Я шла по переходу метро.
Длинный изогнутый переход, как фрагмент окружного коридора станции в фильме «Солярис».
Какой-то парень – плоская фигурка в блеклом костюмчике, застиранное лицо – кидался к проходящим, видимо, предлагая купить газету. Тонкую пачку этих газет он перекинул через руку.
«Так официанты носят полотенце», — рассеянно подумала я.
Наши траектории пересеклись и я услышала тихую скороговорку:
— Купите газетку! Никто не берет, а мне так нужно двести рублей на билет срочно, я девять лет дома не был, надо ехать, отец умер, телеграмма пришла, а газеты не покупают, ехать надо, помогите, пожа…
Я быстро прикинула количество оставшихся до приезда мужа денег – мало – но парню нужнее.
«Выкручусь!» — решила, достала портмоне, протянула ему две купюры по сто, кивнула и быстро пошла дальше.
И тут я замечаю, что он семенит со мной рядом и продолжает что-то тихо гундеть.
Остановилась и смотрю на него непонимающе.
— Дайте еще сто рублей, пожалуйста, — монотонно тянет парень, — я поесть себе в дорогу куплю.
Я покачала головой. Мой маленький бюджет уже шел ко дну. Еще минус сто рублей совсем не оставили бы шансов на спасение.
И еще что-то царапнуло меня. Какая-то заученость его интонаций, нет, скорее затрепанность его слов. Я вдруг увидела, что он пользуется ими часто-часто. Что, скорее всего, нет никакого умершего вот сейчас отца, нет никакой нужды ехать домой, где не был девять лет. Есть другой сюжет. Возможно более страшный, но другой.
Словом, я сказала «нет» и двинулась вперед. Парень всё не отставал. Он просто замечательно упорствовал в своем выпрашивании еще ста рублей. Он тихо так ныл, все повторяя монотонно «я поесть куплю, двести рублей просил, а надо было триста, никто не даёт, газету не покупают».
Я остановилась.
Посмотрела беспомощно в его замусоренные глаза. Сказала:
— Ты…ты плохо делаешь сейчас. И заплакала.
Этот нескончаемый переход наконец закончился. Я вышла на платформу, достала салфетку из сумки, зажала нос, чтобы не потек. Дурацкие слезы, дурацкий, нос, дурацкое мое свойство влипать в ситуаиции.
Кто-то тронул меня за локоть. Он. Давешний проситель.
— Простите меня пожалуйста, — сказал он н о р м а л ь н ы м голосом.
Мне очень жаль, что я так себя повел. Мне, правда, жаль.
Я улыбнулась ему. Подошедший поезд избавил меня от дальнейшей неловкости диалога.
Нужно было успокоиться. Подумать о чем-нибудь отвлекающем.
И я вспомнила недавнюю поездку в Петродворец. Лето, суббота, аллеи кишат людьми. Под деревом толпа – все задрали головы и наблюдает как белочка на ветке грызет орешки.
Что-то в белочке настораживает меня, и я понимаю – она механическая!
— Она механическая! – негромко восклицаю я. На меня оборачиваются и смотрят с … ненавистью…
Моя семилетняя дочь слышит звучание мира в закрученной в спираль раковине своего воображения, поэтому мои слова не касаются ее слуха.
— Папа, а белочка не убежит? – опасается она.
— Не убежит, она на работе, — поясняет муж.
О, эти переплетения сюжетов. Или наслоения?
Сначала промолчал. А потом поймал себя на мысли, что у меня в голове все белочка эта крутится. Вернулся. Хорошо, Лара, очень хорошо. Впрочем, как и многое из того, что Вы пишете. А на вокзалах и в переходах, добрый совет, не верьте никому.
С уважением и поклоном Игорь З.
Механическая, ненавистная, без души… чтобы прожить. Не дай Бог! И в то же время — есть другая, для которой живут…
Какое горе — праздность,
Вагонная дремота…
Какой великий праздник
Любимая работа!
Автору раздумий, всем, всем — праздника!
привет!
спасибо!
да, белочка крутится и у меня — вот всплыла совсем нежданно))
спасибо за отклик — очень интересно. да.
Лара, здравствуйте.
Очень понравился ваш рассказ.
«плоская фигурка в блеклом костюмчике, застиранное лицо » — как здорово!!
Ну и вообще. Спасибо.
а мне нравится Ваш ник
такой …итальянский Прилетелли
или, простите, Вы грузин -типа Церетели? та не дай Боже!)))))
а еще такая птичка — чиж…знаете?))
Не, чаво, грузинны замечательные люди, ежели это не малыш Джугашвили.
Чиж, — знаю, я ж с ним на фантанке водочку выпивалла.
Не важно, как послание принято, важно — как оно послано!
Лирическая героиня Лары отдавала почти последнее и всем своим сострадающим сердцем.
А с «принимающей стороной» будет кому разобраться.
И ещё одна прописная истина: отдавая — получаешь, делясь — умножаешь.
Белочка хороша как образ мира иллюзий, в котором мы порой живём — по собственной воле! И это здорово прозвучало у Лары — в одном единственном слове!
да, белочка и в таком виде хороша. Она вооще какая-то очень …сквозная белочка))
есть такой анекдот христианский: на воскресной школе детям учитель задает загадку: рыженький зверек, пушистый хвосток, по деревьям прыг-прыг — кто это?
Дети озадачено молчат. Учитель: не дети, ну еще орешки грызет смешно так, ну, кто это?
Один мальчик: Учитель, я понимаю, что в воскресной школе правильный ответ на всё — «Иисус», но вот так сильно на белочку похож!
*****
ой, знакоооооооооооомоооооооооо…………..
Ушла, значит…
Мы все были вампирами, пожирающими тебя. Конечно, не плоть, а что-то невесомое, хорошее, светлое.
Ты никогда не игнорировала просьб, я это заметил.
Блин, похоже на эпитафию. А сибирские пельмешки я нашел, воть…
🙂 Ларка, вернись:(
скажи, классные пельмени?
а у меня Шура Борисова щас в гостях, вечером уезжает. Шлет привет тебе!
Кстати, тоже только эти пельмени потребляет))
я не могу вернуться Витал. Вы несло меня в другие слои атмосферы))
странно…
я разве этого не читал ранее? хм…
ты удивительно чувствуешь людей и окружающий мир…
она механическая…:)
не все, чёрт побери! Не все!!!
Это я Виталику:)
не читал — это новое
)))
ну вот, тебе тут скорее понравится, чем на Прозе.
Это мой самый первый дом в сети.:)
посмотри тексты в конкурсе «Философия жизни» — свистни если что понра, лана:)
О, глупец! Тут как-то не по русски появляются ответы:) В Рецензиях их нет, а нужно заходить на произведение к автору и смотреть что ответили:))) Пельмешки очень вкусные, объеденье, даже холодные:) Я, конечно, их не грыз прямо из холодильника:) Шурке привет, тоже беглянка нашлась:) Смотрю, тут прилично прозайцев, прихватила с собой
Вечтомов, кто из братьев?:) Прочитал ваш один рассказ и инет глюканул, не дав оставить хвалебные оды;)
ага, это изрядный недостаток здешнего интерфейса, увы.
Вечтомов — Вадик, кто ж еще))
кстати, Лара… а ты тут не чувствуешь себя белочкой? Это не вопрос, это относительное субъективное суждение. Принцип такой — белочка в парке нужна, во всех нормальных парках иногда они попадаются:) Стало быть её посадили на дерево. Вопрос «зачем» тут не обсуждается.
Люди разозлились когда ты заметила их тупость и наивность. Ты разрушила общую круговую поруку лжи.
Теперь почему я сравниваю тебя с белочкой — на сайте должен быть человек, раскручивающий его, добровольно, за определённую плату, но все же должен. Сама не осознавая, ты становишся заложником симпатии, интереса. Конечно, ты можешь уйти в другой парк, просто не писать в интернете, у тебя и так есть публикации, как я знаю. Но тем не менее, ты своеобразная белочка, и ты работаешь на публику. Конечно, ты настоящая, и не грызешь орешки под воздействием электричества…
Не обижайся, просто мне интересно, как это — ощущать себя центром внимания, выдерживать это, не становясь рабом внимания:)
я просто живу
а то, что на меня смотрят — это издержки перенаселенности местности:) и недостаток достопримечательностей в округе.
думаешь сразу понимаешь, что стал центром внимания? я до последнего на Прозе не понимала, не ощущала, просто делала, что виделось нужным, интересным.
Знаешь ли, что я очень замкнутый человек. Здешнию народ, видевший меня на съезде в Рязани помнит, как я всё пряталась за Сола, так все два дня и хоронилась:).
а стать рабом чего бы то ни было, если больше всего ценишь личную свободу ваще не реально. в т.ч. и рабом внимания. На фига оно мне, а? а тебе? что с ним делать?
человек — одинокое создание. индивидуум. тем более человек творческий.
вирт даёт иллюзию отделенности от других. Но когда мой хрупкий прозрачный купол разбивают, я сбегаю.