ОБЗОР ПРОЗЫ по конкурсу «Одиночество…»


ОБЗОР ПРОЗЫ по конкурсу «Одиночество…»

Уважаемые дамы и господа, читающие и пищущие!

Как справедливо было отмечено, завершился конкурс «Одиночество как способ…». Ни от кого не укрылось, что на суд строгого, доброжелательного, компетентного и сугубо объективного жюри из 9 коллег было подано
313 поэтических произведений
153 прозаических
И все они были внимательно прочитаны, многие неоднократно, осмыслены, изучены и одобрены. Ибо уже одно желание поделиться с ближним своими мыслями и чувствами по столь обширной, касающейся хоть однажды каждого разумного и неразумного существа, проблеме заслуживает внимания и одобрения.

Спасибо всем участникам конкурса за предоставленную возможность заглянуть в мир одиночества вместе с ними через их окошко.
Хороших работ представлено МНОГО. Прекрасных работ подано НЕМАЛО. Замечательных работ написано столько, что выбрать самые-самые будет трудновато.

Что ж, перейдем к моему скромному мнению.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ . ПРОЗА. По мере поступления и прочтения.

5. Окунев Игорь. Разлука.
Ярко, эмоционально написанный текст. Одиночество = это разлука, это оставшиеся навсегда позади родные могилы и воспоминания. Хороший рассказ, цепляет.

6. Виллон. Совиный Новый Год.

Забавная аллегория. Негрустное одиночество. На первый взгляд, а если присмотреться, то за напускной иронией увидишь совсем другое лицо. Рассказ для тех, кто любит истории с заковыринкой.

10. Карен Агамирзоев (Тюлли) Фильтр длинною в жизнь.

Качественно, добротно написаный рассказ о войне, ошибке, жестокости, праве на искупление вины, в результате — об Одиночестве. Стиль близок репортажному, сухой, сдержанный.

15. Такой-то-Сякой. По чему я их не люблю.

На мой взгляд интересное произведение, простоенное по принципу глобальной антитезы к тематике конкурса. Автор показывает, почему, его герой якобы НЕ любит своих друзей. А мы понимаем, как СИЛЬНО он их любит. И как ему страшно от учащающихся потерь и надвигающегося ОДИНОЧЕСТВА. Оно еще не пришло, но придет, неотвратимо, и он страдает уже сейчас.
Замечательное АНТИОДИНОЧЕСТВО. Отлично написано.

18 Марк Сорский. ***.

Хороший добротный рассказ. Рассказ, в первую очередь, о лжи, о предательстве. Герой не был одинок при жизни, так он думал.И лишь после смерти ему открылась правда.

19. Хельга Янссон. Мистер Одиночество.

Рассказ о человеке, самодостаточном настолько, что он выбирает, якобы, одиночество сутью своего существования. Однако, оказывается, что путает одиночество с уединеним. И внезапно прозревает. У меня есть пожелание к автору доработать образ девушки, оживить его.

22. Попутчик. А дождь лил.

Прелестная миниатюра. Как рисунок пером или карандашом – полунамеком. Но так и видишь: дождь, одинокую фигуру мужчины. И рядом – бредущий кот. Мне очень понравилось.

23. Наталья Черемина. Плохие стихи.

Очень интересным с моей точки зрения рассказ. Все в рассказе, каждый эпизод, каждый штрих к портрету героини, буквально, кричит именно о том, что она – одна, что она теряет доверие на работе, дружбу и сочувствие коллег, оказывается в изоляции, утратила любимого, фактически, потеряла, дочь, духовную связь с нею, и ее последняяя соломинка – это некто, почти незнакомый. Эмоциональный накал идет по нарастающей, при этом без превосходных степеней и изображений сцен страданий. Чтобы завершится криком отчаянья : Поговори со мной! — обращенном к почти незнакомому человеку.

24. Ир Чи . Я еду в лифте.

Хороший рассказ. Интересный стиль, повторы, нарушение правил синтаксиса, короткие фразы – создает быстрый ритм, так человек рассказывает о своем коротком счастье. Взахлеб, чтобы выслушали.

25. Михаил Лезинский. Незабудочка-цветочек.

Еще один качественный рассказ. Это рассказ о любви. Признавая его несомненные художественные достоинства, считаю, что он – на периферии темы. Да, в конце героиня одинока, и хочет найти свою военную любовь, но это уже – потом… Написан хорошо, добротно.

28. Виктор Быков. Соната тоски.

Тоскливое одинокое существование молодого человека. Как спасение – вызов проститутки. Иллюзия любви, иллюзия Главной встречи. Спасение от одиночества – в иллюзии. Текст местами тяжелый, слишком длинные фразы со многоими сравнениями.

37. Наталья Бацанова. С днем рождения, мама!

Тема раскрыта полно, откровенно и «жалисно». Горькое одиночество старой женщины, у которой большая семья. Этот рассказ, несомненно, будет пользоваться симпатией читателей. НА мой взгляд, ему не хватает свежести мысли как в фабуле, так и в ее изображении.

40. Анна Семироль. Бегство налегке.

Этот рассказ нельзя читать «с лету». Сколько бы ни читала – каждый раз открываю какие-нибудь новые черточки. Конец мне никак не давался, и вдруг – я все увидела, и все зазвучало иначе, и так же замечательно.
Бегство от одиночества – только в смерть. И там, по ту сторону – одинокий мальчик создает свой мир счастья… Удивительный язык, емкий, яркий. Шероховатости текста есть, подумаешь, доработает – они мЕлки в сравнении с глубиной содержания.

48. Финнеган. Внезапный уход Мастера.

Прекрасная миниатюра. Емкая. Грустная.

47.Тажбулатов. Уха.

Отличный, горький рассказ об одиночестве, о старости, о потерях. Возможно, идея и не особенно оригинальна, но написано хорошо, качественно, и в этом главное достоинство.

54. Ирина Карлссон. Моя тайна.

Яркая, живая миниатюра. Написано хорошим, образным языком.Тема одиночества в семье раскрыта без ненужных сантиментов, словно бы даже иронично, но весьма точно и тонко. К сожалению, у меня есть претензии к основной идее: необосновано существование О с героиней всю жизнь Начинаешь думать, что корни ее всегдашнего О в ее собственном эгоизме. Вот если бы ее секрет «ждал своего часа» — когда дети уйдут, внуки разлетятся, ну и муж – ут вообще неведомо что — тогда было бы логично. Оцениваю высоко – право автора увидеть О именно так, но как читатель – хочется поспорить

61. Михаил Смелянский. Письмо другу на тему дождя.

Это произведение нельзя читать в общей куче, на конвейре, для развлечения – ничего не поймете, не увидите. Лучше вечерком, в тишине, возможно, под шум дождя. Тогда-то и почувствуете и сочувствуете всем мыслям и настроениям.
Текст – ну, как и у всех, найти, при желании , можно недостатки. А зачем?

68. Владимир Борисов. (Vladimir) Рельсы, дмоик и больше ничего.

Страшненькая история о страшном человеке. Он мЕлок, ничтожен, и тем страшнее. Одинокий шакал, не волк, убийца по призванию. Он качественно расстреливал, он равнодушно убивает затем свою жену, потому что она открыла случайно его тайну. Причем, скорее, не из-за тайны, а из-за того, что придется с нею делиться добром, накопленным, напакованым на блокадниках. Его пасторальное уединение –это воплощение мечты жить только для себя, любимого. Возмездие находит его по принципу: Бог все видит, и способом, вполе ему соответвуюим: от скуки, походя, его убивают проезжие молодчики. Ничтожная личность, ничтожная смерть. И золото, ради которого он прожил половину жизни, оказалось просто кучкой побрякушек.

73. Elf. Платиновое одеяло.

Во-первых, что это за одеяло такое? Не смотря на все недостатки текста, в рассказе есть изюминка. Закрученный фэнтезийный сюжет, неожиданные повороты… Дружеский совет автору – отшлифуйте текст, получится весьма достойное фэнтэзи. Говорю вам, как поклонник этого жанра.

74. Гал Харб. Луна или месяц.

Интересная идея, сложная, спорная тема – неизлечимое, не исправимое одиночество гермафродита.

80. Андрей Гусев. Опыт на снегу.
Очень просто, почти сухо написанный рассказ. Все содержание пронизано щемящим чувством тоски об ушедшем, и в глубине самого естества героя – его неизлечимое одиночество. Эта фраза – блеск: «от смерти существует лишь одно лекарство — наши воспоминания».

86. Лара Галль. Сквозное одиночество.

Как говорится – открыла рот и закрыть забыла. Впрочем, так отзывы не пишут – меня же тут сейчас заклеймят нехорошимии словами.
Скажу иначе: это очень качественный, профессиональный, яркий, душевный, тематически выверенный рассказ.

94. Вознесенский. На берегу.

Человек – убегает ото всех и поселяется в лесу в избушке. Живет там один. Затем приручает волка. Затем появляется мальчик. Старик не хочет его принять, бережет свое одиночество, но затем принимает. Они счастливы вместе. Смерть волка от старости. Мальчик погибает в реке. Старик умирает от одиночества. Медленное, добротное повествование. Немного резкий переход от нежелания быть с кем-то к любви к мальчику. Словно текст пришлось сократить и эта тема выпала. В целом рассказ хороший. Качественный советскаий язык – как сказали коллеги.

104. Ева Наду. Ничего плохого.

Рассказ-матрешка, простите за сравнение. Имею в виду, что в нем тема раскрывается в нескольких линиях, как открываешь матрешку. Одиночество в семье. Одиночество – потому что сын где-то далеко. Одиночество побирушки. А еще он о милосердии и любви. Очень достойный внимания рассказ.

106. Игнат. Смерть придурка.

Он остался без семьи – что-то у них не сложилось. И вся его жизнь – горькое беспросветное одиночество. Яркий, образный текст, передающий интонации разговорной речи. Изломанная линия сюжета – словно и впрямь, рассказ вживую.

121. Вадим Чирков. Заветное слово в городе ста богов.

Симпатичный неслезливый рассказ о наших за бугром и почему они там одиноки. Хотя вроде бы даже и не одиноки. А вот – все не так и не то. И одно слово возвращает вкус к жизни.

122. А. Проскуряков. Абсолютная пустота.

Занятная фантастическая история. Как часто в фантастике обнажает сущность вопроса, отметая все сопутствующее: что, кто и когда… Если стремишься к полному одиночеству, устал от мира – твой путь в Абсолютную пустоту. Но в ней нет ничего хорошего и, прийдя в нее понимаешь, что туда идти не стоило.

129. Лора Тасси. Второе дыхание.

Вполне читабельный отрывок из повести. Равномерный, душевный, женский. Чтобы вечерком под пледиком за чашкой чайку… На мой взгляд – на периферии темы.

129. Инга Пидевич. Дела семейные.

В этом рассказе все вроде на месте: и тема присутствует, и текст вполне нормально сделан. А вот нет какой-то искры – чтообы почувствовать и посочувствовать героям.

130. Charusa. Подарок (из цикла рассказов «Катерина Матвеевна»)

Хорошо, выразительно написанный рассказ об одиночестве женщины , потерявшей сыновей. ОБ одиночестве ее невестки. О примирении и прощении.

132. Г. Нейман. Нахухоль или Записки одинокого

Рассказ поднимает проблему одиночества тех, кто не похож на всех – о геях, отверженных. Прекрасные пейзажи Израиля. Замечательные психологические сценки. Яркие воспоминания о Питере. Крепкий рассказ на сложную тему.

133 Игорь Б.Бурдонов . Мой архитектор.

Интересная притча. Стоит, чтобы ее заметили.

134. Бесон. ОТ Савелия Игнатьича с приветом.

Необычный рассказ. Старик уединившийся для того чтобы дожить жизнь. Также стоит прочесть.

135. Наталья Бакирова. Шестая дверь.

Еще один вполне добротный «женский» рассказ для женского журнала. Героиня одна, втайне бережет свою первую любовь, но одинока ли она на самом деле? Тема книг и чтения несколько затянута, все время ждешь еще какого-нибудь события, не только прихода Васьки, но ничего не происходит…

138. Веточка. Синдром Одиночества.

Нормальный, женский рассказ о женских проблемах для женского журнала. Тема присутствует. Текст сделан вполне профессионально. Немного иронии бы в конце. Такая женщина обязательно бы поиронизировала бы над собой.

140/ Izheavtor. Константа глупости трезвость.

Это ни на что не похоже. Ни рассказ, ни стихи в прозе, ни эссе… Поток одинокого бредового сознания на тему одиночества и бытия вообще. Спорно, но довольно интересно. НЕ укладывается в рамки причвычного. Стоит прочесть. Мне очень понравилось.

149. Кристинэ Керн. Ангел одиночества
Симбиоз поэзии и прозы. Эмоционально, волнующе. Можно придраться к отдельным образам, но в целом – интересно.

150. Фима Хайят. Прощание с героем.

Интересные размышления об авторе и его герое, о творчестве и одиночестве творца. О том, зачем мы пишем нужно ли вообще писать.

151. Леонид Рябков. Аста ла виста
Симпатичная мозаика мини-историй, Впрочем, и не историй, а размышлений, ощущений, мечтаний человека.

Как видите, уважаемые коллеги, сколько хороших произведений вы создали. Я намеренно не останавливалась на имеющихся недостатках, повторю лишь то, что говорю сама себе каждый раз: читаем и перечитываем, шлифуем и совершенствуем, учимся и прислушиваемся к мнению коллег, и критически (!) их переосмысливаем, и снова шлифуем…

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ОТЛОЖЕННЫЕ ВРЕМЕННО В СТОРОНУ. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О НЕДОСТАТКАХ ТЕКСТОВ.

Несколько слов о тех произведениях, которые не вошли в этот обзор.
1. Произведения «вне конкурса» — вне, так вне. Пусть пока вне и остаются.

2. Произведения, по моему скромному мнению, не отражающие темы данного конкурса. А если темы нет – увы, поговорим в другой раз в другом конкурсе. Или вне его. Любой автор может ответить – а я считаю… Конечно. Но если нужно разъяснять, где на картине король, а где лошадь – то картину стоит подправить.

3. Произведения, над которыми необходимо еще серьезно поработать, отточить мысль, отшлифовать текст:

— имеются опечатки и отсутствуют запятые – но этот недостаток я считаю малозначимым, хотя и вредненьким;

— некоторые тексты изобилуют «красивостями» и превосходными степенями сверх всякой разумной меры. Нагромождение их приводит к тому, что мысль тонет в сиропе, восторге, трепете… и уже плохо просматривается. Все хорошо в меру. Текст, при чтении которого в мне возникает ассоциация со словом «гламурненько», вызывает протест и желание погрызть соленый огурчик, дабы уравновесить сахар, залепивший мысли автора и мои собственные;

— в принципе то же могу сказать и о текстах с противоположной окраской : клубках длинных и не очень кровавых, мрачных, тоскливых фраз. Тексты под девизом «ой, как все гнусно, и будет еще гнуснее» — не пробуждают сочувствия к страдающему герою, а лишь недоумение и вопрос: а может, друг мой, ты сам творец своего … одиночества. Да и вязнет внимание в таких текстах, хочется их пробежать побыстрей, и сбегать умыться;

— спорные, невнятные и непонятные метафоры и проч. Если мне, как читателю, художественный образ непонятен, то – см. П.2 (о картине и короле). Примеров приводить не буду, приглядимся на досуге каждый к своему творению.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. О РЕЙТИНГЕ.

Дорогие коллеги!
Читательский рейтинг и выводы жюри суть две большие разницы, как говорят в Одессе, и уже не только в ней.

Читатель читает, сопереживает или нет, восторгается или нет, рыдает или нет – вместе с героями и авторами. И после этого – выставляет свои восторги в виде рейтинга. А не-восторги оставляет при себе.

Жюрящий читает и анализирует, препарирует, оценивает и сравнивает. И делает выводы. Разные. А уж ПОТОМ – расслабляется, восторгается и превращается в читателя и …см. выше.

Именно поэтому : Читательский рейтинг и выводы жюри суть две большие разницы, как говорят в Одессе, и уже не только в ней.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.

МОЙ ШОРТ-ЛИСТ ( в полном беспорядке поступления)

1. Villon. Совиный Новый Год.

2. Карен Агамирзоев (Тюлли) Фильтр длинною в жизнь.

3. Такой-то-Сякой. По чему я их не люблю.

4. Ир Чи . Я еду в лифте.

5. Наталья Черемина. Плохие стихи.

6. Попутчик. А дождь лил.

7. Ирина Карлссон. Моя тайна.

8. Анна Семироль. Бегство налегке.

9. Тажбулатов. Уха.

10. Михаил Смелянский. Письмо другу на тему дождя.

11. Андрей Гусев. Опыт на снегу.

12. Лара Галль. Сквозное одиночество.

13. Игнат. Смерть придурка.

14. Г. Нейман. Нахухоль или Записки одинокого.

15. Вознесенский. На берегу.

16. Izheavtor. Константа глупости трезвость.

17. Владимир Борисов. (Vladimir) Рельсы, дмоик и больше ничего.

18. Ева Наду. Ничего плохого.

0 комментариев

  1. marina_chernomazKira_Lyss

    Надеюсь, она полезна нам всем. Очень хотелось, чтобы мы еще раз задумались — и сделали наши ТВОРЕНИЯ еще лучше, еще ярче, чтобы наши мысли и наши чувства сделали этот мир немного лучше. С улыбкой. МЧ

  2. irina_karlsson

    Марина, спасибо за обзор! За анализ. Эх, поспорить бы!..
    Это все-таки не эгоизм, это,.. как сказать.. О не обязательно должно убивать и уничтожать. Можно научиться им управлять или даже любить его, использовать, погружаться в него. Одиночество — это ты сам наедине с собой. Единственный человек, который не оставит тебя никогда — это ты сам. Поэтому О — это общение с самим собой.
    Кстати, я поняла, что миниатюра чисто женская, материнская. Очень интересный факт.
    Спасибо.

  3. marina_chernomazKira_Lyss

    Рассказ не включен в обзор как не отвечающий теме конкурса. Я не увидела в нем ни одиночества души, ни противопоставления «герой и все остальные», ни каких-либо эмоций героя в связи с состоянием одиночества, ни поисков пути его преодоления. короче, ничего. Кроме того, качество текста достаточно низкое — повторые , ляпы, спорные сравнения и невнятные художественные средства. Многочисленные глагольные повторы, глагол был-было — чуть не в каждой второй фразе. Пессимизм и жестокость картонно-сценические, не вызывают доверия.

    А фантастичность сюжета — это не недостаток, это жанровая принадлежность, к которой я отношусь вполне нормально.

    Сожалею, но над Вашим текстом надо еще много работать, пока что он выглядит как работа ученика средней школы.
    Успехов и терпения, уважаемый автор. МЧ

Добавить комментарий