Я смотрю на картину заката,
быстро тает пылающий круг.
Торопливою стайкой крылатой
мысли к морю несутся — на юг.
Здравствуй море, лазурное море!
Тёплый ветер ласкает висок
и о вечности шёпотом споря,
волны гладят янтарный песок.
Алый парус был другом когда-то
и томила сердечная боль…
Эх, судьба! Только ты виновата.
Почему я не встретил Ассоль ?
Первый раз встречаю представителя сильной половины, мечтающего об Ассоль (обычно женщины грезят о принце на Алых парусах). Огромное вам за это спасибо!:)
А стихотворение — очень даже искреннее, нежное, печальное. Вы, сударь, романтик!
Спасибо. Признателен Вам за тёплые слова.
Рецензия на стихотворение «Почему я не встретил».
Уже в процессе первого чтения становится ясно, что перед нами талантливое, продуманное, прочувствованное, замечательно выстроенное стихотворение. Одно удовольствие читать и рецензировать такие стихи.
Попробую обосновать своё мнение.
О чём говорит нам автор стихотворения. Переведём поэзию на прозу, попытавшись максимально раскрыть все поэтические образы, все подтексты.
Я смотрю на картину заката, | Я вижу, как приближается ко мне старость,
быстро тает пылающий круг. | жизнь быстро проходит.
Торопливою стайкой крылатой | А мои мысли торопливо
мысли к морю несутся — на юг. | устремляются к воспоминаниям о юности.
Здравствуй море, лазурное море! | Здравствуй, юность, красота, свобода, надежды!
Тёплый ветер ласкает висок | Мир улыбается юности, ласково встречает её.
и о вечности шёпотом споря, | Юность (тайно – шёпотом) грезит о великом
волны гладят янтарный песок. | и радуется тому, что окружает её.
Алый парус был другом когда-то | Я мечтал в молодые годы о торжестве грядущей любви
и томила сердечная боль… | и сердцу было больно и от радости (любви), и от тоски.
Эх, судьба! Только ты виновата. | Всё обещало встречу, но судьба решила иначе.
Почему я не встретил Ассоль? | Почему же я не встретил счастье (настоящую любовь)?
Разобрав стихотворение таким образом, мы видим, насколько оно близко к традиции русского символизма. Иносказательным языком своеобразных символов автор говорит о своей жизни – о её настоящем и прошлом, и о стремлении к недостижимой вечной женственности, которая в данном случае принимает облик Ассоль.
Интересна пространственная вертикаль движения взгляда и позиция автора в созданном им пространстве:
небо (самая высокая точка)
мысли-птицы (ниже неба)
море (ещё ниже – от горизонта до земли)
песок (самая низкая точка)
нереальный алый парус (видимо, ближе к горизонту)
Мы наблюдаем, как взглядом медленно, плавно охватывается всё пространство от неба до земли, а затем взор поднимается и застывает где-то у горизонта – почти в центре. При этом автор мысленно сам смотрит на свой парус глазами Ассоль с берега, подчёркивая своё духовное одиночество, сам встречает свой парус.
Автору удалось найти ряд замечательных говорящих образов: «пылающий круг заката», подчёркивающий замкнутость, безвыходность, «мысли-птицы» – единственный способ вырваться из этого круга, «волны, спорящие шёпотом о вечности», «янтарный песок» – нечто реальное манящее, но ненадёжное – янтарный (жёлтый – или жолтый (по Блоку)).
Не напрасно употребляет автор и штамп – «лазурное море». Лазурное – приветливое, немного сказочное, знакомое с детских лет ещё по классическим книгам. (Вспоминаю, что когда я в первый раз увидел море, оно у меня, скорее, разрушило образ, созданный воображением, нежели подкрепило его).
В звукописном плане замечается важность звука «р» в сочетании с одной стороны со взрывными «т», «д», «п» и «к», а с другой – с сонорными «м» и «н».
Я смотрю на картину заката,
быстро тает пылающий круг.
Торопливою стайкой крылатой
мысли к морю несутся — на юг.
Здравствуй море, лазурное море!
Тёплый ветер ласкает висок
и о вечности шёпотом споря,
волны гладят янтарный песок.
Алый парус был другом когда-то
и томила сердечная боль…
Эх, судьба! Только ты виновата.
Почему я не встретил Ассоль?
Какие выводы можно сделать, глядя на схему аллитераций?
Первым делом бросается в глаза употребление одинаковых комбинаций согласных «здр» (здравствуй) и «стр» (встретил) в кульминационных местах (почему эти места кульминационные, мы разберём ниже).
Открывается стихотворение довольно сильными: тр – рт, причём в слове «смотрю» мы находим и важную далее «с», но сейчас она «отбита» от группы согласной «м» и важной гласной – «о», благодаря которой, мы находим в слове не только «с-тр», но и «мо-р», предвосхищающее «морскую» 5-ю строку. Во второй строке: стр – кр; именно здесь появляется впервые важное для кульминаций «стр», но ослабленное, в сравнении с кульминациями, безударным положением; кстати, слово «встретил» – тоже очень важное с драматургической точки зрения: именно из-за того, что круг сужается быстро – автор начинает вспоминать о молодости. А следующая за «стр» комбинация «кр» – уже́ сама по себе слабее, мягче, чем «тр». В третьей строке мы встречаем ослабленное звукосочетание «т-р», разбитое гласным «о», а также «кр». В четвёртой строке уже появляется «м-р», перед которым стоит «к», образуя «км-р» — то есть даже «кр» предельно ослабляется и даже почти подменяется на «мр». Так готовится следующий за этим всплеск – «здр» в пятой строке, как удар волны с тройным откатом: «м-р», «рн», «м-р»; «здравствуй море» – выход к важным для автора мыслям, единственный способ – хотя бы в мечтах вырваться из страшного сужающегося круга. В шестой строке возникает единожды ослабленное «т-р». В седьмой опять же единоржды – «п-р». И в восьмой – «т-рн» появляется тоже один раз. В девятой строке снова идёт нарастание: «п-р» и «др». А в десятой – лишь «рд», образующее инверсию по отношению к предыдущему – «др», как бы в ответ на инверсию «тр» – «рт» из первой строки. Одиннадцатая строка образует затишье, длящееся ещё целую половину двенадцатой строки, где, наконец, подготовленный им мощный всплеск – «встр» на ключевом слове: ради этой мысли – о не встреченной Ассоль, – собственно, и написано стихотворение. И ещё дополнительно усиливается значимость данной мысли вопросом, оставленным без ответа.
Схема важных гласных такова (ударные гласные на третьем слоге анапеста и ударные гласные драматургически важных слов – они заключены в скобки):
у – и – а
(ы) – а – а – у
и – а – а
о – у – у
(а) – о – у – о
э – а – о
э – о – о
а – а – о
а – у – а
и – э – о
а – ы – а
у – э – о
Из схемы видно, что мир звуков первого катрена включает пять согласных, из которых самыми важными являются «а» и «у». Второй катрен уходит от более глухого «у» к более яркому – «о», но и уменьшает количество ярких «а», уравновешивая палитру, а также вводит новый звук «э». А третий катрен становится обобщением двух первых – здесь присутствуют все звуки из первого и второго катрена, но главенствующим становится «а».
После анализа всех схем мы видим, что и звуковое наполнение стихотворения возникло не спонтанно, а чётко выверялось.
Надеюсь, что мне удалось доказать свою позицию относительно этого стихотворения. И в завершении хочу пожелать порталу ЧХА новых стихотворений этого замечательного автора, а ему самому – так же высоко держать планку своего мастерства.
С ув.,
АП.
Рецензия на стихотворение «Почему я не встретил».
Уже в процессе первого чтения становится ясно, что перед нами талантливое, продуманное, прочувствованное, замечательно выстроенное стихотворение. Одно удовольствие читать и рецензировать такие стихи.
Попробую обосновать своё мнение.
О чём говорит нам автор стихотворения. Переведём поэзию на прозу, попытавшись максимально раскрыть все поэтические образы, все подтексты.
Я смотрю на картину заката, | Я вижу, как приближается ко мне старость,
быстро тает пылающий круг. | жизнь быстро проходит.
Торопливою стайкой крылатой | А мои мысли торопливо
мысли к морю несутся — на юг. | устремляются к воспоминаниям о юности.
Здравствуй море, лазурное море! | Здравствуй, юность, красота, свобода, надежды!
Тёплый ветер ласкает висок | Мир улыбается юности, ласково встречает её.
и о вечности шёпотом споря, | Юность (тайно – шёпотом) грезит о великом
волны гладят янтарный песок. | и радуется тому, что окружает её.
Алый парус был другом когда-то | Я мечтал в молодые годы о торжестве грядущей любви
и томила сердечная боль… | и сердцу было больно от ожидания.
Эх, судьба! Только ты виновата. | Всё обещало встречу, но судьба решила иначе.
Почему я не встретил Ассоль? | Почему же я не встретил счастье (настоящую любовь)?
Разобрав стихотворение таким образом, мы видим, насколько оно близко к традиции русского символизма. Иносказательным языком своеобразных символов автор говорит о своей жизни – о её настоящем и прошлом, и о стремлении к недостижимой вечной женственности, которая в данном случае принимает облик Ассоль.
Интересна пространственная вертикаль движения взгляда и позиция автора в созданном им пространстве:
небо (самая высокая точка)
мысли-птицы (ниже неба)
море (ещё ниже – от горизонта до земли)
песок (самая низкая точка)
нереальный алый парус (видимо, ближе к горизонту)
Мы наблюдаем, как взглядом медленно, плавно охватывается всё пространство от неба до земли, а затем взор поднимается и застывает где-то у горизонта – почти в центре. При этом автор мысленно сам смотрит на свой парус глазами Ассоль с берега, подчёркивая своё духовное одиночество, сам встречает свой парус.
Автору удалось найти ряд замечательных говорящих образов: «пылающий круг заката», подчёркивающий замкнутость, безвыходность, «мысли-птицы» – единственный способ вырваться из этого круга, «волны, спорящие шёпотом о вечности», «янтарный песок» – нечто реальное манящее, но ненадёжное – янтарный (жёлтый – или жолтый (по Блоку)).
Не напрасно употребляет автор и штамп – «лазурное море». Лазурное – приветливое, немного сказочное, знакомое с детских лет ещё по классическим книгам. (Вспоминаю, что когда я в первый раз увидел море, оно у меня, скорее, разрушило образ, созданный воображением, нежели подкрепило его).
В звукописном плане замечается важность звука «р» в сочетании с одной стороны со взрывными «т», «д», «п» и «к», а с другой – с сонорными «м» и «н».
Я смотрю на картину заката,
быстро тает пылающий круг.
Торопливою стайкой крылатой
мысли к морю несутся — на юг.
Здравствуй море, лазурное море!
Тёплый ветер ласкает висок
и о вечности шёпотом споря,
волны гладят янтарный песок.
Алый парус был другом когда-то
и томила сердечная боль…
Эх, судьба! Только ты виновата.
Почему я не встретил Ассоль?
Какие выводы можно сделать, глядя на схему аллитераций?
Первым делом бросается в глаза употребление одинаковых комбинаций согласных «здр» (здравствуй) и «стр» (встретил) в кульминационных местах (почему эти места кульминационные, мы разберём ниже).
Открывается стихотворение довольно сильными: тр – рт, причём в слове «смотрю» мы находим и важную далее «с», но сейчас она «отбита» от группы согласной «м» и важной гласной – «о», благодаря которой, мы находим в слове не только «с-тр», но и «мо-р», предвосхищающее «морскую» 5-ю строку. Во второй строке: стр – кр; именно здесь появляется впервые важное для кульминаций «стр», но ослабленное, в сравнении с кульминациями, безударным положением; кстати, слово «встретил» – тоже очень важное с драматургической точки зрения: именно из-за того, что круг сужается быстро – автор начинает вспоминать о молодости. А следующая за «стр» комбинация «кр» – уже́ сама по себе слабее, мягче, чем «тр». В третьей строке мы встречаем ослабленное звукосочетание «т-р», разбитое гласным «о», а также «кр». В четвёртой строке уже появляется «м-р», перед которым стоит «к», образуя «км-р» — то есть даже «кр» предельно ослабляется и даже почти подменяется на «мр». Так готовится следующий за этим всплеск – «здр» в пятой строке, как удар волны с тройным откатом: «м-р», «рн», «м-р»; «здравствуй море» – выход к важным для автора мыслям, единственный способ – хотя бы в мечтах вырваться из страшного сужающегося круга. В шестой строке возникает единожды ослабленное «т-р». В седьмой опять же единоржды – «п-р». И в восьмой – «т-рн» появляется тоже один раз. В девятой строке снова идёт нарастание: «п-р» и «др». А в десятой – лишь «рд», образующее инверсию по отношению к предыдущему – «др», как бы в ответ на инверсию «тр» – «рт» из первой строки. Одиннадцатая строка образует затишье, длящееся ещё целую половину двенадцатой строки, где, наконец, подготовленный им мощный всплеск – «встр» на ключевом слове: ради этой мысли – о не встреченной Ассоль, – собственно, и написано стихотворение. И ещё дополнительно усиливается значимость данной мысли вопросом, оставленным без ответа.
Схема важных гласных такова (ударные гласные на третьем слоге анапеста и ударные гласные драматургически важных слов – они заключены в скобки):
у – и – а
(ы) – а – а – у
и – а – а
о – у – у
(а) – о – у – о
э – а – о
э – о – о
а – а – о
а – у – а
и – э – о
а – ы – а
у – э – о
Из схемы видно, что мир звуков первого катрена включает пять согласных, из которых самыми важными являются «а» и «у». Второй катрен уходит от более глухого «у» к более яркому – «о», но и уменьшает количество ярких «а», уравновешивая палитру, а также вводит новый звук «э». А третий катрен становится обобщением двух первых – здесь присутствуют все звуки из первого и второго катрена, но главенствующим становится «а».
После анализа всех схем мы видим, что и звуковое наполнение стихотворения возникло не спонтанно, а чётко выверялось.
Надеюсь, что мне удалось доказать свою позицию относительно этого стихотворения. И в завершении хочу пожелать порталу ЧХА новых стихотворений этого замечательного автора, а ему самому – так же высоко держать планку своего мастерства.
С ув.,
АП.
Все замечательно, но все же чувствуется в стихотворении какой-то упадок, сетование на судьбу, перенос чувства вины на нее. Мол, судьба виновата, а не я, что что-то не сбылось в моей жизни, о чем мечталось! Может, принцу стоило поднять алые паруса и не ждать, а самому отправится на встречу, завоевать свое счастье?..
О вечности очень хорошо сказано: «и о вечности шепотом споря, волны гладят янтарный песок». Действительно, интересно, что же более долговечно – море или песок, вода или незыблемая твердь?.. И то и другое, только человек, стоящий на берегу, – мимолетный призрак – как алые паруса, появляющиеся из-за горизонта… и исчезающие вместе с заходом Солнца…
Все замечательно, но все же чувствуется в стихотворении какой-то упадок, сетование на судьбу, перенос чувства вины на нее. Мол, судьба виновата, а не я, что что-то не сбылось в моей жизни, о чем мечталось! Может, принцу стоило поднять алые паруса и не ждать, а самому отправиться на встречу и завоевать свое счастье?..
О вечности очень хорошо сказано: «и о вечности шепотом споря, волны гладят янтарный песок». Действительно, интересно, что же более долговечно – море или песок, вода или незыблемая твердь?.. И то и другое, только человек, стоящий на берегу, – мимолетный призрак – как алые паруса, появляющиеся из-за горизонта… и исчезающие вместе с заходом Солнца…
Большое Вам спасибо за подробный анализ произведения. Вы очень проницательны.
Судьба тоже может быть виноватой, ведь такая встреча не закономерность а скорее счастливая случайность.
Ну а тут уж кому как повезло.
Уважаемый, Атлет!
Стихотворение само по себе небольшое, а о море в нём сказано ещё меньше, но неплохо. Успехов! Всего доброго!
С уважением, Юрий.
Зато в нём есть всё.
Спасибо.
Да, Атлет я с Вами соглашусь. Но на то она и Судьба, что представляет собой одну сплошную, сложную закономерность, где счастливая случайность лишь ее эпизод, ибо знаю, что в жизни вообще ничего не бывает случайно, а невидимость закономерности спасительна для нас!
Отличный стих!!!
Действительно, почему приходится о многом жалеть?Понравилось.:)Удачи!.
Спасибо Марина. И Вам удачи!