Творите добро осторожно!


Творите добро осторожно!

Извечная тема: добро и зло, эгоизм и альтруизм. Все переплелось в этом мире. И не только в нём вообще, но и во мне лично. Я хочу рассказать вам об одном эпизоде из моей жизни, который ярко иллюстрирует эту «кучу малу».

В гимназии, в которой учился мой сын и племянница, я решила открыть театр младших школьников, то есть для учеников с первого по третий классы. Скажу честно, что прежде всего хотелось, чтобы Юлька юной актрисой стала, а заодно и другим детям — радость. Эгоистично? Наверное. Вряд ли я пошла бы работать в другую школу. Но если учесть, сколько времени, сил, собственных денег на краски, кисти и материалы для изготовления костюмов и декораций к спектаклям я потратила, то это есть альтруизм с большой буквы. Как алкоголик, всё, что нужно для театра, я тащила из дому, а мизерная зарплата перестроечного периода практически полностью уходила на нужды моего детища.

Прослушивание для набора в труппу было назначено на определённый день. На подготовку малышне отводился месяц.
Явились 60 человек, в основном первоклашки. Всё было по-взрослому. Я сидела за партой, а ребятишки по одному заходили в класс и демонстрировали свои артистические способности: пели, танцевали, читали стихи, и просто корчили рожи, изображая разных зверей. Все, как один, были скованы, и потому их движения были угловатыми и неуклюжими, ни один из них не спел без фальши, а стихи читали так, что можно было подумать: я нахожусь в спецшколе для заик. Я делала пометки в блокноте, чтобы потом самой же легче было подбирать исполнителей на главные роли. Среди детишек, из которых, явно, можно было что-то слепить, были и совсем «никакие». Но ребятки так старались! У всех таким огнём горели глаза! Объявляя на следующий день по классам о зачислении в труппу, я сказала, что приняты все. Рука не поднялась вычеркнуть хотя бы одного ребёнка из списка.

На Серёжу Нелюбу я обратила внимание сразу. Этот первоклассник отличался от других детишек каким-то не по-детски осмысленным взглядом. Но это было видно, если посмотришь ему в глаза. А судя по поведению, по настороженному отношению к сверстникам, Серёжа производил впечатление зайчика-трусишки. Ему я и хотела поручить главную роль Крокодила в первом спектакле. Хотелось дать толковому первоклашке почувствовать уверенность в себе, разбудить чувство собственной значимости. Но Серёжка надолго заболел и эта роль досталась другому мальчику. К началу репетиций следующего спектакля Нелюба уже был в школе.

В первом спектакле участвовала половина труппы: это — пять главных героев, плюс — хор-массовка, а значит,только те, которые умели петь. Сценарий второго спектакля «Морская прогулка» я написала специально такой, чтобы можно было задействовать всех. Уж матросов и бабочек с пчёлками могло быть сколько угодно. Сцена школьного актового зала была очень большой и не особо лимитировала количество выступающих одновременно. Я прочла юным артистам сценарий и стала распределять роли. Одну из главных, роль Капитана корабля я доверила Сереже Нелюбе. Кто-то из ребят сказал:
— Так он же в очках!
— Ну, и что? Вы думаете, что если человек с детства носит очки, то он никогда не может стать капитаном? Вы ошибаетесь, ребята. Если человек не только мечтает, а настойчиво стремится к своей мечте, овладевая необходимыми знаниями и умениями, то сможет.

После дискуссии на тему «Каким должен быть отважный капитан» Серёжа был утверждён на главную роль. Рассказав детям о спектакле в целом под готовую фонограмму, я раздала слова исполнителям «разговорных» ролей и отпустила учеников по домам. Им всем не терпелось сообщить родителям о новом спектакле и о своём участии в нём.

Репетировать приходилось не со всеми сразу. Отдельно занимались постановкой танца бабочек и пчёлок, отдельно отрабатывали песню и танец кока и поварят.
К очередной репетиции «разговорники» должны были хоть немного выучить слова. Начали работать. Всё шло нормально, пока не дошла очередь до Капитана. Серёжка произнёс первые слова и… О, ужас! Я поняла, что на прослушивании он заикался гораздо меньше! У всех детей прошло заикание, а Серёга еле-еле выдавливал из себя по слову! Что делать? Я растерялась. В голове пронеслось всё сразу: позор, провал, честь мундира, скажут, руководитель не справилась… Вспомнила первый спектакль — откатали на ура. Зрители были в восторге, директор доволен, родители, а особенно бабушки, вытирали слёзы умиления, глядя на внуков… Я стоала и думала, а мои артисты притихли. В зале воцарилась тишина. Серёжкино лицо стало пунцовым. Мне нужно было срочно принимать решение. Но какое? Мне нужно было крепко подумать. Нужно было выиграть время. Я объявила перерыв и вышла, якобы, позвонить по телефону.

Через несколько минут я возвратилась в зал. Серёжка грустно смотрел на меня. Он всё понимал. Он ждал приговор.
— Ребята, по местам! Продолжаем репетицию. Капитан Нелюба, на капитанский мостик!

Легко ли было принять такое решение, зная, что под угрозой срыв спектакля? Меня бы понял директор и учителя? Конечно, нет! На главные роли выбирают лучших, а не заик.

С Серёжкой мы оставались после репетиций, и я занималась с ним индивидуально. Заикаться мальчишка стал лет с двух. Во дворе дразнили. Серёжка замкнулся в себе и, рано научившись читать, прогулкам предпочитал чтение книг. Мы подружились с ним. Мальчуган рассказывал мне о прочитанном в детских энциклопедиях, я не скрывала своего удивления, когда оказывалось, что первоклашка знает то, чего не знала я. Потом мы вместе «пели» слова его роли. Серёжка стал посмелее и на следующих репетициях говорил уже довольно сносно.

И вот наконец через неделю была назначена генеральная репетиция в костюмах. В коридоре школы ко мне подошла женщина и представилась мамой Нелюбы.
— Подождите, так Вы же, если не ошибаюсь, психологом в нашей школе работаете? — узнала я женщину. Видеть-то видела, но пересекаться не приходилось и о том, что она — мама Серёжки, я даже не догадывалась.
— Нам точно шить костюм Капитана?
— А как же! Вы что, ещё не начали? Шейте немедленно!
С таким вопросом Татьяна подходила ко мне ещё несколько дней подряд и получала подобный первому разу ответ. Так она сомневалась до самой генералки, но костюм всё-таки пошила что надо!

Занавес открылся. Спектакль начался. Я и сама волновалась не меньше детей. В спектакле принимали участие сорок с лишним учеников, а остальные, к сожалению, заболели. Главных героев подменять не пришлось, все были на местах. На сцену бодро вышел Капитан…

Спектакль прошёл без сбоев. Я от волнения не помню, как говорил Серёжка. Заикался ли? Ребятишки сияли от счастья. Их хвалили и поздравляли учителя и родители, а директор поблагодарил и пожал каждому актёру руку.

После летних каникул я не вернулась в школу. Ставки преподавателей школьных кружков сократили по приказу Министерства Образования. Пришлось уходить. Меня пригласили на работу в Центр детского творчества. Жаль было расставаться с моими любимыми артистами, с удовольствием продолжала бы начатое дело. И дело не в отсутствии зарплаты. В Центре работа закипела так, что просто некогда было заниматься ещё и театром.

С Татьяной, как психологом, мне пришлось встретиться спустя три года, причём по очень неприятному поводу: мой младший отпрыск, восьмиклассник сбежал из семьи, бросил школу. Наш Саша решил жить взрослой жизнью с 23 девушкой, у которой была изолированная комнатушка в семейном общежитии. Первый поцелуй, первый секс… У какого пацана не вскружится голова? Но это – другая история.

Я тогда обратилась к Татьяне, как к школьному психологу, с просьбой помочь нам вернуть чадо на путь истинный.
— Конечно, помогу! — ответила мне Таня. — Вы же сделали для моего сына то, что не смогла сделать даже я, как профессионал.
— На моём месте так бы поступил каждый! — отшутилась я, не догадавшись, что вложила в эти слова Татьяна.
— Вы не поняли, после того спектакля Серёжа перестал заикаться!
— Как это?
— А вот так! Совсем! Я несколько лет билась. Работала с ним по разным методикам, к лучшим специалистам водила. Ничего не помогало. А спектакль помог! Я видела, что риск был очень большим. Сергей так переживал! У него от страха даже ноги заплетались, потому вся семья каждый вечер маршировала вместе с ним. Помните, Капитану нужно было пройти перед строем команды матросов, взяв руку под козырёк?
— А в чём был риск?
— У Сергея от заикания была куча комплексов… Спектакль был большим стрессом, но он-то и помог ему. Клин клином. Но маятник мог качнуться и в другую сторону.

Оказывается, я из добрых побуждений заставила ребёнка ходить по лезвию ножа! Разве я знала тогда, что моё добро могло обернуться огромным злом? Хорошо, что хорошо всё закончилось. А если бы нет? Как бы я пережила это? Как бы проклинала себя за свою доброту и принципиальность? Если бы перед генеральной репетицией Татьяна рассказала обо всём, то я не знаю, какой бы сделала выбор. Тогда я понимала только то, что отобрав после стольких репетиций у мальчишки роль, я бы морально добила его окончательно. Нанести такую травму неокрепшей детской душе? А зная об ужасных последствиях, пошла ли бы на такой риск? Тупик!

Сейчас Серёжка — студент, о заикании забыто, как о кошмарном сне. И хоть он по-прежнему — очкарик, но далеко не из робкого десятка. И слава Богу!

0 комментариев

  1. irina_lyubeznova

    Валентина ! Вы — добрая волшебница с громадным сердцем Данко. Альтруисты есть в наше циничное, жестокое время … Я уже одну знаю )). А девушке статья грозила : «За совращение несовершеннолетнего». Вы- Макаренко , вам нужно продолжать работать с детьми . Если вы всю душу отдали «Капитану» и он преодолел страх , победили вы оба. Если бы не встретил мальчишка вас , чтобы с ним было сейчас ? Так что это — подвиг !!! Не меньше!
    _____________________________________
    Понравилось ваше искреннее творение . Вы про себя писали ?
    Высшую вам оценку ! Молодец!

  2. valentina_chernyaeva

    Спасибо за отзыв, Иришка!
    Этот эпизод — из моей жизни. Какой же это подвиг? Вы ошибаетесь. Если бы я заранее знала о последствиях, то вряд ли стала рисковать здоровьем ребёнка, тем более чужого. Об этом знала его мама, и фактически, она приняла решение за меня, не посвятив меня в подробности рискованного эксперимента. А не предупредила, видимо, потому, что догадывалась — откажусь от предложения пойти на такое. Я бы тогда, наверное, Сережке дала роль без слов. Никакого подвига нет. А у педагогов — каждый день подвиг!
    С уважением, Валентина

  3. valentina_chernyaeva

    Ириша, подвиг — это спасение утопающего, или спасение из пылающего дома, итд. А это -педагогические будни и ничего больше. А подвиг — это другая категория. Я бы на базаре торговать не смогла, а люди и в жару, и в холод стоят, торгуют и покупателям улыбаются. А я на такой подвиг не способна. И врачом не смогла бы быть, крови боюсь итд. Хирурги для меня — супергерои.
    Ириша, в детстве бывало дома похвастаюсь очередной спортивной победой, а отец мне: «Валя, скромнее надо быть, скромнее. Не ты одна так можешь. Есть и получше тебя.» Так что, Иришка, прошу Вас, не надо таких громких слов. Ладно? А то мне как-то от них неуютно. Не обижайтесь. Я понимаю, что Вы из лучших побуждений… Извините меня, но ведь Ваши слова читают все.
    С уважением, Валентина

  4. valentina_chernyaeva

    Спасибо за отзыв, Валюша! Но я никогда не была учительницей. Тридцать лет проработала конструктором и параллельно работала в школе (бесплатно), чтобы жить жизнью своих сыновей. Потом во время перестройки от нашего НИИ почти ничего не осталось и мне пришлось уйти в домохозяйки. Дома просидела полтора года и, зная о моей работе с детьми, пригласили на внешколку — вести театр младших школьников, а потом Клуб Интеллектуальных игр. Я просто люблю детей. Спасибо Вам!
    С уважением, Валентина

Добавить комментарий

Творите добро осторожно!

Извечная тема: добро и зло, эгоизм и альтруизм. Все переплелось в этом мире. И не только в нём вообще, но и во мне лично. Я хочу рассказать вам об одном эпизоде из моей жизни, который ярко иллюстрирует эту «кучу малу».

В гимназии, в которой учился мой сын и племянница, я решила открыть театр младших школьников, то есть для учеников с первого по третий классы. Скажу честно, что прежде всего хотелось, чтобы Юлька юной актрисой стала, а заодно и другим детям — радость. Эгоистично? Наверное. Вряд ли я пошла бы работать в другую школу. Но если учесть, сколько времени, сил, собственных денег на краски, кисти и материалы для изготовления костюмов и декораций к спектаклям я потратила, то это есть альтруизм с большой буквы. Как алкоголик, всё, что нужно для театра, я тащила из дому, а мизерная зарплата перестроечного периода практически полностью уходила на нужды моего детища.

Прослушивание для набора в труппу было назначено на определённый день. На подготовку малышне отводился месяц.
Явились 60 человек, в основном первоклашки. Всё было по-взрослому. Я сидела за партой, а ребятишки по одному заходили в класс и демонстрировали свои артистические способности: пели, танцевали, читали стихи, и просто корчили рожи, изображая разных зверей. Все, как один, были скованы, и потому их движения были угловатыми и неуклюжими, ни один из них не спел без фальши, а стихи читали так, что можно было подумать: я нахожусь в спецшколе для заик. Я делала пометки в блокноте, чтобы потом самой же легче было подбирать исполнителей на главные роли. Среди детишек, из которых, явно, можно было что-то слепить, были и совсем «никакие». Но ребятки так старались! У всех таким огнём горели глаза! Объявляя на следующий день по классам о зачислении в труппу, я сказала, что приняты все. Рука не поднялась вычеркнуть хотя бы одного ребёнка из списка.

На Серёжу Нелюбу я обратила внимание сразу. Этот первоклассник отличался от других детишек каким-то не по-детски осмысленным взглядом. Но это было видно, если посмотришь ему в глаза. А судя по поведению, по настороженному отношению к сверстникам, Серёжа производил впечатление зайчика-трусишки. Ему я и хотела поручить главную роль Крокодила в первом спектакле. Хотелось дать толковому первоклашке почувствовать уверенность в себе, разбудить чувство собственной значимости. Но Серёжка надолго заболел и эта роль досталась другому мальчику. К началу репетиций следующего спектакля Нелюба уже был в школе.

В первом спектакле участвовала половина труппы: это — пять главных героев, плюс — хор-массовка, а значит,только те, которые умели петь. Сценарий второго спектакля «Морская прогулка» я написала специально такой, чтобы можно было задействовать всех. Уж матросов и бабочек с пчёлками могло быть сколько угодно. Сцена школьного актового зала была очень большой и не особо лимитировала количество выступающих одновременно. Я прочла юным артистам сценарий и стала распределять роли. Одну из главных, роль Капитана корабля я доверила Сереже Нелюбе. Кто-то из ребят сказал:
— Так он же в очках!
— Ну, и что? Вы думаете, что если человек с детства носит очки, то он никогда не может стать капитаном? Вы ошибаетесь, ребята. Если человек не только мечтает, а настойчиво стремится к своей мечте, овладевая необходимыми знаниями и умениями, то сможет.

После дискуссии на тему «Каким должен быть отважный капитан» Серёжа был утверждён на главную роль. Рассказав детям о спектакле в целом под готовую фонограмму, я раздала слова исполнителям «разговорных» ролей и отпустила учеников по домам. Им всем не терпелось сообщить родителям о новом спектакле и о своём участии в нём.

Репетировать приходилось не со всеми сразу. Отдельно занимались постановкой танца бабочек и пчёлок, отдельно отрабатывали песню и танец кока и поварят.
К очередной репетиции «разговорники» должны были хоть немного выучить слова. Начали работать. Всё шло нормально, пока не дошла очередь до Капитана. Серёжка произнёс первые слова и… О, ужас! Я поняла, что на прослушивании он заикался гораздо меньше! У всех детей прошло заикание, а Серёга еле-еле выдавливал из себя по слову! Что делать? Я растерялась. В голове пронеслось всё сразу: позор, провал, честь мундира, скажут, руководитель не справилась… Вспомнила первый спектакль — откатали на ура. Зрители были в восторге, директор доволен, родители, а особенно бабушки, вытирали слёзы умиления, глядя на внуков… Я стоала и думала, а мои артисты притихли. В зале воцарилась тишина. Серёжкино лицо стало пунцовым. Мне нужно было срочно принимать решение. Но какое? Мне нужно было крепко подумать. Нужно было выиграть время. Я объявила перерыв и вышла, якобы, позвонить по телефону.

Через несколько минут я возвратилась в зал. Серёжка грустно смотрел на меня. Он всё понимал. Он ждал приговор.
— Ребята, по местам! Продолжаем репетицию. Капитан Нелюба, на капитанский мостик!

Легко ли было принять такое решение, зная, что под угрозой срыв спектакля? Меня бы понял директор и учителя? Конечно, нет! На главные роли выбирают лучших, а не заик.

С Серёжкой мы оставались после репетиций, и я занималась с ним индивидуально. Заикаться мальчишка стал лет с двух. Во дворе дразнили. Серёжка замкнулся в себе и, рано научившись читать, прогулкам предпочитал чтение книг. Мы подружились с ним. Мальчуган рассказывал мне о прочитанном в детских энциклопедиях, я не скрывала своего удивления, когда оказывалось, что первоклашка знает то, чего не знала я. Потом мы вместе «пели» слова его роли. Серёжка стал посмелее и на следующих репетициях говорил уже довольно сносно.

И вот наконец через неделю была назначена генеральная репетиция в костюмах. В коридоре школы ко мне подошла женщина и представилась мамой Нелюбы.
— Подождите, так Вы же, если не ошибаюсь, психологом в нашей школе работаете? — узнала я женщину. Видеть-то видела, но пересекаться не приходилось и о том, что она — мама Серёжки, я даже не догадывалась.
— Нам точно шить костюм Капитана?
— А как же! Вы что, ещё не начали? Шейте немедленно!
С таким вопросом Татьяна подходила ко мне ещё несколько дней подряд и получала подобный первому разу ответ. Так она сомневалась до самой генералки, но костюм всё-таки пошила что надо!

Занавес открылся. Спектакль начался. Я и сама волновалась не меньше детей. В спектакле принимали участие сорок с лишним учеников, а остальные, к сожалению, заболели. Главных героев подменять не пришлось, все были на местах. На сцену бодро вышел Капитан…

Спектакль прошёл без сбоев. Я от волнения не помню, как говорил Серёжка. Заикался ли? Ребятишки сияли от счастья. Их хвалили и поздравляли учителя и родители, а директор поблагодарил и пожал каждому актёру руку.

После летних каникул я не вернулась в школу. Ставки преподавателей школьных кружков сократили по приказу Министерства Образования. Пришлось уходить. Меня пригласили на работу в Центр детского творчества. Жаль было расставаться с моими любимыми артистами, с удовольствием продолжала бы начатое дело. И дело не в отсутствии зарплаты. В Центре работа закипела так, что просто некогда было заниматься ещё и театром.

С Татьяной, как психологом, мне пришлось встретиться спустя три года, причём по очень неприятному поводу: мой младший отпрыск, восьмиклассник сбежал из семьи, бросил школу. Наш Саша решил жить взрослой жизнью с 23 девушкой, у которой была изолированная комнатушка в семейном общежитии. Первый поцелуй, первый секс… У какого пацана не вскружится голова? Но это – другая история.

Я тогда обратилась к Татьяне, как к школьному психологу, с просьбой помочь нам вернуть чадо на путь истинный.
— Конечно, помогу! — ответила мне Таня. — Вы же сделали для моего сына то, что не смогла сделать даже я, как профессионал.
— На моём месте так бы поступил каждый! — отшутилась я, не догадавшись, что вложила в эти слова Татьяна.
— Вы не поняли, после того спектакля Серёжа перестал заикаться!
— Как это?
— А вот так! Совсем! Я несколько лет билась. Работала с ним по разным методикам, к лучшим специалистам водила. Ничего не помогало. А спектакль помог! Я видела, что риск был очень большим. Сергей так переживал! У него от страха даже ноги заплетались, потому вся семья каждый вечер маршировала вместе с ним. Помните, Капитану нужно было пройти перед строем команды матросов, взяв руку под козырёк?
— А в чём был риск?
— У Сергея от заикания была куча комплексов… Спектакль был большим стрессом, но он-то и помог ему. Клин клином. Но маятник мог качнуться и в другую сторону.

Оказывается, я из добрых побуждений заставила ребёнка ходить по лезвию ножа! Разве я знала тогда, что моё добро могло обернуться огромным злом? Хорошо, что хорошо всё закончилось. А если бы нет? Как бы я пережила это? Как бы проклинала себя за свою доброту и принципиальность? Если бы перед генеральной репетицией Татьяна рассказала обо всём, то я не знаю, какой бы сделала выбор. Тогда я понимала только то, что отобрав после стольких репетиций у мальчишки роль, я бы морально добила его окончательно. Нанести такую травму неокрепшей детской душе? А зная об ужасных последствиях, пошла ли бы на такой риск? Тупик!

Сейчас Серёжка — студент, о заикании забыто, как о кошмарном сне. И хоть он по-прежнему — очкарик, но далеко не из робкого десятка. И слава Богу!

Родилась и живу в Харькове, kotbatik@yandex.ru

0 комментариев

  1. yuliya_filatova

    (задумавшись) Такое Добро вряд ли Злом могло обернуться… Потому что на самом деле Вы фактически «предотвратили» качание вдругую сторону. Ведь не просто дали роль — вот это было бы то ДОбро, которое — опасно. Вы просто встали рядом — и довели дело до конца. До правильного конца. Единственная опасность, которая могла теоретически быть (возможно, только возможно!) — если бы паренька дома не поддержали. Но, судя по всему, Вы бы это почувствовали… Так что Ваша история — правильная.

    Спасибо!

  2. valentina_chernyaeva

    Спасибо за отзыв, Юленька! Мы можем только предполагать. А как бы оно получилось, пойди всё по-другому, никто не ведает. Я рада, что вышло именно так. Я ведь хотела просто уверенности в собственных силах мальчонке придать, а совершенно случайно помогла избавиться от недуга и кучи комплексов. Добро неумышленное, но может, и такое зачтётся? (Шучу)
    Спасибо, Юленька. С уважением, Валентина

Добавить комментарий