Обзор поэзии конкурса «Леди и Рыцарь Мечты» (Часть 1)


Обзор поэзии конкурса «Леди и Рыцарь Мечты» (Часть 1)

ОБЗОР ПОЭЗИИ КОНКУРСА «ЛЕДИ И РЫЦАРЬ МЕЧТЫ»
(часть 1) )

Будем лишь помнить, что вечно к иному

Ярко стремимся мы в сне золотом.

Будем молиться всегда неземному

В нашем хотенье земном!

К. Бальмонт

Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она не дает успокоиться. Показывает новые, сверкающие дали; иную, тревожащую нас жизнь, желание этой жизни. В этом ее ценность. И в этом ценность могучего обаяния рассказов Грина.
Александр был ужасным неудачником. Безрадостное существование, нежелание учиться, скитание по одесским портам, ночлежкам… В несчастьях он терялся, прятался от людей, стыдился своей бедности. Даже богатая фантазия мгновенно изменяла ему при первом же столкновении с тяжелой действительностью. И все же… Грин всегда надеялся на случай, на неожиданное счастье.
«Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни, а высоко в небе – то Южный Крест, то Медведица, и все материки – в зорких глазах, хотя твоя каюта полна непокидающей родины с ее книгами, картинами, письмами и сухими цветами…»
Вот и татуировка на груди Александра – шхуна с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса – тоже изображение мечты.
Свои книги Грин населил миром веселых и смелых людей, прекрасной землей, полной чудесных лесов и солнца и удивительными событиями, кружащими голову, как глоток вина.
И пусть реальная жизнь была ограничена для него грязной ремесленной школой, ночлежными домами, непосильным трудом, тюрьмой и хроническим голодом. Но где-то за чертой серого существования сверкали и манили к себе страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав. Там жили совсем другие, черные от загара люди, — золотоискатели, охотники, самоотверженные женщины.
Из статьи К. Паустовского:
«Грин умер, оставив нам решать вопрос, нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он.
Да, нам нужны мечтатели. Пора избавиться от насмешливого отношения к этому слову. Многие еще не умеют мечтать, и, может быть, поэтому они никак не могут стать в уровень со временем».

И, возможно, именно поэтому мы все еще, пусть иногда и глубоко в душе, продолжаем быть романтиками, фантазерами и мечтателями, верим, что все обязательно будет хорошо и… пишем об этом стихи.
Итак, наш конкурс, посвященный писателю Александру Грину и его творчеству, имеет лишь одну цель — найти романтиков, добрых фантазеров, Леди и Рыцарей Мечты среди авторов нашего портала.
А значит, вперед, на алых парусах, на поиски…
Река широка, широка,
Вода глубока, глубока,
Лодка легка, легка.
Так далеко, далеко плыть,
Так светло, так неясно жить,
Все видеть, все видя – любить.
Вьется река, как змея,
Душа спокойна моя,
Длинным веслом правлю я.
(А. Грин. Из повести «Вокруг центральных озер»)

Перед тем, как начать свой обзор, я хочу заранее извиниться перед теми авторами, кого может оскорбить моя критика.
Я всегда отстаивала право писать стихи чувствами, а не размером, ритмом и рифмами. Я не написала ни одной критической рецензии, считая, что каждый человек, написавший стихи, вложил в них кусочек души, и что любое творчество заслуживает, как минимум, уважения.
Но…
Эти произведения выставлены на конкурс, а значит, каждый автор должен быть готовым к тому, что его творения будут препарировать, сравнивать с другими и оценивать.
Не обижайтесь. Никаких личных симпатий или антипатий. Я просто рассматриваю поэзию.
Все нижесказанное всего лишь мое личное мнение и не обязательно совпадает с мнением остальных членов жюри.

1. Марк Львовский
Любовь — великая мечта!

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60381
Стихи, в которых мечта ассоциируется с любовью, но только той, любовью, которая подобна чуду.
Любовь как песня без конца,
Для старика и сорванца,
Подобно фее чудеса,
Творит волшебница мечта!

Стихи написаны 4-стопным амфибрахием. К ритму претензий нет. А вот рифмы… Все рифмы мужские, но слишком много неточностей: мечта – тебя; суета – мечта; чудеса – мечта.
Слог каждого писателя, независимо от формы речи (прозаическая она или поэтическая) и таланта писателя, должен отличаться:
1) правильностью;
2) ясностью;
3) точностью;
4) чистотой.
В этом произведении очень много стилистических ошибок и неясностей. Например,
Любовь – мираж, порой мечта,
Когда не ты и ни тебя,
Когда того, кого ты ждешь,
Ты не дождешься, ни найдешь.

Такое впечатление, что читаешь набор плеоназмов. Изобразительность речи практически отсутствует. Единственное, уже достаточно затертое сравнение – «любовь как песня без конца». А ведь я знакома с творчеством автора… Есть очень приятные произведения…
Одним словом, если придерживаться критериев – оригинальность, эмоциональность, мастерство, грамотность и техничность, то оценка не высока…к сожалению.

2. Дьяченко Нина
Мечтами вредно наслаждаться!

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60368
И снова мечты о любви. Что ж, это справедливо, о любви мечтают все и в любом возрастном периоде.
В тебе застыть – и задыхаться…
Обнять, прижать, оцепенеть,
Себя, тебя – весь мир согреть.
Мечтами вредно наслаждаться!

В этом произведении больше эмоциональности, чем в предыдущем. Речь тоже ярче. Интересно сравнение – уста, «как искривленные мосты». А вот «в тебе, как в чае, растворилась», возможно, и необычно, но мне не очень понравилось, звучит по-бытовому на фоне остальных эмоций, претендующих на возвышенные. А теперь об очевидных недостатках. Размер не выдержан. Особенно в первой строфе. Вторая более стройная. Кольцевая рифма выдержана, но в первых двух строфах – мужская, женская, женская, мужская. А в третьей они меняются местами. Это тоже сбивает с плавности чтения. Рифмы точные, но слишком простенькие, вот только «пустоту – умру», достаточно сомнительна.

3. Юлия Чиж
Остались мечты…

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60417
Прекрасное стихотворение, где мечтами являются сны о домике с дымком из трубы, нежном ветре, цветущем саде, аромате лилий. И жаль, что сны развеются, а останется только загаженный сквер. И все же… Мечты остаются.
Мне приснилась сосны животворной смола,
Желтой каплей прозрачной, упавшей в песок…
Словно викинг, захватчица суши – волна…
Ветер нежный, ласкающий вскользь завиток…

Мне кажется, что здесь очень удачно использована метафора, и сны — это не просто описание природы, а желаемое состояние души. А загаженный сквер — это наша жизнь, со всеми ее сквернами, болезнями, несчастьями, данными нам за содеянные ошибки и зло.
Безупречный 4-стопный анапест. К рифмам особых претензий нет. Даже «содеяли мы — мечты» звучит достаточно благозвучно. Красивые эпитеты — прозрачная капля смолы, нежный, ласкающий ветер. Оригинальное сравнение — «словно викинг, захватчица суши — волна». Еще понравилась метонимия — «разве боль нас очистит от скверн». Единственное место, вызывающее сомнение — предложение в первых двух строках. Слово «упавшей», кажется, не в том падеже.

4. Татьяна Герасимова
РОЗА

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60431
А вот еще один сон. Или мечта. Стать цветком. Розой. Жить как в сказке, разговаривать с ветром и луной и дарить миру гармонию и свет.
Жду росу поутру, лепестки чтоб раскрыть,
Солнцу радуюсь просто, открыто.
Я — часть света его, ветра часть. Может быть,
Часть гармонии, всеми забытой.

Четкие рифмы. Читается мягко и очень музыкально, как почти все стихи Татьяны. Красиво звучит тропа:
Говорю языком одним с ветром, луной
И с дождём пошепчусь, свою жажду уняв.

И все же неточности есть. Стихотворение написано 4-стопным анапестом, но в первых двух катренах перекрестная рифмовка мужских и женских рифм, а в третьем и четвертом — все рифмы мужские. Это ломает ритм.

5. Марк Луцкий
ПРОПАЖА

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60432
А вот Марк мечтает найти пропавшую молодость. Впрочем, кто из нас этого не хотел бы?
Пропала молодость! Беда!
А вдруг найдут? Грызут сомненья,
Ведь помогают иногда
Нам розыскные учрежденья?
Лечу туда, беру листы,
И, заполняя те анкеты,
Пишу: «Надежды и мечты»
В графе — «особые приметы»…

Тонкое сочетание иронии и грусти рождает легкость в каждой строке. Идеально выполнены ритм (4-стопный ямб) и рифмы. Кроме эпитетов и метафор особой изобразительности в речи нет, но это нисколько не умаляет оригинальности произведения.

6. Сергей Матросов
Пока ты мимоходом здесь…

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60434
Эти стихи — настоящий призыв вспомнить о романтике и мечтах.
Пока тебе невмоготу
Ни сквернословить, ни молиться —
Схвати снежинку на лету,
Сглотни, а выдохни звезду,
Страницу, виселицу, птицу
(святыню, женщину, мечту)…

Стихи оригинальны в своей задумке, но… возможно, это экспериментальная поэзия? Одиннадцать строк. 4-стопный ямб. Но ритмика строк непонятна. Рифмы вообще достаточно странно расставлены. С логикой тоже не все в порядке, мысль не везде четко и ясно прослеживается. А вот спутанные метафоры («мертвецки жив и в стельку трезв») и антитеза (сглотни снежинку, выдохни звезду) очень интересны.

7. Ло Ли
КОЛЫБЕЛЬНАЯ

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60447
Сразу возникает вопрос — малыш беспечный — это мужчина или ребенок? Потому что в зависимости от этого слишком отличаются смысл и, соответственно, сама мечта.
Спи, малыш беспечный, сладко спи.
Пусть не обо мне ты видишь сны,
Прикоснусь я к спящему рукой, —
Помечтать не грех, что ты со мной.

Сначала о достоинствах стихотворения. Ритм плавный и напевный, что создает впечатление убаюкивания. Именно это и нужно для колыбельной. Красиво звучат сравнение — «лебедушка-беда» и метафоры — «месяц шепчет», «сердце заставляет: жди».
Но если, все же, о недостатках, то в третьем катрене третья строка ломает ритм. Рифмы либо неточны, либо совсем сомнительны: «спи — ржи», «все — лицо», «беда — ждала», «спи — сны». Ясность речи тоже не четко прослеживается. Например, строка «плачет фея над тобой во ржи». Это малыш спит во ржи или фея там плачет. Впрочем, она плачет над ним… Одним словом, Колыбельная интересна, но требует тщательной доработки.

8. Вадим Цокуренко
ЯГОДЫ (романс)

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60450
Прекрасный романс о любви, молодости, чувствах, воспоминаниях…
…Осень золотом листья окрасила —
Липы, клены, березы, сирень.
Оттенила она, обозначила
Одиночества грустную тень.
Белым шлейфом над стылыми реками
Заструился холодный туман…
Мы весну свою с Вами проехали,
Что ж осталось по осени нам?…

Очень качественная техника. Просто шикарные эпитеты, метафоры и сравнения. «Загадочный флёр», «развевался белым шлейфом вуалевый газ», «блеск нефритовый трепетных глаз», «одиночества грустная тень», «темных веток рисунок графитовый».
Есть ли недостатки? Много повторений. Особенно слова «нефритовый». Но контекст от этого не страдает. Возможно, это изюминка именно романса. Смутили два момента. Может ли быть сирень пунцовой? И еще, двойственность строки: «Мы весну свою с Вами проехали». Мы с Вами свою весну проехали — то есть молодость наша ушла? Или мы весну проехали с Вами — то есть проехали свою молодость вместе? Но это уже, как говорится, вредные придирки.

9. Хельга Янссон
Гарольд Прекрасноволосый (легенда)

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60454
Судя по пояснениям, легенда действительно существует. И, наверное, она прекрасна — совершить рыцарский поступок, чтоб завоевать руку и сердце любимой.
Край, где свирепствуют распри
Я покорю для нее.
Ради Гиды Прекрасной,
Сердце укравшей мое.

Прекрасная тема, отличная задумка. Но стилистические ошибки начинаются уже с объяснения. Просто прочтите внимательно этих три строки. Сколько раз споткнулись? Неужели ни разу? И дальше: «я покорить смогу ей». Предложение построено неверно. Кстати, в третьем катрене это же предложение, но уже без ошибок. Не стоит жертвовать смыслом ради рифмы. Лучше подумать, как сделать все правильно. Рифмы неплохие, кроме разве что «власы — здравствуй». А вот ритм… Дактиль периодически сбивается на хорей. Есть понятие балладной строфы. Если поработать над стихотворением, получилась бы неплохая баллада.

10. Дмитрий Комаров
Н.Ф.

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60458
А вот здесь моя душа просто отдохнула. И даже немного погрелась у камина горящего сердца. Столько романтики, грусти, чувств, нежности… любви…
Вновь вернется привычка к городу.
С нею — страсть не себя играть.
А в груди Твоей сердцу-золоту
Предстоит, не тускнея, ждать.

Неба лацканы бело-синие
Нашей осени так подстать!
Как же хочется мне по имени
Через годы — Тебя позвать!…

Идеальный слог. Безупречные рифмы и ритм. Что показалось очень оригинальным (не знаю, заметил ли это сам автор), рифмы не только правильны, они составляют очень интересные смысловые пары. «Кружево — стужами», «ног — дорог», «городу — золоту», «встречать — шептать». Каждая пара рождает свой образ. Изобразительность речи в стихотворении — вообще особое блюдо для гурманов. Первых же две строки:
Полдень солнечный света нитями
Серебрится на ряби луж…

Красиво, правда? А дальше:
Новостройки сереют плитами
Необжитых бетонных душ.

Потрясающая метафора. Честно говоря, я с удовольствием разобрала бы каждую строку и порадовала бы читателей, ну хотя бы сравнениями: «ворох листьев — цветное кружево», «сердце-золото». Но просто посоветую — прочтите сами.
А вот неточностей, Дмитрий, уж извините, не нашла. Сколько ни копалась. Хотя бы ради принципа. Разве что пару глагольных рифм… вот же вредная.

11. Сешат
Медовое лето

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60461
Медово-романтическая зарисовка.
Медово-призрачное небо,
Заката горькое вино,
Цикада в знойной дрожи лета,
И нам, казалось, все равно –
Что это призрачное небо,
Что лед в устах и облаках,
Что здесь мы есть и нет нас где-то…

У меня вызывает сомнение соответствие стихотворения теме конкурса, но… будем считать, что это мечты и воспоминания о любви. Хотела бы указать на еще один, наверное, все же, недостаток. Все стихотворение состоит из одного несогласованного предложения. Это несколько мешает восприятию смысла.
4-стопный ямб не вызывает никаких претензий. Рифмы… Ну, не очень: «неба — лото», «трав — глазах». Но понравилась красота повествования: «заката горькое вино», «мед в устах и облаках», «мед окутал шалью-сетью и отражается в глазах».

12. Елена Текс
Любовь давно поистрепалась…

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60464
А в этом стихотворении мечты о настоящей любви и грусть о том, что «рыцарей не стало».
В век, непростительно бездумный,
Устали мы от разных бед.
Вся наша жизнь – по кругу бег,
А в ней любовь и мы – безумны.
А как же долго я мечтала
Тебя увидеть, рыцарь мой!
Увы, хоть плачь, хоть волком вой,
Но нынче рыцарей не стало.

4-стопный ямб выдержан. Кольцевая рифма простенькая, но тоже выдержана. Изобразительность не изобилует оригинальностями, но общее впечатление вытягивает философский смысл самого стихотворения.

13. Батый Ирина
Пусть совпадет со сказкой время

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60478
Интересные мечты… Чтоб метро стало дворцом, пассажиры – свитой, а парень паладином.
Пусть совпадет со сказкой время
Метро покажется дворцом
Будь свитой, пассажиров племя,
Он – паладином, не юнцом!

Дальше начинаются трудности. В третьей строке первого катрена не хватает два слога. Кроме того. Несмотря на то, что рифмы присутствуют, в первом и втором катренах перекрестная рифма мужской и женской, а в третьем и четвертом – наоборот. Предложения построены труднопроизносимо.
И только миг толпа взирает
На девушку. Ее где ж друг?
Не он ль с букетом в зал вбегает,
Быть может, к ней, в объятья рук?

Изобразительность речи так же не впечатляет. Вообще, я удивлена, потому что читала и другие произведения автора. К примеру, в новогоднем конкурсе, я поставила Ирине высокую оценку.

14. Михаил Дынкин
Анна

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60503
Стихи, очень хорошо передающие атмосферу произведений Грина.
В тесном трюме крысы сатанели.
Колотился ветер в паруса…
На открытке – сад и Анна еле
Движется. Цветочная пыльца
Золотом стекает ей на пальцы
Тонкие и белые… А здесь
Злые волны бьют в сосновый панцирь…

Что ж… Интересное построение. В первой строфе 12 строк, во второй – 5. Ритм выдержан четко. Оригинальные рифмы: «сатанели – Анна еле», «пальцы — панцирь». Вот «паруса — пыльца» — смущает. Эмоциональность ярко выражена эпитетами: «злые волны», «пена грязная», «звездные калитки»; метафорами: «крысы сатанели», «колотился ветер»; аллегориями: «волны бьют в сосновый панцирь», «горизонт затянут пеной грязной», «старик гладит смерть по синим волосам».
Единственное место, о которое споткнулась – пятистрочная строфа. Потом поняла, что голубые рожки улитки были у волны. И еще. Мне кажется, что если рассматривать произведение отвлеченно от конкурса и Грина, не каждый ясно поймет его смысл.

15. Иосиф Лазарев
Запланированная любовь.

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60529
Неужели любовь – это не мечта, не неожиданная случайность, не встреча двух взглядов, а всего лишь запланированное начало с запрограммированным концом?
Готова фраза: «Как я рада!»
Запрограммирован конец –
Ну, словом все, что людям надо
Для притяжения сердец.
И жизнь в игру преобразилась,
Войдя в привычную ей роль.
И началось, и закрутилось…
— Я провожу тебя, позволь.

Все же с мечтами, оговоренными в теме конкурса не все ясно.
Тем не менее, 4-стопный хорей выдержан четко. Рифма смущает только одна: «титул — покинул».. Изобразительность… Читается легко, но все тропы и эпитеты постоянные, слишком часто используемые.

16. Евгений Бунин
На свете рыцарей не стало меньше!

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60537
А это ответ Елене Текс. Существуют еще рыцари, обожествляющие в мечтах любимых женщин.
На свете рыцарей не стало меньше!
И в повседневности, в заоблачной мечте
Обожествляем мы любимых женщин
В поэмах, музыке, холсте!
Из океана доброты и света
По синей глади лебедь приплывет.
И горький яд не будет пить Джульетта,
И никогда из жизни не уйдет.

Интересно сопоставление любимых женщин лебедю, Джульетте, Снегурочке, мадонне… Написано эмоционально и с воодушевлением. Рифмы правильны. А вот ритм сломан безжалостно. Если посчитать слоги, получается такая картинка: 11-12-11-8; 11-10-11-10; 10-13-12-11; 11-8-9-8. Особых оригинальностей в изобразительности текста нет. Есть некоторые недочеты в грамматике составления предложений.

17. SOLAMIO
Ночной романс

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60558
Романс о любви. Или Нелюбви. О чем же все-таки мечтает лирический герой?
Простите, все, что было – не для нас.
Я говорю и сам себе не верю,
Смотрю в окно, а вы уже у двери –
Мои слова, восприняв как приказ.
Прочь застучали ваши каблуки.
Метнулось свечки трепетное пламя…
И, может быть, мы б не расстались с вами,
Когда бы вы не отняли руки…

А роман-то хорош! Ну, или, по крайней мере, — интересен. Чего стоят обороты: «холодный свет луны залил земные перекрестки», «язвительный язык лепечет признания», «пламя свечки метнулось». Но есть и недочеты. Первые две строки запутаны по смыслу. Есть грамматические неточности.
Размер и рифмы выдержаны. Но логика самого стихотворения похожа на пресловутую женскую (нет, нет, нет и еще раз да!). Если бы она отвечала на письма, они бы не встретились. Но она, судя по всему, отвечала. Тогда он сказал: «все, что было – не для нас». Она послушалась и ушла. Чему он несказанно удивился. Вот такой кавардак при всей красивости повествования. И снова задумалась – а в чем же мечты? Может быть, если бы я читала произведение не в контексте конкурса, то оценила его выше.

18. Потомок Чингизхана
Мурашки по коже вязью…

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60565
И снова мечты о любви. На этот раз инетной любви.
Мурашки по коже
вязью…
На сердце тепла,
нега…
В словах твоих нежных
вязну,
Как вязнут в февральском
снеге…

Интересны ритм и построение произведения. Размер смешанный и кажется, что перекатываешься по волнам. Или это мурашки вязью? К рифмам особых претензий нет. Не понятно мне с каким хрустом придется отворить калитку в душу… Возможно, это личное невосприятие слова… Может, смысл в том, что душа давно не открывалась и все «love story» уже забыты, поэтому хрустит – скрипит? – как несмазанная дверь.

19. Злата
Любовь Дракона

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60568
И все-таки Злата – боец по жизни. В этом стихотворении удачно сочетаются любовь и огонь, свет и тьма, мечты и борьба.
Нам вечно жить. И пусть нам служит Тьма.
В бессмертье к нам придет на помощь Свет.
Нам подчинится белая Луна,
И в солнце нам преграды больше нет.

Стихи интересны по смыслу и достаточно философичны, заставляют задуматься о том, что хотел сказать автор. Есть некоторые, на мой взгляд, по смыслу неясные или нелогичные места. Рифмы просты, но выдержаны. А вот ритм сбит в третьем катрене. В остальных выдержан.

20. Евгений Какузин
Лети пчелой

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60584
А в этом стихотворении автор не только мечтает и фантазирует, но и призывает помечтать с ним. Причем его фантазии представлены медоносным лугом (неплохое сравнение).
Лети пчелой на медоносный луг
Моих ночных безудержных фантазий –
Их трудно выразить произнесеньем вслух,
Но жизни ход без них однообразен!

Вообще-то смущает, верное ли стилистически выражение «выразить произнесеньем вслух»… Ритм нарушен в третьих стихах 1-го и 2-го катренов. Насторожила рифма: «воображеньем — лени». Эпитеты красивы, но неоригинальны. Зато оригинальность состоит в аллегоричности самого стихотворения.

21. Евгений Эр
новая золушка

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60590
У каждой Золушки свои мечты. Некоторые мечтают о «принце-ковбое «Малборо» в синих штанах на Мерседесе».
Сидишь на высоком холме
Золушка, девушка из
Сельской глубинки.
На ткацкой фабрике сплошные станки
В них душа;
Небеса набекрень

Определение разновидности стихотворения вызвало у меня затруднение. Ритм и рифмы отсутствуют, но даже у вольных, белых стихов и верлибров есть свои правила. Это произведение – что-то среднее между названными разновидностями. Вот и выходит, что тема не нова, стихи не совершенны, грамматика оставляет желать лучшего. Стилистика тоже. «На ткацкой фабрике сплошные станки в них душа». У станков душа или Золушка им душу отдала?… Немного философии. Ровно настолько, чтоб пожалеть Золушку-провинциалку.

22. Илана Вайсман
На смерть Ромэо

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60605
Романтиков никогда не перестанет волновать судьба Ромео и Джульетты. История давно стала нарицательной. С ней сравнивают любовь драматичную, любовь безумную, любовь запретную, всепоглощающую и прекрасную. И, возможно, Илана пытается не только остановить Ромео от неверного шага, но и спасти Любовь как таковую.
Ах, сколько счастья будет впереди:
Ночей безумных золотые сети,
Венчания торжественный мотив,
Веселые веснушчатые дети.
Вендетта кончилась – свободы рай.
Сегодня с милою пойдешь к обедне,
Лишь погоди, прошу, не умирай,
Продли, продли свой поцелуй последний…

Столько эмоциональности и чувств… А какая образность! «Пусть бубен солнца грянет вездесущно, лучом пронзая», «ночей безумных золотые сети», «от неизбежности саднит душа».
Безупречный ритм, кроме, пожалуй, строки, где задиристый Меркуцио вмешался своей последней буквой имени. Рифмы интересны. Есть, правда, не очень точные: «вездесущно — неимущим», «родной — канон», «впереди — мотив». Но, читается произведение слажено. А в душу, так просто врывается своим эмоциональным потоком.

23. Наталья Коткина
Рисунок

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60606
Наверное, это самая настоящая любовь, когда в человеке нравится все – и непослушный рыжий вихор, и смешной неклассический нос, и неидеальность, и несхожесть характера.
Твой вихор непослушный, что соткан из солнечных прядей,
Голубые глаза и смешной неклассический нос
Карандаш выводил на полях запыленных тетрадей,
Как выводит художник одну из задуманных поз…

Редко встречающийся пятистопный анапест, кстати, четко выдержанный, создает плавность и напевность повествования. Хочется закрыть глаза и слушать, как звучат строки. Вот такие стихи я просто обожаю. Цветаева писала стихи любви «коньками пО льду и кольцом на стеклах», «расписывалась радугой небесной». А Наталья рисует «на солнечной глади залива, на седых облаках, разгоняемых ветром мечты». Красиво нарисованы и такие образы: «вихор непослушный, сотканный из солнечных прядей», «карандаш, выводящий рисунок на полях запыленных тетрадей». Почему запыленных? Возможно, героиня уже давно не рисовала в тетради своей души. Как часто мы захлопываем свои тетрадки, стерев все, что успели в них нарисовать и оставляем пылиться, но когда-нибудь кто-нибудь… Ах, кажется, я увлеклась.

24. Петрова Юлия
Мечтаю. Наяву.

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60642
Поскольку допускалось размещение лишь одного произведения, буду говорить лишь о «Мечтаю».
Произведение о мечтах. Именно о мечтах.
Мечтаю – королевой лета стать.
От мечты могу часами я не спать.
Хочу посетить Голливуд.
Как красочно должно быть тут.

Кажется, я начинаю выкручиваться и придумывать, что сказать. Простите, но ведь сказать-то нечего. Кроме попадания в тему (хоть и не совсем романтичного) и старательно подобранных простоватых рифм. В произведении нет ничего литературного.
Еще раз прошу прощения, но разбор превратился бы в только лишь оглашение ляпов и ошибок.

25. Марк Азаров
Курс на Зурбаган

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60650
Когда-то Александр Грин выдумал несуществующий город Зурбаган, который, кстати, как две капли воды похож на Севастополь. Только тот, прежний. А теперь мы поем гриновским мечтам песни и ищем свой Зурбаган, стремясь к нему на бригантине наших мечтаний.
Белый лев на башне книгу нам откроет,
Нашу бригантину в гавань пропустив,
Зурбаган радушно примет нас с тобою,
Паспорта и визы не спросив.
Мы наполним кружки золотистым элем,
Мы сердца наполним новою мечтой,
Все, что дальше будет, поровну разделим,
Прошлое оставив за кормой.

Смешанный, но выдержанный ритм, что часто бывает у песен. Атмосфера гриновских произведений.. Правильные рифмы, если не считать глагольных. Запоминающиеся и привычные эпитеты и метафоры: «хриплый оклик чайки нас разбудит», «теплый ветер с моря вдаль нас позовет», «сердца наполним новою мечтой». Понравился образ радушного Зурбагана, не спрашивающего паспортов и виз на вход в мечту.

26. Николай Хлебников (X-nick)
АЛЫЕ ПАРУСА (из цикла ‘Сказка — ложь’)

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60671
Свое видение феерии «Алые паруса» представил Николай Хлебников. Намекая на то, что в сказках ложь, а на самом деле все было так:
Была мечта, да – уплыла.
Теперь куда? Домой?
Домой она бы и пошла…
Но – чувствует спиной
Толпу гогочущих сельчан.
Идти назад? – Уволь!
А впереди – лишь Океан
Идет…
Вперед…
Ассоль…

Вот такой НЕоптимизм. Стиль напоминает сказки Высоцкого.
Два фрагмента с разным размером, причем в первом фрагменте размер «гуляет» в каждой строфе по-разному. Рифмы интересные, но есть неточные: «вином — письмо», «уплыла — пошла». Впрочем, если это песня (я все же провожу параллель с Высоцким), то все эти неточности сглаживаются.
Эпитеты усиливают трагичность иронии: «влюбленный Грей заждавшейся Ассоли», «парус ал», «небо голубО», «усталый незнакомец в пыльной куртке», «немыслимый приказ», «гогочущих сельчан».
Ах, Николай, зачем же Вы ее утопили? Неужели в реальности не бывает алых парусов и вот такого конца, как у Грина: «Он сидел, тихо водил смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом, и думал о счастье…»

27. Bran
Баллада странствий

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60676
Оптимистичная баллада, зовущая в путь, в странствия, за мечтой и непознанными чудесами.
Дай, ветер, силы парусам
За горизонт нести,
По водной глади след чертя,
В чужих краях найти
Звезду, что серебро лучей
Прольет на наш корабль
И смертным даст очам узреть
Внемировую даль,
Чтоб каждый мог в седой туман
За вспыхнувшей мечтой
Уйти наперекор богам
К реальности иной.

Действительно, балладные строфы. Четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Размер четко выдержан. Рифмы неточные: «небес — блеск», «души — пути», «нести — найти», «корабль — даль», «ничто — его», «небес — блеск». Но общее впечатление вытягивает ритм. Произведение хорошо построено и несет в себе особую атмосферу, благодаря созданным образам: горизонт – это место встреч «вод морских и пелены небес»; на небесных картах судьбой проложена дорога; корабль по водной глади чертит след; мечта вспыхивает в седом тумане реальности.
Сомнение вызвало словосочетание «внемировая даль». И не очень ясны строки: «как хлад дыханья крепит дух и направляет взор».

28. Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН
ВЫ, МОЙ ДРУГ, ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ…

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60685
Ах, сколько «по-женски» грусти и нежности… Ах, мужчины, если бы вы знали, как могут мечтать о вас Женщины… Пусть даже и немного хмельные.
Вы, мой друг, за тридевять земель,
Я от Вас, за тридевять не-нОчей…
Я соскучилась… по-женски… ОЧЕНЬ…
Пуст бокал – коварна стерва-хмель.

Елена просит простить ей каприз использования слова «хмель» в неправильном роде. Я бы простила. Уж очень хорошо вышло.
Интересны метафоры – «тридевять печалей», «тридевять не-нОчей», «я словами обнажалась», «чья-то трель увлекла Вас больше»; эпитеты – «мучительна немая хмель».
Все стихотворение построено на использовании апостроф, что очень ярко передает состояние лирической героини. Особенно повторение в 3 строфе – «если б знали, если бы Вы знали». Просто сквозит безнадежность.
Есть несколько не совсем точных рифм, но в основном, рифмы и размер выдержаны четко.

29. Вадим Соколов
Гасконская оказия про

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60690
А я и не знала, Вадим, что Вы такой шутник…
Краткий пересказ произведения позволите?
Сия песнь повествует о бедном гасконце, который, надев широкий боливар и прихватив даму подмышку, отправился претворять божий дар. Но сначала нужно выпить, иначе дар не претворится. Шампанское к тому времени выпила дама. Перешли плавно на Бургундское. Дама из-подмышки сползла на седло, пришлось поправлять – осоловела совершенно! – и отпаивать Бургундским с ведра, висящего на бедре. И все это, судя по всему, на ходу, хоть и не понятно пока на ком было седло. А дама, значит, от Бургундского, упавшего сверху на шампанское, вдруг протрезвела. Крепкий организм… Остальное ведро с горя выпил гасконец. И вдруг перед ними грядки. Пушистые и мягкие. Вдумчивый читатель, наверняка поймет. Что к грядкам они подъехали не для того, чтоб полоть. Потому как дама разделась полностью, а гасконец ограничился шляпой. Может, и до остального бы дело дошло, но его губы залепило кляпом. Видать, дама постаралась. Хотел отлепить или сбежать… но конфузы налицо. Уточнять какие именно и на чьем лице – не будем. В каждом повествовании должна быть изюминка. Одним словом, процесс пошел. Вот почему гасконец при этом вспомнил любовную историю с англичанином? Видимо, дама после выпитого была слишком страстной и захотелось чего-нибудь НЕдамского и более сдержанного, ведь англичане известны своей холодностью. Впрочем, какая разница. Гасконец и сам не понял, зачем об этом думал. А в это время свечерело. Это то же самое время суток, когда воркалось. Интересно, они с утра на грядках колбасятся или с обеда? Гасконец устал. Причем не от дамы, а от мыслей. Сверху заболело, а снизу, черт возьми, все тишь и благодать, сколько дама ни старалась. Тогда гасконец решает не ждать финишных аккордов, отвязывает коня (значит, все-таки конь был!), надевает шляпу… Но дама тоже не лыком шита. Останавливает его и вносит предложение – а может, лыжи сначала снимешь? То бишь ботфорты тебе, парень, мешали. Одним словом, снова не удалось бедняге сбежать. И только ночь приплыла лебедушкой. Лес отразил крики. Нечаянно. Видимо, дама добилась-таки своего. Куда все это лес отразил не знаю, но луну зацепило, и она свои лики попрятала в тенях…
Бургундия, Нормандия, Париж или Прованс,
И в ваших жилах тоже есть огонь,
Но умнице Фортуние, ей богу не до вас!
Пока на белом свете,
Пока на белом свете,
Пока на белом свете есть Гасконь!
Я знаю, что друзья называли Грина Гасконцем. Но вряд ли они посвящали ему такие стихи.
Не обижайтесь, Вадим, примите мой вольный пересказ за шутку.

30. Ольга Багаева
Дорога к звёздам

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60694
А как вам такая мечта – покорять звезды! И не меньше, и не больше.
Я на звезды смотрю:
Мир огромен и пуст.
Я – пылинка в громаде Вселенной.
Но себе говорю:
Далеко они? – Пусть.
Мы достигнем и их постепенно.
Бесконечности зов,
Увлекающий нас,
Повторяет грядущего ноту.
Явью сбывшихся снов
К нам придет звездный час –
Час для Дальнего в космос полета!

Хорошо выдержанный анапест со смешанным числом стоп в стихах. Получились балладные строфы наоборот. Рифмы хорошие. Эмоциональность, чувственность, изобразительность – все на уровне. Образы, правда, несколько затертые: «мир огромен и пуст», «я – пылинка в громаде Вселенной», «бесконечности зов», «к нам придет звездный час», «шанс подарит судьба». Но на фоне достаточно высокопарной темы самого произведения, все выглядит приемлемо.

31. А Ахундов
Где-то ходит по свету волшебница

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60722
Любовь, похожая на рай… Или, скорее, на сказку. Кто не мечтает о такой?
День простится и в траур оденется,
Замигают окошки квартир,
За одним вечер встретит волшебница,
Что творит для меня этот мир!
Бодрость духа усталостью сменится,
Бодрость сердца ничуть не поправ.
Ляжет спать дорогая волшебница,
Заклинанье любви прошептав.

Очень нежные стихи. Даже не верится, что на такие чувства способен мужчина. Все образы и эпитеты создают впечатление сказки: «замигают окошки квартир», «вечер встретит волшебница, что творит для меня этот мир», «заклинанье любви прошептав», «со мной это милое, нежное и волшебное будет всегда», «называй меня солнышком ласковым и почаще светить заставляй», «бесконечности мерить длину». Очень интересна аллегория, которой Айдын изобразил вечер – «день простится и в траур оденется».
Размер – анапест – выдержан четко и имеет интересную форму. В нечетных стихах не один лишний слог, как принято, а два, что добавляет мелодичности произведению.
Есть одна сомнительная рифма – «ласковым — сказкою». Остальные, даже если и не совсем точны, то достаточно благозвучны.
Можно было бы, конечно, покопаться в смысловых фрагментах, но не очень хочется, настолько приятное впечатление оставляет стихотворение.

32. Берлов
Прекрасной даме.

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60763
Жизнь, конечно же, не справедлива,
На мольбы беспощадно глуха,
Ты сегодня свежа и красива,
А проснешься уже старуха.

Это, кстати, все произведение.
Краткость – сестра таланта? Возможно. Но ни мечты, ни романтизма в произведении не заметила.
Не о чем говорить.

33. Алла Барлинова
Руки помню твои…губы жадные.

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60776
Воспоминание – это те же мечты… Мечты вернуть утраченное.
Губы помню.
Храню крестик маленький.
Ни для ради.
Теперь все равно:
Дни, события…
Тонут кораблики
За ушедшим вслед
Очень давно.

Кстати, последняя строка из-за четырех согласных подряд, трудно читается, что создает впечатление нарушения размера. Тем не менее, размер и рифмы выдержаны, хоть и есть несколько сомнительных – «жизнь — пуржит», «маленький — кораблики». Впрочем, читаются они здорово.
Яркие эпитеты, метафоры и олицетворения: «губы жадные», «по тебе жгу свечу», «ты моложе на всю мою жизнь», «я хотела бегом – в одиночество, да отстала», «имя-ладанку, от дуновения, намотает на жертвенный крест».
Хочу сказать, что произведение мне очень понравилось, но есть в нем стилистические и грамматические ошибки, которые создают двойственный или интуитивный смысл некоторых фраз. Стихи стоило бы подправить.

34. Ярослав Хельги
«СНЕЖИНКА В РАЮ»

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60794
Как здорово читается это произведение именно сейчас, когда за окном метет и хочется спрятаться в тепло и уют кресла, раскрыть интересную книгу и увлечься происходящим… где-нибудь на жарком пустынном пляже.
Застыла, вздрогнув, средь игры беспечной пара
Забыв друг друга, оглянулись на меня
Адепты грёзы посреди любви пожара –
Кольнув их пламенем холодного огня,
Снежинка малая легла на бархаты их кожи…
В раскрытой книге завершая свой полет.
О, вы простите, зачитался, был неосторожен –
Открылась форточка, а ту у нас метет…

Абсолютно неотшлифованный размер! Рифмы точные, но в перекрестную рифму в середине вдруг врывается кольцевая. Но, честно говоря, все это тонет на фоне изобразительности и, я бы даже сказала, интеллектуальности речи. «Весь утопающий в цветах на гибких лозах», «волны с водами, прозрачными, как воздух, бегут лениво вглубь лагуны безымянной», «прекрасный бог песок с ладони сеет», «во пряди влажные от солнца луч вплетает, до совершенства доводя картину рая», «все балансирует над чувственным обрывом», «адепты грёзы посреди любви пожара», «кольнув их пламенем холодного огня».
Эх, отшлифовать бы и знаки препинания расставить…

35. Вир Вариус
Убелённый сединами мальчик…

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60824
А теперь сходим на поиски мечты вместе с убеленным сединами мальчиком.
Я ищу заповедные тропы
В запыленном житейском бору,
Не вверяю судьбу гороскопам,
Но сомненья на веру беру.
А когда я теряю дорогу,
На высокую лезу сосну,
Зажигаю Луну-недотрогу
И, как факел, с собою несу.

Стихи – просто прелесть. Все то, что не привела в цитате, ничуть не хуже этих строф. Недостатки? Рифмы шалят – «дальше — мальчик», «сосну — несу». Но знаете, когда, читая, слышишь музыку, не хочется ни к чему придираться.
Размер выдержан четко. Образы вылеплены настолько умело, что вместе с героем улыбаешься в начале и грустишь в конце. «мартовский кот-трубадур», «в запыленном житейском бору», «зажигаю Луну-недотрогу»
Годы мчат все быстрее и дальше,
Только я все бреду наугад,
Убеленный сединами мальчик,
Потерявший дорогу назад.

36. Сихайя
Бросить

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60856
Расставание… Горькая участь…
Проси меня бросить…
Поставить крестом
На нашу Голгофу
Распятие. Плеть.
Легла по мне. Проседь
Расходным бинтом.
На боль-катастрофу
Не смей не смотреть.

Четко выполненное произведение. Все то, что я люблю в поэзии – аллегории и метафоры на уровне крика души. Но… я не увидела мечты, только боль. Не увидела романтики, только пронзительную грусть и безысходность. Не оценивать вообще – не позволит душа. Поставить высший балл – не позволит совесть.

37. Шрайк
Иллюзион печальных грёз

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60861
Люди, которым даровано умение чувствовать, этим же умением и наказаны…
… Как первый луч рассвета ярок.
Сквозь иней стёкол меж гардин
Упал на треснувший камин –
Пустой, заиндевелый, старый.
Как зябко в этом жестком кресле.
Я ухожу, что ворошить
Архив иллюзий! Не воскреснет,
Не быть тому, чему не жить.

Пронзительность и нежность, красота и грусть в каждой строке. Просто удивляюсь, огромное произведение – 15 строф – выполнено очень интересно. В четных строфах кольцевая рифма, а в нечетных — перекрестная. Все образы такие мягкие, словно нарисованы акварелью: «я сам себе беру билеты в иллюзион печальных грез», «на лапах фонарей-божков качу, покуда вьюга ярит», «присели ели темной стаей под хрусталем цветного льда», «крадется лунный свет, как зверь, дыханьем шторы чуть колышет», «нам до рассвета быть с тобою в усадьбе старых зимних снов», «пройдем по анфиладе комнат», «пока мороз и вьюга спорят», «в твоих глазах свеченье моря», «мы остановим счетчик лет», «будет длиться губ моленье», «замерзшие кристаллы грез блестят, кружась по анфиладе». Неужели вы еще не влюбились в эти стихи так, как я?

38. И. А. Шевченко
* * * (авт. Искрина Наталья)

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60864
Интересное стихотворение, но, кажется, не в теме конкурса.
Теперь зима, высокое давленье,
Теряешь равновесие на льду.
Пишу письмо на Сириус, в правленье:
Прошу прощения, сегодня не приду.
Вы там уж без меня – у нас запарка,
Чиню крыло – вчера попали в шквал,
И штурман пьян, и трасса так коварна –
Андрей-апостол вас предупреждал.

39. Толстой-Американец
Романтическая мелодия для будильника

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60881
Интересный смысл произведения. Обычно будильник вырывает нас из грез и мечтаний сна, а здесь:
Вот зазвонит будильник на столе –
И можно будет жизнь начать сначала,
Из дома выйти в предрассветной мгле
Оставив все, что руки нам связало,
Отплыть с рассветным бризом от причала
За горизонт, к неведомой земле.

Какая необычная рифмовка – абабба, причем все рифмы выдержаны. Размер – 5-стопный ямб – тоже. Стихи достаточно философичны. Честно говоря, не везде проследила ясность мысли. Есть интересные тропы: «реальности пустеющие грезы», «осень за окном роняет слезы», «увидеть бархат с золотым шитьем сквозь грубый плащ дождя, где нет просвета», «вечная весна окружена беспечным океаном».

40. Эллахэ
Защити меня, воин

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60883
Даже самая сильная женщина мечтает быть под защитой.
Защити меня, воин,
Я устала быть сильной.
Из великой из воли
Я сбежала. Прости мне.
Я врала тебе, воин,
Что не нужно мне жизни,
Что не чувствую боли
И что слез мне не выжать.

Размер – анапест – выдержан четко. Почти все рифмы неточные: «воин — воли», «воин — боли», «жизни — выжать», «двое — воин», «воин — стою», «ладонях — дома», «мгновенье — время», «воин — водою», «ведомый — свободный». Образы и аллегории яркие, но иногда нечетко осмыслены: «но жестокое время разрывает глазницы».

41. Виталий Гайдачук
Водосвятие.

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60933
И еще один интересный рисунок:
Пряди солнца рыжие
У виска.
Хоть глаза бесстыжие –
Но робка.
Посмотри внимательно
На меня
Парой завлекательных
Бесенят.
Вкуса меда с мятою
Губы те.
Впору водосвятием
Гнать чертей.

Вот за что люблю поэзию Виталия – так это за оригинальность. Размер – не просто привычный 4, 5, 6-стопный хорей. Нечетные строки состоят из семи слогов, а четные – из трех. Поэтому коротенькие строчки не проговариваются, а произносятся нараспев. Не очень точные рифмы и есть уж слишком знакомая – «рыжие — бесстыжие», но общее впечатление от этого не портится. Оригинальны и образы: «облака на выгоне разбрелись», «синь рукой безумного написал», «пряди солнца рыжие у виска».
Единственное… Не смогла я четко увязать произведение с темой конкурса.

42. Евгения Таубес
Диалог

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60939
В начале произведения приведены строки – обращение к Рамиресу Е. Кавериной. Само же произведение выполнено в форме ответа Рамиреса своей сестре.
Ты хочешь, чтобы я связал себя законным браком,
Считаешь, сладким может быть супружеский хомут.
Но без любви кусать и выть я буду, как собака,
Любовь приходит не тогда, когда ее зовут.
Любовь внезапна, словно гром в весеннем чистом небе.
И, не делясь ни с кем, она владеет всей душой.
Да, ты права. Я не святой и никогда им не был.
Я знал любовь. Она была… Она всегда со мной.

Очень эмоциональный и чувственный диалог вышел. Яркие сравнения: «но без любви кусать и выть я буду, как собака», «любовь внезапна, словно гром в весеннем чистом небе». Хорошие рифмы, четко выдержанный размер.

43. Арман
Смерть юноши поэта (отрывок)

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60944
О любви мечтают, ее ждут с нетерпением, а иногда за нее даже отдают жизнь.
Она бессловно поняла,
Что сердце юное питало,
Но вида все ж не показала,
Лишь знак любовный подала,
И, скинув белые шелка,
Поднялась с ложа золотого,
И за собою увлекла
Питомца музы молодого.
И в уединенье, в тишине,
При ярких звездах и Луне,
Всю муку сердца разгадала
И негой страстной обещала
Огонь желанья утолить,
Но лишь с условием одним:
Он должен жизнь ей подарить!…

Интересно построение отрывка (наверное, поэмы?). И даже не знаю, оригинальность это или недостаток. Ритм ломанный, рифмы разбросаны в совершено произвольном порядке. Изобразительность речи выдержана в стиле лиро-эпических поэм.
Интересно, но…

44. ОВАНЕС ГРИГОРЯН
Литературное мероприятие в женской колонии

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60974
Любви покорны не только все возрасты, о ней мечтают молодые и старые, красивые и обыкновенные, праведники и заключенные.
Осень. Лучшее время для чтенья стихов
заключенным.
В зале, окрашенном белым, нас уже ждали
в разноцветных платочках убийцы, воровки,
мошенницы, авантюристки…
Словом, обыкновенные женщины,
каких можно встретить повсюду: на улицах,
на ярмарках и в концертных залах
и особенно в приятной семейной обстановке –
в окруженье родных и близких…

Между прочим, само произведение не такое пугающее, как название, потому что дальше речь идет о любви. Очень эмоциональный верлибр. Словно письмо любимому человеку, когда мы рассказываем сначала о делах обыденных, а потом все же срываемся на слова любви. Легко и приятно читается, хотя вся изобразительность построена именно на эмоциональности. И только.

45. Андрей Шехватов
Было ли?..

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60988
Говорят, что поэзия – это состояние души. Но иногда так трудно разобраться в этом состоянии…
Сумерки лето
Цельсий по венам
В отблесках где-то
Прах Карфагена
Сказки Нагваля
Будды улыбка
Запах копАля
Встреча так зыбка
Сна ароматы
Сотканы плотью
Месяц горбатый
Помнит нас… Вот как…

Прошу прощения… но не смогу правильно оценить это произведение.

46. Сергей Соколов
ЗУРБАГАН

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=60991
А это стихотворение – настоящее посвящение Грину.
Перечитать и не перечить,
Махнуть к далеким берегам,
Где ураган и рвёт, и мечет,
Где гложут волны Зурбаган.

Там паруса в рассветах алы
На гордых мачтах бригантин.
Там есть один корсар бывалый
По странной кличке Алекс Грин.
Он одинок и тих, и странен.
Он любит море, как Улисс.
Сегодня спит он в Зурбагане,
А завтра он уходит в Лисс.

Размер выдержан четко. Рифмы интересные. Правда, есть пару сомнительных: «берегам — Зурбаган», «полночь — волны». Атмосферу гриновского времени умело подчеркивают эпитеты и метафоры: «ураган и рвет, и мечет», «день и ночь поют волынки», «абордажных сабель звень», «паруса в рассветах алы», «молитвы молвят тихо волны небесным и морским богам», «океан во сне колышет волшебный город Зурбаган», «дождями смыть душевный грим». Очень понравилось слово «звень». Звонкое такое, яркое.

47. Эрнест Стефанович
«И не твое…»

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=61009
И все же чаще всего мы мечтаем о любви. Мечтаем снова пережить волнующие когда-то минуты.
Уже морщинка
Врезалась в межбровье,
Молчи – иль нет,
Скажи – неглубока.
А в сердце бьется
Горечь
Вместо крови –
Гниющих яблок
Черные бока.
И ветви рук
Обуглены по плечи,
Которыми навряд ли
Шевельну.
Скажи, солги –
Что помнишь день
И вечер,
И ночь, и дым,
Укутавший луну.

Образность речи вырисована так, что любовь олицетворена с садом. Сгнили яблоки, почернели ветви и ушла любовь. Размер и рифмы выдержаны четко. Последняя строфа, как мне кажется, слишком высокопарна и размыта по смыслу.

48. Алёнушка
Занесённые морем почти на край света

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=61041
О чуде из океана мечтает Аленушка.
Мы все ждали чего-то, надеясь на чудо,
В пустоте между небом и океаном
Но, увы, не является из ниоткуда –
Не является чудо из океана.

Ну что сказать. Рифмы, размер… на первый взгляд все присутствует. Но. Возможно, смена ритма в каждой строфе, технически допустима. Но читается это как сбой размера. Рифмы очень просты или даже повторяют друг друга. И что больше всего не понравилось. Очень много лишних слов, использованных, видимо, для того, чтоб дотянуть до размера.

49. Vercingetorix
Во имя

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=61060
А каким, собственно говоря, должен быть настоящий Рыцарь?
Сдуть пыль с веков, тяжелый спрятать меч,
Сойдя под аркой радужных ворот,
Откинуть волосы с уставших плеч,
И позабыть. Что имя – Ланселот,
Пройти к дворцу, доспехами звеня,
Спеть серенаду е Ее балкона,
И можно вновь оседлывать коня
И ехать в путь на поиски дракона.

Приятное впечатление от произведения. Расставить бы запятые правильно… И еще. Рифмы верные, но на фоне всех мужских рифм в шестую и восьмую строки закрадываются рифмы женские. Это нарушает ритм.

50. Юрий Юркий
Рыцарю мечты.

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=61082
А это стихотворение вполне могло бы стать эпиграфом нашего конкурса.
Сегодня у нас – у читателей – праздник,
Ведь сто двадцать пять лет родился назад
Грин – рыцарь мечты и идей самых разных,
Кто был бедняком, но духовно богат.
За выдумки, что поощрялись едва ли,
Гасконцем его называли друзья.
Гринландией мир его книг называли,
Без коего он не прожил бы и дня.
Он жил постоянно с обыденным в споре –
Герои его говорят, как бы нам:
«мечтайте о звездах, мечтайте о море,
Учитесь летать и ходить по волнам!»
Романтики дух всюду веет над нами…
Немало на свете есть всяких чудес
И их надо делать своими пуками,
Чтоб образ мечты на Яву вдруг воскрес!

Тема, как говорится, в тему, жаль, что есть слишком заметные ошибки.

И, пожалуй, на вот такой ноте закончу первую часть своего обзора.

Не расслабляйтесь, продолжение следует.

0 комментариев

  1. helgayansson

    К сожалению, о существовании балладной строки узнала позже, чем написала стихотворение «Гарольд Прекрасноволосый». В новых стихих стараюсь следить за рифмой и ритмикой. Как получается — пусть судят другие. К сожалению недостаток музыкального и литературного образования ощущаешь в течении жизни…
    Но, надеюсь, ещё не поздно чему-нибдь выучиться?
    С уважением, Хельга Янссон.

  2. elena_shuvaevapetrosyan

    🙂 Спасибо, Наталья, за оценку! Знаете, когда экспериментируешь в чем-то, так важнО мнение окружающих. Спасибо Вам!
    Обзор читается с интересом, так хорошо, что Вы процитировали отрывки из рецензируемых стихотворений, дали ссылки, что очень удобно для тех, кто еще не знаком со стихами участников.

    Всего самого наилучшего!

    С уважением,
    Лена

  3. ernest_stefanovich_

    Да, уж… Уже пошли благодарности за оценку… А уважаемая обозревательница сразу предупреждала, что оценок не ставит, и, наверно, поэтому обзор получился почти объективный. Почти, потому что абсолют только Вышнему подвластен, да?
    Спасибо (нет, не за оценку, которой и нет, и не должно быть по определению самой Натальи Б.), — за труд!

  4. vitaliy_gaydachuk

    Наташа, я согласен, что мой стиш не по теме конкурса. он просто о любви..о чувствах..Но мне досточно ваших добрых слов о нем и того, что стихотворение было прочитано многими читателями! Это ведь главное для автора- быть читаемым! Спасибо!

    Искренне ваш,

    в.

Добавить комментарий