Кактус.
В знойной и безводной пустыне жил-был кактус. Скупая природа не баловала его дождями, так что ему приходилось бороться за каждую каплю воды. Со временем он ожесточился и стал скупым и ворчливым. Ничто его не радовало, не увлекало и не приносило удовлетворения. Единственным смыслом его жизни было выживание, выживание любой ценой. Чтобы не расходовать драгоценной влаги, вместо листьев у него появились длинные колючки, с помощью которых он ещё мог и защищаться от животных, которые то и дело норовили съесть его такого богатого соком или оторвать кусочек. Немногие обитатели пустыни стали поговаривать, что его сердце такое же колючее, как и его тело.
-Какой внутри, такой и снаружи, — говорили они.
От такой жизни стал он совсем одиноким, ведь никто не любит, когда его колют, даже растения стали избегать его, считая его скупым, жестоким и неспособным любить.
Так и жил он пока в один прекрасный день не начался дождь. Кактус как обычно собрал побольше влаги. А через день или два увидел, что совсем рядом с ним из земли появился маленький расточек. Кактуса это сначала удивило, ведь давно уже никто не хотел расти рядом с ним, а потом возмутило, что кто-то покусился на его пространство и покой.
Шли дни. Расточек быстро рос. Бывало, когда дул ветер, цветок раскачивался и острые колючки кактуса больно кололи его, но он ничего не говорил и старался не подавать вида, что ему больно. Но кактус всё видел и понимал, он знал, что своими колючками причиняет боль, но что было делать, ведь избавиться от колючек он уже не мог. Так день за днём кактус проникался любовью и симпатией к этому нежному созданию и чем больше он привязывался к нему, тем больше ворчал на то, что нельзя так относиться к влаге и тратить её на листья и уж тем более на цветки.
-Твои листья должны быть маленькими, как иголочки, чтобы через них меньше испарялось такой ценной влаги. Только так можно выжить в этом знойном и жестоком мире, — говорил он.
Но цветочек не соглашался, он считал этот мир прекрасным. Он был убеждён, что не может быть ничего радостнее цветения, когда даришь миру красоту, носимую в себе. Он знал, что для этого он живёт. Цветение было для него заветной мечтой.
Я не хочу выживать, я хочу жить полной жизнью с листьями и цветками, — отвечал цветок.
-Но ведь тогда ты долго не проживёшь, палящее солнце сожжёт тебя, а южные ветры иссушат, — раздражённо говорил ему кактус. Ты ещё молод и не знаешь того, что знаю я. А я видел, что происходит в пустыни с теми, кто ведёт себя так как ты. Жизнь их не бывает долгой, и они погибают в расцвете сил.
-Всё это не важно, — отвечал цветок – главное не сколько времени прожить, а как прожить то время, что тебе отпущено. Лучше я проживу один день счастливый своим цветением, но зато мой цветок скрасит кому-нибудь существование.
-Подумай, кому здесь в этом Богом забытом месте ты можешь скрасить существование?
-Тебе, — с улыбкой сказал цветочек. Я подарю тебе своё цветение.
-Не нужно мне твоё цветение, с горечью в голосе сказал кактус, у которого на глазах стали наворачиваться слёзы – я хочу, чтобы ты подольше пожил, а не тратил себя на цветки. Да и не успеешь ты расцвести, как тебя кто-то съест, — возражал кактус.
Но цветочек ничего не отвечал. Он не знал, как объяснить своему другу счастье от цветения, но все-таки надеялся, что тот когда-нибудь поймёт его.
И вот однажды цветочек зацвёл и как не ворчал кактус, как не возмущался он таким легкомысленным поведением, но он не мог не согласиться, что красота его друга преобразила всю пустыню, ибо на всё, на что смотрел он, накладывался отпечаток красоты цветка. Пустыня переставала быть для него Богом забытым местом и всё чаще и чаще он начинал замечать красоту вокруг себя. Он заново открывал для себя жизнь и пустыню. А, однажды подняв голову вверх, он увидел небо, бескрайнее и бездонно синее. Он был изумлён, что, столько прожив, никогда не замечал, как оно прекрасно. Постепенно он стал видеть красоту в барханах, в звёздном небе, в полёте птиц и во многом другом.
А цветочек всё цвёл, так что кактус даже подумывал, что может быть, такой красоте удастся победить закон пустыни, и он гнал от себя страшные мысли о том, что когда-то цветка не станет.
Но знойное солнце и неумолимое время брали своё, и с каждым днём бурный восторг и радость цветка угасали, превращаясь в тихое счастье и умиротворение. Постепенно лепестки его начинали вянуть, и он всё больше и больше погружался в свои думы.
Однажды кактус спросил его:
-Неужели ты не жалеешь, что из-за цветения, ты прожил так мало?
-Нет. Не жалею. Я не смог бы прожить так долго без цветов, не даря своей красоты и радости. Именно цветение предало мне силы прожить столько, сколько я прожил.
Кактус уже не возражал. Он понял, как важно это было для его друга, он ощутил на себе, как изменилась его жизнь благодаря красоте, привнесённой цветами его друга. И хотя он видел, как, с каждым днём угасал его друг, но он не возмущался, желая не омрачать, может быть, последние дни его жизни. И хотя его сердце разрывалось, он не показывал этого, боясь нарушить покой друга.
-Думай не о том, что теряешь, а о том, что получил, о том, что никто не может у тебя забрать, — сказал как-то вечером цветок.
Всю ночь думал кактус над словами друга. Наутро цветочек завял. Горе переполняло сердце кактуса, и тут он случайно вспомнил последние слова своего друга.
Мой друг просил не думать о том, что я потерял, и я выполню его просьбу.
Но что же такого я получил, чего никто не может у меня отнять? Он не понимал, что этим хотел сказать цветочек. Этот вопрос не давал ему покоя. Он стал вспоминать свою жизнь, как рядом с ним вырос цветочек, как он цвёл. И тут его осенило.
-Как же я не понял сразу! Моя жизнь до знакомства с цветочком была пустой, в ней не было ничего кроме экономии и выживания. Но потом появился он, и я познал, что такое любить и заботиться, я узнал, что такое красота и счастье и этого никто отнять у меня не сможет, ибо теперь это живёт в моём сердце.
И теперь, когда идёт дождь, всплывают воспоминания и сердце кактуса наполняется тихой радостью. Эти воспоминания вызывают на его лице улыбку, и по щеке скатывается одинокая слеза, которую мало кто замечает, потому что она так похожа на дождевые капли, стекающие по нему. Но это не слеза печали и горя. Это слеза благодарность жизни за встречу и за возможность любить. А вскоре после дождя кактус начинает цвести. Цвести, не думая об экономии влаги, цвести – изливая красоту, носимую в себе, которую он познал и нашёл в себе благодаря маленькому цветочку.
С тех пор всё чаще и чаще поселяются рядом с кактусом цветы, выросшие из семян его друга, которые, правда, стараются учитывать длину его колючек.