Рассыплется сосок в песок


Рассыплется сосок в песок

Рассыплется сосок в песок

Уж сколько раз твердили миру… И сам Крылов твердил, что лесть… Ну ладно. Так всегда бывает и, по сути, ничего нет нового – уже столько раз сталкивался с тем, что раз Крылова или Бальмина – раз есть книги, награды, раз некто великий хорошо отозвался (по щеке потрепал), то и хвалить нужно, а не-то попадёшь в список неугодных, и будут тебя со всех сторон клевать.
Вот интересно, чтобы написал Глейзер, если стихотворение про кариатид было написано не Эллой Крыловой, а, например, мной? Вот жаль, что нет такой возможности подсунуть ему этот стих от моего имени. И что бы я услышал? Наверняка, что-то вроде: Дима, твой опус представляет некий интерес, но нужно ещё работать и работать. Ну, посмотри, что у тебя твориться в ритмом:

А мне, быть может, еще предстоит -/-/—/—/ 10/4 (1)
стоять одной из кариатид, -/-/—-/ 9/3 (2)
поддерживая закат. -/—-/ 7/2 (3)
Полуулыбка небрежна чуть, —/—/-/ 9/3 (4)
небрежно ткань прикрывает грудь, -/-/—/-/ 9/4 (5)
и тело — складок каскад. -/-/—/ 7/3 (6)

А мир вокруг — сумасшедший мир,- -/-/—/-/ 9/4 (5)
истертый, исхоженный злом до дыр, -/—/—/-/ 10/4 (7)
весь в дрязгах и суете, -/—-/ 7/2 (3)
металл меняет на хлеб, а хлеб — -/-/—/-/ 9/4 (5)
на камень, и всякий — слеп, и не слеп -/—/-/—/ 10/4 (8)
лишь солнца глаз в высоте. -/-/—/ 7/3 (6)

И солнце мое золотит плечо, -/—/—/-/ 10/4 (7)
его объятие горячо. -/-/—-/ 9/3 (2)
Я — рострою корабля. \ /—-/ 7/2 (3)
И столько лазури в глазах моих! -/—/—/-/ 10/4 (7)
А солнце — вечный, верный жених, -/-/-/—/ 9/4 (9)
и будет утро, земля. -/-/—/ 7/3 (6)

Сквозь пальцы мои прорастает мох. -/—/—/-/ 10/4 (7)
Проходит сколько — не счесть — эпох, -/-/—/-/ 9/4 (5)
но только вечность одна -/-/—/ 7/3 (6)
известна мне. И пускай в песок -/-/—/-/ 9/4 (5)
рассыплются бедра, живот, сосок, -/—/—/-/ 10/4 (7)
мраморная стена, — /—-/ 6/2 (10)

я буду стоять посреди Ничто, -/—/—/-/ 10/4 (7)
сама — ничто, пустота, не то -/-/—/-/ 9/4 (5)
зияние и зазор, -/—-/ 7/2 (3)
не то простор и сиянье, и -/-/—/— 9/3 (11)
открытый, как бездны и выси твои, -/—/—/—/ 11/4 (12)
живое пространство, взор! -/—/-/ 7/3 (13)

Итого мы имеем на 30 строк 13 вариантов строки (почти половину, и это не вдаваясь во всякие тонкости). И, все-таки, конечно, приблизительно эту речь можно назвать упорядоченной. Назовем это все авторской интонацией, что ли. Мастерам так можно (эх, найти бы, не полениться рецензии, где Имануил распекал меня за такие вольности, например, в стихе, «Москва — аквариум» – но ладно уж, что позволено кому-то, то кому-то не позволено – это ж понятно).
Но ритм – это ещё полбеды. Куда хуже всякие несуразности. Честно говоря, при первом прочтении, когда я не сильно придирался, а просто читал стих, еще не зная ни кто автор, ни то, что вокруг стиха будет некий спор, я дочитал до соска нормально. Но сосок был настолько не в тему, настолько смешён, натянут, что дальше я и не стал читать – поставил три балла. Все-таки, стих не самый худший, однозначно.
Потом, после рецензии Надежды решил вернуться к нему. И еще раз споткнулся об этот сосок. Ну откуда он взялся? Ведь грудь у кариатиды хоть и небрежно, но, все-таки, прикрыта тканью (мрамором)? Кроме того, вся фраза мне показалась достаточно корявой:
И пускай в песок рассыплются бедра, живот, сосок, мраморная стена… Что-то меня напрягает в этом перечислении… Выходит, что сосок соизмерим с мраморной стеной. И рассыплется живот – спорно.
Но есть еще много строк, которые почему-то меня напрягают.

А мне, быть может, еще предстоит – чем отличается эта строка от
А мне, быть может, предстоит – «ещё» только заполняет дыру в ритме, не неся никакой особой нагрузки.

Полуулыбка небрежна чуть. Что это значит? Небрежная полуулыбка – это что скульптор её небрежно сделал? Ладно бы «пренебрежительная» улыбка. Но «небрежная», да еще с вынесенным в конец строки «чуть».

Мир истертый, исхоженный злом до дыр – ну это вообще на уровне школьника. Вот ходит зло по земле, и аж дыры от этого появились.

И солнце моё золотит плечо, его объятие горячо – чьё объятие – объятие плеча? Ну ладно – пусть солнца – но что нам даёт эта фраза, вообще какую информацию? И что значит союз «И» — т.е. кто-то и солнце? Или просто в ритм не попадало?

Солнце появляется трижды:
1. лишь солнца глаз в высоте… образ «глаз – солнце» древен как мир. Но раз речь о закате – то солнце уже не в высоте, как минимум.
2. И солнце мое золотит плечо… – «мое» относится к солнцу или плечу? Подозреваю, что к плечу.
3. А солнце — вечный, верный жених (что-то такое я уже слышал). Если близость кариатиды и солнца заключается в том, что оно ее плечо обжигает — то оно и все остальные плечи (включая соседних кариатид, и даже атлантов) тоже обжигает = т.е. вряд ли приходится говорить о верности. Если кариатида рассыплется – то вряд ли приходится говорить о вечном женихе.

Сквозь пальцы мои прорастает мох – никогда не присматривался к пальцам кариатид – но подозреваю, что мох там не растёт (иначе нужно предположить, что пальцы на ноге выполнены отдельно один от другого, а не прижаты друг к другу). Тем более, вообще на пальцах – которые, как известно, и на руках бывают.

но только вечность одна известна мне – что значит «одна вечность» – а две вечности бывает? Или это опять загрузка, чтоб в ритм попасть? Но только вечность известна мне – это о том же, но на слово меньше.

И столько лазури в глазах моих! А солнце — вечный, верный жених, и будет утро, земля. Так, а что сейчас ночь? Раз утро «будет»? Так, а кто плечо жжёт, и откуда лазурь в глазах (интересно, что плечо золотит, а глаза голубит – не знаю, раскрашивали ли кариатидам глаза в голубой цвет, но если это мрамор – то они тоже должны золотиться вместе с плечом)? И вообще она закат поддерживает. Или это о каком-то другом утре? Ну а земля — это, вообще, в нагрузку.

не то простор и сиянье, и открытый, как бездны и выси твои, живое пространство, взор! Уж слишком навороченное сравнение. Докопаться до смысла почти невозможно (набор практически синонимов: ничто (2 раза), пустота, зияние, зазор, бездна, высь, пространство, простор — сводит всю эту строфу к слову «пустота»). Здесь автор (сама ничто) обращается (среди ничего) к живому пространству (ничту), пытаясь отождествить себя с чем-то из синонимичного ряда (ничтожеств) – приблизительно так.
Зазор – это пространство между чем-то и чем-то – т.е. никак не может быть в пустоте.
я буду стоять посреди Ничто – что-то мне кажется, что правильно «посреди ничего».
Вообще, конечно, красивость – но как подсказывает логика – ты или что-то, или ничто – т.е. тебя нет вовсе. А выходит, что вокруг Ничто, она – ничто – и в то же время что-то.
Ну и, конечно, «взор» в последнюю строку попал для рифмы (это ж надо – при жизни кариатида была, как и все, слепая с лазурными глазами, а после того, как развалился даже сосок, превратилась во взор из ничто в ничто – кто был ничем, тот станет…).

И уж конечно я бы был не я если бы не попридирался к рифмам. Ну что такое «плечо-горячо» — это что из частушки:
— Милый, чо? Милый, чо?
Навалился на плечо?
— А я милая ничо,
Я влюбился горячо.
Закат-каскад, суете-высоте, ну и, конечно, песок-сосок, ничто – не то, зазор-взор.

Куда проще обо всём этом сказал Бродский:

Наверно, после смерти — пустота.
И вероятнее, и хуже Ада.

Ну, или:
Ты ничто и я ничто, вместе мы почти пейзаж..

Или:
В этом и есть, видать,
Роль материи во
Времени – передать
Всё во власть ничего,
Чтоб заселить верто-
Град голубой мечты,
Разменявши ничто
На собственные черты.

Или:
Теперь меня там нет. Означенной пропаже
Дивятся, может быть, лишь вазы в Эрмитаже,
Отсутствие мое большой дыры в пейзаже…

Или:
И по комнате точно шаман кружа,
Я наматываю как клубок
На себя пустоту ее, чтоб душа
Знала что-то, что знает Бог.

Или:
Ты всем была. Но потому что ты
Теперь мертва, Бобо, ты стала
Ничем – точнее сгустком пустоты.
Что тоже, как подумаешь, немало…

Идет четверг. Я верю в пустоту.
В ней как в Аду, но более херово.
И новый Дант склоняется к листу
И на пустое место ставит слово.

Ну и последнее:

ТОРС

Если вдруг забредаешь в каменную траву,
выглядящую в МРАМОРЕ лучше, чем наяву,
иль замечаешь фавна, предавшегося возне
с нимфой, и оба в бронзе счастливее, чем во сне,
можешь выпустить посох из натруженных рук:
ты в Империи, друг.

Воздух, пламень, вода, фавны, наяды, львы,
взятые из природы или из головы,—
все, что придумал Бог и продолжать устал
мозг, превращено в КАМЕНЬ или МЕТАЛЛ.
Это — конец вещей, это — в конце пути
зеркало, чтоб войти.

Встань в свободную нишу и, закатив ГЛАЗА,
смотри, как ПРОХОДЯТ ВЕКА, исчезая за
углом, и как в паху ПРОРАСТАЕТ МОХ
и на ПЛЕЧИ ложится пыль — этот загар ЭПОХ.
Кто-то отколет руку, и голова с плеча
скатится вниз, стуча. (читай: рассыплются бедра, живот, сосок).

И останется торс, безымянная сумма мышц.
Через тысячу лет живущая в нише мышь с
ломаным когтем, не одолев гранит,
выйдя однажды вечером, пискнув, просеменит
через дорогу, чтоб не прийти в нору
в полночь. Ни поутру.

И стоило ли столько воды разводить, чтоб сказать то же??

0 комментариев

  1. Dront

    Дмитрий, подобная лексика в поэтических текстах называется «косноязычие». И не о чем тут говорить. Автор не владеет как техникой, так и умением правильно построить фразу. А на Глейзера не обращай внимания, поскольку тексты его самого не выходят по уровню за рамки юношеской версификации…..

  2. dmitriy_drozd

    Дело не в косноязычии — это может быть и стиль такой, и Моисей кажется был косноязычен. Дело в том, что на конкурсе мы оцениваем не авторов вообще — а конкретный стих — и если стих слаб, нужно найти в себе смелость сказать об этом даже лауреату какой-то премии. Мне проще — я автора лично не знаю.

  3. Dront

    Честно говоря, я вскользь просматривал конкурсные опусы, но, самое главное, что те авторы, коих я хорошо знаю, не изменили собственного уровня,(т.е. «от плинтуса до верхней планки») а по сему имя значит много. Во всяком случае — является ориентиром. Но жаль того, что открытий не произошло. А всякие там премии, лауреатства и т.д. — это же не серьезно. «Скажите мне кто конкретно присуждал премию и я скажу чего она стоит»)

  4. dmitriy_drozd

    Не — премии — это серьёзно! особенно денежные! А деньги не пахнут как говорил один гражданин делавший бизнес на туалетах… 🙂
    На конкурсе нормальный процент брака. И, все-таки, это был только первый конкурс — еще нераскрученный и совершенно безбюджетный. А что с него выйдет — увидим — ещё ж даже лонг-листа нет.

  5. imanuil_gleyzer

    «Вот интересно, чтобы написал Глейзер, если стихотворение про кариатид было написано не Эллой Крыловой, а, например, мной? Вот жаль, что нет такой возможности подсунуть ему этот стих от моего имени. И что бы я услышал?»

    Мечты. мечты! Чтобы написать «Кариатиду» надо родиться поэтом милостью Божьей! … а не промышлять сомнительным новаторством на ниве стихосложения…

    Элла Крылова

    Стезя

    Памяти Поэта

    Что там, в окрестностях сердца, какая погода?
    То солнце, то ливень и пятое время года.

    И пятой колонной восточно-западных штудий
    стоишь, чтобы лоб об тебя разбивали люди.

    А надо как все. По законам овечьего стада
    иль волчьей стаи — как люди простые, надо.

    Но не получа. Ибо небо избаловало
    тебя под стопой ощущением пьедестала,

    избаловала земля ощущеньем нимба.
    Но быть тебе экспонатом не рая — лимба.

    Хотя и сейчас уже сестры твои и братья
    тебя приписали к аду, душа в объятьях.

    Душа — в объятиях — воздуха, ветра, мира,
    но — чур! — не от мира сего. В твоих пальцах лира —

    скорее рога оленьи в плюще и мирте.
    И spiritus твой настоен на чистом спирте.

    И совесть твоя чиста, как страница с текстом
    псалма не Давидова, но из того же теста.

    И путь твой окольный непрям, как удар кинжала,
    чтоб Вечность Вселенную кесаревым рожала —

    облегчить ей муки. И ты, разменяв на звуки
    Харонову драхму, плывешь, умывая руки

    в летейской воде — без ладьи. Без ферзя, без пешки.
    Без слез, без надежд на амнистию. И без спешки.

    2006.

  6. dmitriy_drozd

    Имануил, у нас разный подход к критике — Вы видите имя — и начинаетет хвалить — независимо от конкретного произведения — так сказать по совокупности трудов. Я вижу — имя — и если автор — живой классик — то я и жду соответственного уровня — и подхожу гораздо строже, чем к любителям — кому больше дано, с того больше и спроситься — а хвалить за какие-то прошлые заслуги и приводить какие-то прошлые стихи — не вариант — тем более, для конкурса одно стихотворения.

  7. Akc

    Дмитрий, а почему Вы ничего не сказали про «небрежно ткань прикрывает грудь, и тело — складок каскад» — уже прочли мой коммент (под разбором Нади) и не захотели повторяться? Или в самом деле не заметили этой запятой? Все-таки «тело — складок каскад» — это сильный образ!
    🙂

  8. Akc

    Им, мне казалось, что уж «облЕгчить» должно действовать на Вас, как красный плащ на быка, это даже не «бы лоб об» парой строчек выше — это знаменитое «углУбить мЫшленье»… Да, есть много удачного, изящного, эффектного — но приводить в качестве эталона стиш с этими «горбачевскими ударениями» — это на Вас непохоже!
    :))))))))))

Добавить комментарий