Критерии развития современной русской литературы или верноподданные русской империи.

Любите ли вы современную русскую литературу? Так, перефразируя Белинского, мне хочется начать эту статью-размышление. А люблю ли её я? И вообще, есть ли она: современная русская литература? Наверное, есть. Да не наверное, а точно. Ибо об этом пойдет наш разговор. Но тогда каковы её критерии развития, да и развивается ли она вообще. А может она постепенно вымирает, как и весь русский народ в условиях духовной оккупации и геноцида? И все же «слухи о её, то есть современной русской литературе (далее СРЛ) смерти слишком преувеличены». Да, да именно слишком. Потому, как больной болен и болен тяжело, стабильно тяжело, но не безнадёжно. Откуда такая уверенность, спросите вы. Отвечу: «В ней (СРЛ) русский дух, в ней Русью пахнет!» Потому как «есть еще порох в пороховницах», и пока она «не дает ответа, куда мчится», но мчится и мчится во весь опор.
И все же, чтобы не загнать лошадей, давайте немного притормозим и посмотрим внимательно на все происходящее в СРЛ со стороны. И что же мы увидим? Да то, что, зачастую, многие произведения современных авторов скучны, пошлы и однообразны. А сколько похабщины! Такое ощущение, что все это пишет один и тот же человек, причем малограмотный и дурновоспитанный. О таких в народе говорят порченый или бесноватый. Так вот этой самой «порченой» литературы у нас хоть отбавляй. И все это происходит по одной и той же причине, нет твёрдой основы, фундамента, на который опирается литератор. Происходит так сказать «шатание умов, ни в чем не твердых». А если нет фундамента. То всё рухнет, рухнет, как карточный домик. Вот и рухнуло! Да как!
И всё же выход есть, и, на мой взгляд, единственный – ПРАВОСЛАВИЕ, такой основой всегда была церковь. Русская литература в высших своих проявлениях, всегда была нравственно-православной. Не просто нравственной, а опиралась на догматы русской православной церкви – исповедание православной русской души – вот, что отличало классиков русской литературы и вот, что должно стать девизом для нынешних авторов.
Но, что же делать людям не воцерковлённым или представителям иных конфессий? Во-первых – воцерковиться! Воцерковиться насколько это возможно, а если нет, то хотя бы воспользоваться медицинским термином НЕНАВРЕДИ! «Всё дозволено, да не все полезно» – предупреждает нас церковь. «Горе тому, кто соблазняется, но горше (хуже) будет тому, чрез кого приходит соблазн». Представителям других конфесий, которые хотят относится к русской литературе, именно к русской, а не к российской, я бы посоветовал обратиться к опыту Тимура Зульфикарова. Он, на мой взгляд, очень интересно пытается объединить ислам и православие. Как бы примиряет их, находит точки соприкосновений двух религий, показывает схожесть взглядов на многие вещи, события и так далее. Но это отдельная тема и я бы не хотел сейчас её касаться.
Теперь, когда мы разобрались с основой, давайте мы перейдем к тому, что будет стоять на этом фундаменте. А именно стены, крыша, двери и окна.
Мне кажется, что никто не будет оспаривать, что СРЛ должна быть интересной, привлекательной, я бы даже сказал изысканной и упоительной, чтобы читателю захотелось бросить всё и вся и прочитать до конца, то, что попалось ему в руки. И тут мы попадает в ловушку: интересно – ещё не значит верно. «Нужны новые формы. Новые формы нужны» – кричал Костя Треплев в «Чайке» Чехова. Он, начинающих литератор, ненавидящий пошлость это понимал. Но как, как это сделать?! Увы, в своих поисках он зашел так далеко, что переступил грань добра и зла. Начал спорить с богом, чуть ли не объявил себя мессией и … «обратился в пыль». Итог печален, закономерен и поучителен.
А что же бульварные романы?! Они многим интересны, они развлекают. И ещё как развлекают, но не поучают. Прочитал и забыл. Забыл и недочитал, а лучше бы и не читал. Какой напрашивается вывод: РАЗВЛЕКАЯ – ПОУЧАЙ, ПОУЧАЯ – РАЗВЛЕКАЙ. А что интересно и поучительно? Только жизнь. Настоящая человеческая жизнь. Когда она пропущена через себя, когда ты обнажаешься до наготы. Исповедуешься перед читателем, вот тогда и получается настоящая русская литература – исповедь русской (пусть даже и не православной души). А какая для этого будет выбрана форма – это уже дело десятое.
Еще одна важная тема – русский язык. То планомерное уничтожение его, которое происходит в нашей жизни, заставляет сделать вывод, что враг хитер, опасен и дальновиден. Язык – это то, что связывает с нашими предками. Нашей культурой, верой, нацией, наконец. Уйдет язык, уйдет вера, уйдет культура, уйдет национальность. Чем всё закончится? Да тут и так всё понятно…Кто-то из наших современников сказал, что СМИ несут в народ смесь безграмотного русского языка с тюремным ивритом. Да уж лучше и не скажешь! Чего только стоят так называемые переводы Евангелия или Евгения Онегина, на различные жаргоны. И ничего – пипл хавает! Господи, действительно если хочешь ТЫ, кого то наказать, то лишаешь прежде всего ума. Но и здесь нам на помощь может прийти православие, а точнее церковно-славянский язык. Настоящая кладовая русскости! Ведь какие то триста, четыреста лет назад, на нем не только молились, но и общались наши предки. И сколько же в нём красоты, изящества и благозвучия. Какая же в нём нежность и певучесть. А теперь мы жалуемся, что православная служба звучит на непонятном нам языке! Это мы говорим на непонятном языке, на церковно-славянском языке служатся службы почти во всех православных славянских государствах. Вот на чём можно построить объединение славянских народов. Общий язык, общее вера, общее государство. Конечно, возрождением церковно-славянского языка должны заниматься церковнослужители, лучше монахи, но и русские писатели, должны и могут внести свою лепту в это благое дело. Не надо выдумывать какие-то новые слова, коверкая язык. Все новое это хорошо забытое старое. Разве велелепо или выспренно звучит хуже, чем клёво или обалденно. Думаю, что умеренное славянофильство нам бы не помешало.
И ещё, многие авторы, что в кино, что в литературе абсолютно не берут эпоху; слушаешь или читаешь, и такое ощущение, что общаются не два крестьянина, купца или дворянина, а два современных, приблатнённых подростка в подворотне. Извините, но это не искусство. Это пошлость, граничащая с преступлением. И с этим мы должны, да просто обязаны бороться и победить. Выжить и победить! И может тогда один из наших потомков напишет: «читайте, завидуйте я гражданин-верноподданный, русской империи!»

0 Comments

  1. piituh

    За чем дело, Потехин?! Что Вы тратите порох на сетования и причитания? К столу, Потехин, к столу – и лепить на церковно-славянском что-нибудь эпохально интересное, привлекательное, я бы даже сказал изысканное и упоительное, а главное – ПОУЧИТЕЛЬНОЕ, чтобы один из ваших потомков написал: “Читайте – это мой гражданин-верноподданыый, русской империи дед написал”. Не теряйте время, Потехин – кругом недоумки и враги. Если не вы – то КТО???

  2. a_nevishnevskiy

    Сокращение СРЛ воспринимаетмся как абревиатура на фоне русской литературы. Вообще-то становится не только досадно за описки, небрежность набора…, когда речь идёт о русском языке! (учусь рецензировать!)

  3. valentin_valentinovich

    Уважаемый вы тут немного не правы!

    Критическая статья это только по теме. Автор тут не при чем. Имею ввиду его личность. Только самам тема. С темой вопросы это верно. А личность ни к чему трогать.
    Не надо у Белинского прописку в Москве спрашивать.

    Будем справедливы, тема поднята не слабая. Я нашего современного творческого потенциала действительно фундамент с заплатами. Сколько людей тиранили и литераторам досталось не мало. Может по этому и современная поэзия столь сложно себе дорогу находит.

    Согласитесь. В этом что-то есть.

    С уважением ВВ

  4. alla_barlinova

    Охти, душа, бесчухий русичам.
    Встречь годину лесомыкам схиму принять.
    Нишкнет отчич, дедич земелька,
    у семи соборов за персты прокляты
    да облог за кожну дщерь, да за кожен перст…
    Оле, тяжек крест, земля владычица!

    (вношу свою посильную лепту, не церковный правда, но все же…)

    русская заграница,
    рег.№5143

  5. piituh

    Да бросьте драматизировать, Валентин Валентинович. Сколько существует искусство, ситуация в нем одна и та же. И сетовать на это … хм .. как бы это пополиткорректнее сказать? … скажу – наивно … А загонять всю современную русскую литературу под крышу догматов православия – и того пуще … А “В этом что-то есть” – знаете, даже в наугад составленных буквах что-то есть …

  6. eduard_snejin

    “постепенно вымирает, как и весь русский народ в условиях духовной оккупации и геноцида”. Вот в этом есть вина и русского православия, больше озабоченного собственной коммерцией и стремлением навязать своё влияние через школы.
    Не там ищите спасение уважаемый. И, вообше, я Вас непонимаю. После справедливой фразы, которую я процитировал, в конце гимн Империи.
    Полноте, Россия может воспрянуть ТОЛЬКО вместе с цивилизованым Западом. Неужели не видите смертельной угрозы матушке с Востока, ближнего и дальнего?

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.