Добро и зло


Добро и зло

Так было всегда, испокон веков. Были земля и небо. Были ненависть и любовь. Были мужчины и женщины. Были боль и счастье. Были жизнь и смерть. Были добро и зло. Так было всегда. И всегда нигде, никогда не было граней. Всегда. И теперь тоже. Как и раньше ненависть переплетается с любовью, холод обжигает, зной замораживает. За жалость платят презрением, за заботу одиночесвтом. Кто-то живет, уже давно умерев… Зло служит добру, а добро променяло себя на глупые, придуманные кем-то муки.
Черт, поджимая от радости хвост, дарит брошенной родителями малютке, попрошайничающей на улице, теплое одеялко и сдобу с повидлом, посыпанную сверху сахарной пудрой… Просто так дарит, из жалости.
А светлый ангел, заметив радость на грязненьком личике ребенка, отбирает пирожок и кидает его голодной грязной собаке, такой же жалкой и брошенной как тот малыш, трущейся об его, в старых разодранных ботинках, ноги. Собака, не жуя, глотает пирог. Малютка плачет от обиды и голода. А ангел поет ему песню под музыку урчащего малюткиного желудочка.
Поет о том, как возлюблять несчастных беззащитных тварей, как душу очищать страданием и постом, как любить мир, который забыл тебя, обокрав, испинав и вырвав перед этим сердце. Он поет нежно и сладко. Так нежно и сладко, что малыш засыпает. Он спит, улыбаясь, закутавшись в чертово одеялко. В нем тепло, не смотря на то, что ложем ребенку служит холодный промокший асфальт грязной осенней улицы.
Ангел, вспомнив, что одеялко-то чертово, срывает его. Срывает, а сам все поет, поет. А малыш спит, и все улыбается, улыбается. И не холодно ему. Он улыбается, но уже не дышит. А ангел поет, поет. И черт рыдает неподалеку, спрятавшись за пивным ларьком.
Душа малюткина взлетает над телом, над грязной холодной улицей, на которую уже опустился вечер, и жмущихся от холода прохожих становится на ней все меньше. «Мало людей», — думает душа малютки, — «милостыньки уже не собрать сегодня. А ангел-то светлый какой. И поет-то как сладко. И смеется-то как звонко. Сну моему, видимо, рад». И замечая черта, рыдающего за ларьком, вздрагивает и направляется к нему. Подлетев, слезы ему утирает своими маленькими прозрачными ручками. «Спасибо тебе, — говорит, — спасибо. Никто ко мне так добр не был, как ты. Да ангел сказал, что таким добром-то душу погубишь. Душу добром погубишь. Душу добром погубишь…». А сам плачет вместе с чертом и все слезы ему утирает, утирает. И слова его по миру разносятся – «душу добром погубишь, душу добром погубишь».… И, кажется, слова эти не от малютки идут, а откуда-то от истоков мира этого. Мира, в котором нет граней. И так было всегда, испокон веков.
Так было всегда.

0 комментариев

  1. pioner1957

    Весьма любопытное эссе. Разберём его на составные части.

    «Так было всегда, испокон веков. Были земля и небо. Были ненависть и любовь. Были мужчины и женщины. Были боль и счастье. Были жизнь и смерть. Были добро и зло. Так было всегда. И всегда нигде, никогда не было граней. Всегда. И теперь тоже. Как и раньше ненависть переплетается с любовью, холод обжигает, зной замораживает. За жалость платят презрением, за заботу одиночеством. Кто-то живет, уже давно умерев… Зло служит добру, а добро променяло себя на глупые, придуманные кем-то муки.»

    Глубокие мысли. Очень глубокие. С тою лишь поправкой, что всё распадается не на две, а на миллион составных. Скажем, птица – это земля или небо? А скука – это ненависть или любовь? А мужчина, сделавший операцию по перемене пола – это мужчина или женщина? (Не спешите с ответом, любой поспешный ответ чреват ошибкой!) Поэтому не два состояний имеют множество переходных ступеней, а множество состояний, и плюс к этому – множество переходных этапов между ними…
    И вряд ли зло служит добру, скорее — наоборот, да и есть ли добро, или всё – это зло, но просто разных сортов и модификаций…

    «Черт, поджимая от радости хвост, дарит брошенной родителями малютке, попрошайничающей на улице, теплое одеялко и сдобу с повидлом, посыпанную сверху сахарной пудрой… Просто так дарит, из жалости.»

    Глубокий образ — жалостливый чёрт. А почему, собственно, он должен быть безжалостным? Господь погубил всё человечество, утопив его во всемирном потопе, а губил ли хоть раз человечество его антипод – Сатана? Вывод: Сатана – добрее… Кто считает себя верхом совершенства – тому неведомы жалость и снисхождение.

    «А светлый ангел, заметив радость на грязненьком личике ребенка, отбирает пирожок и кидает его голодной грязной собаке, такой же жалкой и брошенной как тот малыш, трущейся об его, в старых разодранных ботинках, ноги. Собака, не жуя, глотает пирог. Малютка плачет от обиды и голода. А ангел поет ему песню под музыку урчащего малюткиного желудочка.»

    И ангела понять можно. Собака – голодная, а малыш свою долю пирожка уже слопал, и от голода пока что не умрёт. Заставить малыша поделиться с собакой — значит спасти от смерти собаку («тоже божья тварь!»), и заодно выработать в малыше потребность заботиться о животных. И какая у малютки может быть обида? Пусть радуется, что собака тоже поела!

    Вот взять меня. У меня есть собака. Как многие литераторы, я – гол и нищ как сокол. Бывают дни, когда не хватает на еду. Тогда думаешь, на кого покупать колбасу – на себя или на своего пса. И всегда, неизменно я выбираю интересы своего пса. Пусть лучше я поглодаю, чем он. Это – элементарно. Ребёнок же – злой какой-то, и жрёт слишком много… А голодание – полезно.

    «Поет о том, как возлюблять несчастных беззащитных тварей, как душу очищать страданием и постом, как любить мир, который забыл тебя, обокрав, испинав и вырвав перед этим сердце. Он поет нежно и сладко. Так нежно и сладко, что малыш засыпает. Он спит, улыбаясь, закутавшись в чертово одеялко. В нем тепло, не смотря на то, что ложем ребенку служит холодный промокший асфальт грязной осенней улицы.»

    «Возлюблять», «испинав», «одеялко» — какие-то кривобокие слова. Любить предавший тебя мир – действительно глупо. Такая любовь — тупа и поощряет злодеев. Автор умён и прекрасно понимает лицемерие современных нам норм морали.

    «Ангел, вспомнив, что одеялко-то чертово, срывает его. Срывает, а сам все поет, поет. А малыш спит, и все улыбается, улыбается. И не холодно ему. Он улыбается, но уже не дышит. А ангел поет, поет. И черт рыдает неподалеку, спрятавшись за пивным ларьком.»

    Прекрасный образ!.. Если одеяло чёртово – то и накрываться им нельзя, «сатанинская помощь!» Чтобы сделать приятное Господу – изволь околеть от холода и голода на асфальте. (Хотя тут перебор – часть пирожка малыш успел сожрать наверняка – от голода он так быстро умереть не мог).

    «Душа малюткина взлетает над телом, над грязной холодной улицей, на которую уже опустился вечер, и жмущихся от холода прохожих становится на ней все меньше. «Мало людей», — думает душа малютки, — «милостыньки уже не собрать сегодня. А ангел-то светлый какой. И поет-то как сладко. И смеется-то как звонко. Сну моему, видимо, рад».»

    Разумно. Душа малютки – явно не дурочка, и понимает, что ангел рад его смерти. И в самом деле, проживи малыш ещё какое-то время – наверняка согрешил бы, как минимум стал бы воришкой, а так — откинул копыта безгрешным… Слава Богу, умеющему вовремя и безболезненно лишить жизни маленького ребёнка!.. С асфальта, голодного и холодного — прямиком в рай… Не пойму только, почему некоторых Бог не убивает в детстве, вынуждая тем самым мучиться всю последующую жизнь?..

    «И замечая черта, рыдающего за ларьком, вздрагивает и направляется к нему. Подлетев, слезы ему утирает своими маленькими прозрачными ручками. «Спасибо тебе, — говорит, — спасибо. Никто ко мне так добр не был, как ты. Да ангел сказал, что таким добром-то душу погубишь. Душу добром погубишь. Душу добром погубишь…». А сам плачет вместе с чертом и все слезы ему утирает, утирает.»

    Очень глубокий и сильный образ.. На фоне безжалостного, бесчеловечного ангела — живой, сердечный и сострадающий чёрт, который п о н и м а е т, что убивать детей нельзя даже для того (допустим), чтобы осчастливить их раем… НЕЛЬЗЯ — и всё тут. И с какими мыслями умерший малютка попадёт в рай? С осознанием того, что его убил ангел, и за это надо ОТОМСТИТЬ!.. О. за отнятые пирожок и одеяльце я отомстил бы всем райским заправилам жестоко и страшно… Да, кстати, и кто же виноват, что в созданном Богом Мире дети голодают и мёрзнут? Бог и виноват!..

    «И слова его по миру разносятся – «душу добром погубишь, душу добром погубишь».… И, кажется, слова эти не от малютки идут, а откуда-то от истоков мира этого. Мира, в котором нет граней. И так было всегда, испокон веков.
    Так было всегда.»

    Что называется — приехали!.. Бог – это и есть Мировое Зло, а Сатана – это то, что пытается это Зло остановить. И что есть альтруизм, как не замаскированная форма эгоизма?

    Ценность этого эссе – в глубине мысли и яркости рождённых этой мыслью образов. Обычно на эти темы пишут стандартно, банально, ПРАВИЛЬНО. А автор не побоялся написать Не-ПРАВИЛЬНО. Он сделал собственное маленькое художественное открытие. Я прочёл с удовольствием.

    Мой совет другим, пишущим в том же направлении: не бойтесь искать!.. Не повторяйте бездумно старые логические схемы и стереотипы мышления. Повтор, перепев и подражание никогда не бывает интересным. Пишите так, словно Вы и есть — Господь Бог, Вы и есть — Истина (та самая, о которой даже Христос не смог ничего ответить), и выше Вас — ничего.

    Владимир Куземко.

Добавить комментарий