Море пенилось…


Море пенилось…

***
Год выдался пьяным,
Шальным – високосным:
Планету топило,
Тошнило, рвало;
Январь был дождливым,
Апрель был морозным —
Все в пику, все вдрызг,
Враскорячку, назло!

Потом был июль.
Солнце яростно грело
И красило бежевым
Сны и тела,
И женщина в белом
На гальке сидела,
Смотрела в прибой
И кого-то ждала.

Потом море пенилось
И изнывало.
Обрывки сети
И обломки весла…
И чайка с ладони
Печенье клевала,
И девочка куклу
В коляске везла…

А в декабре
Были маски и пляски,
Коньяк, Санта-Клаусы
И гексоген.
Забытая кукла
Лежала в коляске
И в церкви старухи
Вставали с колен…

И черные шали
Кистями качали.
Планету карежило,
Жгло и пекло.
Но женщины ждали,
Но чайки кричали,
И мокрые ветки
Стучали в стекло…

0 комментариев

  1. yanka_arsanova

    Здравствуйте, Леонид!

    очень образное и …как бы точнее сказать?… — энергичное стихотворение!:) Мне очень понравилось, особенно второй и третий катрены…

    *Потом был июль.
    Солнце яростно грело
    И красило бежевым
    Сны и тела,
    И женщина в белом
    На гальке сидела,
    Смотрела в прибой
    И кого-то ждала.*

    отчего-то вспомнилось моё давнишее:
    *вновь на призрачном причале
    я стояла и молчала
    позабыв, как здесь вначале
    я встречала корабли…*

    вероятно, образ ожидания… 🙂

    Но есть и то, обо что мой взгляд споткнулся — двойное повторение слова «потом» и двойное «но» в последнем катрене.

    Всё равно — большое Вам спасибо!

  2. evgeniy_sizov

    Очень даже неплохое стихотворение. Правда, я не сторонник употребления в стихах таких выражений как в «раскорячку», но именно в данном случае видимо, оно оправдано. Неплохо подобраны рифмы. По всему стихотворению от начала до конца неплохо удерживается ритм и своеобразная эмоциональность. Это хорошо гармонирует с тематикой стихотворения и усиливает его воздействие на читателя.
    Все стихотворение условно можно разделить на три части. Первая часть – подготовительная. Она, как бы, готовит читателя к восприятию основного, ключевого момента всего произведения. Готовится эмоциональное восприятие события. Неплохо дается образ довольно неудачного и сложного года в сочетании с мирной жизнью населения. Особенно это подчеркивает «женщина в белом» и девочка с куклой. Вторая часть стихотворения кульминационная. Показывает само событие и представлено одним единственным словом «гексоген». Кратко! Образно! Замечательно! Больше ничего и не нужно. Большее только ухудшило бы. Нет нудного описания события, а образно и лаконично все сказано. Честь и хвала! Однако переход от «мирной жизни» к беде как-то слишком уж незаметно происходит. В напряженном эмоциональном прочтении стихотворения это «проскакивается с хода» и не сразу воспринимается. На мой взгляд, неплохо бы перед этим словом вызвать у читателя вынужденную паузу в чтении, чтобы заострить его внимание именно на этом слове. Оно ведь является ключевым в стихотворении. Подумайте, может быть написать так:
    «Коньяк, Санта – Клаусы
    И…….гексоген…»
    В третьей части стихотворения довольно образно и неплохо показаны горестные последствия события. Удачная образность. Выражения «забытая кукла», «в церкви старухи», «черные шали», «жгло и пекло» только подчеркивают и усиливают общую эмоциональность стихотворения. Но несколько непонятно выражение «женщины ждали». Очевидно это относится к «женщинам в белом» и символизирует в сочетании с кричащими чайками на продолжение жизни, не смотря на происшедшее. Однако воспринимается как то не сразу. А тем более не совсем понятен резкий переход к «мокрым веткам». Вот эти четыре строки, мне кажется, немножко, чуть-чуть портят замечательное стихотворение. Чуть кажется вы здесь недоработали.
    А в целом стихотворение впечатляет!
    (Извините — небольшое замечание: исправьте букву «а» на «о» в слове «карежило»)

    Успехов Вам и всего наилучшего

  3. iyun

    Добавлю ещё одну свою рецензию — а то скажут, что предыдущая — маловата для конкурса.
    Так вот, было мнение, что «…вдрызг,
    Враскорячку, назло!» — может быть сомнительно для стихотворения. Может быть. Но не для этого. Согласен с Евгением Сизовым.
    А особо понравились строки:
    весь первый куплет, хоть и чуть запнулся на «Апрель был морозным -«, но это не мешает, думаю.
    «И чайка с ладони
    Печенье клевала,» — здорово!

  4. alla_barlinova

    эмоционально
    примите поздравления!
    и как следствие…моя реакция… Леониду Раеву на память…

    НА БЕРЕГУ ПИСЬМА

    О море цвета азурита,
    о черных скарнах между трасс,
    пишу по хрупкому граниту,
    на берегу письма — для Вас.
    Как от миров, подобным чуду,
    исходит жизни благодать.
    В последний раз, быть может, буду
    что только можно целовать.
    Открыт шлагбаум в горизонты,
    есть целых десять дней еще…
    Стекает в море позолота, —
    быть не могло — произошло.
    Из заточенья поневоле
    выводят к берегу огни
    мои несчитанные боли,
    мои оставшиеся дни.
    Пусть небо падает под ноги
    и разбивается о дно,
    там только что ругались боги
    и пили красное вино.
    Пускаюсь в путь вслед за надеждой.
    Мне не до алых парусов,
    не до восторженности прежней,
    из бездны черной — голосов, —
    дрейфую к теплому теченью.
    Неуж то жизни нет конца?
    Грызу намокшее печенье,
    крупицы соли тру с лица.
    А сердце — через раз удары.
    И смотрят звездочки с ракит,
    как романтическая дура
    у моря Черного скулит.

    С уважением

  5. valeriya_gasperova

    Отлично подобран стиль изложения — резкая фонетика как нельзя лучше подчеркивает смысл. Очень удачно включение конкретных образов в единственном числе среди обобщений во множественном. Кинематографично — как резкое включение крупных планов. А отрывистые образы и сбивающийся ритм создают мощный эмоциональный фон. Очень понравилось. Спасибо.

  6. ded_mazay_bez_zaytsev

    «Девочка пела в церковном хоре
    О тех, кто уже не придет никогда…» (по-моему А.Блок, но не уверен) — ассоциация, возникшая от прочтения Вашего стиха!!! Очень ЗдОрово!!!
    С многоточием перед гексогеном — согласен, пауза здесь, кажется, действительно усилит восприятие; а вот с предложением замены «Но» на «А» — не согласен: изменится смысл, который выпадет из общего контекста стиха…
    Спасибо!
    Василий.

Добавить комментарий