«… экстремальное состояние… становится хроническим — это пахнет бедой». Интервью Ирины ШУХАЕВОЙ.


«… экстремальное состояние… становится хроническим — это пахнет бедой». Интервью Ирины ШУХАЕВОЙ.

Извините за паузу, Моисей, болела! Оправилась — и вот, пишу ответы!
Подтвердите получение!!!

Уважаемая Ирина ШУВАЕВА!
Примите свою порцию вопросов. Можете их разбить на две части. Можете сгруппировать. М.Бельферман.

ФанК «про детей… Молитв не знают, но играют в войну».
Я тоже против милитаризации, за мир… Но! Разве обществу не нужны сильные и гордые мужчины-победители? Государство обойдется без воинов?

И.Ш. Мужчины сильные и гордые нужны. Воины тоже. Когда-то говорили: есть три профессии: учитель, врач и военный… Война — это экстремальное состояние государства и его граждан. Но когда оно становится хроническим — это пахнет бедой…

ФанК «У меня двоюродный дед прошел всю войну в штрафбате… редко что рассказывал…»
Вот потому много лжи, мало достоверного — о любой войне. Проводят официальную линию. Вы так не считаете?

И.Ш. Каждый автор решает для себя сам — пишет он правду по зову сердца, или пытается обратить на себя внимание…

ФанК «Мне потребовались годы тоски, обиды на жизнь, одиночества, когда папа умер. Очень медленно приходило ощущение связи и тепла..»
Писатель обязан страдать — иначе не сможет сострадать?

И.Ш. Нет, не обязан. Работать душой обязан, но это не всегда есть страдание, иногда труднее и нужнее выбраться в зону позитива. Иначе и жизнь, и творчество станут однобокими.

ФанК «преподаватель по теории стихосложения говорил нам: не увлекайтесь теорией и техникой, поскольку сначала являлись стихи, а потом их уже стали изучать, исследовать, анализировать, прогнозировать развитие и т.д.»
Вы считаете: писатель может обойтись минимумом знаний о творческом процессе? Отдаться полностью во власть — потоку сознания?

И.Ш. Все хорошо в меру. Иногда нужно просто написать, все что есть в голове. Иногда надо сделать паузу и посмотреть на себя со стороны, читая работы по литературоведению и теории литературы, применяя к себе и своим работам прочитанное и проанализированное.

ФанК «в стихе должна быть исповедальность, искренность и ясность, передающая то событие или чувство, или ощущение, которые послужили поводом к написанию. кто скажет, что этого не должно быть в прозе — пусть что-нибудь в меня кинет.
… я прозаик, стихи иногда ко мне приходят. Но есть что-то общее в литературе, как творческом процессе создания художественного мира произведения…»
Разные авторы наделены «порциями» творческого дарования? Законы творчества приблизительно одинаковы для всех жанров?

И.Ш. Вопрос о степени одаренности, универсальности или приверженности к одному жанру — это из высшей канцелярии, это не ко мне. Законы одинаковы, но в каждом случае проявляются индивидуально.

ФанК «созданные образы отражают мир во всем его многообразии и невозможно договориться, какие приемы правильные, а какие ошибочные… Иначе бы все человечество читало бы одну книгу в стихах и одну в прозе…»

И.Ш. Без комментариев. Продолжаю придерживаться своего мнения.

ФанК «Интересно сказки писать».
Фантазия подбирает или выбрасывает сюжеты для сказок? Вашим детям они нравятся?

И.Ш. Моей дочери больше нравятся мои юмористические произведения.

ФанК «Работа в жюри — это просто часть моей жизни и знакомство с творчеством авторов — серьезная составляющая. При анонимности, мне понравилась какая-то работа автора, но она не стала призовой и кто это — мне неизвестно. В конце рассекречивать всех авторов, чтобы не потерялись наметившиеся ниточки?»
Вам легче дать объективный отзыв произведению при личном знакомстве с автором или с разными его произведениями?

И.Ш. Когда я читаю интересное для меня произведение, у меня возникает много мыслей, предположений и вопросов. Для целостного мнения мне часто достаточно просмотреть другие работы автора.

ФанК «Но я скоренько возражу ПРОТИВ АНОНИМНОСТИ в том виде в каком сейчас это возможно. Это не упрек, это анализ ситуации.
… я против анонимных работ. Чего прятаться?»
Анонимность — ограждает жюри? Для большей объективности?

И.Ш. Для меня — нет. Меня интересует произведение в первую очередь, а автор уже во вторую.

ФанК «должны быть яркими, отличающимися друг от друга монологи персонажей. Без элементов красивости описаний, с просторечиями и особенностями речи каждого. Когда речь персонажей носит одинаковый характер — прием не получился.
… Монологам должна быть присуща некоторая исповедальная интонация…»
Вас очень волнует мастерство автора художественного произведения?

И.Ш. Да. Волнует. Особенно когда я вижу сильный потенициал автора и хочу читать еще.

ФанК «теперь вместо слова «дебил» модно говорить «альтернативно одаренный». Представляете, такая замена в диалоге. Стараются люди, чтобы не обижать человеков, а всегда ли человеки заслуживают того, чтобы их не обижали. »
Вы не считаете полезным вводить культуру отхождения, определенную политкорректность? Оставлять грубиянство, хамство? Низведение живого, да и умершего человека до уровня предмета?

И.Ш. Меня, как любителя художественной литературы, где живут и говорят образы, персонажи, так или иначе отображающие жизнь, любые ограничения раздражают. Грубиянство, хамство присуще скорее окололитературным дискуссиям, а это мне мало интересно.

ФанК «И вечная слава его неизвестному автору… Потому как в 22-м возрасте и с тем образованием, и с той биографией, которая к тому периоду была у Шолохова… Поверить, что это возможно, все равно, что утверждать, что месячный ребенок ест шашлык с шампура собственными руками…».
И я лично придерживаюсь подобного взгляда. Помню, лет пятьсят назад на производственной практике услышал одну из версий+

И.Ш. Да, я отказываю Шолохову в авторстве «Тихого Дона».

ФанК я придира… время жадина — мне вечно не хватает…»
Это Вы мельком о себе сообщили. Возможно, еще расскажете?

И.Ш. Нет, не расскажу. Пишу автобиографический роман. Там все будет ясно.

ФанК «А так, сдается мне, грядет тишина! Всем писать нетленки!
А то шуму много, а работ в основном конкурсе ВКР — кот наплакал!»
Вы так привыкли к жюирству? Оно научает, но утомительнее — собственного творчества.

И.Ш. Верно. Заканчиваю конкурс «Приплыли. Неожиданный финал», заканчиваю две номинации в ВКР — и пора отдохнуть и заняться утомительным собственным творчеством. Хотя встреча с яркими произведениями в процессе работы жюриста очень радует меня!

ФанК «море это повод для размышления об устройстве организма Вселенной и человеческого участия в этой жизни в частности. Что-то по образу и подобию, но ведь что-то и отлично.»
Вы так любите море? Я живу вблизи моря — не могу позволить себе «иметь это удовольствие».

И.Ш. Да, я очень люблю море.

ФанК «… ОНО — счастье. А самое большое счастье — любить! Любить вообще, как образ жизни, как состояние!»
Любовь — свойство биологическое, психологическое, морально-романтическое, мистическое?

И.Ш. Любовь — это признание высшей ценности конкретного человека. оттого и не может быть вечной. Но кроме половой любви есть еще дети, родители, друзья,любимое дело, природа. Каждое утро и каждый вечер — составляющие одной большой любви.

ФанК «нельзя любимого ребенка оградить от грязи, которая есть в мире.» И: «Мне думается, что человек талантливый, самодостаточный никогда не будет тратить время на излияния негатива на других. Ну а которые это делают — сами сообщают о себе, кто и что они есть… Таки и Бог им судья!»
Не считаете Вы: нужно узнать вторую, а то и третью сторону — уже потом соглашаться? Давать советы? Иначе становитесь соучастницей интриги.

И.Ш. Нет, не считаю. Особенно когда видно, что повод дискусии или спора никого сильно не интересует. Людям надо выплеснуть как можно больше себя. Почему мне это должно быть интересно. Я — не психолог и не конфликтолог. Я — автор и читатель. Активный.

ФанК «Мы все разные, живем и пишем каждый по-своему. Кто-то на небо смотрит, кто-то грязь под ногами изучает. Все имеет право на жизнь. Лишь бы соответствовало теме — то есть был бы виден разлом, и было бы хорошо написано. … Я увидела в работах много своего рода провокаций и спекуляций темами другими, острыми. Авторы прекрасно понимают, о чем я говорю. От этого еще труднее жюри увидеть оптимально лучшие произведения в конкурсе.»
Я примерно знаю причину данного высказывания. Не считаете ли Вы: сами члены жюри могут оказаться в плену заблуждений? Или: стать жертвой чьей-то интриги?

И.Ш. Я — вряд ли. А говорить за других у меня нет права.

ФанК МЫСЛЯЩЕЙ и ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ — Ирине ШУХАЕВОЙ ЖЕЛАЕМ СЛЕДИТЬ за ЖИЗНЬЮ и ЖИВЫМИ ПЕРСОНАЖАМИ —
ГРАЖДАНАМИ. РЕАЛИСТИЧЕСКИ ОПИСЫВАТЬ СОБЫТИЯ и ОБРАЗЫ.

Добавить комментарий