О. Мандельштаму


О. Мандельштаму

Так много моря и так много пены,
Так много соли и так много ветра
В твоих стихах, пока ещё бездетных
Свободных от земного притяженья —
Мучительного, тягостного плена.

Ёще пока не видят отраженья
Двух звёзд в уже оледенелой бочке
Слова, что сами так и рвутся в строчки,
Чтоб превратить отрывочные мысли
В созвучия простого предложенья.

Так много мёда и так много солнца
В неспрятанных с опаскою тетрадях,
В ладонях, что прочитанное гладят,
И на листках, что пахнут чернозёмом,
Послушный след навеки остаётся.

0 комментариев

  1. olgakoroleva

    вопросы к автору: что такое бездетные стихи, свободные от земного притяженья? А есть стихи многодетные, испытывающие на себе постоянно силу земного тяготения?
    в общем, непонятно, что Вы имели в виду.

    Слова, что сами рвутся в строчки. Вы хотели сказать «строятся»?
    Или «рвутся встать» в строчки? Логическая неувязка. Сравните: «рвутся в клочья».

    Ну, ядумаю, поэт превращал в стихи не отрывочные, а вполне ясные и цельные мысли, иначе мы бы имели дело с клочьями, а не со стихами 🙂
    Не обижайтесь на шутку.

    В последней строфе все так затуманили.
    То, что много солнца и меда в тетрадях — это потому что Мандельштам хороший поэт и вы им восхищаетесь. Это понятно.
    Но почему и в ладонях, что гладят прочитанное — тоже? С чего бы?
    Раз вы это утверждаете, надо как-то объяснить свою позицию 🙂

    Короче, получается: в стихах Мандельштама и моря много, и пены, и меда, и солнца. молодчина, всего намешали 🙂

    С уважением, Ольга.

  2. karpova_ulyana

    Жизнь у Мандельштама была тяжёлая и время было сложное. А чтобы понять, что я имела ввиду, почитайте стихи этого удивительного поэта. «Так много мёда и так много солнца»- первые строчки известного ещё со школы стихотворения.
    У Вас ко мне возникло так много вопросов, что я даже немного растерялась.
    Интересно, как бы вы пркомментировали Велимира Хлебникова (сразу скажу, это поэт Серебряного века) и что имел в виду Маяковский, когда писал: » Я люблю смотреть, как умирают дети»?

  3. evgeniy_sizov

    Наверное устраивать критический разбор этого стихотворения кощунственно. Почему? Да просто потому, что посвящено оно замечательному человеку, поэту погибшему в лагерях репрессированных. И если человек в своем творчестве обратился к этой теме, да еще воплотил все это в трогательных словах (что говорит об искренности преклонения), он уже Человек. По этой причине я преклоняюсь перед этим стихотворением и перед автором, написавшим его. Не надо трогать это стихотворение – оно свято. Оно свято, поскольку посвящено погибшему человеку. Дважды свято, поскольку посвящено поэту. И бесконечно свято, поскольку посвящено поэту погибшему от рук мерзавцев и мерзости.

    Спасибо Вам Ульяна. Простое человеческое спасибо.

    С глубоким уважением:
    Евгений Сизов.

  4. pioner1957

    Мне понравилось этол стихотворение. И это несмотря на некоторую его шероховатость, на то, что и я не понял смысла о стихах: «Пока ещё бездетные»… Но есть в этих строчках какая-то внутренняя т а й н а … Душа стиха рвётся наружу, я её чувствую!.. И по талантливости этот стих вполне достоин памяти Мандельштама.

    Однако мне очень не онравилась хвалебная рецензия на стих Евгения Сизова. Он пишет:

    «Евгений Сизов [ 25.05.2006 ]

    Наверное устраивать критический разбор этого стихотворения кощунственно. Почему? Да просто потому, что посвящено оно замечательному человеку, поэту погибшему в лагерях репрессированных. И если человек в своем творчестве обратился к этой теме, да еще воплотил все это в трогательных словах (что говорит об искренности преклонения), он уже Человек. По этой причине я преклоняюсь перед этим стихотворением и перед автором, написавшим его. Не надо трогать это стихотворение – оно свято. Оно свято, поскольку посвящено погибшему человеку. Дважды свято, поскольку посвящено поэту. И бесконечно свято, поскольку посвящено поэту погибшему от рук мерзавцев и мерзости.»

    Уважаемый коллега считает, что критиковать посвященные «святым темам» произведенния нельзя, что это — кощунство и надругательство над этими самыми святыми темами. Считать что угодно — Ваше законное право, коллега. Но общепринятым считается, что критический разбор произведений как раз на святые темы не только желателен, но и обязателен, и именно для того, чтобы на святые темы не создавались произведения бездарные и неумелые, компрометирующие ту самую тему, которой они посвящены. Представим художника, изобразившего на иконе Бога неумело и бездарно. Знающие люди начинают критиковать халтурщика, но тут подбегает товарищ вроде Вас и начинает кричать: «Да как вы смеете?! Да там сам Господь изображён! Да за одно это я перед художником преклоняюсь!» Такое впечатление, что кричащий над Богом издевается, заявляя такое…

    Если Вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите добра поэтессе, то должны давать ей компетентные и умные советы по её творчеству. Но в Вашей в общем-то не короткой рецензии нет ни слова по существу стихов. Такое ощущение, что в литературоведческой тематике Вы — недостаточно компетентны. Так зачем тогда вообще высказываться, тем более — с такой полемической запальчивостью?..

    Мы, критикующие огрехи литератора Карповой, хотим, чтобы она училась на своих ошибках, и чтобы в следующих её произведениях этих огрехов не было. А чего хотите Вы — оградить её от учебы на ошибках и законсервировать эти самые ошибки?

    Нехорошо это!

  5. karpova_ulyana

    Благодарю Вас, Евгений за искренний отзыв. Признаюсь, стихотворение было написано,как говорится, на одном дыхании год назад. Есть то, что я объяснить не могу. Мы порой читаем о жизни поэта как о хронике приключений, но если представить всё воочию, то страшно становится.

  6. marina_manuylova_astra_

    Слова — бойцы !
    И рвутся в строчки, словно в строй !
    Бездетные юнцы —
    Стихи ведут свой первый бой…

    И в Вашем исполнении, довольно успешно.По-моему бой Вы выиграли.
    Мне понравилось,хотя я далеко не критик.С уважением и пожеланием удачи на портале!:)

  7. yanka_arsanova

    Здравствуйте, Ульяна!
    большое спасибо Вам за стихотворение, посвященное Мандельштаму.
    Чувствуется любовь автора к поэту, к его стихам. Чтобы полностью почувствовать красоту и музыку стиха, нужно знать стихи Мандельшама, тогда и не будут возникать вопросы о *бездетных стихах*, *словах, рвущихся в строчки* и *медё и солнце в тетрадях*…

    с теплом и симпатией:)

  8. iyun

    Чуть долговатое перечисление в первых двух строчках. Оно слегка отвлекает при прочтении от серъёзных образов следующих трёх строк.
    О бочке у меня что-то в голове не сложилось, оправдан ли образ — судить не буду.
    Понравилось «В ладонях, что прочитанное гладят». Красиво.
    Общее впечатление — автор знает толк в поэзии. Чуть-чуть недоработал. Есть что вылизать. Уровень высокий.

  9. evgeniy_sizov

    Несмотря на высказывание Pioner 1957 и условия конкурса, я остаюсь при своем мнении, высказанном мною в рецензии к этому стихотворению. Мы очень редко именно искренне обращаемся с почтением к нашим кумирам. Зато формализма в этом отношении хоть отбавляй. Здесь же чувствуется искренность.
    Приношу свои извинения, что пишу это в отдельной рецензии, но иного пути у меня не осталось.

  10. karpova_ulyana

    Июнь, благодарю. Как говорил А.С.Пушкин: «Противоречий очень много, но их исправить не хочу…» У О. Мандельштама есть стихотворение:
    Умывался ночью на дворе.
    Твердь сияла грубыми звездами.
    Звёздный луч — как соль на топоре.
    Стынет бочка с полными краями.

    На замок закрыты ворота,
    И земля по совести сурова.
    Чище правды свежего холста
    Вряд ли где отыщется основа.

    Тает в бочке, словно соль звезда,
    И вода студёная чернее.
    Чище смерть, солёнее беда,
    И земля правдивей и страшнее.

Добавить комментарий