***
Год выдался пьяным,
Шальным – високосным:
Планету топило,
Тошнило, рвало;
Январь был дождливым,
Апрель был морозным —
Все в пику, все вдрызг,
Враскорячку, назло!
Потом был июль.
Солнце яростно грело
И красило бежевым
Сны и тела,
И женщина в белом
На гальке сидела,
Смотрела в прибой
И кого-то ждала.
Потом море пенилось
И изнывало.
Обрывки сети
И обломки весла…
И чайка с ладони
Печенье клевала,
И девочка куклу
В коляске везла…
А в декабре
Были маски и пляски,
Коньяк, Санта-Клаусы
И гексоген.
Забытая кукла
Лежала в коляске
И в церкви старухи
Вставали с колен…
И черные шали
Кистями качали.
Планету карежило,
Жгло и пекло.
Но женщины ждали,
Но чайки кричали,
И мокрые ветки
Стучали в стекло…
Очень сильный стих! Жёсткий, меткий и глубокий. Спасибо!
есть только одно замечание:
Но женщины ждали,
Но чайки кричали, — эту строку лучше начать с «А» вместо «Но»
Очень здорово! Голосую за Ваше стихотворение.
Хорошо.
Очень понравилось.
Схожу к вам на страничку.
Здравствуйте, Леонид!
очень образное и …как бы точнее сказать?… — энергичное стихотворение!:) Мне очень понравилось, особенно второй и третий катрены…
*Потом был июль.
Солнце яростно грело
И красило бежевым
Сны и тела,
И женщина в белом
На гальке сидела,
Смотрела в прибой
И кого-то ждала.*
отчего-то вспомнилось моё давнишее:
*вновь на призрачном причале
я стояла и молчала
позабыв, как здесь вначале
я встречала корабли…*
вероятно, образ ожидания… 🙂
Но есть и то, обо что мой взгляд споткнулся — двойное повторение слова «потом» и двойное «но» в последнем катрене.
Всё равно — большое Вам спасибо!
Очень даже неплохое стихотворение. Правда, я не сторонник употребления в стихах таких выражений как в «раскорячку», но именно в данном случае видимо, оно оправдано. Неплохо подобраны рифмы. По всему стихотворению от начала до конца неплохо удерживается ритм и своеобразная эмоциональность. Это хорошо гармонирует с тематикой стихотворения и усиливает его воздействие на читателя.
Все стихотворение условно можно разделить на три части. Первая часть – подготовительная. Она, как бы, готовит читателя к восприятию основного, ключевого момента всего произведения. Готовится эмоциональное восприятие события. Неплохо дается образ довольно неудачного и сложного года в сочетании с мирной жизнью населения. Особенно это подчеркивает «женщина в белом» и девочка с куклой. Вторая часть стихотворения кульминационная. Показывает само событие и представлено одним единственным словом «гексоген». Кратко! Образно! Замечательно! Больше ничего и не нужно. Большее только ухудшило бы. Нет нудного описания события, а образно и лаконично все сказано. Честь и хвала! Однако переход от «мирной жизни» к беде как-то слишком уж незаметно происходит. В напряженном эмоциональном прочтении стихотворения это «проскакивается с хода» и не сразу воспринимается. На мой взгляд, неплохо бы перед этим словом вызвать у читателя вынужденную паузу в чтении, чтобы заострить его внимание именно на этом слове. Оно ведь является ключевым в стихотворении. Подумайте, может быть написать так:
«Коньяк, Санта – Клаусы
И…….гексоген…»
В третьей части стихотворения довольно образно и неплохо показаны горестные последствия события. Удачная образность. Выражения «забытая кукла», «в церкви старухи», «черные шали», «жгло и пекло» только подчеркивают и усиливают общую эмоциональность стихотворения. Но несколько непонятно выражение «женщины ждали». Очевидно это относится к «женщинам в белом» и символизирует в сочетании с кричащими чайками на продолжение жизни, не смотря на происшедшее. Однако воспринимается как то не сразу. А тем более не совсем понятен резкий переход к «мокрым веткам». Вот эти четыре строки, мне кажется, немножко, чуть-чуть портят замечательное стихотворение. Чуть кажется вы здесь недоработали.
А в целом стихотворение впечатляет!
(Извините — небольшое замечание: исправьте букву «а» на «о» в слове «карежило»)
Успехов Вам и всего наилучшего
Прекрасно!
Добавлю ещё одну свою рецензию — а то скажут, что предыдущая — маловата для конкурса.
Так вот, было мнение, что «…вдрызг,
Враскорячку, назло!» — может быть сомнительно для стихотворения. Может быть. Но не для этого. Согласен с Евгением Сизовым.
А особо понравились строки:
весь первый куплет, хоть и чуть запнулся на «Апрель был морозным -«, но это не мешает, думаю.
«И чайка с ладони
Печенье клевала,» — здорово!
эмоционально
примите поздравления!
и как следствие…моя реакция… Леониду Раеву на память…
НА БЕРЕГУ ПИСЬМА
О море цвета азурита,
о черных скарнах между трасс,
пишу по хрупкому граниту,
на берегу письма — для Вас.
Как от миров, подобным чуду,
исходит жизни благодать.
В последний раз, быть может, буду
что только можно целовать.
Открыт шлагбаум в горизонты,
есть целых десять дней еще…
Стекает в море позолота, —
быть не могло — произошло.
Из заточенья поневоле
выводят к берегу огни
мои несчитанные боли,
мои оставшиеся дни.
Пусть небо падает под ноги
и разбивается о дно,
там только что ругались боги
и пили красное вино.
Пускаюсь в путь вслед за надеждой.
Мне не до алых парусов,
не до восторженности прежней,
из бездны черной — голосов, —
дрейфую к теплому теченью.
Неуж то жизни нет конца?
Грызу намокшее печенье,
крупицы соли тру с лица.
А сердце — через раз удары.
И смотрят звездочки с ракит,
как романтическая дура
у моря Черного скулит.
С уважением
Спасибо, Алла! У вас — не менее эмоционально. Для меня это ценный подарок. Удачи.
Спасибо, Сергей! Тем более, что судя по вашим регалиям, вы в этом деле разбираетесь. Будет побольше времени, обязательно через день-другой зайду к вам почитать. Удачи.
Отлично подобран стиль изложения — резкая фонетика как нельзя лучше подчеркивает смысл. Очень удачно включение конкретных образов в единственном числе среди обобщений во множественном. Кинематографично — как резкое включение крупных планов. А отрывистые образы и сбивающийся ритм создают мощный эмоциональный фон. Очень понравилось. Спасибо.
-Коротко, лаконично, образно!
Молодец!!
Круто-необычно…. Спасибо… Прошу мои новые почитать…
Интересное стихотворение! Успехов Вам, Леонид!
«Девочка пела в церковном хоре
О тех, кто уже не придет никогда…» (по-моему А.Блок, но не уверен) — ассоциация, возникшая от прочтения Вашего стиха!!! Очень ЗдОрово!!!
С многоточием перед гексогеном — согласен, пауза здесь, кажется, действительно усилит восприятие; а вот с предложением замены «Но» на «А» — не согласен: изменится смысл, который выпадет из общего контекста стиха…
Спасибо!
Василий.