением — сам толком не понимая, почему. И потому — перечитываешь вновь и вновь в поисках ускользающей разгадки.

Очень интересное построение рассказа. Вначале нам даются некие концентрированные истины бытия, а затем – мы расслабленно наблюдаем за тем, как автор останавливает мгновения, замедляя бег времени, и вглядывается в Ее мельчайшие движения, в Ее глаза, в Ее губы.

А затем – все покрывается слоем дождя.
Дождя, который всех уравнивает в смерти и который заполняет собою мировое пространство.

Г.В. ДАЛА БЫ ЭТОМУ ОПУСУ ВТОРОЕ МЕСТО.
Я БЫ НЕ ПОЖАЛЕЛА И ПЕРВОГО.
В итоговых списках текст даже не упомянут.
Почему?
Теряюсь в догадках…

18) «Долгий путь через поле совместной жизни»
Сергей Дигурко (asada), «Потому, что ты умеешь прыгать через лужи»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=107144

Люди создают семьи, растят детей… Каждый день у них звонит будильник, и дети просят разрешить им еще немного поспать. В этой каждодневности – и проходит вся наша жизнь.
В середине текста есть совершенно чудесный, концентрированный кусок, в котором сплетены любовь, ответственность, желание… — все, что объединяет двух людей.

Пронзительная вещица.

19) Несчастная любовь римского легионера
( Леонид Рябков «А ОНА УШЛА ОТ МЕНЯ!»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=107147 )

«Почему мы живем в одном измерении? В одно и то же время. Да еще в одном и том же городе.»
Немножко фантазирования, немножко – воспоминаний.
Связующим лейт-мотивом служит фраза, заявленная в названии: «А она ушла от меня».

0 комментариев

  1. ljiv1

    Мариша, спасибо за работу! Конкретно, лично, внимательно — все ОК!
    В двух местах не соглашусь ( а и пусть! Сколько читателей — столько мнений! ) Врочем, я о соответствии теме вообще не говорю — я не член жюри, я посто о рассказах.
    1. О бедности языка Александра Светлова в данном рассказе. Эээээ, Вы, Мариша, видно, молоды, а вот в нашем с Сашей возрасте(практически, преклонном для Вас:)))) так и говорят о любви. Чуть сухо, но красиво:)))
    2. Людмила Ливнева и ее рассказ. У нее есть фраза » … Он никогда не был пресным, скорее наоборот – всеми своими повадками, всей загадочной натурой своей он напоминал мне какой-то экзотический фрукт», так вот ее творчество — это тоже экзотический фрукт. Она со словами делает, что хочет. Надо быть с ней на одной волне, чтобы понять ее… А волна у нее … своеобразная: она же еще и стихи пишет, и в прозе много стихотворного.
    А мне нравится…

  2. marisha

    Во всех таких случаях у нас неизбежно возникает вопрос:
    Учитывать ли при анализе текста предыдущие заслуги авторов текстов и их текущие жизненные обстоятельства?

    Валентина!
    Мой ответ – НЕТ, НЕ УЧИТЫВАТЬ!
    И я, как человек новый на Портале, этого и не учитываю. Я не связана с Авторами никакими личными отношениями. И я вижу только текст.

    И предлагаю – в дальнейшем и вовсе руководствоваться ПРИНЦИПОМ АНОНИМНОСТИ. Не формально – так по существу.
    С уважением,
    Мариша.

  3. elizaveta_polonskaya_

    Здравствуйте, Мариша! У Вас получился очень живой обзор, с интересом прочла. Правда, некотСутаник «КУРОРТНЫЙ РОМАН»
    орым текстам Вы уделили достаточное внимание, а некоторые лишь вскользь упомянули. Боюсь, авторы последних будут разочарованы:) Хотя на то ваш обзор и мини, а не макси. Я читала не очень много текстов в этой номинации. Хочу отметить рассказ Сутаника «Курортный роман». Мне он кажется самым ярким из того, что читала. И тронул рассказ Зинаиды «Разговор по душам». Он тонкого рисунка, движения душ переданы незамысловатыми на первый взгляд средствами, но на самом деле очень умело.

  4. elizaveta_polonskaya_

    Здравствуйте, Мариша! У Вас получился очень живой обзор, с интересом прочла. Правда, некоторым текстам Вы уделили достаточное внимание, а некоторые лишь вскользь упомянули. Боюсь, авторы последних будут разочарованы:) Хотя на то ваш обзор и мини, а не макси. Я читала не очень много текстов в этой номинации. Хочу отметить рассказ Сутаника «Курортный роман». Мне он кажется самым ярким из того, что читала. И тронул рассказ Зинаиды «Разговор по душам». Он тонкого рисунка, движения душ переданы незамысловатыми на первый взгляд средствами, но на самом деле очень умело.

  5. shuhaeva_irina

    Хорошо, Мариша!
    Самок приятное было прочитать, что работа доставила вам удовольствие.
    По поводу спорных некоторых работ, мне кажется, вы сами во многом убедились.
    Осталась разность прочтения — и это здорово.
    В целом я с удовольствием читала.
    Вы внимательны к тесту, вы ищите собстенные аллюзии и выводы, выраженные в короткой фразе перед анализом рассказа — все это серьезные плюсы, которые показывают Ваш хороший потенциал аналитика.
    Спасибо и удачи!

  6. marisha

    Ирина!
    Вот некоторые мои мысли о рецензировании вообще.

    В марте-месяце сего года я впервые в жизни написала рецензию (странички этак на четыре) на произведение одного своего приятеля — профессионального Писателя… Текст мною переделывался в течение трех дней… Наши приятельские отношения позволяли мне в угоду своему настроению варьировать тон рецензии — от уничижительного до хвалебного…
    Уже тогда я поняла две вещи относительно рецензирования: не только разыне люди могут писать разные по настрою рецензии, но и один и тот же рецензент в зависимости от обстоятельств может написать разные по своему смыслу рецензии на один и тот же опус.

    А когда в том же самом-марте месяце я потихоньку начала писать сама, то я поняла — и еще одну вещь: очень легко обидеть автора нелестным отзывом. Если вы с ним не совпадаете, то нужно найти какой-то взаимоприемлемый выход из ситуации — не говорить ничего или же сказать максимально корректно…

    Спасибо за теплые слова.

  7. marisha

    Я уже успела побывать и в роли Автора, с волнением ожидающего рецензии, и в роли Рецензента…

    Переварив новую для меня ситуацию в течение этого дня, я поняла, что главный принцип тут — соблюсти столь трудный баланс между тем, чтобы 1) никого не обидеть, и — «) выявить наиболее сильные тексты, хотя…
    Неблагодарное все же это дело: тексты сравнивать. Слишком уж они разные. Находятся в непересекающихся плоскостях.
    Да, бывает и так, что словно громом текст тебя сражает. Но ведь — именно тебя, только тебя! Сразят ли они также всех остальных?

    А объективности достичь здесь, вероятно, очень трудно. Она возможна только при коллегиальном обсуждении. И все равно — будет кто-то, чье мнение не учли…

Добавить комментарий