Военрук


Военрук

Сквозь оконное стекло школы за игрой следили внимательные глаза, наполненные горечью воспоминаний, и в то же время радостью за подрастающее поколение, преподавателя начальной военной подготовки. Да, в те времена был такой предмет, в сокращении «НВП», а преподавателей этого предмета называли – военруками. Ребята просто называли учителя воеводой.
Играющие мальчишки и девчонки не знали его имени, так как им было еще далеко до девятого и десятого класса, в которых преподавалось «НВП». Зато, все знали, что этот дедушка был участником Великой Отечественной войны. И не просто участником, а летчиком-штурмовиком, наносящим серьезные потери противнику управляя боевой машиной «Ил-2». Эти подробности в школе знали все. На праздничных линейках, посвященных дню Советской армии и дню Победы, а иногда и просто собрав вокруг себя ребятишек, военрук рассказывал про свою фронтовую молодость.
Он постоянно имел военный вид. На нем была надета офицерская кожаная куртка, которую носят только летчики. А на его голове была фуражка, с синим околышком и эмблемой в виде крылышек.
Подойдя к нам, военрук отрывиста сказал:
— Здравствуйте! Предъявить оружие к осмотру!
Это он обратился к мальчишкам, держащим в своих руках деревянные предметы, отдаленно напоминающие автоматы.
Мы его не поняли и переглянулись. Военрук лукаво и чуть самодовольно улыбнулся и повторил свою просьбу:
— Покажите, чем вы тут воюете.
Мальчишки на перебой стали протягивать ему свое вооружение.
— Отставить! – сделав серьезное лицо и насупив брови, произнес учитель. – Это, что за полное отсутствие дисциплины. Эх вы, солдаты.
Принимая по очереди из рук ребят, протянутые ножки и спинки от стульев и парт, он внимательно осматривал их, что-то бурчал себе под нос, и возвращал их владельцам.
— Кто же воюет таким старьем? – все стояли молча, не зная, как и чем ответить. – При наличии дисциплины… Старшим назначаю, — он еще внимательнее обвел взглядом ребят и указал на одного из нас, — вот этого смышленыша. Он выглядит постарше остальных.
— Командовать умеешь?
— Ага.
— Ни ага, а так точно! И выпрямись.
— Так точно! — повторил мальчишка и, испытывая большое уважение к этому человеку, как только мог, выпрямился, выпятив вперед мальчишескую грудь.
— Вот! Солдата сразу видно, – довольно произнес учитель. – Теперь. В колонну по одному. Становись.
Он помог разобраться нам по росту и построиться в колонну. Поведал и помог усвоить такие команды как «Равняйсь», «Смирно», «Вольно». Проведя самую начальную, для самых маленьких военную подготовку, он скомандовал:
— За мной. Шагом. Марш!
Мы вошли в пустую школу и подошли к кабинету «НВП». Над дверью, обитой металлом и выкрашенной в желто-коричневый цвет, горела лампочка.
— Сигнализация. Без меня в этот кабинет входить никому нельзя, — пояснил учитель.
Когда дверь была распахнута, лампочка заморгала. Военрук быстрым шагом прошел во внутрь и поднял телефонную трубку. Через секунду он что-то четко и коротко сказал.
Мы, сгрудившись в кучку, наблюдали за ним, не решаясь, переступить порог кабинета.
— Это что за отсутствие полной дисциплины? А ну-ка, старший, построй всех в одну шеренгу.
Строить никого не пришлось, так как «начальная школа» не прошла даром. Мальчишки и девчонки выровняв носики своих ботиночек и сапожек по ровной линии, быстро разобрались в шеренгу. Учитель открыл вторую дверь, находящуюся в кабинета и, войдя в нее, скомандовал:
— Ко мне. По одному.
Ребята, стоящие с правого и левого концов шеренги чуть наклонившись, посмотрели друг на друга, и самый смелый сделав шаг вперед, прошел в кабинет. Через секунду он вышел счастливый и улыбающийся. В руках он держал настоящий автомат времен Великой Отечественной войны. Все мальчишки знали из фильмов, что он называется «ППШ».
Взгляды, стоящих в шеренге, были «прикованы» к холодному металлу автомата.
— Следующий! Ну, что вы там? – раздался из глубины кабинета голос учителя. Этот голос вывел всех из оцепенения. Следующий мальчишка просто влетел в кабинет.
Вышел он не менее счастливый. Еще бы, он держал в руках настоящий, современный автомат «АКМ». Мы смело заходили в кабинет. Каждый выходил из него, неся в своих руках настоящее оружие.
До позднего вечера мы, под пристальным взором ветерана, продолжали играть на пришкольном участке. В наших детских руках были не палки и обломки мебели, а настоящее боевое оружие. Нам казалось, что в этот момент, мы мгновенно стали взрослее.
Игра была окончена сдачей оружия. Мы бережно ставили его в оружейную пирамиду, и с грустью покидали пределы кабинета «НВП».
О том, что с нами произойдет такое чудо, никто и не мечтал.

Добавить комментарий