Владимир Куземко.
ВОПЛОТИ « Я » В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
Как жить?..
Правильных ответов на этот вопрос два: «живи как хочешь» и «по – разному»!..
Каждый человек — великая Тайна, имя которой — бесконечность. Мне никогда не познать того, что заложено глубоко–глубоко в окружающих меня людях, так же как им никогда до конца не понять меня и всех моих глубин.
Люди — разные. У каждого из них — свой жизненный путь, правильный именно для него, для этого вот конкретного человека, и ни для кого больше. Трудно — понять, в чём заключается твой путь, и в тысячу раз труднее — идти по нему, никуда не сворачивая, вряд ли это вообще возможно, но стремиться к этому — надо, если ты сам чувствуешь в себе такое стремление, а не, скажем, готовность плыть по течению и бездумно следовать советам и указаниям окружающих — тогда твой путь заключается в отсутствии собственного пути…
Но если ты — стоек и самодостаточен, то — будь самим собою. Не меняй себя в угоду советчикам и попрекателем, сколь убедительно их слова и ни звучали бы. Наверняка они правы — в отношении самих себя. Но ты – другой, и только тебе судить, что верно или неверно по отношению к тебе. Исполняй лиши те правила и соблюдай лишь такие запреты и табу, какие ты сам для себя установил. Изменяй свои принципы и установления сколько угодно, но это должны быть именно твои принципы и установления, идущие от твоего «Я» и выстраданные тобою, не позволяй себе вилять вслед за общественным мнением, одобряющим вчера – одно, сегодня — другое, а завтра — совсем уж третье… Хорошим — не восхищайся, а плохое — не осуждай, ибо в конечном счёте разницы между ними — ни малейшей. Но за некоторыми поступками довольно скоро следуют неприятные последствия, — умей предвидеть их и заранее реши, нужно ли это тебе или нет.
Рвёшься трудиться?.. Трудись!.. Хочется бездельничать?.. Отдыхай!.. Всю жизнь лежи на диване, сося лапу от голодухи и утешая себя тем, что голод чертовски целебен. Нравится бездельничать, но не нравится голодать?.. Воруй! Правда — посадят потом, но так это ж когда ещё будет… Не хочешь сидеть?.. Не воруй, ищи другие способы жить привольно, ни черта не делая…
( Вот лично я бы с удовольствием пошёл бы в альфонсы к состоятельной бабёнке, так никто не берёт! ) Не нашёл таких способов, не хочешь ни воровать, ни голодать?.. Опять-таки — иди работать!.. И это — невмоготу?.. Ну, брат, надо же как-то определяться…
Достоевский восклицал: «Если отменить Бога, то тогда — всё можно!» Логика понятна. Верующему хочется, например, украсть кошелёк, но он не крадёт, потому как Бог с неба наблюдает за ним и за грешный поступок может лишить в будущем вожделенного места в раю. Стоит ли сколь угодно полный кошелёк места в раю?.. Не стоит, совершенно неравноценный обмен. Вот почему верующий и не ворует — невыгодно!.. Убери из этой формулы Бога–надзирателя, и никаких препятствий совершить кражу у верующего не останется. Теперь возьмем меня. Я — атеист, т.е. неверующий в Бога. Украду ли я кошелёк? Не украду, хотя и знаю точно, что никакого рая нет, и мне терять нечего. Я м о г у украсть, но я — н е х о ч у . Как вора греет мысль о том, что он славно наворовал за день, так меня согревает сознание того, что я не сделал ничего плохого людям, а наоборот, старался сделать им только хорошее. Если ВСЁ МОЖНО ( прав Достоевский! ), то из этого вовсе не вытекает, что ВСЁ НУЖНО. Тебе н у ж н о лишь то, что нужно т е б е. Ты сам себе — начальник, ты сам себе — надзиратель, судья и палач, ты сам себе — Бог.
Ну а если ТЕБЕ НУЖНО воровать, грабить, убивать — как быть в этом случае?..
Честнее было бы ответить: «Воруй, грабь, убивай — делай то, что приятно твоей душе!» Но где ж вы среди башковитого люда честных видели?.. Все — лицемеры, говорят с оглядкой, с оговорочками, чтобы когда прибегут бить тебя по фейсу — всегда иметь возможность отпрыгнуть в кустики, и уже оттуда жалобно заголосить: «Вы что, братцы?!. Так я ж совсем другое имел в виду!..» Вот и я — такой же…
Всегда есть возможность направить свои антиобщественные наклонности на достижение общественно одобряемых целей. Любо тебе отнимать чужое?.. Ступай на службу в налоговую инспекцию, там только тем и занимаются, что рыщут по стране и вынюхивают наши доходы, чтобы иметь возможность отнять у нас всё «лишнее»… Или ещё лучше: становись политиком!.. Сколько уж раз за последние десятилетия они обворовывали народ, лишая его зачастую последнего грошика — и ничего, люди им только аплодируют и толпами бегут голосовать за них на выборах…
Тянет зверски избивать людей? Стань боксёром!.. Частенько любуюсь по телевизору поединками на ринге… Двое прыгают напротив друг друга, наносят взаимные удары — по туловищу, по лицу… У соперника вместо физии, бывало, уже сплошная кровавая маска, а соперник продолжает безжалостно наносить удары по этому кровоточащему куску мяса, пока окончательно не добьёт несчастного, не повалит его на пол. И что характерно: никто не останавливает и не осуждает безжалостного садиста, а совсем наоборот, все бурно аплодируют его жестокости, а после схватки не 10 лет строгой изоляции от общества он получает, а чемпионскую медаль, славу, любовь девушек… ( О, наши девушки так любят удачливых головорезов! )
Не хочется тебе бить, а хочется убивать, причём как можно больше и как можно больнее?.. Без проблем, прямиком беги в военные!.. Помните фразу из старого фильма: «Есть такая профессия — Родину защищать!» На самом деле профессия эта совсем другая — побыстрее и побольше убивать людей, для маскировки именуемых в официальных документах «противником». То есть вообще-то убивать нельзя, но если: «враг напал на нашу Отчизну», «мы наносим превентивный удар по замыслившим нападение на нас супостатам», или же «исполняем интернациональный долг перед дружески пригласившим нас народом», то тогда: «мы будем бить из батарей за слёзы наших матерей», и пусть плачут матери тех, кто не успел увернуться от наших снарядов, от наших пуль, от наших обычных и водородных бомб… Чем больше «врагов» ты убил — тем сильней ценит тебя Отечество, тем «звёзднее» твои погоны и орденоноснее твоя грудь, а как обожают наши девушки официально одобряемых убийц — про то я уж промолчу…
Но допустим самый худший из возможных вариантов: не любишь ты врать и прикрывать «злое» «добрым»… Или же ещё проще: тебе хочется совершить какой – то вполне конкретный «плохой» поступок, который никак не замаскируешь общественной значимостью, скажем — убить свою тёщу… Ну так пойди и прибей занудливую каракатицу, чего уж церемониться!.. Но только перед этим учти, что тебя почти обязательно посадят ( многие мочили своих тёщ в твёрдой уверенности, что останутся безнаказанными, но почти все они ошибались! ), а так ли уж хорошо тебе, любимому, будет в тюрьме?.. Воздух не свежий, жратва убойная, сокамерники издеваются… Подумай об этом!..
Герой знаменитого романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников сравнивал себя с Наполеоном, одержавшим все свои победы ценой жизней множества людей. «Если ему — можно, то тогда почему мне — нельзя?» — вполне логично спросил себя молодой Родик. ( В оригинале это звучало так: «Тварь я дрожащая или право имею?» ) Ну и зарубил топориком алчную ростовщицу со служанкой ради хранящихся на их квартире деньжат, а потом замучила совесть, истерзался раскаянием, пошёл да и покаялся перед тогдашними ментами: мол, вяжите меня, братцы, это я тех тёлок смокрушничал!.. Из этой истории множество морализаторов делают навязываемый нам вывод: нельзя топориком ради бабла людей кромсать, потому как потом стыдно будет… Допустим. Но тогда непонятно: а отчего же Наполеону было не стыдно идти к успеху по головам сотен тысяч своих жертв?.. И ещё непонятней другое: отчего же нам не стыдно даже и теперь, спустя 200 лет, превозносить убийцу-Наполеона как крупнейшего государственного деятеля и славить его вклад в мировую историю?.. Цезарь, Александр Македонский, Иван Грозный, Кромвель, Богдан Хмельницкий, Петр !, Ленин, Сталин и другие подобные им «выдающиеся» исторические лица были безжалостнейшими убийцами и погубителями человеческого рода, почему же им — успех при жизни и оглушительная посмертная слава, а кокнувшего всего лишь двух дамочек Раскольникова сволокли на каторгу, причём даже экспроприированную у убиенных денежку он толком растратить не сумел… Да потому, что «каждому – своё» Если ты — «тварь дрожащая», то не суйся в «Наполеоны», всё равно ничего не получится, не та у тебя конституция организма, слабоват в коленках, ничтожен, а раз так — живи как все ничтожные, «праведно»!.. Ну а если ты — «Наполеон», то какие же тут могут быть рефлексии и сожаления?.. Всемирную историю двигать надо, а её в белых перчатках, как всем известно, не делают!.. « И кого жалеть – то?! — воскликнет практически любой из так называемых «великих деятелей». — Эту биомассу?!» О да, кто-кто, а уж они-то точно никого не жалели…
Любопытно разобраться во всем известной пушкинской формуле: «гений и злодейство – несовместны». Как известно, сам А.С.Пушкин по жизни не был ангелочком: писал оскорбительные эпиграммы и «порнушные» поэмы, соблазнял чужих жён, угождал царям, бил своих крепостных, а родившегося от него у крепостной ребёнка сдал в сиротский приют и никогда больше не вспоминал о нём… «Сволочь!» — сказали бы мы о сделавшем подобное, не будь он корифеем и светочем мировой литературы. Но он–то был и сволочью, и корифеем одновременно, в этом — суть!.. Кстати, сам Пушкин явно считал, что творимое им — не зло, а так… маленькие мальчишеские шалости! (С самокритикой вообще у всех «светочей» — туговато!) Следовательно, даже в понятиях А.С.Пушкина «зло» и «добро» — понятия относительные, легко меняемые местами в зависимости от того, с чьей точки зрения ты на это смотришь. Что одни считают «злодейством», другие считают «добродетелью», и наоборот, и сколько угодно примеров совершенно непредвиденных последствий того, что одобрялось (или осуждалось) современниками, и лишь спустя десятилетия ( или столетия) показавшего своё подлинное лицо. (Хотя и тут не исключено, что спустя ещё тысячу лет и это представление окажется совершенно изменённым ).
Понятие «гений» — тоже условно. Мы с вами, допустим, считаем Пушкина гением, а кого–то от его стихов тянет на блевотину, — «на вкус и цвет товарища нет». А за пределами нашей Отчизны о «гениальности» русского литератора А.С.Пушкина нерусско–язычная общественность вообще не подозревает, видите ли — «стихи Пушкина проигрывают в переводе!» Да, конечно… Шекспир не проигрывает в переводе… Гёте… всякие там Данте с Джойсом… А Пушкин – проигрывает!.. Бывает…
Но главное даже не в относительности критериев, а в том, что каждый из нас — талантлив и даже гениален, но — в чём–то своём, не всегда осознанном. Тот – гениально пишет стихи, а этот, допустим, гениально жарит котлеты. Почему же первый считается гением, а второй — так, сбоку припёка?.. Где критерий истинной, «первосортной» гениальности в отличие от не-истинной, «второсортной» — общественная полезность?.. Но кажущееся обществу полезным сегодня завтра окажется никому не нужным хламом, а то и вовсе вреднючей вещью, способной погубить всё человечество… И наоборот, иное «мелкое» изобретение через века приводит к коренному перевороту всего хода мировой истории!..
Кстати, с чего вы вообще решили, что Моцарт «гениальнее» Сальери – только потому, что так «принято» считать в кругах, называющих себя интеллектуальной элитой?.. Ну и пусть считают, это их право, равно как моё право — считать Сальери «гениальнее» Моцарта или же не выносить на дух их обоих. Всё – условно, всё – относительно, и никакого значения для меня не имеет тезис: «Подавляющее большинство человечества думает так!», — да пусть хоть всё человечество так думает, это вовсе не гарантия того, что всё человечество — не ошибается. Я думаю так, как я думаю — именно в этом и состоит главная ценность моей человеческой личности, моё главное достояние и достоинство. И вполне возможно, что при обоих вышеупомянутых музыкантишках жил ещё и третий — композитор, который был намного значительнее и глубже этой парочки, но оказался недооценённым ни современниками, ни потомками… Всё, что мы знаем об истории человечества вообще и человеческой культуры в частности — это всего лишь ставшие видимыми верхушки айсбергов над поверхностью, но сколько же осталось там, под водой, невидимого нашему глазу!..
Каждый вправе жить так, как он хочет. Или — не жить вовсе. Право на добровольный уход из жизни — вполне нормально и оправданно, коль уж тебе так захотелось. Оно вполне разумно сочетается с правом окружающих отговаривать тебя от самоубийства и помогать тебе решить твои проблемы, если именно они сделали твою жизнь невыносимой. Но если ты уж твёрдо решил: «Да не хочу вас видеть всех… Решено – застрелюсь!..», то кто же вправе тебе мешать?.. Уплатил долги, написал завещание, получил в милиции сроком на 5 минут пистолет с одним патроном в стволе, дуло к виску, и – чао, родные!..
Одного только не приемлю — тех, кто годами пропагандирует бессмысленность существования и призывает «покончить с опостылевшей жизнью», но сам кончать с собою не торопится, в то время как сотни и тысячи его слушателей, поверив сказанному, уж повесились, утопились, застрелились, отравились, выбросились в окно и вскрыли себе вены. Это превратилось в доходную профессию: призывать других к смерти, продолжая жить самому и процветать за счёт следующих твоим призывам. Ну и что с такими Сусанинами делать?.. ( Да их и с Иваном Сусаниным не сравнить, ибо тот честно утонул в болоте вместе с польскими солдатами, быть гидом у которых он согласился ). Первое побуждение — убивать беспощадно!.. Но потом, подумав, понимаешь: следуют самоубийственным призывам — лишь идиоты… Да ещё спасибо надо сказать тому, кто освободил Мир хотя бы от малой их толики!..
1.2. В конкурсе принимают участие произведения любой тематики и жанра, но написанные обязательно в соавторстве двух авторов, зарегистрированных на портале «Что хочет автор».