«Мы вместе бродим средь теней,
Живущих в уголках воспоминаний,
Видений лабиринтов памяти моей
И образов несбывшихся желаний»
А.Асмолов
В целом участники финала показали достаточное знание стихосложения, законов рифмы, размеров стиха, умение «делать» настроение стиха, выбирать сюжеты «с искрой» (или с икрой, кому как больше нравиться).
«По радио опять хоронят Севу
Опять играют марши и балет,
А ночью, говорят, видали Деву
И говорят, младенца с Девой нет.»
(Руслан Норов «Сплетни»)
Но вместе с вышеперечисленными неоспоримыми достоинствами «финальной» поэзии мирно сосуществуют и недостатки… (что, конечно, не мешает авторам быть выразительными и вдохновлять читателей). Но хочется больше радости. Хотя, с другой стороны, если ее нет, то откуда взять… Увы…
«- Я покидаю их, Отец.
Пусть носят сами свой венец!»
(Гюльшан Тофик гызы)
Ведь для этого и пишут стихи – чтобы слиться со своей печалью-грустью-горем-обидой в стихе, пережить это, а завершая стихотворение чувствовать себя более светло, и закончить соответственно. Как в стихотворении Ильи Славицкого «Вчера, Сегодня,Завтра»
«…Мы в книге смысл отыскиваем тщетно,
Мы ищем мудрость в буквах и словах.
А, может, мы сквозь сито сеем прах,
И нет алмазов в наших мелких сетках?..
…Но что бы эта жизнь нам не сулила –
Все возвращается, и все земное – было…»
Что для читающего стихотворение гораздо приятнее, и вызывает желание возвратиться к этому произведению или искать новые стихи этого автора.
Как это достичь гибкости и живости стиха, вот в чем вопрос… ?-( Это зависит от степени искренности автора, от готовности идти на творческий и духовный (душевный) риск, от желания узнать себя… Это не просто… Но достижимо.
Еще мое внимание привлекли несколько интересных по форме и по содержанию стихотворений, — «Поэт» (памяти В.Иванова) Богданова Т.В., «Песнь о великом подвиге славных ахейцев» Александр Парошин, Кудинов Илья «Мертвые души». Это действительно затейно и привлекает и в смысле игры слов и в смысле культурной памяти. Это классно и увлекательно – интеллектуальные игры. Но, как мы все знаем, не интеллект делает поэзию поэзией. Поэзия удается потому, что в ней есть что-то настоящее, искреннее чувство, мечта, боль.
Александр Шапиро сказал замечательно, что
«Где нет души —
там нет и красоты…»
Очень порадовало в смысле «души и красоты» стихотворение Пирель «Математическое».
«И в этом суть, пожалуй. Всем в цепочке
бессмертие — в рассрочку и на вынос.
В делимом — жизнь. В уме — хотелось дочку б.
В остатке — я. Обычная. Плюс-минус.»
Интересно и с юмором звучит «Antismoking» Олега Арха.
«Себя от ужасной напасти спаси,
Послушайся лучше совета:
Слюнявь что угодно, кусай и соси,
Но в рот не бери сигарету!»
И нравоучительно, и чувство слова, формы и языка – есть. 🙂
Понятно, что в стихах «не решить нам всех проблем» 🙂
И «Королевская рать», призванная под знамена 2-го закрытого финала, выполнила свое предназначение – найти короля и королеву — с честью.
спасибо, Марина)
Здравствуйте, уважаемая Марина!
Прочитав Ваш обзор, рада была найти себя среди тех, на кого Вы столь благосклонно обратили внимание. Приведу цитату:
«Еще мое внимание привлекли несколько интересных по форме и по содержанию стихотворений, — «Поэт» (памяти В.Иванова) Богданова Т.В., «Песнь о великом подвиге славных ахейцев» Александр Парошин, Кудинов Илья «Мертвые души». Это действительно затейно и привлекает и в смысле игры слов и в смысле культурной памяти. Это классно и увлекательно – интеллектуальные игры. Но, как мы все знаем, не интеллект делает поэзию поэзией. Поэзия удается потому, что в ней есть что-то настоящее, искреннее чувство, мечта, боль».
Рада, что Вам показалось мое произведение «затейным» и привлекло Вас в смысле «игры слов и культурной памяти». Однако Вы отмечаете, что мое произведение относится к классу «интеллектуальных игр». И в нем нет чего-то настоящего, нет искреннего чувства, мечты, боли.
Позвольте Вам ответить словами из моей «Сонаты».
ТЫ в мир пришёл и сир, и наг,
Изведать тайны скорбных влаг,
Построить дом, зажечь очаг,
Лелеять свет, беречь свой стяг,
Любви оттачивать алмаз,
Узор чеканить дерзких фраз,
Хранить в душе, что видит глаз,
И жить, как будто в первый раз.
***
Эти слова относятся отнюдь не только к Вячеславы Иванову, но и к каждому из нас, кто имеет смелость писать стихи. Мы все пришли в этот мир «сиры и наги», чтобы «изведать тайны скорбных влаг».
И жить, как будто в первый раз!
Неужто Вы думаете, что эти слова я написала только ради интеллектуальной игры?
Вы, наверное, просто не прочитали их. Увидев посвящение поэту прошлого (кстати, теперь недостаточно известного), Вы, видимо, решили, что все слова, написанные в «Сонате», относятся только к нему.
И написать их я могла только ради «игры».
Поэт рождён,
Чтоб стать пророком.
Постигнуть этот век жестокий
И, прозревая тайны рока,
Стихом зашифровать свой сон.
Наверное, я слишком глубоко «зашифровала» свой сон о Поэте, что мои слова показались Вам лишенными искренних чувств.
Что ж…
Поэт пишет лишь в надежде, что его поймут…
Исполнен мыслью одинокой –
Что он когда-то понят будет…
С уважением,
Татьяна Богданова
Татьяна, спасибо за Вашу сдержанность и женскую мудрость.
Вяч. Иванова я читала, и даже увлекалась его стихами (как и многими стихами поэхтов серебряного века). И очень понимаю Ваше трепетное отношение к стихам этого поэта.