Примерно за год до знакомства с порталом «Что хочет автор?» редколлегия альманаха «Царицынские подмостки» решила организовать свой виртуальный литературный союз «Третий цех». Чуть позже мы отказались от этой затеи, обнаружив, что в интернете все велосипеды уже изобретены, и надо только найти, какой тебе больше подходит, и впрыгнуть на ходу.
Но Манифест для несостоявшегося литературного союза был написан. И принципы, в нем изложенные, актуальны и по сей день. Не претендуя на истину в последней инстанции, это – наше видение роли писателя в РАЗУМНОМ БУДУЩЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
До настоящего момента Манифест не публиковался.
Алена Чубарова
МАНИФЕСТ ТРЕТЬЕГО ЦЕХА
или
ФЕРМЕНТ НЕЛОГИЧНОГО ВЫЖИВАНИЯ
Как известно, в истории было два Цеха Поэтов (по этому вопросу есть некоторые разночтения, см. историческую справку).
На двух китах – не устоишь, Бог любит троицу, и, следуя народной мудрости, мы решили продолжить счет Цехов.
ЗОЛОТОЙ век поэзии, когда Поэт был – ЯВЛЕНИЕ, далеко позади; СЕРЕБРЯНЫЙ, где Поэт – СОБЫТИЕ, тоже канул в лету. Теперь мы, в нашем (да что там бронзовом – железобетонном), времени, упорно делаем свое дело.
«Нынче единого потока нет, есть масса мелких течений,
каждое из которых считает себя Мэйнстримом».
Алексей Тиматков
Пишут сегодня действительно все, а вот читают единицы.
«Поэтический товар» из штучного стал оптовым. Если так пойдет и дальше, лозунг «Каждому писателю – по читателю!» станет актуальным. На заре ХIХ века Вяземский жаловался Жуковскому: «Ну, нет в России авторов! Некого печатать…». Нынешние редакторы стонут: «Куда от авторов деваться?»
В этой ситуации мы и решили, чтоб «не пропасть поодиночке», объединяться всеми дозволенными законодательством способами.
1. Мы издаем альманах «Царицынские подмостки».
2. Мы изобретаем всевозможные способы соединения литературы с театром. (театр «КомедиантЪ»)
3. Мы организуем виртуальный «Третий Цех», где собираемся публиковать избранные произведения разных лет и самое свежее – из-под пера! Тут же мы будем друг друга редактировать и править. И тут же помещать все высказывания о наших произведениях, в том числе и нелицеприятные. (Не случилось. Вместо этого поселились на портале «Что хочет автор?» — примечание 2006 года).
Есть у нас и свои ПРИНЦИПЫ, если хотите «МАНИФЕСТ»
1. Все, что мы пишем, неизбежно влияет на окружающий мир и не потому, что кто-то прочтет, а потому что «написанное пером не вырубишь топором». Рассказ, стихотворение, пьеса, – мир. Мир создан и запущен в будущее, как программа. От того, ЧТО и КАК мы ПИШЕМ, зависит БУДУЩЕЕ.
2. Принадлежа по национальному признаку и социальному положению сразу ко многим слоям населения, считаем себя выразителями интересов ЧЕЛОВЕКА, вне зависимости от его земных примет.
3. Сейчас время информационного взрыва, как и при любом взрыве, много обломков, шлака, дыма и тумана. Каждый борется с этой задымленностью (задумленностью, зачумленностью) по-своему. Мы – пишем. Мы не «занимаемся» литературой – мы просто творим свои миры.
«ТРЕТИЙ цех» – число три – таинственное, магическое число. Нас сейчас трое. Если потом будет больше – очень хорошо! Но первоначальный триумвират состоялся. Дальнейшее увеличение количества, сути уже не изменит.
«Третий ЦЕХ» – цех, производство. Нам подходит. Не соотнося себя с литературным процессом, мы производим ФЕРМЕНТ НЕЛОГИЧНОГО ВЫЖИВАНИЯ, противостоим энтропии не за счет знаний и интеллекта, а с помощью интуиции и фантазии.
Мы не пишем «цех ПОЭТОВ» – мы не только поэты, мы прозаики и драматурги. Но по отношению к жизни и смерти – ПОЭТЫ, и это определяющее. Не будем дразнить научных мужей, изучающих историю и пишущих диссертации (см. историческую справку). Оставим ПОЭТОВ – им. А себе – просто «ТРЕТИЙ ЦЕХ»
Алена Чубарова, Ирина Егорова, Виктория Л. Жукова
Историческая справка
Первый, самый известный Цех Поэтов существовал в 1911 – 1914 гг. Был основан Н.С.Гумилевым и С.М.Городецким, как литературная оппозиция символизму. Второй цех (1920-1922 гг.) возглавляли Н.С.Гумилев, Г.В.Адамович и Г.В.Иванов.
По некоторым версиям (Энциклопедия Санкт-Петербурга) этот 2-ой цех был якобы 3-им, так как в 1916-1917 гг. под руководством Иванова и Адамовича действовал еще один Цех. А также в разные годы с названием «Цех поэтов» существовали поэтические кружки в Тбилиси (1918-1919гг.), Баку (1920г.), Москве (1924-1925гг.), а также, с отъездом в эмиграцию участников Питерского Цеха, в Берлине и Париже. Если принять во внимание эту версию, то цехов получается уже 7 или 8!
Мы решили доверять первоисточнику, то есть, очевидцу.
Ирина Одоевцева в открытом письме Надежде Мандельштам в 70-ые годы писала: «Никакого 3-его Цеха Поэтов никогда не существовало. Цех Поэтов, счетом 2-ой был восстановлен Гумилевым в 20-ом году». Так тому и быть.
И все же, во избежание исторической неточности мы не говорим: Третий «Цех Поэтов», мы говорим «Третий Цех». И с этой точки зрения можем объявить себя 1-ым «Третьим цехом» в среде литературных собратьев.