Почему я не встретил..


Почему я не встретил..

Я смотрю на картину заката,
быстро тает пылающий круг.
Торопливою стайкой крылатой
мысли к морю несутся — на юг.

Здравствуй море, лазурное море!
Тёплый ветер ласкает висок
и о вечности шёпотом споря,
волны гладят янтарный песок.

Алый парус был другом когда-то
и томила сердечная боль…
Эх, судьба! Только ты виновата.
Почему я не встретил Ассоль ?

0 комментариев

  1. Olirna

    Первый раз встречаю представителя сильной половины, мечтающего об Ассоль (обычно женщины грезят о принце на Алых парусах). Огромное вам за это спасибо!:)
    А стихотворение — очень даже искреннее, нежное, печальное. Вы, сударь, романтик!

  2. aleksandr_pelipenko

    Рецензия на стихотворение «Почему я не встретил».
    Уже в процессе первого чтения становится ясно, что перед нами талантливое, продуманное, прочувствованное, замечательно выстроенное стихотворение. Одно удовольствие читать и рецензировать такие стихи.
    Попробую обосновать своё мнение.

    О чём говорит нам автор стихотворения. Переведём поэзию на прозу, попытавшись максимально раскрыть все поэтические образы, все подтексты.

    Я смотрю на картину заката, | Я вижу, как приближается ко мне старость,
    быстро тает пылающий круг. | жизнь быстро проходит.
    Торопливою стайкой крылатой | А мои мысли торопливо
    мысли к морю несутся — на юг. | устремляются к воспоминаниям о юности.

    Здравствуй море, лазурное море! | Здравствуй, юность, красота, свобода, надежды!
    Тёплый ветер ласкает висок | Мир улыбается юности, ласково встречает её.
    и о вечности шёпотом споря, | Юность (тайно – шёпотом) грезит о великом
    волны гладят янтарный песок. | и радуется тому, что окружает её.

    Алый парус был другом когда-то | Я мечтал в молодые годы о торжестве грядущей любви
    и томила сердечная боль… | и сердцу было больно и от радости (любви), и от тоски.
    Эх, судьба! Только ты виновата. | Всё обещало встречу, но судьба решила иначе.
    Почему я не встретил Ассоль? | Почему же я не встретил счастье (настоящую любовь)?

    Разобрав стихотворение таким образом, мы видим, насколько оно близко к традиции русского символизма. Иносказательным языком своеобразных символов автор говорит о своей жизни – о её настоящем и прошлом, и о стремлении к недостижимой вечной женственности, которая в данном случае принимает облик Ассоль.

    Интересна пространственная вертикаль движения взгляда и позиция автора в созданном им пространстве:

    небо (самая высокая точка)
    мысли-птицы (ниже неба)
    море (ещё ниже – от горизонта до земли)
    песок (самая низкая точка)
    нереальный алый парус (видимо, ближе к горизонту)

    Мы наблюдаем, как взглядом медленно, плавно охватывается всё пространство от неба до земли, а затем взор поднимается и застывает где-то у горизонта – почти в центре. При этом автор мысленно сам смотрит на свой парус глазами Ассоль с берега, подчёркивая своё духовное одиночество, сам встречает свой парус.

    Автору удалось найти ряд замечательных говорящих образов: «пылающий круг заката», подчёркивающий замкнутость, безвыходность, «мысли-птицы» – единственный способ вырваться из этого круга, «волны, спорящие шёпотом о вечности», «янтарный песок» – нечто реальное манящее, но ненадёжное – янтарный (жёлтый – или жолтый (по Блоку)).
    Не напрасно употребляет автор и штамп – «лазурное море». Лазурное – приветливое, немного сказочное, знакомое с детских лет ещё по классическим книгам. (Вспоминаю, что когда я в первый раз увидел море, оно у меня, скорее, разрушило образ, созданный воображением, нежели подкрепило его).

    В звукописном плане замечается важность звука «р» в сочетании с одной стороны со взрывными «т», «д», «п» и «к», а с другой – с сонорными «м» и «н».

    Я смотрю на картину заката,
    быстро тает пылающий круг.
    Торопливою стайкой крылатой
    мысли к морю несутся — на юг.

    Здравствуй море, лазурное море!
    Тёплый ветер ласкает висок
    и о вечности шёпотом споря,
    волны гладят янтарный песок.

    Алый парус был другом когда-то
    и томила сердечная боль…
    Эх, судьба! Только ты виновата.
    Почему я не встретил Ассоль?

    Какие выводы можно сделать, глядя на схему аллитераций?
    Первым делом бросается в глаза употребление одинаковых комбинаций согласных «здр» (здравствуй) и «стр» (встретил) в кульминационных местах (почему эти места кульминационные, мы разберём ниже).
    Открывается стихотворение довольно сильными: тр – рт, причём в слове «смотрю» мы находим и важную далее «с», но сейчас она «отбита» от группы согласной «м» и важной гласной – «о», благодаря которой, мы находим в слове не только «с-тр», но и «мо-р», предвосхищающее «морскую» 5-ю строку. Во второй строке: стр – кр; именно здесь появляется впервые важное для кульминаций «стр», но ослабленное, в сравнении с кульминациями, безударным положением; кстати, слово «встретил» – тоже очень важное с драматургической точки зрения: именно из-за того, что круг сужается быстро – автор начинает вспоминать о молодости. А следующая за «стр» комбинация «кр» – уже́ сама по себе слабее, мягче, чем «тр». В третьей строке мы встречаем ослабленное звукосочетание «т-р», разбитое гласным «о», а также «кр». В четвёртой строке уже появляется «м-р», перед которым стоит «к», образуя «км-р» — то есть даже «кр» предельно ослабляется и даже почти подменяется на «мр». Так готовится следующий за этим всплеск – «здр» в пятой строке, как удар волны с тройным откатом: «м-р», «рн», «м-р»; «здравствуй море» – выход к важным для автора мыслям, единственный способ – хотя бы в мечтах вырваться из страшного сужающегося круга. В шестой строке возникает единожды ослабленное «т-р». В седьмой опять же единоржды – «п-р». И в восьмой – «т-рн» появляется тоже один раз. В девятой строке снова идёт нарастание: «п-р» и «др». А в десятой – лишь «рд», образующее инверсию по отношению к предыдущему – «др», как бы в ответ на инверсию «тр» – «рт» из первой строки. Одиннадцатая строка образует затишье, длящееся ещё целую половину двенадцатой строки, где, наконец, подготовленный им мощный всплеск – «встр» на ключевом слове: ради этой мысли – о не встреченной Ассоль, – собственно, и написано стихотворение. И ещё дополнительно усиливается значимость данной мысли вопросом, оставленным без ответа.

    Схема важных гласных такова (ударные гласные на третьем слоге анапеста и ударные гласные драматургически важных слов – они заключены в скобки):

    у – и – а
    (ы) – а – а – у
    и – а – а
    о – у – у

    (а) – о – у – о
    э – а – о
    э – о – о
    а – а – о

    а – у – а
    и – э – о
    а – ы – а
    у – э – о

    Из схемы видно, что мир звуков первого катрена включает пять согласных, из которых самыми важными являются «а» и «у». Второй катрен уходит от более глухого «у» к более яркому – «о», но и уменьшает количество ярких «а», уравновешивая палитру, а также вводит новый звук «э». А третий катрен становится обобщением двух первых – здесь присутствуют все звуки из первого и второго катрена, но главенствующим становится «а».

    После анализа всех схем мы видим, что и звуковое наполнение стихотворения возникло не спонтанно, а чётко выверялось.

    Надеюсь, что мне удалось доказать свою позицию относительно этого стихотворения. И в завершении хочу пожелать порталу ЧХА новых стихотворений этого замечательного автора, а ему самому – так же высоко держать планку своего мастерства.

    С ув.,
    АП.

  3. aleksandr_pelipenko

    Рецензия на стихотворение «Почему я не встретил».
    Уже в процессе первого чтения становится ясно, что перед нами талантливое, продуманное, прочувствованное, замечательно выстроенное стихотворение. Одно удовольствие читать и рецензировать такие стихи.
    Попробую обосновать своё мнение.

    О чём говорит нам автор стихотворения. Переведём поэзию на прозу, попытавшись максимально раскрыть все поэтические образы, все подтексты.

    Я смотрю на картину заката, | Я вижу, как приближается ко мне старость,
    быстро тает пылающий круг. | жизнь быстро проходит.
    Торопливою стайкой крылатой | А мои мысли торопливо
    мысли к морю несутся — на юг. | устремляются к воспоминаниям о юности.

    Здравствуй море, лазурное море! | Здравствуй, юность, красота, свобода, надежды!
    Тёплый ветер ласкает висок | Мир улыбается юности, ласково встречает её.
    и о вечности шёпотом споря, | Юность (тайно – шёпотом) грезит о великом
    волны гладят янтарный песок. | и радуется тому, что окружает её.

    Алый парус был другом когда-то | Я мечтал в молодые годы о торжестве грядущей любви
    и томила сердечная боль… | и сердцу было больно от ожидания.
    Эх, судьба! Только ты виновата. | Всё обещало встречу, но судьба решила иначе.
    Почему я не встретил Ассоль? | Почему же я не встретил счастье (настоящую любовь)?

    Разобрав стихотворение таким образом, мы видим, насколько оно близко к традиции русского символизма. Иносказательным языком своеобразных символов автор говорит о своей жизни – о её настоящем и прошлом, и о стремлении к недостижимой вечной женственности, которая в данном случае принимает облик Ассоль.

    Интересна пространственная вертикаль движения взгляда и позиция автора в созданном им пространстве:

    небо (самая высокая точка)
    мысли-птицы (ниже неба)
    море (ещё ниже – от горизонта до земли)
    песок (самая низкая точка)
    нереальный алый парус (видимо, ближе к горизонту)

    Мы наблюдаем, как взглядом медленно, плавно охватывается всё пространство от неба до земли, а затем взор поднимается и застывает где-то у горизонта – почти в центре. При этом автор мысленно сам смотрит на свой парус глазами Ассоль с берега, подчёркивая своё духовное одиночество, сам встречает свой парус.

    Автору удалось найти ряд замечательных говорящих образов: «пылающий круг заката», подчёркивающий замкнутость, безвыходность, «мысли-птицы» – единственный способ вырваться из этого круга, «волны, спорящие шёпотом о вечности», «янтарный песок» – нечто реальное манящее, но ненадёжное – янтарный (жёлтый – или жолтый (по Блоку)).
    Не напрасно употребляет автор и штамп – «лазурное море». Лазурное – приветливое, немного сказочное, знакомое с детских лет ещё по классическим книгам. (Вспоминаю, что когда я в первый раз увидел море, оно у меня, скорее, разрушило образ, созданный воображением, нежели подкрепило его).

    В звукописном плане замечается важность звука «р» в сочетании с одной стороны со взрывными «т», «д», «п» и «к», а с другой – с сонорными «м» и «н».

    Я смотрю на картину заката,
    быстро тает пылающий круг.
    Торопливою стайкой крылатой
    мысли к морю несутся — на юг.

    Здравствуй море, лазурное море!
    Тёплый ветер ласкает висок
    и о вечности шёпотом споря,
    волны гладят янтарный песок.

    Алый парус был другом когда-то
    и томила сердечная боль…
    Эх, судьба! Только ты виновата.
    Почему я не встретил Ассоль?

    Какие выводы можно сделать, глядя на схему аллитераций?
    Первым делом бросается в глаза употребление одинаковых комбинаций согласных «здр» (здравствуй) и «стр» (встретил) в кульминационных местах (почему эти места кульминационные, мы разберём ниже).
    Открывается стихотворение довольно сильными: тр – рт, причём в слове «смотрю» мы находим и важную далее «с», но сейчас она «отбита» от группы согласной «м» и важной гласной – «о», благодаря которой, мы находим в слове не только «с-тр», но и «мо-р», предвосхищающее «морскую» 5-ю строку. Во второй строке: стр – кр; именно здесь появляется впервые важное для кульминаций «стр», но ослабленное, в сравнении с кульминациями, безударным положением; кстати, слово «встретил» – тоже очень важное с драматургической точки зрения: именно из-за того, что круг сужается быстро – автор начинает вспоминать о молодости. А следующая за «стр» комбинация «кр» – уже́ сама по себе слабее, мягче, чем «тр». В третьей строке мы встречаем ослабленное звукосочетание «т-р», разбитое гласным «о», а также «кр». В четвёртой строке уже появляется «м-р», перед которым стоит «к», образуя «км-р» — то есть даже «кр» предельно ослабляется и даже почти подменяется на «мр». Так готовится следующий за этим всплеск – «здр» в пятой строке, как удар волны с тройным откатом: «м-р», «рн», «м-р»; «здравствуй море» – выход к важным для автора мыслям, единственный способ – хотя бы в мечтах вырваться из страшного сужающегося круга. В шестой строке возникает единожды ослабленное «т-р». В седьмой опять же единоржды – «п-р». И в восьмой – «т-рн» появляется тоже один раз. В девятой строке снова идёт нарастание: «п-р» и «др». А в десятой – лишь «рд», образующее инверсию по отношению к предыдущему – «др», как бы в ответ на инверсию «тр» – «рт» из первой строки. Одиннадцатая строка образует затишье, длящееся ещё целую половину двенадцатой строки, где, наконец, подготовленный им мощный всплеск – «встр» на ключевом слове: ради этой мысли – о не встреченной Ассоль, – собственно, и написано стихотворение. И ещё дополнительно усиливается значимость данной мысли вопросом, оставленным без ответа.

    Схема важных гласных такова (ударные гласные на третьем слоге анапеста и ударные гласные драматургически важных слов – они заключены в скобки):

    у – и – а
    (ы) – а – а – у
    и – а – а
    о – у – у

    (а) – о – у – о
    э – а – о
    э – о – о
    а – а – о

    а – у – а
    и – э – о
    а – ы – а
    у – э – о

    Из схемы видно, что мир звуков первого катрена включает пять согласных, из которых самыми важными являются «а» и «у». Второй катрен уходит от более глухого «у» к более яркому – «о», но и уменьшает количество ярких «а», уравновешивая палитру, а также вводит новый звук «э». А третий катрен становится обобщением двух первых – здесь присутствуют все звуки из первого и второго катрена, но главенствующим становится «а».

    После анализа всех схем мы видим, что и звуковое наполнение стихотворения возникло не спонтанно, а чётко выверялось.

    Надеюсь, что мне удалось доказать свою позицию относительно этого стихотворения. И в завершении хочу пожелать порталу ЧХА новых стихотворений этого замечательного автора, а ему самому – так же высоко держать планку своего мастерства.

    С ув.,
    АП.

  4. arman

    Все замечательно, но все же чувствуется в стихотворении какой-то упадок, сетование на судьбу, перенос чувства вины на нее. Мол, судьба виновата, а не я, что что-то не сбылось в моей жизни, о чем мечталось! Может, принцу стоило поднять алые паруса и не ждать, а самому отправится на встречу, завоевать свое счастье?..
    О вечности очень хорошо сказано: «и о вечности шепотом споря, волны гладят янтарный песок». Действительно, интересно, что же более долговечно – море или песок, вода или незыблемая твердь?.. И то и другое, только человек, стоящий на берегу, – мимолетный призрак – как алые паруса, появляющиеся из-за горизонта… и исчезающие вместе с заходом Солнца…

  5. arman

    Все замечательно, но все же чувствуется в стихотворении какой-то упадок, сетование на судьбу, перенос чувства вины на нее. Мол, судьба виновата, а не я, что что-то не сбылось в моей жизни, о чем мечталось! Может, принцу стоило поднять алые паруса и не ждать, а самому отправиться на встречу и завоевать свое счастье?..
    О вечности очень хорошо сказано: «и о вечности шепотом споря, волны гладят янтарный песок». Действительно, интересно, что же более долговечно – море или песок, вода или незыблемая твердь?.. И то и другое, только человек, стоящий на берегу, – мимолетный призрак – как алые паруса, появляющиеся из-за горизонта… и исчезающие вместе с заходом Солнца…

  6. arman

    Да, Атлет я с Вами соглашусь. Но на то она и Судьба, что представляет собой одну сплошную, сложную закономерность, где счастливая случайность лишь ее эпизод, ибо знаю, что в жизни вообще ничего не бывает случайно, а невидимость закономерности спасительна для нас!

Добавить комментарий